Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ ПОВОЛЖСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

Закиров Т.Р. 1 Валеева Э.Э. 2
1 ФГБОУ ВО "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма"
2 ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский технологический университет"
В статье приводится опыт ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» по разработке структуры и содержания учебной ознакомительной практики для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профилю «Спортивный менеджмент». Данный вид учебной практики направлен на ознакомление обучающихся с функционированием организаций, осуществляющих свою деятельность в различных сферах отрасли «Физическая культура и спорт». Содержание учебной ознакомительной практики разрабатывалось на основе компетентностного подхода в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по данному направлению подготовки, а также на основе анализа профессионального стандарта «Инструктор-методист». Были выбраны универсальные и общепрофессиональные компетенции, отражающие знания, умения и навыки будущих спортивных менеджеров. Учебная практика была разделена на три основных этапа: предварительная подготовка к прохождению практики, прохождение практики в организациях, подведение итогов прохождения практики. Для каждого этапа учебной ознакомительной практики были разработаны оценочные средства, формирующие универсальные и общепрофессиональные компетенции. Моделирование общей групповой работы в течение второго и третьего этапов практики направлено на развитие навыков успешной работы в команде.
учебная практика
бакалавриат
спортивный менеджмент
компетентностный подход
1. Любимова О.В. К проблеме обоснования современной парадигмы отечественного высшего образования // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 390-393.
2. Цинадзе Ш.Ш. О практике проведения практик в высших учебных заведениях // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2010. Т. 1. С. 307-309.
3. Закиров Т.Р., Савосина М.Н. Логика построения рабочих программ профессионально-ориентированных дисциплин для бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26042 (дата обращения: 10.12.2019).
4. Савосина М.Н. Обучающий инструмент «Управленческий конструктор» как средство формирования системного мышления у будущих спортивных менеджеров // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. (г. Казань, 06 июня 2019 г.). Казань: Издательство Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, 2019. С. 120-122.
5. Кашина А.П., Ткачева Е.Г. Спортивный менеджмент: проблемы и перспективы развития // Наука-2020. 2019. № 3 (28). С. 125-128.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура: Приказ Минобрнауки России от 19 сентября 2017 г. № 940 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=280827&fld=134&dst=000000001,0&rnd=0.7025030434047661#03348437710953447 (дата обращения: 12.12.2019).
7. Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 630н (ред. от 12.12.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2014 N 34135) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158496. (дата обращения: 12.12.2019).

За последние десять лет высшее образование в России претерпело целый ряд глобальных изменений, которые привели к новой трехуровневой структуре университетского образования, появлению новых форм обучения и новых подходов, направленных на усиление качества образования в целом [1]. Несмотря на все эти изменения, практическая направленность обучения будущих специалистов остается одним из основных элементов высшего образования. Это подтверждает большое количество различных видов практики, включенных в учебные планы программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, начиная с учебной ознакомительной практики и заканчивая исследовательской практикой.

Основной целью практико-ориентированного подхода к обучению является погружение обучающихся в реальные ситуации их будущей профессиональной деятельности с применением изученных знаний по различным дисциплинам [2]. Для разработки эффективной программы учебной практики необходимо решить несколько задач. Во-первых, необходимо разработать структуру и содержание практики в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов. Во-вторых, необходимо определить место прохождения практики, наиболее соответствующее будущей профессиональной деятельности обучающихся. В-третьих, смоделировать проблемы, которые должны решить обучающиеся, исходя из их навыков и умений, приобретенных на предшествующих дисциплинах, и определить критерии оценки полученных навыков и знаний.

В данной статье приводится опыт ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (Поволжская ГАФКСиТ) по разработке содержания учебной ознакомительной практики для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профилю «Спортивный менеджмент», в соответствии с требованиями образовательных стандартов нового поколения.

В настоящее время большое количество статей посвящено развитию и усовершенствованию образовательных программ обучения будущих спортивных менеджеров [3-5]. Это связано с тем, что коммерциализация спорта привела к возникновению новой мощной экономической спортивной отрасли, которая находится в стадии развития и остро нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных управлять этой инфраструктурой и развивать ее в соответствии с мировыми и российскими стандартами. Развитие образовательных программ и внедрение их в образовательный процесс для подготовки специалистов в области спортивного менеджмента является актуальной задачей, которая вытекает из потребностей современного рынка труда. В этой связи практико-ориентированная составляющая учебного процесса подготовки спортивных менеджеров становится еще более важным элементом, фокусирующим в себе все знания и навыки обучающихся, необходимые для решения узкоспециализированных профессиональных управленческих задач.

Целью данной работы является разработка структуры и содержания учебной ознакомительной практики, включенной в учебный план подготовки бакалавров по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профилю «Спортивный менеджмент».

