Научный прогресс, инновационные изменения, протекающие в обществе, формируют требования к будущим педагогам, необходимые для успешной профессиональной образовательной деятельности в условиях информатизации и цифровизации образования. В настоящее время в нашей стране активно ведутся работы в рамках нового масштабного проекта «Современная цифровая образовательная среда» [1], реализуются программа цифровой экономики [2] и «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [3], требующие нового формата обучения школьников. Поэтому перед высшим образованием стоит сложная задача подготовки не просто высококвалифицированного специалиста, но профессионала, отвечающего требованиям цифровой экономики, цифрового сообщества и современного рынка труда, способного работать завтра в совершенно новых информационных условиях. Высокий уровень профессиональных компетенций, сформированных у студентов в педагогическом вузе, становится залогом востребованности и успешности их как будущих специалистов.
Успешность, в свою очередь, зависит от уровня ИКТ-компетенций студентов и готовности использовать их в своей будущей профессиональной деятельности.
Действующий в настоящее время профессиональный стандарт педагога предусматривает владение ИКТ-компетентностями, среди которых общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) [4].
Цель исследования состоит в определении путей формирования ИКТ-компетенций студентов педагогического вуза в условиях цифровизации образования.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования являлись образовательные стандарты высшего образования, профессиональный стандарт педагога в части формирования ИКТ-компетентности, личные наработки авторов статьи в области использования информационных технологий в образовании. В исследовании использовались теоретические (анализ научной, учебно-методической литературы, федеральных и нормативных документов по проблеме исследования) и эмпирические (наблюдение, анализ документов и опыта работы преподавателей, методы прогнозирования, сбора и накопления данных) методы исследования. Методологическим обоснованием к использованию данных методов стали деятельностный, личностный и системный подходы.
Результаты исследования и их обсуждения
Рассмотрим процесс формирования ИКТ-компетенций будущих педагогов на примере подготовки бакалавра педагогического образования в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [5].
Согласно учебным планам вуза формирование указанных компонентов целесообразно при изучении следующих дисциплин: «Информационные технологии в образовании» и «ИКТ и медиаинформационная грамотность». На этих дисциплинах студенты осуществляют определённые виды учебной деятельности, способствующие формированию компонентов ИКТ-компетентности (таблица 1).
Таблица 1
Формирование компонентов ИКТ-компетентности студентов при изучении дисциплин
Дисциплина |
Информационные технологии в образовании |
ИКТ и медиаинформационная грамотность |
Цель |
Формирование ИКТ-компетенций у бакалавров в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» |
Получение опыта в области поиска, синтеза, критического анализа медиаконтента, его применения при разработке образовательных программ в соответствии с образовательными потребностями обучающихся, в том числе с использованием ИКТ |
Формируемые компетенции |
Способность реализовывать образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями, в том числе информационными, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ОПК-3); способность проектировать содержание образовательных программ и их элементов (ПК-6) |
Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1); и способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) (ОПК-2) |
Образовательные результаты |
– Мотивация к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; – представление о дистанционных образовательных технологиях и возможностях их включения в профессиональную деятельность; – умение находить новые эффективные стратегии внедрения информационных технологий, интернет-технологий в профессиональную деятельность; – навыки разработки сайтов, обеспечивающие возможность представления и публикации профессиональной информации и презентации своего опыта работы в форме сайта, размещенного в сети Интернет |
– Знание основных понятий медиаобразования и медиакомпетентности; – способы и средства реализации информационного поиска медиаконтента; – навыки использования технологии развития критического мышления для анализа медиа; – навыки создания медиаконтента и наполнения им личного информационного пространства; – представление о роли медиапедагогики в профессиональной деятельности учителя; – технологии самопрезентации; – знание методов и средств организации и проведения образовательных мероприятий в соответствии с образовательными потребностями |
Формы учебной деятельности |
Лабораторные работы, выполнение проектных заданий |
Лабораторные работы, выполнение проектных заданий, учебная (ознакомительная) практика |
В рамках лабораторных работ дисциплины «Информационные технологии в образовании» предусмотрено выполнение практико-ориентированных заданий, которые направлены на формирование компетенций ОПК-3 и ПК-6. Приведем примеры таких заданий:
- Изучите возможности сервиса Документы Google:
1) войдите в свой аккаунт Google, создайте документ, содержащий информацию по теме «Возможности сервисов Web 2.0», дополните документ изображениями, таблицами, закладками; пригласите соавторов для совместного редактирования документа;
2) создайте документ – приглашение на открытое внеклассное мероприятие в школе, используя шаблон «Информационный бюллетень». Пригласите соавторов (двоих коллег) для возможности оставлять комментарии к документу;
3) разработайте и продемонстрируйте фрагмент урока с использованием сервиса Документы Google.
- Изучите возможности сервиса Формы Google:
1) создайте анкету для учащихся, содержащую 10 вопросов разных типов: один из списка, текст, выпадающий список, несколько из списка;
2) отредактируйте анкету, добавив название, изображение, фон темы и фон страницы;
3) создайте и настройте таблицу ответов;
4) предоставьте доступ коллегам для прохождения анкеты.
- С помощью сервиса Формы Google составьте тест (в соответствии с профилем подготовки), содержащий вопросы различных типов: с выбором одного варианта, с выбором нескольких вариантов, открытые вопросы, шкала.
Настройте параметры тестирования: добавьте количество баллов за верный ответ, комментарии к верным и неверным ответам.
Предоставьте доступ коллегам для прохождения анкеты.
- Разработайте и продемонстрируйте фрагмент урока с использованием сервиса Формы Google.
