В настоящее время студенты с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью включены в социальные процессы обучения и наряду со здоровыми обучающимися являются полноправными участниками образовательного процесса, но при этом работа с ними требует дифференцированного подхода, поиска новых технологий, применения оптимальных педагогических методов обучения, соответствующих нарушениям функций организма, так как такие студенты имеют разные адаптационные возможности организма, уровень здоровья и физическую подготовленность [1].
Цель исследования: разработка методического сопровождения круговой тренировки и проверка эффективности ее применения на занятиях физической культурой у студентов с ограниченными возможностями здоровья на примере специальных медицинских групп обучающихся Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (КГПУ им. В.П. Астафьева).
Материалы и методы исследования
В соответствии с ФГОС ВО в КГПУ им. В.П. Астафьева дисциплина «Физическая культура и спорт» реализуется в объеме 72 академических часов и представлена в виде лекционных занятий. Элективные дисциплины по физической культуре реализуются в объеме 328 часов (по выбору): общая физическая подготовка (легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, фитнес-аэробика); подвижные и спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, бадминтон и др.); физическая культура для обучающихся с ОВЗ и инвалидов (легкая атлетика, лыжная подготовка, фитнес-аэробика, бадминтон, настольный теннис).
Учебные группы по дисциплинам формируются после прохождения медицинского осмотра с учетом состояния здоровья обучающихся, по итогам которого они делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Как правило, к основной группе относятся 65% обучающихся, к подготовительной – 5%, к специальной медицинской – 30%. Для последней группы предусмотрено разделение обучающихся на подгруппы в зависимости от видов заболеваний:
1-я подгруппа («А») − нарушения функций нервной и эндокринной систем, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
2-я подгруппа («Б») − заболевания органов брюшной полости и малого таза (хронические холецистит и гастрит, язвенная болезнь, колит, дисфункция яичников, гинекологические воспалительные заболевания и др.), нарушения жирового, водно-солевого обменов и заболевания почек;
3-я подгруппа («В») – проблемы с опорно-двигательным аппаратом (ограничение движений в суставе) и снижение двигательной функции;
4-я подгруппа («Г») – нарушение функций зрения;
5-я подгруппа («Д») − нарушение функций слуха [2].
Различные заболевания у обучающихся специальных медицинских групп предполагают поиск новых организационных форм, средств и методов по дисциплине «Элективная дисциплина по физической культуре для обучающихся с ОВЗ и инвалидов».
В КГПУ им. В.П. Астафьева мы отдаем предпочтение методу круговой тренировки, в котором присутствуют элементы игровых видов спорта, влияющие на эмоциональное состояние, а также физические упражнения, способствующие профилактике различных заболеваний, коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, укреплению основных групп мышц [3].
Целью круговой тренировки во время проведения групповых занятий обучающихся является комплексное развитие силы, выносливости, быстроты и гибкости по разным разделам учебных программ (спортивные игры, гимнастика, легкая атлетика) за счет повышения моторной плотности занятий и дозирования нагрузки. Осуществление контроля происходит путем отслеживания функционального состояния: частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления и др.
Основой круговой тренировки являются следующие методы.
- Непрерывно-поточный, особенность которого заключается в коротких паузах отдыха, поэтому нагрузка в круговой тренировке воспринимается как непрерывная и способствует повышению выносливости студента.
- Поточно-интервальный, при котором выполнение простых упражнений проходит в режиме с минимальным отдыхом от 15 до 45 секунд на каждой станции, в процессе чего развивается общая и силовая выносливость, совершенствуются дыхательная и сердечно-сосудистая системы.
- Интенсивно-интервальный, при котором интенсивность выполнения задания составляет от 75% до 80% от максимальной и достигается за счет увеличения нагрузки и сокращения времени работы с сохранением временных параметров отдыха. Подобный режим обеспечивает прирост скоростной и силовой выносливости и развивает максимальную «взрывную силу» [4].
Используя различные методы круговой тренировки с учетом нозологических форм, у обучающихся можно целенаправленно развивать необходимые физические качества.
Приведем примеры комплексов упражнений на развитие физических качеств. Для развития силы применяются упражнения с малым отягощением (гантелями, набивными мячами), сопротивлением (амортизаторами, эспандерами). Использование отягощений позволит осуществлять контроль за количеством, диапазоном и правильностью выполнения упражнений. Для эффективности необходимо изменять исходные положения, выполнять упражнения в среднем темпе и с большим количеством повторений, способствующих формированию двигательных умений и навыков. Результативность в развитии скоростно-силовых качеств предполагает подъем большего веса и повышение скорости выполнения упражнений до максимальной при среднем весе отягощения. Развитию данных качеств способствуют силовые упражнения на станциях с использованием в паузах упражнений на расслабление и растягивание.
Для развития быстроты используются упражнения с элементами спортивных игр, прыжки, челночный бег и др. Развитию ловкости способствуют упражнения, содержащие новые элементы, представляющие координационную трудность для занимающихся. Существует три этапа в совершенствовании ловкости: на первом этапе улучшаются пространственная точность и координация движений, при этом скорость может быть любой; на втором этапе ‒ пространственная точность и координация движений, осуществляемых в короткие отрезки времени; на третьем этапе происходит повторение упражнений с неожиданно меняющимися условиями [5].
