Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,972

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Володичева Т.Б. 1 Гетман Н.А. 2 Черная Л.В. 2
1 1ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ
2 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ
В статье авторы рассматривают роль средств массовой информации (СМИ) в реализации общественной экспертизы образовательной деятельности. В современных реалиях актуальны внедрение в образовательный процесс современных эффективных методов обучения, предъявление полученных результатов общественности, профессиональному сообществу с помощью СМИ. Авторы, анализируя понятийный аппарат исследования, выявляют характерные особенности, значение и смысл общественной экспертизы образования. Методологической основой исследования является системно-деятельностный подход, рассматривающий СМИ как компонент общественной экспертизы, а общественную экспертизу как компонент системы государственно-общественного управления. Процесс общественной экспертизы результатов образования в медицинском вузе изучался на примере дисциплин «Биология», «Биология, экология», «Основы медицинской генетики». Исследованы особенности формирования общественной экспертизы с использованием СМИ. Описаны результаты экспериментального исследования процесса формирования специалиста, включающего развитие способности и готовности к предъявлению профессиональному сообществу результатов учебной деятельности. Проведенное исследование позволило обобщить опыт использования СМИ в вузе и на кафедре. Авторы указывают, что деятельность кафедры биологии будет планироваться с использованием информационных технологий, что является ресурсом, основой формирования и развития личности и профессионала, дает возможность адаптации традиционных форм образования и воспитания к новой информационной среде. В ходе общественной экспертизы в сфере образования устанавливается соответствие образовательных услуг требованиям, предъявляемым социумом.
дидактические средства
средства массовой информации
системно-деятельностный подход
компетентностный подход
общественная экспертиза
1. Конасова Н.Ю. Общественная экспертиза образовательных результатов как форма конструктивного диалога школы и общества // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2012. №3. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1758.htm (дата обращения: 10.11.2019).
2. Прозументова Г.Н. Управление образовательными инновациями: гуманитарный подход // Сибирский психологический журнал. 2013. № 50. C. 122–131.
3. Черепанов В.С. Теоретические основы педагогической экспертизы: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. Глазов, 1990. 351 с.
4. Государственно-общественное управление как стратегическое направление развития современной школы / Авт.-сост.: И.М. Гриневич, А.А. Дробот. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. 143 с.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 17.10.2019).
6. Памбухчян Д.А. Роль региональных брендов в формировании имиджа территории // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых учёных – 2019: сборник материалов конференций: в 2-х томах / Сост. Ю.С. Кузнецова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. Т. 1. Архангельск: САФУ, 2019. С. 366-370.

Темпы развития российской экономики и российского общества за последние десятилетия существенно превысили скорость трансформации системы образования, их пути часто расходятся. В связи с этим возникает необходимость совершенствования и изменений способов взаимодействия общества и образования. Организационно-экономические условия, система финансирования, изменение отношения к образованию в обществе вызывают необходимость актуализировать государственно-общественные институты, участвующие в управлении образованием. Важным элементом в системе государственно-общественного управления образованием является общественная экспертиза качества образования. Она относится к одному из самых эффективных способов преобразования образовательного процесса и направлена на обновление образовательной среды высшего учебного заведения. Новые технологии с использованием СМИ повсеместно внедряются в образовательный процесс учреждений высшего образования медицинского профиля. На кафедре биологии ОмГМУ создан информационный блок, являющийся составным элементом сайта вуза, он включает как общие разделы учебной дисциплины, так и разделы, отражающие внеучебную деятельность обучающихся по научным направлениям и здоровому образу жизни; там размещены периодические стендовые материалы, мультимедийные проекты, информация о проведении и результатах научных студенческих работ в рамках кафедральной деятельности.

Цель исследования: оценить эффективность СМИ как инструмента общественной экспертизы результатов образовательной деятельности в медицинском вузе при изучении дисциплин «Биология», «Биология, экология», «Основы медицинской генетики».

