Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ «НОВОГО ПОЛИТЕХНИЗМА»

Ван Ли 1 Баранова И.И. 2
1 Цзянсуский педагогический университет
2 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Статья посвящена вопросам российско-китайского образовательного сотрудничества в реализации совместных образовательных программ. В статье рассматриваются этапы российско-китайского сотрудничества в области высшего профессионального образования, определяется вектор развития подготовки инженерных кадров в современных условиях. Целью данного исследования является определение задач российско-китайского образовательного сотрудничества с позиций создания «нового политехнизма». Актуальность статьи определяется расширением направлений в российско-китайском образовательном сотрудничестве в целом, постоянным ростом контингента китайских учащихся в вузах Российской Федерации. Работа содержит конкретные примеры реализации совместных российско-китайских образовательных программ. В частности, в статье представлены опыт работы Совместного инженерного института, созданного Цзянсуским педагогическим университетом (ЦПУ) и Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ), а также анализ проблем, возникающих в процессе подготовки будущих специалистов-инженеров. Особое внимание в работе уделяется вопросам языковой подготовки учащихся Совместного инженерного института ЦПУ – СПбПУ. Формирование у китайских студентов коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения является важнейшим аспектом в процессе овладения русским языком с целью обучения по совместной образовательной программе. Совершенствование профессиональной компетенции китайских преподавателей русского языка в преподавании научного стиля речи также служит значимой составляющей повышения качества языковой подготовки студентов КНР.
«новый политехнизм»
образовательная деятельность
Российско-китайское сотрудничество
совместная образовательная программа
1. Рудской А.И. NBIC-конвергентное инженерное образование // Партнерство Цивилизаций. 2013. №3. С. 48-53. [Электронный ресурс]. http://misk.inesnet.ru/wp-content/uploads/PC032013/PC2013-03-048-053-ai-rudskoy.pdf (дата обращения 25.10.19).
2. Гусевская Н.Ю., Мамкина И.Н. Роль образования в развитии российско-китайских отношений: история и современность // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 423. С. 77-83. DOI: 10.17223/15617793/423/10.
3. Ефремова Л.И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 857-865. DOI: 10.22363/2313-0660-2017-17-4-857-865.
4. Медяник Е.И. Совместный университет как инструмент реализации национальных интересов России и Китая // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 1. С. 7-23.
5. Ван Ли, Баранова И.И. Совместные образовательные программы китайских университетов и российских вузов: состояние, тенденции и перспективы // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 1. С. 134-141. DOI: 10.18721/JHSS.8116.
6. Си Цзиньпин: выступление на XVII съезде Китайской академии наук и XII съезде китайской инженерной академии. [Электронный ресурс]. http://www.wenming.cn/specials/zxdj/xjp/zyjh/201407/t20140711_2056535_2.shtml (дата обращения 10.11.2019).
7. Высшее инженерное образование Китая является крупнейшим в мире. [Электронный ресурс]. URL: http://kaoyan.eol.cn/nnews/201308/t20130821_1003980.shtml (дата обращения 25.10.2019).
8. Семинар по всесторонней стратегии развития инженерного образования в университете в Фудане. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sohu.com/a/126626575_407278 (дата обращения 06.11.2019).
9. Соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях от 26.06.1995. [Электронный ресурс]. URL:http://www.legal-way.ru/agr73.php (дата обращения 15.10. 2019).
10. Где и как учатся граждане КНР в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.5top100.ru/news/104492/ 03 июня 2019 (дата обращения 01.11. 2019).
11. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 6. Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Социоцентр. 2016. С. 148-156.
12. Как развивается российско-китайское сотрудничество в сфере образования. [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/social/20171220/241048517.html (20.12.2017) (дата обращения 15.11.2019).
13. Ван Л., Баранова И.И. Проблемы формирования коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения у студентов Китайской Народной Республики в условиях неязыковой среды // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 4. С. 153-159.

«Новый политехнизм» является реакцией системы высшего образования Китайской Народной Республики на социально-экономическое развитие страны и ответом на современные требования к уровню подготовки специалистов с учетом тенденции современного высшего профессионального образования к междисциплинарности и открытому типу управления высшим учебным заведением. Высшее профессиональное образование должно отвечать потребностям социального развития общества. Требования к инженерному образованию определяются «экономической моделью государства, структурой реальной экономики, стратегией экономического развития на долгосрочный период» [1, с. 48].

Вопросы российско-китайского образовательного сотрудничества нашли широкое отражение в научных публикациях и рассматриваются как в аспекте их исторического развития, так и с позиций современного состояния [2–4].