Физические упражнения определенной интенсивности в течение большого количества времени, с преодолением сопротивления внешней и внутренней среды, способствуют развитию выносливости. Общую выносливость характеризует способность к длительной и непрерывной работе, в которой участвуют все мышцы опорно-двигательного аппарата. Суть заключается в постепенном увеличении количества выполненных физических упражнений разной интенсивности. Общая выносливость является базой для развития разных видов выносливости: силовой, статической, скоростной. Силовая выносливость формируется за счет большого числа повторений на каждой станции, статическая – за счет поддержания мышечного напряжения при отсутствии движения. Для развития скоростной выносливости используют спринтерский бег с увеличением отрезков дистанции, а также прыжковые упражнения [6].
Развитию гибкости способствуют упражнения с увеличением амплитуды, которые бывают самостоятельные (активные или пассивные), при участии партнера или использовании отягощения.
Рассмотрим методическое сопровождение круговой тренировки на примере специальной медицинской группы факультета иностранных языков. В течение учебного года нами был подобран комплекс упражнений, выстроен алгоритм их выполнения. Определение индивидуальной дозировки физической нагрузки для студентов осуществлялось с учетом специфики заболеваний, ограничений и рекомендаций для каждой подгруппы (табл. 1).
Таблица 1
Особенности организации работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью
№ |
Подгруппы |
Ограничения |
Рекомендации |
1 |
«А» |
Скоростно-силовые, акробатические упражнения с отягощением, длительный бег, резкий наклон, прыжки |
Контроль интенсивности нагрузок (пульс не более 140 ударов в минуту) |
2 |
«Б» |
Упражнения на быстроту, силу, выносливость (с гантелями, отягощениями в положении стоя), на тренажерах, упражнения на брюшной пресс (во время ремиссии) |
Коррекционные упражнения (на равновесие, дыхание и др.) |
3 |
«В» |
Коррекционные упражнения на укрепление суставов |
Упражнения облегченного характера |
4 |
«Г» |
Резкий наклон и прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения, соскоки со снарядов |
Упражнения в статическом положении (наличие дополнительной опоры) |
5 |
«Д» |
Резкий наклон, прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения, соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела |
Упражнения, при выполнении которых на длительный промежуток времени не теряется визуальный контакт с преподавателем |
На учебных занятиях по методу круговой тренировки группа делилась на подгруппы. Студенты выполняли упражнения на четырех станциях, переход осуществлялся по сигналу, продолжительность работы на каждом этапе была не более 5 минут. Моторная (двигательная) плотность была невысокой, отдых между отдельными нагрузками достаточен для восстановления, циклические упражнения выполнялись с умеренной интенсивностью (ЧСС не более 140 уд/мин).
Рассмотрим один из вариантов круговой тренировки для обучающихся с ОВЗ, входящих в подгруппу «А» (табл. 2).
Таблица 2
Схема круговой тренировки для обучающихся подгруппы «А»
№ |
I станция |
II станция |
III станция |
IV станция |
|
Упражнения с гимнастической палкой |
Упражнения с мячом |
Упражнения со скакалкой |
Упражнения на гимнастическом коврике |
1 |
Ноги на ширине плеч, берем гимнастическую палку широким хватом, руки опущены, выполняем сгибание и разгибание рук в локтевом суставе, поднимая палку к груди (15 повторений). Тренируем мышцы рук |
Лежа на спине, берем в руки мяч, руки подняты перед собой. Выполняем поочередные наклоны рук вправо и влево (20 повторений). Тренируем мышцы рук, растягиваем мышцы груди
|
Скакалка на полу. Встаем слева от скакалки, ноги вместе. Выполняем перепрыгивание на двух ногах через скакалку (20 повторений). Тренируем мышцы ног |
Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги на высоте 30 см от пола. Выполняем скрещивание ног («Ножницы») (25 повторений). Тренируем брюшной пресс
|
2 |
Ноги на ширине плеч, палка широким хватом, руки вниз. Поднимаем палку на вытянутых руках перед собой, затем ее опускаем (15 повторений). Тренируем мышцы рук, растягиваем мышцы груди |
Ноги на ширине плеч, мяч в руках, согнутых под углом 90° в локтевом суставе, мяч находится на уровне живота. Выполняем подъем согнутой в колене ноги с касанием мяча, поочередно левой и правой ногой (20 повторений). Тренируем мышцы ног, развиваем координацию, равновесие |
Ноги вместе, скакалка в руках. Выполняем прыжки на двух ногах через скакалку (20 повторений). Тренируем мышцы ног |
Лежа на спине, руки вытянуты вперед. Выполняем подъем ног до 90° (25 повторений). Тренируем мышцы спины и брюшного пресса |
3 |
Ноги на ширине плеч, держим палку широким хватом перед собой, выполняем поворот туловища вправо, затем поворот туловища влево (15 повторений). Тренируем косые мышцы живота |
Ноги на ширине плеч. Выполняем набивание мяча о пол левой рукой 10 раз, затем правой. Тренируем мышцы рук, развиваем координацию
|
Ноги вместе, руки опущены, в руках скакалка, сложенная вчетверо. Выполняем перешагивание через скакалку (20 повторений). Тренируем заднюю поверхность бедра |
Лежа на животе, производим подъем туловища, руки перед собой, стопы зафиксированы (25 повторений). Тренируем мышцы спины и брюшной пресс
|
4 |
Ноги на ширине плеч, палку берем широким хватом и заводим за спину, руки опущены. Наклоняем туловище вперед под прямым углом и поднимаем руки вверх над спиной (15 повторений). Растягиваем заднюю поверхность бедра, мышцы груди |
Ноги на ширине плеч, мяч в руках, поднятых вверх. Выполняем сгибание и разгибание рук с заведением мяча за голову (20 повторений). Тренируем мышцы рук и плечевого пояса |
Ноги вместе, скакалка в руках. Выполняем прыжки через скакалку поочередно на каждой ноге (20 повторений).
