Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О НАПРАВЛЕНИЯХ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Валынкин Р.О. 1 Шеенко Е.И. 1 Бердышева Е.В. 1
1 Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Материал раскрывает первоочередные задачи деятельности вуза в лице кафедр физической культуры и спорта (ФКиС) в формировании конкурентоспособного студента – выпускника образовательного учреждения, отличающегося крепким здоровьем и высоким уровнем личной физической культуры. В статье дается подробное содержание по переориентации деятельности кафедры ФКиС вуза с традиционной работы со студентами в сфере их физического воспитания на такую технологию работы, где маркетинговая деятельность стала бы фактором успеха не только в поиске новых подходов и направлений, но и в достижении положительных результатов в деле формирования профессионально необходимого уровня личной физической культуры студентов. Представлена трехуровневая модель реализации направлений деятельности кафедры ФКиС: межвузовский (глобальные направления), собственно уровень вуза (локальные направления) и уровень факультетов, институтов (вплоть до учебных групп) (частные направления). Каждый из уровней содержит подробную характеристику направлений маркетинговой деятельности кафедр на примере взаимодействий как в условиях межкафедрального совета по физической культуре вузов региона, так и со структурными подразделениями вуза, так или иначе имеющими отношение к воспитанию и здоровьесбережению субъектов образовательного процесса. В заключение приводятся приоритетные направления маркетинговой деятельности кафедры ФКиС: непосредственное удовлетворение потребности студентов в определенных ценностях физической культуры и средствах физкультурно-спортивной деятельности; создание уникального «физкультурного продукта», выраженного в высоком уровне физической воспитанности студента как потребителя данной услуги, и др.
кафедра физической культуры и спорта
маркетинговая деятельность
физкультурный продукт
потребность в ценностях физической культуры
1. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/196059/#ixzz68uC0xS8R (дата обращения: 14.12.2019).
2. Луконин Ю.В., Поляков А.М., Шеенко Е.И., Гуляева Н.Ю. Подходы к проблеме формирования потребностей в физической культуре с позиций современного менеджмента и маркетинга // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2010. Т. 5. №4. С. 54-58.
3. Толистинов Б.Г. Интерактивный подход в формировании потребности в самостоятельной физкультурной активности у студентов специальных медицинских групп // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, соискателей и студентов (18-19 декабря 2018 г., г. Омск) / Под общ. ред. Н.В. Колмогоровой. Омск: Изд-во СибГУФК, 2019. С. 295-300.
4. Юров В.В., Бодюков Е.В. Мотивационно-ценностные и нравственные ориентации студентов в сфере занятий физической культурой // Научные аспекты физической культуры в высшей школе: сборник статей международной научно-практической и учебно-методической конференции. М.: Изд-во МГСУ, 2015. С. 53-55.
5. Валынкин Р.О. К вопросу структуры механизма формирования физической культуры личности студентов с позиции маркетинга // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, соискателей и студентов (18-19 декабря 2018 г., г. Омск) / Под общ. ред. Н.В. Колмогоровой. Омск: Изд-во СибГУФК, 2019. 472 с.
6. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 201 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 № 36767) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/080301.pdf (дата обращения: 12.12.2019).
7. Никишкин В.А., Бумарскова Н.Н., Лазарева Е.А. Эффективность физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности студентов вуза (из опыта работы кафедры физкультуры и спорта Национального исследовательского Московского государственного строительного университета) // Педагогика и психология образования. 2017. №4. С. 69-75.
8. Понкин И.В., Понкина А.И. Понятие и структура «спортивного продукта» в спортивном праве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016. №2. С. 129-137.

Сегодня идея культуры здоровой жизни становится актуальной как никогда. Создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом [1], сохранение и укрепление здоровья обучающихся общеобразовательных организаций и учащейся молодежи ссузов и вузов, совершенствование их физического и психического развития, формирование у них устойчивой потребности в ценностях физической культуры [2] становятся сегодня приоритетными направлениями государственной политики и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех реформ, проводимых в нашей стране.

Такое внимание исследователей и специалистов к совершенствованию физического воспитания обучающихся среднего специального и высшего образования обусловлено стабильной динамикой снижения уровня их здоровья [3], слабой мотивацией к повышению своих физических кондиций и функциональных возможностей [4] и пр. Несомненно то, что отмеченные ценности не только являются одними из основных составляющих в подготовке конкурентоспособного выпускника, но и обеспечивают успех и стабильность в предстоящей профессиональной и бытовой деятельности.