На современном этапе двустороннего сотрудничества совместная образовательная деятельность Российской Федерации и Китайской Народной Республики направлена на интеграцию российских и китайских научно-производственных ресурсов, которая включает подготовку квалифицированных специалистов с инновационными навыками, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях высокотехнологичного общества. В рамках строительства «нового политехнизма» российско-китайское сотрудничество в сфере образования должно отвечать требованиям современного этапа экономического развития, отражать историю развития технического образования двух стран, повышать качество и эффективность российско-китайских отношений в образовательной сфере.

Каждый этап социально-экономического развития имеет определенную модель подготовки инженерных кадров. Как в Китае, так и в России существует собственная система подготовки специалистов технических направлений, отвечающая задачам постиндустриального общества. Факторы, влияющие на современное инженерное образование, обусловлены «становлением информационного общества, повышением глобальной конкуренции, быстрым развитием новых технологий и сферы услуг, стремлением к устойчивому развитию в русле экоэкономики» [1, с. 51]. Учет данных факторов в условиях непрерывного роста научных и технических достижений выдвигает в число приоритетных направлений в развитии образования Китая подготовку современных специалистов-инженеров.

Цель данного исследования: представить развитие российско-китайского образовательного сотрудничества в подготовке современных инженерных кадров с позиций создания «нового политехнизма».

Материал и методы исследования

Материал исследования: процесс подготовки специалистов инженерного профиля в современных изменяющихся условиях, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (учебные планы, программы, пособия) с целью определения соответствия задачам «нового политехнизма».

Методы исследования: эмпирические, педагогические, теоретические, а именно: наблюдение за учебным процессом, сравнение функционирования педагогических систем подготовки инженерных кадров в Китайской Народной Республике и в Российской Федерации, анкетирование, изучение опыта реализации совместных образовательных программ вузами КНР и РФ.

Результаты исследования и их обсуждение: результаты исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях в вузах Российской Федерации и за рубежом, а также нашли отражение в ряде публикаций авторов, посвященных различным аспектам реализации совместной образовательной программы Цзянсуского педагогического университета и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого [5].

Современный этап мировой экономики характеризуется стремительным развитием новых технологий, быстро проникающих во все аспекты социально-экономической жизни общества. Промышленное развитие в перспективе будет базироваться на двух составляющих: техническом оснащении и потребительском спросе. В целях успешной реализации задач дальнейшего экономического роста ведущие развитые страны разрабатывают соответствующие стратегии развития, среди которых хорошо известны «NBIC» США и немецкая «Индустрия 4.0». В Китайской Народной Республике разработаны и внедрены стратегии «Сделано в Китае 2025» и «Интернет плюс».

Реализация данных стратегий предполагает подготовку специалистов-инженеров, соответствующих требованиям времени. Председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что в Китае до настоящего времени существуют серьезные проблемы в научно-технической сфере, которые связаны с нехваткой специалистов мирового класса, дефицитом выдающихся и талантливых ученых, разрывом между учебным процессом в технических вузах и практикой в сфере производства и инноваций [6]. Китайские вузы должны отвечать потребностям современного развития и, принимая во внимание современную тенденцию к междисциплинарности, содействовать интернационализации образовательного процесса, воспитывать кадры с новым мышлением и быть готовыми к конкуренции между талантливыми специалистами из разных стран.

В настоящее время масштабы инженерного образования Китая являются самыми мощными в мире: в Китае насчитывается 1139 высших учебных заведений, где ведется подготовка по программам бакалавриата по техническим специальностям, это составляет 91,5% от общего числа высших учебных заведений. В общей сложности было открыто 14 085 инженерных специальностей, что составляет 32% от общего числа специальностей по программам бакалавриата в Китае. Число выпускников инженерных специальностей достигает 1 130 000 в год, масштабы технического образования в Китае находятся в числе мировых лидеров, качество образования приближается к мировым стандартам [7].

С 2005 года Китай приступил к созданию системы аккредитации технического образования. Китайская ассоциация по аккредитации программ инженерного образования (СЕЕАА) относится к Всекитайскому научно-техническому обществу. Степень бакалавра по технической специальности, полученная от данной ассоциации на материковой части Китая, признана членами «Вашингтонского соглашения», в которое Китай был официально принят 2 июня 2016 года на конференции международного инженерного союза в столице Малайзии Куала-Лумпуре. Это свидетельствует о том, что качество инженерного образования в Китае признано на международном уровне, а процесс интернационализации инженерного образования активно развивается.

Высокие требования, предъявляемые к специалистам, обеспечивающим реализацию

программы «Сделано в Китае – 2025», стали основанием для реформирования профессиональной подготовки инженерных кадров в КНР, инициированной Министерством образования Китайской Народной Республики. 18 февраля 2017 года Министерство образования провело в Фуданьском университете комплексный семинар по стратегии развития инженерного образования в университетах, в котором приняли участие 30 многопрофильных и более 100 технологических вузов КНР. На открытии семинара было объявлено о начале реализации стратегии «нового политехнизма» в высшем техническом образовании Китайской Народной Республики [8].