Материал и методы исследования

Разработка содержания учебной ознакомительной практики проводилась на основе анализа федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профилю «Спортивный менеджмент» и отбора универсальных и общепрофессиональных компетенций [6], а также анализа профессионального стандарта «Инструктор-методист» [7]. В результате проведенного анализа были определены индикаторы достижения компетенций и их показатели оценивания. Это позволило определить основные этапы учебной практики и оценочные средства для каждого этапа, а также разработать учебные задания для моделирования командной работы обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из основных пунктов современных образовательных стандартов является набор компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза. ФГОС по направлению подготовки бакалавриата 49.03.01 «Физическая культура» включает в себя универсальные и общепрофессиональные компетенции, которые формируются в результате изучения учебных дисциплин и практик на протяжении всех 4 лет обучения.

Рассмотрим содержание учебной ознакомительной практики в рамках реализации образовательной деятельности по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профилю «Спортивный менеджмент». Целью данного вида практики является ознакомление обучающихся с функционированием различных физкультурно-спортивных организаций.

Данная практика должна формировать следующие универсальные (УК) и общепрофессиональные (ОПК) компетенции [6]:

УК-1 – способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

УК-2 – способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;

УК-3 – способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;

УК-6 – способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;

ОПК-7 – способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь;

ОПК-9 – способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся.

В рамках учебной ознакомительной практики были определены индикаторы достижения компетенций, характеризующиеся знаниями, умениями и навыками.

Обучающийся должен знать основные технологии поиска и сбора информации, форматы представления информации в компьютере, правила использования информационно-коммуникативных технологий и средств связи, информационно-поисковые системы и базы данных, технологии поиска информации, функции и средства общения, психологические особенности общения с различными категориями групп людей, методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся, законы Российской Федерации, гражданские права и обязанности в области физической культуры и спорта, а также современное состояние, стратегические цели и перспективы развития физической культуры и спорта в России.

Обучающийся должен уметь работать с найденной информацией, обрабатывать данные средствами программного обеспечения, синтезировать и анализировать информацию, ориентироваться в законодательной и правовой литературе, эффективно выполнять задания в команде, планировать, организовывать и координировать работу команды, а также планировать свои действия и принимать решения, выявлять неисправности спортивного оборудования и угрозы внешних и внутренних факторов, пользоваться контрольно-измерительными приборами для определения физической подготовленности человека.

Обучающийся должен обладать навыками работы в поисковых системах Интернета на персональном компьютере, выявления нарушений трудового законодательства в области образования и спорта, решения спортивных и образовательных задач в составе команды, планирования деятельности исходя из условий работы, временных ограничений и требований работодателя, проведения инструктажа по технике безопасности на занятиях физической культурой и спортом, работы с контрольно-измерительными приборами.

Исходя из вышеперечисленных компетенций, было разработано содержание учебной ознакомительной практики, которую можно разделить на три этапа: предварительная подготовка к прохождению практики; прохождение практики в организации; подведение итогов прохождения практики.

На первом этапе проводится предварительное ознакомление обучающихся с задачами учебной практики, сбор информации об организациях, в которых будет проходить практика, а также планирование практической деятельности обучающимися в соответствии с поставленными задачами. Данный этап проводится под руководством методиста по практике, который определяет место проведения практики, задачи практики и консультирует по вопросам прохождения практики.

На втором этапе обучающиеся самостоятельно выполняют практические задания в различных организациях в соответствии с разработанным планом и требованиями по практике.

Третий этап практики заключается в подведении итогов проделанной работы обучающимися в организациях, обсуждении плюсов и минусов проведенной практики с точки зрения выполнения задач, поставленных перед обучающимися, и сдаче отчетов.

