Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Хабарова Т.С. 1 Садова В.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
Одной из главных задач модернизации высшего образования, при реализации Указа Президента РФ Путина В.В. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является создание педагогических условий для становления компетентного, информационно грамотного, активного, конкурентоспособного, интеллектуально развитого, социально ответственного, творческого профессионала. Подготовка высококвалифицированного специалиста, готового к непрерывному саморазвитию и ориентированного на повышение своей профессиональной компетентности, требует глубоких знаний и умений в области поиска, анализа, обработки и передачи информации. В настоящее время потребность в информационно-образовательной самостоятельности студентов объективно значима и стоит весьма остро. Поэтому система образования призвана удовлетворить эту потребность. В статье рассматривается потенциал образовательной личностно развивающей технологии развития критического мышления в формировании информационно-познавательной самостоятельности студентов вуза. Технология развития критического мышления, представляющая собой систему учебных стратегий, методов и приемов, предполагает активную субъектную позицию личности к собственному развитию, расширяет границы ее самообразования, нацелена на развитие умений ориентироваться в информационном пространстве и осуществлять рефлексивно-оценочный анализ собственной деятельности и обеспечивает профессиональное становление будущего специалиста.
критическое мышление
самообразовательная деятельность
информационно-познавательная самостоятельность
образовательная технология
1. Национальный проект «Образование» в новом «майском указе» Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 24.12.2019).
2. Дайана Халперн. Психология критического мышления. 4-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
3. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. М.: Наука, 2003. 765 с.
4. Ольховая Т.А., Шакирова Д.У. Информационно-познавательная самостоятельность как фактор становления субъектной позиции студентов бакалавриата // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14685 (дата обращения: 24.12.2019).
5. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2013. 288 с.
6. Кирьякова А.В., Мелекесов Г.А., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. Педагогическая аксиология. М.: ИНФРА – М, 2016. 283 с.
7. Ольховая Т.А., Садова В.А. Развитие информационно-познавательной самостоятельности студентов университета: учебно-методическое пособие. М.: Дом педагогики, 2011. 140 с.
8. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 2014. 221 с.
9. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс-Дельта, 2003. 284 с.

Проблема качества высшего образования сегодня, структура и содержание программных документов, потребности рынка труда и запросы общества имеют первостепенное значение и выдвигают определенные требования к подготовке студентов. Научный и технический прогресс, расширение и обогащение информационного пространства не только актуализируют развитие профессиональных навыков студентов, обладающих достаточными компетенциями, но и позволяют расширить горизонты мировоззрения студентов, способствуют их становлению как достойных членов общества в результате интеграции науки, знаний, современных информационных технологий, ценностей и культуры.

Целью данного исследования является выявление потенциала технологии развития критического мышления в формировании информационно-познавательной самостоятельности студентов вуза.

Материал и методы исследования. При проведении исследования были использованы теоретические методы (анализ программных документов высшей школы, педагогической и методической литературы) и эмпирические методы (изучение опыта организации образовательного процесса в вузе с применением современных когнитивных и личностно развивающих технологий). Субъектно-деятельностный и аксиологический подходы были ведущими при достижении цели данного исследования. Материалом для исследования формирования информационно-познавательной самостоятельности послужили образовательные ситуации, ориентированные на активизацию субъектности студентов, проблемные задачи и информационно-поисковые задания и алгоритмы, реализованные в образовательном процессе вуза с использованием приемов технологии развития критического мышления.

Согласно Указу Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработка национального проекта в сфере образования должна исходить из ряда важных целей:

- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [1].

Достижение данных целей выдвигает ряд требований к высшему образованию, как платформе подготовки будущих высококвалифицированных профессионалов, способных продвигать и развивать страну. Модернизация высшего образования в настоящее время происходит в условиях динамичного развития всех общественных сфер, в том числе и информационного поля, что придает процессу обучения научно-технологичный характер и актуализирует роль самостоятельной деятельности учащегося в получении новых знаний и освоении способов их активного использования. Знание конкретного человека представляет собой «состояние понимания» самой информации и способов работы с ней [2]. На первое место встает вопрос создания условий для развития информационно грамотной личности, внедрения образовательных технологий, обновления содержания и совершенствования методов обучения в области поиска, анализа и обработки информации.