8 апреля 2017 Министерство образования КНР провело семинар в Тяньцзинском университете на тему «Строительство “нового политехнизма”». Более 60 высших учебных заведений приняли участие в обсуждении перспектив и плана действий по строительству «нового политехнизма».

В целом модель подготовки инженерных кадров в русле программы «нового политехнизма» отличается от традиционной схемы подготовки кадров тем, что ее цель – воспитание кадров в рамках междисциплинарности и открытой интеграции. Каждый этап развития общества привносит новые достижения в социально-экономическое развитие, поэтому понятие «новое» имеет относительный характер, постоянно уступая место более современным научно-техническим открытиям.

Реализация принципа «нового политехнизма» является одним из шагов в совершенствовании системы подготовки инженерных кадров в КНР и направлена на подготовку большого количества новых высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов для промышленного развития Китая. Для решения данной задачи китайские вузы направили свои усилия на исследование состояния и реформирование системы технического образования. Традиционные технологические учебные заведения предпринимают попытки повышения качества подготовки учащихся по уже имеющимся специальностям, а многопрофильные учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов как по естественным, так и по гуманитарным наукам, стремятся реализовать на практике реформу «нового политехнизма» в сфере образования.

Таким образом, укрепление сотрудничества в международном образовании, ориентация на мировые стандарты в технологическом образовании, корректировка системы учебного процесса, сочетание научной и практикоориентированной составляющих в системе обучения, формирование системы подготовки кадров международного уровня, улучшение качества образования – вот основные цели и задачи в строительстве «нового политехнизма».

Сотрудничество между Китаем и Россией в области высшего образования имеет глубокие исторические корни. Согласно вызовам времени, связанным с процессом индустриализации страны, с 1950-х годов в Китайской Народной Республике осуществлялось крупномасштабное реформирование в высших учебных заведениях. Были созданы по советской модели специализированные инженерно-технические образовательные заведения, в частности военные инженерные колледжи национальной обороны. В настоящее время многие китайские институты Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) поддерживают отношения с российскими высшими учебными заведениями на прочной исторической основе сотрудничества. Одним из таких вузов является Харбинский технологический институт («Харбинская китайско-российская промышленная школа»), ставший одним из ключевых членов АТУРК.

Новый этап отношений между Китайской Народной Республикой и Россией в области образования относится к 1980-м годам. С этого времени образовательное сотрудничество между двумя странами постоянно расширяется. Важным шагом в развитии сотрудничества стало подписание в 1995 году Соглашения между правительствами КНР и РФ о взаимном признании дипломов [9]. В 1995 году началась реализация первого совместного образовательного проекта между Россией и Китаем по специальности «Международная экономика и торговля», в котором участвовали Северо-восточный сельскохозяйственный университет Китая и Тихоокеанский государственный университет РФ. Данный проект положил начало активному сотрудничеству между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в реализации совместных образовательных программ.

Следует отметить, что в настоящее время увеличивается количество студентов из КНР, обучающихся по программам высшего профессионального образования в вузах РФ. Так, по информации ФГАНУ «Социоцентр» общее число граждан КНР, обучавшихся в российских вузах в 2017/2018 учебном году, составило 30 тысяч человек, это на 10% больше по сравнению с предшествующим годом. За последние семь лет количество студентов из КНР в вузах Российской Федерации выросло практически вдвое [10].

Согласно статистическим данным большая часть китайских студентов обучается в вузах Российской Федерации по специальностям в области гуманитарных и социальных наук (82%), наиболее популярными специальностями являются русский язык, экономика и управление (53%), по специальностям в области естественных, технических, сельскохозяйственных и медицинских наук обучаются 18% граждан КНР [11].

Следует отметить, что наблюдается тенденция к увеличению количества китайских граждан, выбирающих для обучения в российских вузах технические специальности, среди которых наибольшим спросом пользуются строительство, электро- и теплоэнергетика, машиностроение [10].

Современный этап развития российско-китайского образовательного сотрудничества отмечен активизацией в разработке и реализации совместных образовательных программ, в развитии академической мобильности. Более 150 вузов Российской Федерации поддерживают партнерские отношения с 600 вузами КНР в сферах, обладающих стратегическим значением. С российской стороны в данных программах участвуют в том числе вузы – участники проекта 5-100: Российский университет дружбы народов (РУДН), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Дальневосточный Федеральный университет (ДВФУ), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Томский политехнический университет (ТПУ) и другие, с китайской стороны – Пекинский политехнический университет, Харбинский политехнический университет, Университет Цинхуа, Южнокитайский технологический университет, Цзянсуский педагогический университет и другие [12]. Образовательное сотрудничество между Китаем и Россией в области подготовки инженерных кадров – это не только опыт, накопленный в процессе реализации национальных моделей подготовки специалистов, но и опыт двух стран на пути к открытому образованию и глобализации.

