Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ SOFTSKILLS В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Нагимова Н.И. 1 Фахретдинова М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
Переход от «материальной» к «знаниевой» экономике повышает спрос на развитие softskills – «мягких» навыков и универсальных компетенций работников, что требует более глубокого их понимания и исследования. Именно эти компетенции и навыки становятся в XXI в. источником технологических и социальных инноваций, условием экономического роста стран. В связи с этим возникают вопросы: откуда берутся предприниматели, настоящие и будущие «драйверы» экономического роста; какие предприниматели нужны современной экономике, какими качествами они должны обладать и т.д.? И главный вопрос заключается в том, какой вклад могут внести в этот процесс «взращивания предпринимателей» профессиональные образовательные организации (ПОО), система среднего профессионального образования (СПО). В статье представлены региональный опыт и потенциал различных ресурсов формирования предпринимательских компетенций, развития softskills – «мягких» навыков обучающихся профессиональных образовательных организаций в ходе освоения основных профессиональных образовательных программ, опытно-экспериментальной работы, поиска инновационных механизмов развития навыков в ХХI в., участия обучающихся в различных региональных проектах по популяризации предпринимательства. Предложен авторский вариант программы повышения квалификации для педагогов среднего профессионального образования по развитию sоftskills – компетенций обучающихся колледжей и техникумов в сфере социального и технологического предпринимательства, приведены методы и формы организации деятельности слушателей, примеры учебных занятий в колледжах по формированию предпринимательских компетенций обучающихся, представлены промежуточные результаты опытно-экспериментальной работы региональных инновационных площадок в контексте темы реализуемого авторами Проекта.
предпринимательские компетенции
softskills
«мягкие навыки»
повышение квалификации педагогических работников
профессиональные образовательные организации
научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа
организация образовательной деятельности по формированию предпринимательских компетенций
1. Бутрюмова Н.Н., Карпычева С.А., Назаров М.Г., Сидоров Д.В. Исследование эволюции технологического предпринимательства Нижегородской области // Инновации. 2015. № 7. С. 15-24.
2. Программа модернизации образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров в субъектах Российской Федерации, одобренная координационным советом по среднему профессиональному образованию Министерства образования науки Российской Федерации 25 апреля 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rkadr.miccedu.ru/&specialPage=rkadry (дата обращения: 10.10. 2019).
3. Смирнов А. Технологическое предпринимательство. Юрий Удальцов: «Нужно вырастить когорту техно предпринимателей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rusnano.com/about/press-centre/media/20161228-izvestiya-tekhnologicheskoe-predprinimatelstvo-interviyu-yuriy-udaltsov (дата обращения: 25.10.2019).
4. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Под ред. Ф.Ф. Дудырева, И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 271 с.
5. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина, П.С. Сорокина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 284 с.
6. Нагимова Н.И., Фахретдинова М.А., Сальникова И.Н. Активные методы и формы развития softskills – общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций: методические рекомендации. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. 57 с.
7. Учебное пособие «Модельные занятия на основе метода Кейс-стадии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. bestreferat.ru/referat-182905.html (дата обращения: 03.10.2019).
8. Нагимова Н.И., Фахретдинова М.А. Развитие soft skills как ресурс формирования предпринимательских компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?Id=28329 (дата обращения: 03.10.2019).
9. Фахретдинова М.А., Нагимова Н.И., Кубракова О.Н., Банникова Е.А., Саланова Н.А. Теория и практика формирования softskills - общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций: методическое пособие. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. 105 с.
10. Лига студенческого предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://openbusiness73.ru/pages/liga_studencheskogo_predprinimatelstva (дата обращения: 30.09.2019).

Одним из ведущих современных направлений экономического развития страны является опережающее технологическое развитие, системным элементом которого выступает предпринимательство. Именно предприниматели выводят на рынок инновации, обеспечивают развитие новых технологий, способствуют появлению новых отраслей промышленности, увеличивают конкуренцию на различных рынках в стране [1].  В связи с этим возникают вопросы: откуда берутся предприниматели, настоящие и будущие «драйверы» экономического прорыва; где, какие уровни образования занимаются подготовкой предпринимателей в нашей стране; есть ли специальности по данному   направлению подготовки; какие предприниматели нужны экономике, какими качествами они должны обладать и т.д.? И главный для нас вопрос заключается в том, какой вклад могут внести в этот процесс «взращивания предпринимателей» профессиональные образовательные организации (ПОО), система среднего профессионального образования (СПО).