Рассматривая развитие информационно-познавательной самостоятельности, необходимо отметить, что образование представляет собой систему взаимосвязанных компонентов: индивидуальные способности и культура личности, с одной стороны, и упорядоченно организованная структура обучения - с другой. Изменения в социальной среде и сфере образования, по мнению Б.С. Гершунского, происходят непрерывно и требуют систематического прослеживания и прогнозирования с целью своевременного внесения корректив в образовательный процесс [3]. Личность студента, его потребность к творческой реализации, стремление к саморазвитию, самоактуализации и профессиональному росту составляют ценностную доминанту высшего образования [4]. Основной целью образовательной системы является развитие личности учащегося, становление его как полноценного субъекта деятельности [5].

Познавательную самостоятельность мы определяем как интегративное качество личности, основу которого составляют активная самостоятельная роль в реализации любой деятельности, стремление к творческому решению профессиональных задач и жизненных ситуаций, к самопознанию и самообразованию, ценностное отношение к знаниям и умениям познавательной деятельности. Именно ценностные ориентации и ценностное отношение к происходящему играют направляющую роль и являются критериями для оценки результатов самосовершенствования в профессиональном и личностном плане [6]. Познавательная самостоятельность состоит из двух аспектов: характер деятельности студента в образовательном процессе, который должен сопровождаться самостоятельным достижением поставленных целей, и индивидуальные черты личности, которые выражаются субъектной активностью и наличием личностного отношения к способам познания [7]. Информационно-познавательная самостоятельность, на наш взгляд, предполагает критическое отношение к сложным проблемам, целостное видение нестандартной ситуации при осуществлении поиска решений, принятие ответственности за итог деятельности. В развитии информационно-познавательной самостоятельности мы выделяем следующие компоненты:

- гносеологический – совокупность знаний и умений, ориентированных на информационно-познавательную деятельность, овладение необходимыми компетенциями и приемами личностно развивающих технологий для эффективного решения образовательных и профессиональных задач;

- праксиологический – умение находить оптимальные способы работы и пути саморазвития, адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды;

- аксиологический – умение ориентироваться в мире ценностей и выработать ценностное отношение к личностно значимым целям, планам и желаниям;

- прогностический – готовность осуществлять рефлексивно-оценочный анализ собственной деятельности с последующим принятием самостоятельных решений.

Показателями сформированности информационно-познавательной самостоятельности, на наш взгляд, могут выступать: потребность в знаниях и самосовершенствовании; самостоятельность мышления, стремление не только усвоить необходимые для профессии знания, но и глубже понять способы их получения; критическое осмысление нового материала; наличие собственного взгляда на проблему; использование полученной информации в профессиональном становлении.

Технологический аспект, по мнению В.А. Сластенина, является одним из основных для обеспечения инновационной деятельности в современном образовательном процессе [8]. Развитие информационно-познавательной самостоятельности протекает более эффективно в условиях специально созданной информационно-образовательной среды при помощи технологии развития критического мышления. Данная технология, представляющая собой систему учебных стратегий и приемов, предполагает активную субъектную позицию личности к собственному развитию и рассматривается нами как средство формирования информационно-познавательной самостоятельности студентов вуза. По определению И.О. Загашева, С.И. Заир-Бека, критическое мышление является главным условием развития интеллектуального и творческого потенциала, это мышление оценочное и рефлексивное, позволяющее продуцировать новое знание [9].

Мы понимаем под критическим мышлением избирательный, целенаправленный, контролируемый, самостоятельный, оценочно-рефлексивный тип мышления, который характеризуется высоким уровнем интеллектуально-активной деятельности, происходящей в условиях выбора и принятия верных решений. Личностные цели, установки и ценности определяют направление и степень активности информационно-поисковой деятельности. Преподаватель не только демонстрирует процессы познания, активно включая в образовательный процесс приемы критического мышления, но и делится собственным опытом, который становится полезным при формировании учащимися собственного взгляда на проблемную ситуацию. Работа по представленной схеме имеет три стадии, каждая из которых является основой реализации технологии развития критического мышления: вызов, осмысление и рефлексия.

На стадии вызова студенты актуализируют знания, полученные ранее. Для более основательного понимания имеющейся информации необходимо на данном этапе тщательно проанализировать уже известный материал и внести корректировку ошибочных и неточных суждений. Цель стадии вызова – заинтересовать и максимально вовлечь в образовательный процесс каждого участника. На данном этапе актуализируются мотивационная и коммуникационная сферы личности. На стадии осмысления происходит сопоставление, анализ и систематизация закрепленных знаний с новым информационным потоком. Мышление приобретает систематизированный характер. Стадия рефлексии предполагает активный процесс изменения знаний и представлений, переход на осознанную ступень развития, при которой формируется способность выбора целей и задач образовательных маршрутов; способность к объективной оценке собственной деятельности; осознание своей значимости и ценностной роли в выбранной профессии; наличие внутренней необходимости дальнейшего и непрерывного самосовершенствования. На данном этапе актуализируются ценностно-мотивационная, информационно-поисковая и оценочно-деятельностная сферы личности.