Изучение отношения студентов к физической культуре, а также деятельности по формированию у студентов профессионально необходимого уровня личной физической культуры позволяет отметить, что в условиях вуза эти проблемы входят в перечень основных направлений деятельности кафедры физической культуры и спорта. Однако, как показывает существующая практика, кафедры физической культуры и спорта испытывают значительные затруднения в физическом воспитании студенческой молодежи. Решение данной проблемы мы видим в переориентации деятельности кафедры физической культуры и спорта в высших образовательных организациях с традиционной работы со студентами в сфере их физического воспитания на такую технологию работы, где маркетинговая деятельность стала бы фактором успеха не только в поиске новых подходов и направлений, но и в достижении положительных результатов в деле формирования профессионально необходимого уровня личной физической культуры студентов.

Цель исследования: рассмотреть с позиции маркетинга основные направления деятельности кафедр физической культуры в формировании у студентов профессионально необходимого уровня личной физической культуры.

Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, наблюдение.

Результаты исследования и их обсуждение. В рамках поиска эффективных направлений деятельности кафедр физической культуры и спорта с позиции маркетинга нами был изучен опыт деятельности вузов многих регионов страны: Московской, Кемеровской и Пензенской областей, Татарстана, а также Республики Казахстан, в которых различными структурными подразделениями осуществляется здоровьесберегающая деятельность, деятельность по формированию физической культуры личности студентов.

Естественно, что в каждом из регионов и в отдельно взятом вузе накоплен свой опыт физкультурной и здоровьесберегающей деятельности в работе со студенческой молодежью. На основе проанализированного практического и теоретического опыта деятельности кафедр ФКиС более чем десяти вузов разных регионов страны нами была определена приоритетная линия в работе со студентами – подбор средств, методов, технологий по укреплению и приумножению их здоровья с учетом как собственно состояния их здоровья, так и интересов в сфере физкультурно-спортивных услуг и уровня потребности в самостоятельной физкультурной активности.

Действительно, анализ литературы по маркетингу в сфере фитнес-индустрии (там, где люди добровольно становятся потребителями коммерческих услуг в стремлении сохранить здоровье, получить хорошую физическую форму и пр.) позволяет констатировать, что удовлетворение нужд и потребностей занимающихся невозможно без изучения спроса, вкуса и интереса студентов в рассматриваемом направлении [5]. В рамках этого к ведущим задачам маркетинговой деятельности кафедры стоит отнести исследования в области изучения интересов, потребностей, мотивов студентов в сфере физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых услуг. Другими словами, любые научные изыскания по качественному удовлетворению потребности (а если эта потребность недостаточная или слабая, то еще и ее формирование до достаточного уровня – сильного или устойчивого) стоит считать одним из ведущих направлений деятельности.

По результатам анализа проблем физического воспитания студентов в вузах мы определили следующие ведущие базовые задачи в работе кафедр физической культуры и спорта:

– формирование концептуальных основ и развитие системы формирования потребностей в здоровом образе жизни участников образовательного процесса;

– создание и реализация профилактических программ с учетом своеобразия образовательных организаций, специфики различных направлений подготовки студентов, принадлежности к группам здоровья, а также согласно уровню физической и функциональной подготовленности.

Ограничиваясь реализацией отмеченных задач в подготовке конкурентоспособного выпускника вуза, мы имеем на практике такую ситуацию, когда результаты физического воспитания не обладают долговременным эффектом. Другими словами, у студентов, освоивших дисциплину «Физическая культура и спорт», в силу отсутствия мотивации к самостоятельному использованию ценностей здорового образа жизни и дальнейшего поддержания физической формы наблюдаются снижение физических кондиций и функциональных возможностей, ослабление здоровья и увеличение случаев заболеваний (количества учебных занятий, пропущенных по болезни). Складывающая ситуация, как правило, обусловлена качеством преподавания, содержанием и целевыми установками программного материала. Но одними силами профессорского-преподавательского состава формирование у будущих выпускников способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [6], как показывает практика, невозможно. Здесь необходимо задействовать весь ресурс и возможности всей кафедры физической культуры и спорта. В данном направлении мы полностью разделяем точку зрения В.А. Никишкина, Н.Н. Бумарсковой, Е.А. Лазаревой, которые утверждают, что: «кафедра физического воспитания и спорта имеет возможность корректировать содержание учебного процесса не только обеспечением необходимого уровня специальных знаний, двигательных умений студентов, формированием потребности в здоровом стиле жизни, но и с помощью инновационных оздоровительных и диагностических технологий, введением дополнительных знаний…» [7].