Актуальность заявленной темы, на наш взгляд, не вызывает сомнений. Она проходит красной нитью во всех концептуальных и нормативных документах, часто является повесткой дня различных форумов, дискуссионных площадок международного, федерального и региональных уровней, посвященных поиску и обсуждению эффективных механизмов вывода экономики страны из кризиса.

Среди программных документов, формулирующих значимые «посылы» в систему профессионального образования, ставших нормативными основаниями и источниковой базой для заявленной нами темы исследования, следует выделить следующие.

  1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.
  2. Стратегия социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года.
  3. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.
  4. Программа модернизации образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров в субъектах Российской Федерации.
  5.  ФГОС СПО по ТОП-50.
  6. Казанская декларация 45 Мирового Чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам Worldskills.
  7. Приоритетный проект «Развитие инновационного кластера Ульяновской области в комплексе проектов Технокампус 2.0 – Технологическая долина 2.0 – Сантор» (региональный документ).

Несмотря на наличие названных важных нормативных документов, в России, как говорят эксперты, аналитики, предпринимательская культура, образовательная среда, которая бы «взращивала предпринимателей», сегодня только зарождается. Однако задачи укрепления позиции РФ в мировом сообществе и обеспечения ее конкурентоспособности требуют эффективного включения «потенциала развития» здесь и сейчас, носителем которого в том числе является молодежь. Общество делает ставку на инициативную, энергичную, целеустремленную молодежь, способную к предпринимательской активности, созданию и реализации инновационных идей [2, 3]. В этот процесс становления предпринимателей могут внести достойный вклад профессиональные образовательные организации, региональные системы среднего профессионального образования.

Цель исследования – представить один из вариантов возможного выстраивания практики формирования предпринимательских компетенций обучающихся через развитие softskills с учетом требований к подготовке профессиональных кадров нового поколения, потребностей реального сектора экономики и сферы предпринимательства.

В исследовании мы делаем акцент именно на развитии softskills – «мягких» навыков, «навыков XXI века», необходимых для обеспечения функциональной грамотности обучающихся, в том числе как основы подготовки будущих предпринимателей.

Материал и методы исследования. В настоящее время синонимичный ряд этих понятий представлен в научных кругах, среди практиков и экспертов довольно широким спектром: универсальные компетенции в высшем образовании, метапредметные образовательные результаты в общеобразовательных организациях, общие компетенции в СПО, мультидисциплинарные компетенции, навыки XXI века в широком смысле – важные и нужные для мобильности, конкурентоспособности, успешности человека в столь динамично развивающемся мире [2].

В условиях многозначности данных понятий приглашаем специалистов и экспертов профессионального сообщества к обсуждению предложенной темы исследования. В рамках нашего Проекта мы рассматриваем два вектора развития softskills – «мягких» навыков: с одной стороны – как ресурс формирования предпринимательских компетенций, с другой – как «персональные приобретения», обеспечивающие результативное взаимодействие молодого человека с окружающим миром, его успешную профессиональную и личностную самореализацию (так как далеко не все выпускники ПОО станут предпринимателями).

Результаты исследования и их обсуждение. В рамках представленной публикации важно обратить внимание на новые исследования в сфере среднего профессионального образования. Вышедшие в 2019 г. монографии коллектива авторов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [4, 5] посвящены большому пулу неоднозначных вопросов и сложных трансформаций в системе СПО. На основе аналитических материалов, международных и российских исследований авторы попытались не только обобщить полученные статистические данные, но и погрузиться в глобальный контекст, увидеть пути решения стратегической задачи: обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования.