|
Лежа на спине, ноги подняты вверх под углом 90°, руки вдоль туловища, выполняем наклон ног вправо и влево (25 повторений) Тренируем брюшной пресс |
Результаты исследования и их обсуждение
Нами был проведен педагогический эксперимент с обучающимися факультета иностранных языков в КГПУ им. В.П. Астафьева по выявлению эффективности применения метода круговой тренировки в рамках рабочей программы «Элективная дисциплина по физической культуре для обучающихся с ОВЗ и инвалидов». В контрольную группу вошли обучающиеся 1-го курса института психолого-педагогического образования (30 человек), в экспериментальную ‒ обучающиеся 1-го курса факультета иностранных языков (30 человек). Для определения функционального состояния студентов специальной медицинской группы использовались следующие параметры: длина тела, масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), динамометрия кисти (ДМ), время восстановления сердечно-сосудистой системы после стандартной физической нагрузки (табл. 3).
Таблица 3
Динамика физического состояния студенток экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) на начало (Н.Г.) и конец (К.Г.) года
Показатели |
||||||||||
Группы |
Физическое развитие |
Функциональная подготовленность |
||||||||
Длина тела (см) |
Масса тела (кг) |
ЖЕЛ (мл) |
ДМ кистей |
ЧСС (уд/мин) |
АД |
Проба Мартине (сек.) |
||||
правая (кг) |
левая (кг) |
Систолическое, мм рт. ст. |
Диастолическое, мм рт. ст. |
|||||||
ЭГ |
Н.Г. |
166,47 ±1,26 |
65,02 ±5,05 |
3080,60 ±74,41 |
23,60 ±1,19 |
22,53 ±1,34 |
88,3 ±3,13 |
116,67 ±3,05 |
74,07 ±1,56 |
153,40 ±17,63 |
К.Г. |
166,87 ±1,26 |
62,33 ±4,69 |
346,67 ±148,82 |
25,87 ±1,64 |
25,20 ±0,16 |
79,13 ±2,75 |
114,20 ±2,01 |
74,60 ±1,56 |
149,40 ±16,14 |
|
КГ |
Н.Г. |
163,07±2,08 |
65,80 ±4,46 |
2926,67±81,85 |
24,53 ±1,34 |
22,00 ±1,49 |
88,07 ±3,27 |
118,33 ±3,27 |
74,33 ±1,71 |
159,5 ±8,92 |
К.Г. |
163,40 ±2,01 |
66,06 ±1,26 |
3060,00 ±59,53 |
26,80 ±1,19 |
24,40 ±1,19 |
84,80 ±2,60 |
118,47 ±2,53 |
75,00 ±2,01 |
156,66 ±5,92 |
|
Прирост % ЭГ КГ |
0,24 0,20 |
4,19 0,40 |
11,81 4.45 |
9,16 8,83 |
11,17 10,34 |
10,99 3,78 |
2,14 0,11 |
0,72 0,89 |
2,64 1,77 |
|
P |
>0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
<0,05 |
Выявление положительной динамики после тестирования физического состояния обучающихся подтверждает эффективность применения метода круговой тренировки на занятиях со студентами с ОВЗ. Данные мониторинга свидетельствуют о выявлении взаимосвязи применения метода круговой тренировки с улучшением физического состояния студентов, повышением общей выносливости, снижением веса.
Заключение
Таким образом, мы считаем, что метод круговой тренировки является эффективным для поддержания и коррекции здоровья, профилактики различных заболеваний у студентов с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждается результатами педагогического эксперимента. Но, несмотря на все положительные стороны применения метода круговой тренировки, его нельзя рассматривать как универсальный, он должен применяться с другими методами и средствами физической культуры, занимая в учебном занятии адекватную часть времени.
Библиографическая ссылка
Попованова Н.А., Кравченко В.М., Казакова Г.Н., Бартновская Л.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29502 (дата обращения: 10.05.2025).