Для учебной ознакомительной практики, включенной в учебный план подготовки бакалавриата по профилю «Спортивный менеджмент», могут быть выбраны следующие организации: спортивные школы муниципального или регионального значения, коммерческие физкультурно-спортивные организации, органы местного самоуправления и автономные физкультурно-спортивные организации, а также организации, представляющие органы государственной власти. Во время прохождения учебной ознакомительной практики обучающиеся должны посетить несколько организаций, чтобы сформировать общую картину функционирования сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Задания по практике разрабатывались в соответствии с универсальными и общепрофессиональными компетенциями. Для формирования компетенции УК-1 были составлены задания, которые предусматривают поиск информации по конкретной физкультурно-спортивной организации. Например, перед посещением детско-юношеской спортивной школы обучающимся необходимо ознакомиться с уставной деятельностью данной организации, её организационно-правовой формой, способами бюджетного и внебюджетного финансирования, плановой и отчетной документацией. Данная информация отражает нормативно-правовые основы спортивного менеджмента, что способствует формированию у обучающихся универсальной компетенции – УК 2. Данная информация, как правило, размещается на официальном сайте организации. В Республике Татарстан создан специальный портал «Электронное образование в Республике Татарстан», где в разделе «Организации» можно выбрать район республики и, перейдя по ссылке, оказаться на официальном сайте выбранной образовательной организации. Найденную и проанализированную информацию об организации, в форме эссе, обучающиеся размещают в системе дистанционного обучения для проверки методистом. Эссе представляет собой небольшое по объему изложение найденной информации, написанное в свободной авторской манере и содержащее введение, основной материал и заключение. В зависимости от качества эссе методист дает разрешение на посещение выбранной организации. В рамках формирования компетенции УК-6 обучающимися разрабатывается индивидуальный план прохождения учебной практики, который представляет собой документ, состоящий из списка организаций, дат их посещения и задач, которые необходимо выполнить в данных организациях, заданий в рамках данной практики. Разработка индивидуального плана позволяет развить практические навыки планирования будущей профессиональной деятельности обучающегося с учетом выполнения определенных задач в рамках установленного времени.

С целью формирования социального взаимодействия и реализации своей роли в команде (УК-3) обучающиеся делятся на бригады по 5-8 человек и организованно посещают учреждение с целью наблюдения за деятельностью организации в реальных условиях. Работа в команде позволяет развить у обучающегося коммуникативные навыки, определиться с обязанностями лидера и исполнителя, а также научиться брать на себя ответственность за решение определенных задач, поставленных перед всей командой. На предварительном этапе практики бригаде дается задание разработать опросник для аппарата управления данной организации, основной целью которого является ознакомление с ее деятельностью. Вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы обучающиеся, получив ответы на них, смогли четко определить правовое поле деятельности, сведения о материально-технической базе и организационной структуре организации, а также основные принципы финансирования и способы хранения и передачи управленческой информации. В период прохождения практики для получения ответов на эти вопросы бригада может быть разделена на еще более мелкие команды (по два человека), задачей которых является определение сферы деятельности организации. В конце посещения организации команда должна обсудить полученную информацию, проанализировать ее и представить методисту общий отчет.

При посещении спортивных школ обучающиеся проходят инструктаж по технике безопасности и учатся проводить инструктаж по технике безопасности и первую медицинскую помощь для спортсменов школ, что формирует общепрофессиональную компетенцию ОПК-7. Для формирования компетенции ОПК-9 практиканты участвуют в ежегодных тестированиях уровня физической подготовленности учащихся спортивных школ с использованием современных контрольно-измерительных приборов, таких как секундомеры, шагомеры, фитнес-браслеты и т.д.

По окончании практики обучающийся готовит итоговый отчет, который должен содержать субъективную оценку о прохождении практики, анализ предварительной подготовки и прохождения практики в каждой из выбранных организаций, положительные и отрицательные стороны работы организаций, а также замечания и предложения по совершенствованию прохождения учебной практики.

Для определения качества освоения вышеперечисленных компетенций в рамках учебной ознакомительной практики используются следующие оценочные средства: индивидуальный план; вопросник; эссе; протоколы тестирования уровня физической подготовленности спортсменов; итоговый отчет, подготовленный в форме презентации.

За каждое задание предусмотрены определенные количества баллов, приведенные в таблице. Максимальное количество баллов составляет 100, минимальное – 51. На основании полученных итоговых баллов проставляется оценка «зачтено», которая соответствует успешному прохождению практики.

Балльная система оценочных средств

Оценочные средства

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Индивидуальный план

10

20

Вопросник

10

20

Эссе

10

20

Протоколы тестирования уровня физической подготовленности спортсменов

6

10

Итоговый отчет (презентация)

15

30

ИТОГО:

51

100

 

Заключение

Разработка учебных планов подготовки бакалавров, магистров и аспирантов, а также содержание рабочих программ дисциплин и практик основаны на компетентностно-деятельностном подходе, который отражает требования современных образовательных стандартов. Основной целью данного подхода является подготовка конкурентоспособных специалистов. Одним из основных этапов формирования высококвалифицированных специалистов является прохождение различных видов практики, включенных в учебные планы на всех уровнях высшего образования. Учебная ознакомительная практика для подготовки будущих спортивных менеджеров направлена на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций. Выбор мест проведения практики зависит от профессиональной траектории обучения бакалавров в Поволжской ГАФКСиТ. Содержание учебной ознакомительной практики разработано с учетом профессионального стандарта «Инструктор-методист» и компетенций, которые необходимы будущим спортивным менеджерам для работы в организациях отрасли «Физическая культура и спорт».


Библиографическая ссылка

Закиров Т.Р., Валеева Э.Э. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ ПОВОЛЖСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29473 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674