Говоря о спросе общества и работодателей на универсальные компетенции как на неотвеченный вызов системы образования в нашей стране, авторы монографии подчеркивают, что сегодня важное значение приобретает исследование базовых компетенций, навыков и умений работников, так как в условиях быстрых изменений критически важной для работника становится готовность к адаптации на новом рабочем месте для эффективного выполнения профессиональных задач в рамках постоянно меняющегося технологического процесса. В условиях автоматизации и роботизации технологических процессов спрос как на ручные навыки (станочник, токарь, шлифовщик), так и на когнитивные (юрист) быстро сокращается. В то же время потребность в работниках с развитыми социальными навыками и способностью работать в условиях изменений и многозадачности возрастает быстрыми темпами.

Но парадоксальность ситуации этого нового вызова заключается в том, что он до сих пор не принят российским профессиональным образованием. Проявляя гибкость и адаптивность в отношении изменяющейся квалификационной структуры, система СПО и высшего образования оказалась нечувствительной к растущему спросу на универсальные навыки, лежащие в самом ядре квалификационной матрицы современной рабочей силы [4].

Учитывая этот факт, авторы публикации, исследуя региональный опыт формирования предпринимательских компетенций, развития softskills обучающихся ПОО, попытались сформулировать ответы на этот сложный вызов и предлагают рассматривать заявленную проблему по целому ряду направлений и задач:

– системная работа по повышению квалификации руководителей, педагогических работников ПОО;

–   развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в ПОО;

– организация образовательной деятельности в ПОО по развитию предпринимательских компетенций обучающихся в ходе освоения основных профессиональных образовательных программ СПО;

– взаимодействие стейкхолдеров и профессиональных сообществ, предметом деятельности которых являются поиск, обсуждение новых форматов деятельности по развитию softskills, формированию предпринимательских компетенций обучающихся.

В настоящее время в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова научным коллективом Проекта разработана программа повышения квалификации (ПК) для педагогических работников по теме: «Развитие sоftskills-компетенций обучающихся ПОО в сфере социального и технологического предпринимательства». Содержательной линией программы повышения квалификации педагогических работников является рассмотрение с использованием различных инструментов, таких как SWOT-анализ, дискуссия, проектный и бизнес подход, дизайн-мышление, моделирование, картирование изменений, важных, на наш взгляд, вопросов, посвященных:

– национальным и региональным приоритетным проектам как ориентирам обновления содержания среднего профессионального образования – образования для нового сложного мира;

– основам технологического и социального предпринимательства как важным факторам экономического развития страны;

– softskills – «мягким» навыкам, необходимым для развития компетенций обучающихся СПО в сфере социального и технологического предпринимательства;

– проблеме плани­рования содержания и организации образовательной деятельности по учебной дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» в ПОО;

– современным технологиям, формам и методам обучения, направленным на развитие и оценку softskills;

– проектному подходу к формированию социального и технологического предпринимательства обучающихся ПОО.

При проектировании учебных занятий по программе повышения квалификации акцент делается на активные, современные формы работы со слушателями, которые бы решали следующие задачи:

– создание условий обучения с опорой на имеющийся опыт;

– организация соответствующей обучающей среды, обеспечивающей интеграцию теории и практики.

В условиях поиска новых моделей обучения перед организаторами программы ПК ставится сложная задача мотивации преподавателей ПОО к обретению обучающимися активной позиции и побуждению их к самостоятельным действиям по пересмотру традиционных моделей обучения, по овладению обучающимися новыми методами, формами организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивающими формирование их предпринимательских компетенций и развитие softskills.

Слушатели «погружаются» в различные форматы деятельности, такие как проектные сессии, дискуссии, модельные занятия, воркшопы, методический ринг, деловая игра, разработка бизнес-модели учебных стартов и т.д. [6].

Например, модельные занятия позволяют решать целый ряд важных задач в развитии технологической культуры педагогов:

– выявить проблемы в понимании сути изменений, которые происходят сегодня в профессиональном образовании, и требований, которые предъявляются на этом основании педагогическим работникам;

– развить эмоциональный интеллект, коммуникабельность, тактическое и стратегическое мышление, определенный набор softskills преподавателей.