Цель политики «нового политехнизма» в образовании – подготовка инженерно-технических специалистов с международным мышлением. Для достижения данной цели необходимо:

– создать систему обучения кадров в процессе совместной китайско-российской образовательной деятельности;

– определить спрос на выпускников совместных образовательных программ в сфере инженерных технологий, в управлении экономикой, законодательных сферах и т.д.;

– разработать учебные программы, ориентированные на достижение целей обучения;

– обеспечить методически и организационно систему самостоятельной работы, которая является значимым элементом в системе подготовки современных специалистов;

– содействовать сотрудничеству между научными исследованиями и производством в целях внедрения системы инклюзивного образования;

– реализовывать принцип междисциплинарности в процессе реализации совместных образовательных программ, так как именно междисциплинарные исследования «помогают инженеру справляться с меняющимися социальными, экономическими и политическими условиями, которые взаимосвязаны с технологиями и их развитием» [1, с. 51].

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого находится в числе вузов Российской Федерации, реализующих совместные образовательные программы с вузами Китайской Народной Республики. Совместный инженерный институт, созданный Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и Цзянсуским педагогическим университетом, готовит инженерные кадры по направлениям бакалавриата (конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, инфокоммуникационные технологии и системы связи, электроника и наноэлектроника, дизайн) и магистратуры (конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, оптика). Опыт сотрудничества показывает, что в процессе подготовки специалистов-инженеров приходится преодолевать проблемы, связанные с согласованием учебных планов, совершенствованием языковой подготовки китайских учащихся, философскими различиями в образовательных системах двух стран и даже двух университетов. Практика сотрудничества в области подготовки современных инженеров высокого уровня, реализуемая Совместным инженерным институтом ЦПУ – СПбПУ, ориентирована на практическое решение данных проблем. Регулярные встречи представителей вузов с целью обсуждения и корректировки учебных планов позволили создать интегрированную профессиональную программу обучения. Доказало свою результативность и совместное руководство инженерной практикой учащихся через «систему двух научных руководителей».

Как было отмечено выше, одной из актуальных проблем в реализации совместной образовательной программы является подготовка китайских студентов по русскому языку в условиях неязыковой среды с целью продолжения обучения по совместной программе в СПбПУ. Для решения данной проблемы было увеличено количество учебных часов по русскому языку для формирования у учащихся КНР коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения [13]. Особое внимание уделяется методическому обеспечению учебного процесса. Для студентов Совместного инженерного института ЦПУ – СПбПУ, владеющих русским языком в объеме базового уровня (А2) и изучающих русский язык в условиях неязыковой среды, специалистами в области русского языка как иностранного СПбПУ создано учебное пособие «Технический русский язык» (Баранова И.И., Гладких И.А., Стародуб В.В.), направленное на овладение общенаучной лексикой в объеме Первого сертификационного уровня (B1), синтаксическими конструкциями научного стиля речи, на формирование речевых умений в учебно-профессиональной сфере общения. Учебное пособие содержит тексты по общеобразовательным дисциплинам с системой притекстовых заданий. В настоящее время разработаны и подготовлены к изданию учебные пособия по научному стилю для овладения языком будущей специальности на базе учебных дисциплин по направлениям подготовки специалистов Совместного инженерного института ЦПУ – СПбПУ.

Повышение качества обучения языку будущей специальности связано и с необходимостью совершенствования профессиональной компетенции китайских преподавателей русского языка. Повышение квалификации преподавателей русского языка Цзянсуского педагогического университета в аспекте обучения научному стилю речи позволит более успешно формировать у китайских учащихся коммуникативную компетенцию в учебно-профессиональной сфере общения.

Выводы

Реализация принципов «нового политехнизма» в образовательном российско-китайском сотрудничестве направлена на решение задач профессиональной подготовки инженерно-технических кадров, способных к адаптации в условиях динамичного развития экономики на базе междисциплинарного знания, сочетания традиционного и нового в профессиональном обучении.

Повышение качества подготовки специалистов в рамках совместных образовательных программ, реализуемых китайскими и российскими университетами, должно базироваться на учете требований к современным инженерным кадрам, соединении научных достижений с практикой, на разработке учебных планов и программ на основе данных требований, совершенствовании системы подготовки профессорско-преподавательского состава.


Библиографическая ссылка

Ван Ли, Баранова И.И. РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ «НОВОГО ПОЛИТЕХНИЗМА» // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29496 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674