- Изучите возможности сервиса создания интеллект-карт MindMeister.com:
1) создайте интеллект-карту на основе учебного материала (в соответствии с профилем подготовки), используя возможности вставки рисунков и значков, а также вложенных файлов и заметок;
2) представьте фрагмент урока (в соответствии с профилем подготовки) с использованием сервиса MindMeister.com.
- Изучите возможности сервиса разработки приложений с использованием интерактивных модулей LearningApps.org:
1) разработайте (в соответствии с профилем подготовки) интерактивные задания следующих типов: приложение-викторину с выбором правильного ответа, назначение на карте, найти пару, кроссворд, сортировка по группам, пазл, сортировка картинок;
2) разработайте и продемонстрируйте фрагмент урока (в соответствии с профилем подготовки) с использованием интерактивных приложений.
Стоит отметить, что, наряду с лабораторными, выполнение студентами проектных заданий оказывает значительное влияние на формирование ИКТ-компетентности. Так, в рамках дисциплины «ИКТ и медиаинформационная грамотность» предлагается следующая тематика проектов, ориентированная на формирование компетенции УК-1:
- Выполните поиск информации по проблеме использования цифровых ресурсов в образовании. Проведите анализ различных подходов к ее решению. Составьте перечень ресурсов, которые могут быть использованы в урочной и внеурочной деятельности.
- Выполните подготовку к проведению опроса (анкетирования) по какой-либо проблеме. Определите цель опроса (анкетирования), его основные задачи. Составьте вопросы и задания для проведения опроса (анкетирования), возможные исходы для опрашиваемых в плане изменения отношения к поставленной проблеме.
- Выполните подготовку материалов для самопрезентации. Составьте план самопрезентации. Подготовить текст для интервью. Выполните подготовку текста и сценария для видеорезюме. Определите и составьте описание материалов, требуемых для прохождения собеседования.
Для формирования компетенции ОПК-2 обучающимся предлагается следующая тематика проектов:
- Выполните поиск медиаматериалов по учебным дисциплинам в соответствии с профилем подготовки. Проведите анализ и систематизацию медиаматериалов. Покажите, как найденные материалы могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности.
- Создайте личное информационное пространство для размещения медиаконтента. Реализуйте сценарий видеорезюме. С использованием соответствующих сервисов создайте медиаматериалы, необходимые для прохождения собеседования. Разместите данные медиаматериалы в личном информационном пространстве.
- Организуйте мероприятие учебной (научно-исследовательской, воспитательной) направленности с использованием сервисов сети Интернет. Охарактеризуйте роль и место данного мероприятия в учебном процессе.
Получение и совершенствование профессиональных умений (коммуникативных и ИКТ-компетенций) и опыта профессиональной деятельности будущих педагогов осуществляется в ходе прохождения учебной (ознакомительной) практики, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом и относящейся к дисциплине «ИКТ и медиаинформационная грамотность».
Целью практики является формирование опыта подготовки документов профессиональной направленности с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также обретение положительного коммуникативного опыта, необходимого для осуществления разработки и апробации индивидуального (группового) проектного задания.
Вышеперечисленные виды учебной деятельности студентов в совокупности позволяют сформировать ИКТ-компетентность. Основные показатели ее сформированности представлены в таблице 2.
Показатели сформированности ИКТ-компетентности студентов
педагогического вуза
Уровень сформированности |
Характеристики компетенций |
Повышенный |
Знает и понимает теоретическое содержание дисциплины; творчески использует ресурсы (технологии, средства) для решения профессиональных задач; владеет навыками решения практических задач |
Базовый |
Знает и понимает теоретическое содержание дисциплины; в достаточной степени сформированы умения применять на практике и переносить из одной научной области в другую теоретические знания; умения и навыки демонстрируются в учебной и практической деятельности; имеет навыки оценивания собственных достижений; умеет определять проблемы и потребности в конкретной области профессиональной деятельности |
Пороговый |
Понимает теоретическое содержание дисциплины; имеет представление о проблемах, процессах, явлениях; знаком с терминологией, сущностью, характеристиками изучаемых явлений; демонстрирует практические умения применения знаний в конкретных ситуациях профессиональной деятельности |
Ниже порогового |
Допускает пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не способен продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине |
Уровень сформированности компетенций является количественной характеристикой подготовленности студента и определяется по шестибалльной системе – от 0 до 5:
- Ниже порогового (компетенция не сформирована) – 0 баллов – «неудовлетворительно» / «не зачтено».
- Пороговый уровень – 1-2 балла – «удовлетворительно» / «зачтено».
- Базовый уровень – 3-4 балла – «хорошо» / «зачтено».
- Повышенный уровень – 5 баллов – «отлично» / «зачтено».
При оценке уровня сформированности ИКТ-компетентности также оцениваются качество выполнения учебных заданий, степень самостоятельности, умение анализировать и ретранслировать информацию, умение создавать собственные информационные продукты.
Выводы
Таким образом, изучение дисциплин «Информационные технологии в образовании» и «ИКТ и медиаинформационная грамотность» в достаточном объеме обеспечивает формирование общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностей. Высокий уровень сформированности данных компетенций становится гарантией их востребованности и успешности в педагогической деятельности. Содержание ИКТ-компетентности педагога является динамичным и зависит от уровня развития информационных технологий. Поэтому будущий педагог должен научиться самостоятельно осваивать специализированные технологии и ресурсы того или иного учебного предмета, а также быть готовым к их эффективному внедрению в образовательную деятельность.
Библиографическая ссылка
Тагаева Е.А., Бакулина Е.А., Бакаева О.А., Каско Ж.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29531 (дата обращения: 23.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29531