Так, для примера предлагаем тезисное описание содержания, форм и методов работы на занятии со слушателями программы повышения квалификации по теме: «Формирование предпринимательских компетенций обучающихся ПОО: контекст изменений». В организационном плане слушатели объединяются в несколько групп, им предлагаются два одинаковых кейса для обсуждения.

  1. На первом этапе, изучив тексты данных кейсов, слушатели должны выявить изменения, которые в настоящее время происходят в организации образовательной деятельности обучающихся в ПОО по формированию их предпринимательских компетенций.

По результатам работы с текстами кейсов слушатели заполняют «таблицу изменений» по предложенным вопросам, заданиям (таблица).

Таблица изменений

Характеристики изменений

Кейс 1

Кейс 2

Сформулируйте изменения, которые происходят в организации образовательной деятельности обучающихся.

 

 

Какими обстоятельствами предопределены данные изменения?

 

 

Назовите активных участников изменений.

 

 

В чем проявляются результаты изменений?

 

 

 

  1. На втором этапе группы представляют своим коллегам заполненные таблицы, подготовленные комментарии по теме занятия.
  2. На третьем этапе, используя результаты работы, слушатели и преподаватель проводят классификацию изменений по четырем направлениям:

1) в организации образовательной деятельности в ПОО;

2) внешние и внутренние факторы изменений;

3) участники изменений;

4) результаты изменений.

  1. На четвертом этапе слушатели разрабатывают рекомендации для педагогических работников по формированию предпринимательских компетенций обучающихся ПОО [7].

Формат статьи не позволяет описать все используемые методики, приемы и техники работы со слушателями. Они более детально определены в учебно-методических пособиях, рекомендациях, сопровождающих региональную практику формирования предпринимательских компетенций обучающихся через развитие softskills – «мягких» навыков ХХI в. [6, 8, 9].

Вторым ресурсом формирования предпринимательских компетенций, развития softskills – «мягких» навыков обучающихся ПОО – являются региональные инновационные площадки, которые работают в областной программе «Развитие инновационных процессов». В настоящее время исследования в статусе «Региональная инновационная площадка» в контексте заявленной темы ведут две профессиональные образовательные организации.

  1. «Проектная деятельность как механизм формирования предпринимательской компетенции обучающихся профессиональных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС СПО 3+ и ФГОС ТОП-50» (ОГБПОУ «Ульяновский техникум железнодорожного транспорта»).
  2. «Формирование предпринимательских компетенций обучающихся среднего профессионального образования средствами практико-ориентированного подхода в рамках приоритетного регионального проекта “Популяризация предпринимательства”»  (ОГБПОУ «Сурский агротехнологический техникум»).

В настоящее время получены промежуточные результаты исследований в контексте реализуемого авторами Проекта, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:

– разработан инструментарий и проведено анкетирование обучающихся техникумов по выявлению факторов, определяющих интерес и мотивацию к предпринимательской деятельности. Опрос показал, что только 51% опрошенных студентов 1–3-х курсов (50 человек), возраст 15–19 лет, хотели бы заняться предпринимательской   деятельностью. Основными причинами отсутствия интереса и мотивации к предпринимательской деятельности являются страх ответственности и неготовность принимать самостоятельно решения, особенно если они окажутся ошибочными;

– исследованы теоретические основы проектной деятельности как механизма формирования предпринимательских компетенций обучающихся при освоении основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) в профессиональных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС СПО 3+ и ФГОС ТОП-50;

определены организационно-методические и педагогические условия создания образовательной среды для формирования предпринимательских компетенций обучающихся в образовательном процессе ПОО;

– проведена актуализация перечня компетенций, необходимых для предпринимательской деятельности в соответствии с потребностями экономики Ульяновской области и результатами анкетирования и опроса;

с целью формирования положительного образа предпринимателя проводятся привлечение к участию в проекте публичных лиц и известных предпринимателей Ульяновской области, создание на сайте ПОО страниц с видеоматериалами по популяризации предпринимательства в формате сторителлинга.