Материал и методы исследования. Биологические знания у студентов-медиков как фундаментальная основа для изучения последующих курсов закладываются уже на первом курсе. Существенную помощь в адаптации к дисциплинам «Биология», «Биология, экология», «Основы медицинской генетики», при подготовке к аудиторным занятиям, при выборе направлений студенческой внеаудиторной деятельности оказывают материалы, размещенные на интернет-ресурсах, относящихся к СМИ.

К методам исследования относятся: теоретический анализ понятий «общественная экспертиза» и «средства массовой информации», практическое изучение возможностей СМИ в качестве элементов общественной экспертизы. При анализе понятийного аппарата установлены характерные особенности, значение и смысл общественной экспертизы образования. Методологической основой исследования является системно-деятельностный подход, рассматривающий СМИ как компонент общественной экспертизы, а общественную экспертизу как компонент системы государственно-общественного управления.

В связи с необходимостью объединения путей развития общества и образования, для оценки качества образования в российской системе образования в конце XX века была внедрена общественная экспертиза. Она включает оценку качества образовательных услуг, осуществляется на всех уровнях системы образования: федеральном, региональном и т.д. Общественная экспертиза, являясь элементом системы государственно-общественного управления образованием, позволяет выявить качество образовательных результатов, их соответствие заданным требованиям [1]. В последнее десятилетие все большее значение в педагогической практике придается направленности использования СМИ в общественной экспертизе. В научных работах М. Якимец, С.П. Перегудова, Л.М., Коновалова И.Е. Городецкого, А.Е. Кутейникова, В.И. Радыгина системы управления образованием рассматривались через призму координации и реализации интересов всех участников этого процесса. Выявили и описали взаимосвязь поэтапного развития средств массовой информации на базе учебного учреждения с развитием общественных органов управления образованием А.И. Адамский, О.В. Журавлева, А.А. Пинский, А.А. Седельников и др. Общественная экспертиза – это особый элемент системы управления образованием. Запросы общества и отставание развития образования приводят к возникновению противоречия между теоретическим потенциалом, накопленным педагогической наукой об общественной экспертизе в области образования, и недостаточной реализацией этого потенциала в современном вузе. Разрешению этого противоречия и посвящено наше исследование [2].

Результаты исследования и их обсуждение. К современному образованию предъявляется ряд требований: расширять и повышать качество предоставляемой лицам и общественности информации о планируемых и достигнутых целях образования; предоставлять аутентичную информацию о результатах образования; постоянно обновлять информацию об эффективности реализации образовательных программ.

Характеризуя общественную экспертизу как процедуру реализации прав граждан на участие в управлении всеми сферами жизнедеятельности нашего государства, в том числе и образования, ее необходимо разделить на элементы, составляющие, этапы проведения, результат. В научных источниках экспертиза понимается как совокупность процедур, необходимых для получения мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе) [3].

Экспертиза – это социальная технология, которая имеет ряд специфических особенностей: изучение социальных проблем; она осуществляется по заказу органов власти, лиц, принимающих решения, и иных; исследование проводится независимыми компетентными специалистами, которые полагаются, помимо использования специальных методов, на свою профессиональную интуицию; результатом экспертизы является ответственное экспертное заключение, которое имеет приоритетное значение для принятия решения соответствующими органами; экспертное заключение содержит факты, комментарии, соответствующие пояснения; экспертное заключение носит характер доказательства.

Любая форма проведения образовательной экспертизы состоит из трех этапов. 1-й этап: согласуется цель экспертизы и прорабатываются критерии для оценки экспертируемой деятельности. 2-й этап: проводятся анализ экспертируемой деятельности и выявление ее соответствия выработанным критериям. 3-й этап: экспертная группа проектирует пути решения выявленных проблем для повышения эффективности образовательной деятельности.

Экспертиза в сфере образования решает задачи анализа сложных педагогических процессов, носит гуманитарный и гуманистический характер. Государственно-общественный характер управления современным образованием предполагает в качестве механизмов оценки деятельности профессиональную и общественную экспертизы [4].