Использование технологии развития критического мышления в образовательном процессе университета позволяет реализовать проблемные задачи, информационно-поисковые задания и алгоритмы; внедрить в учебный процесс систему самостоятельных информационно-познавательных усложняющихся задач, ситуаций и проектов, требующих определенного навыка поиска необходимой информации. Внедрение приемов технологии развития критического мышления в образовательную среду, их активное освоение и использование на практике позволяет студентам увереннее ориентироваться в обновляющемся информационном потоке и создавать контекст успешного профессионального обучения, что способствует становлению информационно-познавательной самостоятельности и грамотности будущего специалиста.

Представленный выше теоретический анализ исследуемого вопроса и реализованные в образовательном процессе способы работы с использованием приемов технологии развития критического мышления позволили установить признаки информационно-познавательной самостоятельности студентов, принимая во внимание цели образования в подготовке высококвалифицированных специалистов (таблица).

Признаки информационно-познавательной самостоятельности в соответствии с целями образования

Цели

Признаки информационно-познавательной самостоятельности

Приемы технологии развития критического мышления

Формирование мировоззрения, основанного на системно-информационном подходе

1.  Понимание закономерностей и принципов информационных процессов.

2.          Знания о типах информации и способах ее обработки.

3.          Алгоритмизация информационного поиска.

4.          Знания о возможностях критического мышления.

5.                  Умение работать индивидуально и в группах

Инсерт; кластеры; зигзаг;

6 шляп мышления; ТАСК-анализ; фишбон

Формирование способностей, необходимых для успешного и безопасного использования информационных ресурсов и потоков

1. Эмоциональная устойчивость и положительная направленность на эффективную деятельность.

2. Критичность мышления и личная ответственность безопасного использования информационных ресурсов и потоков.

3. Стремление к успеху через продуктивную деятельность с применением информационных ресурсов и технологий.

4. Способность к ведению коллективной работы при решении общих задач

Дерево предсказаний; идеал; чтение с остановками; эффективная лекция; перекрестная дискуссия

Формирование умения эффективно решать поставленные задачи, используя информационные технологии

1. Цифровая грамотность.

2. Информационная компетентность и самостоятельность.

3. Познавательная направленность и активность

 

Верные и неверные утверждения; знаю - хочу узнать - узнал; идеал; «толстые» и «тонкие» вопросы

Формирование критического стиля мышления

1. Умение видеть проблему, формулировать цель и задачи.

2. Умение находить оптимальные пути поиска информации, осуществлять анализ.

3. Умение планировать свою работу и упорядочивать мысли.

4. Умение формулировать самостоятельные суждения, учитывая различные источники информации.

5. Умение рефлексировать ход и результаты деятельности для своевременного определения неверных направлений мышления.

6. Умение осуществлять поиск компромиссных решений.

7. Умение осуществлять оценивающее, взвешенное суждение и делать соответствующие выводы

Все приемы технологии

 

Критичность мышления является важным фактором успешного поиска знания. Будущий специалист эффективнее усваивает знания об объективном мире в случае, если они имеют личностно ценностный характер для него и могут обеспечить успешное профессиональное становление. Все это указывает на эффективность применения в образовательном процессе вуза приемов критического мышления, которые способствуют формированию информационно-познавательной самостоятельности по всем вышеуказанным ее компонентам: гносеологический, праксиологический, аксиологический, прогностический.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования позволили выделить признаки информационно-познавательной самостоятельности в соответствии с целями образования и убедиться в эффективности использования приемов технологии развития критического мышления.

Заключение. В заключение необходимо отметить, что технология развития критического мышления работает в направлении успешного профессионального становления будущих специалистов в информационно насыщенном и динамично меняющемся современном мире. Данная технология, основу которой составляют три стадии и комплекс обучающих приемов, позволяет активизировать информационно-познавательную деятельность и самостоятельность студентов. Освоив работу с приемами технологии развития критического мышления, студент проявляет стремление к продуктивной мыслительной деятельности, ориентируется на самостоятельное усвоение новых знаний и поиск эффективных способов работы, проявляет критический подход к суждению других и независимость собственных суждений.


Библиографическая ссылка

Хабарова Т.С., Садова В.А. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29474 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674