Нарабатываемый региональными инновационными площадками опыт транслируется в ПОО региона на научно-практических семинарах и конференциях. Именно там происходят активное обсуждение проблем, трудностей, презентация лучших практик формирования предпринимательских компетенций, развития softskills обучающихся при ОПОП.

Также в учебных планах образовательных программ в ПОО Ульяновской области реализуется программа учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности». Учебная дисциплина введена за счет часов вариативной части ОПОП СПО. Цель дисциплины – формирование знаний, умений и опыта деятельности по вопросам становления культуры, организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях меняющегося рынка труда. Практическая составляющая учебной дисциплины не менее 70%, по итогам освоения которой обучающиеся выполняют учебный бизнес-проект. Понятно, что этого курса недостаточно для развития softskills – основ предпринимательских компетенций. В связи с актуальностью задачи ПОО рассматривают вопрос о введении в учебный план образовательных программ вариативного профессионального модуля с возможным наименованием «Планирование и организация предпринимательской деятельности», а также о создании в ПОО структур, функционирующих в формате реально действующего предприятия (например, Учебная фирма), для организации деятельности обучающихся в сфере технологического и социального предпринимательства [8].

Исходя из этого можно говорить о создании условий для приобретения обучающимися комплекса softskills, необходимого для формирования предпринимательских компетенций. Это вполне реальная перспектива, так как в ходе освоения ОПОП обучающиеся изучают ряд учебных дисциплин (модулей), которые могут способствовать развитию softskills. Это «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности», «Маркетинг», «Экономика отрасли и предприятия», профессиональный модуль «Организация предпринимательской деятельности». На развитие softskills, безусловно, направлены активные методы и формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, различные педагогические технологии, ситуационные (модельные) и деловые игры, с использованием которых проектируются учебные занятия в ПОО.  

Наравне с системами теоретического и практического обучения в ПОО как самостоятельно организуемая система, успешно решающая задачи развития softskills обучающихся, рассматривается внеурочная деятельность [9].

Внеурочная деятельность как педагогическая система решает очень важные задачи в едином образовательном пространстве образовательного учреждения, такие как:

– создание зон социальной адаптации обучающихся и проявления ими социальной мобильности, гуманитаризация среды их жизнедеятельности;

– создание условий для развития склонностей, способностей, интересов каждого обучающегося;

– создание условий для развития softskills.

Основной организационной формой данной системы является внеурочное мероприятие, которое, как правило, состоит из трех этапов: подготовительного этапа, этапа проведения внеурочного мероприятия, рефлексивно-диагностического этапа.

На каждом этапе решаются задачи, направленные на формирование softskills – «мягких» навыков.

На подготовительном этапе обучающиеся:

– участвуют в целеполагании, прогнозировании результатов предстоящей деятельности, выборе организационной формы;

– выполняют конкретные поручения, вовлекаются в реальные социально-ценностные отношения;

– проявляют ответственность, самостоятельно принимают решения, ищут и находят оптимальные пути выполнения поставленной задачи;

– проявляют творчество;

– применяют знания на практике;

– налаживают взаимодействие со сверстниками;

– возможно, совершают нравственный выбор.

На этапе проведения внеурочного мероприятия обучающиеся:

– получают возможности представить свои проекты, защитить их;

– демонстрируют интеллектуальные, профессиональные, психофизиологические возможности и творческие способности;

– пробуют свои силы, самоутверждаются;

– выражают свою позицию, свое отношение к содержанию данного мероприятия.

На рефлексивно-оценочном этапе происходит развитие аналитических способностей обучающихся и их оценочной позиции [9].

Так, например, целью деловой игры «Как стать предпринимателем», подготовленной в ОГБПОУ «Ульяновский профессионально-педагогический колледж», является формирование навыков и практического опыта в сфере экономики и предпринимательства.

Структура игры состоит из трех этапов. Первый этап игры (познавательно-игровой) включает в себя способы мотивации и вовлечения обучающихся в игровой процесс. Это происходит за счет актуализации мероприятия, постановки вопросов, создания ситуационных моментов и наличия состязательной среды.