Функциями общественной экспертизы являются: обеспечение публичности деятельности образовательной организации (повышение информированности обучающихся и социума о деятельности образовательной организации, получение внешнего признания достижений, укрепление общественного престижа, создание имиджа, получение общественной поддержки образовательной организации); организация общественного обсуждения проблем образования; привлечение социальных партнеров; организация мониторинга образовательных потребностей местного сообщества; включение обучающихся и представителей местного сообщества в процедуру оценки результата деятельности вуза [5]. По мнению ряда ученых, имидж – это искусственный образ, который формируется в сознании людей посредством их отношения к объекту, совокупность эмоций и фактов, вытекающих из признаков территории и влияющих на создание определенного образа, бренда. Бренд территории – это совокупность ценностей, ожиданий, впечатлений… [6]. ОмГМУ является региональным брендом, т.е. совокупностью уникальных качеств, отражающих неповторимые особенности данной территории. И, так как СМИ предназначены для неограниченного круга лиц, охватывают массовую аудиторию, имеют периодическую форму распространения, их роль в проведении экспертизы не ограничена. Цель СМИ заключается в формировании информационного потока, который предназначен для всего общества. С появлением Интернета стали образовываться и принципиально новые СМИ, такие как электронные газеты, блоги и др. СМИ способствуют формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции. Субъектами СМИ являются все участники, которые принимают, находят, обрабатывают и предоставляют целевой аудитории определенную информацию. Собственные СМИ вузов являются участниками общественной экспертизы образования, если содержание деятельности СМИ способствует реализации функций общественной экспертизы и отражает основные аспекты работы организации, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС высшего образования. СМИ в условиях образовательной организации решают множество задач: позволяют осуществлять взаимосвязь и сотрудничество между обучающимися, родителями и преподавателями образовательной организации; предоставляют каждому возможность для творческой самореализации; служат связующим информационным звеном между различными направлениями учебно-воспитательной работы в образовательной организации и др. Задачами современных СМИ являются: создание условий для многогранного развития личности обучающегося, расширение возможностей ориентации в медицинских специализациях, духовно-нравственное воспитание, формирование положительного имиджа вуза.

Сейчас наиболее популярными являются такие формы СМИ, как интернет-форумы, чаты, блоги. Эти элементы позволяют донести информацию до аудитории и при этом получить обратную связь. В процессе применения средств массовой информации воспитываются и развиваются социальная мобильность, личная и социальная активность, многие социальные навыки, гражданская позиция. Внеаудиторная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно участие СМИ в решении задач их воспитания и социализации [1].

В ОмГМУ СМИ широко используются в образовательном процессе. На главной странице сайта университета отражены в виде разделов и баннеров различные виды образовательной, научной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной, волонтерской и других внеучебных форм деятельности. На кафедре биологии активно работает научный кружок для обучающихся первого курса, проводится научная работа и осуществляется деятельность по популяризации здорового образа жизни среди студентов. Вся информация об этом представлена на кафедральной странице для широкого доступа. Родители знакомятся с результатами обучения студентов, эти действия отслеживаются с помощью чата для общения с кураторами групп и родителями. Часть сайта (с открытым доступом) используется для распространения информации о внеаудиторной деятельности кафедры биологии с привлечением большого количества участников. В разделе «Работа со студентами» осуществляется регулярное информирование о заседаниях научного кружка, проведении и результатах научных студенческих конференций, проводится работа по размещению периодических стендовых материалов, стенгазет, мультимедийных проектов. При планировании внеаудиторной деятельности кафедры используются ресурсы СМИ. Студенческие доклады, сопровождающиеся мультимедийными презентациями, включением видеороликов, буклетов собственного изготовления и оформления, публикуются в электронных изданиях научного общества молодых ученых и студентов (НОМУСа) вуза. Благодаря использованию СМИ и активной работе преподавателей кафедры биологии происходит привлечение к оценке данной информации родителей, общественности. Это позволяет им быть экспертами, ориентирует их на деятельность в открытом информационном пространстве. Студенческое сообщество, используя интернет-ресурсы, самостоятельно создает чаты, блоги, которые также служат площадками для профессионального самовыражения. В них активно обсуждаются проблемы медицинского образования, социальные проблемы и иные, при этом осуществляется мониторинг образовательных потребностей местного сообщества, проявляется заинтересованность внешних участников (заказчиков образовательных услуг – родителей) к проблемам вуза. На современном этапе развития СМИ выступают как система, позволяющая использовать разные методы и технологии (формирование коммуникативной компетенции, аудиовизуальной и информационной грамотности, развитие критического мышления об информационных потоках, передаваемых поᅟразличным каналам коммуникации). С помощью СМИ открываются перспективы привлечения новых социальных партнеров, оформления проектов о сотрудничестве с профессиональными сообществами. Анализ литературы и собственные наблюдения позволили подготовить для студентов и их родителей вопросы (опубликованные в разделе кафедры на вузовском сайте), с их помощью мы смогли оценить роль СМИ в оценке результата образовательного процесса в вузе. В открытом доступе для студентов, обучающихся на первом курсе вуза, были даны 5 вопросов. Участвовать в опросе было не обязательно (по желанию). 120 первокурсников приняли участие в исследовании (28% от общего числа первокурсников), их ответы мы оценили, обработали и представили в виде таблицы (таблица). В опросе участвовали студенты медико-профилактического, педиатрического и лечебного факультетов.