В вопросах формирования у студентов профессионально необходимого уровня личной физической культуры кафедра ФКиС должна стать ведущим звеном, но при непосредственном взаимодействии различных структурных подразделений вуза, так или иначе имеющих отношение к воспитанию и здоровьесбережению субъектов образовательного процесса.

В условиях этого взаимодействия направления деятельности кафедры ФКиС вуза мы представляем в форме трехуровневой модели их реализации: межвузовский (глобальные направления), собственно уровень вуза (локальные направления) и уровень факультетов, институтов (учебных групп) (частные направления).

Так, межвузовский уровень глобальных направлений в рамках предложенной модели реализуется в большей степени в условиях межкафедрального совета (примером может служить объединение кафедр ФКиС 8 вузов Алтайского края). На заседаниях межкафедрального совета решаются вопросы реализации следующих глобальных направлений:

– организация межвузовского взаимодействия, сопровождения и экспертизы функционирования системы здоровьесбережения и формирования физической культуры студента;

– решение проблемы кадрового обеспечения (курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и пр.);

– нормативное сопровождение (совместная разработка нормативной документации (требований к технике безопасности, требований к практическим и теоретическим занятиям физической культурой и спортом в спортивных залах и пр.), создание фонда оценочных средств, подбор контрольно-измерительных материалов и т.п.);

– научно-методическое сопровождение (совместная подготовка учебно-методической документации, параллельное проведение экспериментов, исследований, сбор и обработка результатов исследований, написание научных трудов и пр.);

– организация системы мониторинга (уровня физической культуры студентов вузов региона, качества профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава), проведение конкурсов профессионального мастерства и др.

Также межвузовский уровень претворения в жизнь глобальных направлений реализуется через взаимодействие кафедр ФКиС с Алтайским региональным отделением Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» и региональным отделением Российского студенческого спортивного союза «Буревестник». В рамках такого взаимодействия решаются задачи по организации и проведению спортивно-массовых и физкультурно-спортивных межвузовских мероприятий, а также спортивных соревнований в рамках краевой универсиады среди вузов.

Внутривузовский уровень направлений деятельности кафедры ФКиС реализуется посредством взаимодействия со структурными подразделениями вуза, так или иначе имеющими отношение к воспитанию и здоровьесбережению субъектов образовательного процесса, такими как:

– здравпункт студентов – организация врачебного контроля в течение года и врачебно-педагогического контроля в течение контрольных точек, определяемых руководством кафедры, с целью фиксации динамики состояния студентов в период двух рубежных и итоговой аттестаций в течение каждого семестра;

– учебно-производственный центр «Крона» – проектирование, организация и осуществление летнего активного отдыха физкультурно-оздоровительной и культурно-просветительской направленности для студентов и преподавателей вуза;

– научно-исследовательская лаборатория «Физическая культура человека» – создание условий для функционирования системы мониторингов (проведение маркетинговых исследований); осуществление методической и технической поддержки для проведения экспериментальной деятельности в лабораторных и естественных условиях; непосредственное проведение исследований в рамках интересов вуза в целом и отдельно взятого преподавателя в частности;

– студенческий спортивный клуб «Политехник» – организация и непосредственное проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

– центр культурно-массовой работы – обеспечение пропагандистско-агитационной деятельности, рекламы (видеосюжеты в рамках телепередачи «ВУЗ-ТВ», интервьюирование, печать в СМИ и пр.);

– административный корпус (финансово-экономический отдел, административно-хозяйственное управление и пр.) – финансовое и материально-техническое обеспечение функционирования системы.

Третья ступень рассматриваемой модели направлений деятельности кафедры ФКиС реализуется на уровне факультетов и институтов (вплоть до учебных групп), включая при этом цели, определяющие конкретную деятельность кафедры ФКиС по реализации всех направлений функционирования системы: разработку, апробацию и внедрение инициативных программ, освоение и внедрение регламентированных и факультативных программ, обеспечение функционирования системы мониторингов. В основном данный уровень ориентирован на работу внутри отдельно взятого направления подготовки студентов, что обосновано, как правило, особенностями физического воспитания прикладной направленности.

В рамках третьего уровня в силу обозначенных выше причин назревает необходимость включения в деятельность кафедр ФКиС ряда перспективных направлений, которые должны «осовременить» физическое воспитание студенческой молодежи:

– непосредственное удовлетворение потребности студентов в определенных ценностях физической культуры и средствах физкультурно-спортивной деятельности;

– создание уникального «физкультурного продукта», выраженного в высоком уровне физической воспитанности студента как потребителя данной услуги.