Второй этап игры (имитационно-ролевой) направлен на формирование и развитие у обучающихся общих и экономических компетенций и получение ими собственного практического опыта в сфере предпринимательства. Он реализуется в процессе создания игровой среды, приближенной к реальной предпринимательской деятельности: имитация проведения учредительного собрания фирмы, оформление типового устава фирмы, процесс его утверждения.

Третий этап игры (адаптивно-познавательный) имеет социально-интеллектуальную направленность. Он основывается на формировании положительного имиджа современного предпринимателя, демонстрации примера успешных в бизнесе людей.

Таким образом, при освоении учебных программ, составляющих ОПОП СПО во внеурочной деятельности, осуществляется системный, последовательный процесс развития softskills обучающихся, и на каждом этапе этот результат может быть зафиксирован в виде определенного уровня сформированности softskills.

Представляя успешные региональные практики, способствующие развитию предпринимательского образования в регионе, следует назвать важными направление взаимодействия ПОО с бизнес-школой ТОП-ТОП МЕНЕДЖЕР для детей и подростков, Лигой студенческого предпринимательства, социальное партнерство с Ульяновским центром развития предпринимательства, АНО «Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства» Ульяновской области, являющимся оператором реализации регионального проекта «Популяризация предпринимательства».

В рамках этого взаимодействия обучающиеся и педагогические работники ПОО имеют возможность принимать активное участие в мероприятиях, направленных на формирование положительного образа бизнесмена, в федеральных, региональных проектах по сохранению памяти о местных предпринимателях, которые внесли значительный вклад в развитие страны и региона. Так, например, в области реализуется фотопроект «Бизнес в объективе», издана книга «Симбирск купеческий», проводятся тематические конкурсы и обучение по программам «Молодой предприниматель», «Мама-предприниматель», «Немалый бизнес», «Женщины бизнеса России», «Социальный предприниматель» и др.

Еще один проактивный проект – это Лига студенческого предпринимательства [10]. Этот региональный проект, он предопределяет включение студентов образовательных организаций в реальный контекст предпринимательской деятельности, в активную среду, направленную на создание собственных бизнес-проектов. Формат организации активностей в проекте реалити-шоу «Бизнес-поединки», благодаря которым студенты-победители совместно с действующими предпринимателями за определенный срок имеют возможность запустить свой стартап с нуля. Проект включает в себя пакет тренингов от сертифицированных бизнес-тренеров и успешных предпринимателей региона. По итогам образовательной программы наиболее заинтересованным и мотивированным участникам предоставляется возможность совместно с действующими предпринимателями воплотить в жизнь свою бизнес-идею.  

Выводы

Представленный обзор развития softskills в практике формирования предпринимательских компетенций обучающихся ПОО региона позволяет сделать следующие выводы.

  1. В практике образовательной деятельности педагогических работников ПОО все большую заинтересованность вызывает развитие навыков XXI в. – softskills с привязкой к формированию предпринимательских компетенций обучающихся.
  2. В профессиональных образовательных организациях все более поддерживается понимание необходимости изменений, обеспечивающих востребованность выпускников СПО на рынке труда будущего, развития образовательной среды, которая была бы направлена на смену образовательной модели, позволяющей «растить» предпринимателей с целью обеспечения эффективной занятости в региональной экономике.
  3. Синергия потенциалов нормативных, организационных и образовательных ресурсов дает возможность увидеть целостную модель работы по развитию softskills – «мягких» навыков, вносит определенный вклад в теорию и практику формирования softskills обучающихся в соответствии с требованиями, вызовами современного сложного мира, обеспечивает комплексное развитие предпринимательских компетенций обучающихся ПОО.

Представленная публикация выполнена при поддержке гранта РФФИ и Правительства Ульяновской области № 18-413-730019 по теме: «Развитие softskills обучающихся профессиональных образовательных организаций как условие формирования социального и технологического предпринимательства в рамках приоритетного Проекта “Развитие инновационного кластера Ульяновской области”».


Библиографическая ссылка

Нагимова Н.И., Фахретдинова М.А. РАЗВИТИЕ SOFTSKILLS В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29458 (дата обращения: 17.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074