Роль СМИ в организации жизнедеятельности кафедры (биология)

Вопрос / вариант ответ

Первый вариант

Второй вариант

Третий вариант

1. Как часто Вы используете информацию, размещенную на сайте вуза (в разделе кафедры биологии)?

Часто (каждый день)

90 человек(75%)

2–3 раза в неделю

40 человек (25 %)

Редко (реже 1 раза в неделю) – 0 человек (0%)

2. Какие источники учебной информации по биологии Вы предпочитаете?

Электронные

96 человек (80%)

Бумажные 24 человека (20%)

Не читаю 0 человек (0%)

3. Какая информация, представленная в газете вуза «За медицинские кадры», Вам наиболее интересна?

Про достижения студентов и вуза: 40 человек (25%)

Учебная: 120 человек (100%)

Про ЗОЖ: 24 человека (20%)

4. Как часто вы делитесь информацией о кафедре биологии, вузе с родителями, друзьями и т.д.?

Постоянно: 40 человек (25%)

Реже 2 раз в неделю: 68 человек (57%)

Не делюсь: 12 человек

18%

5. Как Вы можете в целом оценить влияние СМИ на формирование имиджа кафедры, вуза?

Положительно:

60 человек (50%)

Нейтрально:

44 человека (37%)

Отрицательно:

16 человек (13%)

 

Анализируя ответы анкеты, можно констатировать тот факт, что студенты, принявшие участие в опросе, в большинстве своем часто используют информационный ресурс кафедры и вуза в целом, не только применяют его в учебных целях, но и знакомятся с общественной жизнью, проводимыми мероприятиями c помощью СМИ. Активно рекламируют свой вуз 25% студентов-первокурсников, распространяя информацию о его достижениях среди сверстников и родителей. В настоящее время наиболее востребован среди студентов такой информационный контент, как «Вконтакте». Анализ влияния данного интернет-ресурса на получение экспертной информации является следующим шагом в нашем исследовании.

Выводы. Таким образом, обобщение опыта использования СМИ как средства общественной экспертизы в вузе дает возможность спроектировать дальнейшую деятельность кафедры биологии. Привлечение родителей (добровольно участвующих в опросе) и профессионального сообщества к оценке результатов деятельности кафедры и вуза в целом повышает уровень ответственности за качество образовательной деятельности. Интернет-ресурсы позволяют расширить круг заинтересованных в экспертизе лиц, поскольку, кто владеет информацией, тот управляет общественным сознанием.  


Библиографическая ссылка

Володичева Т.Б., Гетман Н.А., Черная Л.В. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29443 (дата обращения: 30.11.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074