В отношении приведенного нами в последнем направлении термина «физкультурный продукт» стоит внести некоторые разъяснения. Анализ литературы по вопросам спортивного маркетинга показал, что в данной области существует понятие «спортивный продукт», под которым понимаются собственно спортивные состязания [8]. В рамках проблемы настоящего исследования термин «спортивный маркетинг» нами был трансформирован в термин, имеющий отношение собственно к физкультурным услугам: «физкультурный продукт». Так, под термином «физкультурный продукт» мы понимаем физическую воспитанность студента, которая в свою очередь характеризуется определенным уровнем интегральной потребности в физической культуре.

Итак, в условиях реализации основных направлений маркетинговой деятельности кафедр физической культуры и спорта, ориентированных на формирование физической культуры студентов вуза, стоит обозначить ряд следующих задач:

1) инициирование и разработка локальных нормативно-правовых актов в сфере формирования профессионально необходимого уровня физической культуры, укрепления и сохранения здоровья студентов;

2) обеспечение взаимодействия вуза и кафедры ФКиС с заинтересованными органами государственной власти региона, научными, общественными структурами, бизнес-структурами с целью привлечения власти и общества к решению проблем оздоровления студентов и повышения конкурентоспособности выпускников вуза с позиции их физической воспитанности;

3) разработка и внедрение в практику работы вуза результатов маркетинговых исследований, программ, методик и рекомендаций, направленных на создание уникального «физкультурного продукта»;

4) участие в проектах, грантовой деятельности, а также последующая реализация проектов и программ, направленных на совершенствование качества физического воспитания студентов;

5) систематический мониторинг качества и эффективности реализации здоровьесберегающих и профилактических мероприятий вуза;

6) организация физкультурно-спортивной деятельности, учитывающей перспективу и динамику физического воспитания обучающихся и прогнозирование возможных затруднений в формировании физической культуры и здоровья не только студентов, но и всех субъектов образовательного процесса.

Особое место в работе кафедр ФКиС должно занять проектирование и совершенствование системы оценивания эффективности деятельности как студентов, так и сотрудников отделения в рамках формирования физической культуры и здоровья студентов, реализации здоровьесберегающих и профилактических программ и создания здоровой среды образовательного процесса. Здесь возникает необходимость разработки и постоянного совершенствования системы оценки эффективности деятельности кафедры по следующим позициям:

  • разработка шкалы критериев и комплекса методов оценки эффективности деятельности кафедр ФКиС на межвузовском уровне;
  • разработка шкалы критериев и комплекса методов оценки эффективности деятельности кафедр ФКиС на внутривузовском уровне;
  • разработка методики комплексной оценки уровня подготовки физически воспитанного будущего специалиста (с конкретизаций особенности профиля специальности) (оценивается сам процесс), а также оценки уровня сформированной личной физической культуры студента (оценивается собственно результат деятельности).

Заключение. Таким образом, деятельность кафедр физической культуры и спорта в вузах связана с важнейшей и остро стоящей проблемой – воспитанием здорового, всесторонне и гармонично физически воспитанного молодого человека, готового к преодолению различных бытовых и профессиональных трудностей. Формирование у студентов профессионально необходимого уровня личной физической культуры будет происходить качественно только в случае переориентации деятельности кафедр ФКиС с традиционной работы со студентами в сфере физической культуры на такую технологию работы, где маркетинговая деятельность стала бы фактором успеха не только в поиске новых подходов и направлений, но и в достижении положительных результатов в деле формирования профессионально необходимого уровня личной физической культуры студентов.

В рамках деятельности кафедры ФКиС должно быть налажено тесное сотрудничество различных структурных подразделений, так или иначе имеющих отношение к воспитанию здоровой личности студента не только в условиях собственно образовательной организации (вуза), но и на межвузовском уровне – при условии функционирования межкафедрального совета.

В качестве приоритетных направлений маркетинговой деятельности кафедры физической культуры и спорта в формировании физической культуры студентов вуза стоит выделить непосредственное удовлетворение потребности студентов в определенных ценностях физической культуры и средствах физкультурно-спортивной деятельности; создание уникального «физкультурного продукта», выраженного в высоком уровне физической воспитанности студента как потребителя данной услуги; разработку методики комплексной оценки уровня подготовки физически воспитанного будущего специалиста (с конкретизацией особенности профиля специальности) (оценивается сам процесс), а также оценку уровня сформированной личной физической культуры студента (оценивается собственно результат деятельности).


Библиографическая ссылка

Валынкин Р.О., Шеенко Е.И., Бердышева Е.В. О НАПРАВЛЕНИЯХ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29461 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674