Происходящие изменения в отношении различных ступеней образовательного процесса оставляют за высшим образованием роль основного фактора социального и экономического прогресса. Реализуемая в настоящее время модель высшего образования модернизируется и включает в себя изменения индивидуальных качеств педагога. Деятельность преподавателя вуза регламентируется профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н. Основной целью профессиональной деятельности педагога высшей школы обозначена организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность. Важное значение имеют также обеспечение достижения нормативно установленных результатов образования, создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования, методическое обеспечение реализации образовательных программ [1].
По мнению И.В. Селищева [2], профессия педагога относится к типу «человек-человек» и определяется следующими качествами личности: высокой степенью саморегуляции, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, понимать намерения, помыслы, настроение других людей, разбираться во взаимоотношениях обучающихся, хорошо помнить, овладевать знанием о личных качествах многих и разных людей, руководить, учить, воспитывать, решать нестандартные ситуации, слушать и выслушивать, способностью сопереживания, широким кругозором, наблюдательностью, потребностью в общении и коммуникативной культурой. Качества личности, являющиеся условием успешного выполнения педагогической деятельности, определяются как педагогические способности. Педагогические способности подразделяются на гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские [3].
Гностические способности выражают чувствительность педагога к способам овладения информацией о мире, обучающихся и составляют основу деятельности преподавателя. Проектировочные способности участвуют в конструировании педагогического и научного «лабиринта» - пути от незнания к знанию. Конструктивные способности определяют чувствительность к последовательному построению занятий и научной деятельности во времени и пространстве. Проектировочные и конструктивные способности являются определяющими в достижении высокого уровня мастерства и наиболее взаимосвязаны. Организаторские способности выражаются умением организовать себя, свое время, деятельность обучающихся (индивидуальную, групповую, коллективную). Коммуникативные качества личности характеризуются способностью всесторонне и объективно воспринимать собеседника. Общение – это, бесспорно, важное средство как воспитания и образования студентов, так и совершенствования педагогического профессионализма.
Основой вышеуказанного разделения педагогических способностей являются различия в качествах личности, но в совокупности они определяют успешность преподавателя, которая подразделяется на индивидуальную и социальную. Как отметил Селищев И.В. в статье «Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы» [2], в основе успешной деятельности педагогов высшей школы лежат индивидуально-психологические особенности личности, и именно они выражаются определенным стилем педагогической деятельности, ориентированным на максимальный результат.
С педагогическими способностями тесно связано понятие «педагогического мастерства» педагога высшей школы. Педагогическое мастерство преподавателя медицинского вуза выражается в его профессиональной деятельности и отдельно от личности не существует. Большинство авторов определяют «педагогическое мастерство» как совокупность педагогических способностей и профессиональных знаний, педагогической техники, педагогической нравственности, профессионально значимых качеств, внешней культуры [4-6].
Мониторинг компетентности педагогов медицинских вузов в России не является новаторством: регулярно проводятся тесты, анкетирования, экспертные оценки, анализы результатов педагогических исследований, социологические опросы. Большая часть исследователей отдает предпочтение анкетированию как методу изучения профессионального мастерства педагогов [7-10].
Однако мнение студентов не всегда учитывается, хотя оно является важным как для оценки компетентности педагога, так и для улучшения педагогического процесса. Ведь появление многоступенчатой системы обучения изменило и характер восприятия преподавателя студентами, и личностные качества педагога. Первое место занимают именно те качества, которые определяют уровень профессионализма преподавателя или уровень педагогического мастерства. И, несмотря на то что педагог медицинского вуза по-прежнему остается авторитетом для обучающихся, мнение студентов позволяет оптимизировать процессы постоянного самосовершенствования и повышения уровня профессионализма, что является основой подготовки высококвалифицированных специалистов. Это, в свою очередь, способствует конкурентоспособности высшего медицинского образования как сферы услуг.
Целью данной работы явилось определение приоритетных качеств личности преподавателя медицинского вуза для реализации педагогических способностей при оптимизации образовательного процесса.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось методом анкетирования 230 студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов и 55 педагогов Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского в 2018-2019 учебном году.
Анкеты являлись анонимными и индивидуальными и содержали вопросы, касающиеся качеств личности преподавателя медицинского вуза. Респондентам предлагалось расставить качества личности преподавателя медицинского вуза в каждой группе педагогических способностей в порядке возрастания значимости цифрами от 1 до 3 (где 1 – наименее значимое качество, 2 – качество средней значимости, 3 – наиболее значимое качество). Обозначенные качества преподавателей демонстрировали соответствующие группы педагогических способностей. Группы обозначались номерами от 1 до 5 (1 - гностические способности, 2 - проектировочные способности, 3 - организаторские способности, 4 - коммуникативные способности, 5 - конструктивные способности) (таблица). Также анкетируемым участникам было рекомендовано высказаться о приоритетной группе педагогических способностей и предложить качества личности преподавателя, помимо представленных в анкетах, которые, по мнению респондентов, должны быть присущи педагогу медицинского вуза.
Качества личности преподавателя в соответствующих группах педагогических способностей
№f № |
Название группы педагогических способностей |
Качество личности преподавателя |
1 |
Гностическая |
Высокий уровень владения предметными знаниями |
Разносторонняя развитость личности преподавателя |
||
Использование инновационных форм обучения (игра, дискуссия, презентация) |
||
2 |
Проектировочная |
Нацеленность на будущую деятельность обучающихся |
Создание продуктивных способов обучения |
||
Понятное и доступное изложение материала |
||
3 |
Организаторская |
Требовательность по отношению к студентам |
Самообладание, самоконтроль |
||
Склонность к организаторской деятельности |
||
4 |
Коммуникативная |
Общительность |
Умение расположить к себе |
||
Справедливость в оценке знаний обучающихся |
||
5 |
Конструктивная |
Развитое мышление |
Умение правильно построить занятие |
||
Хорошая интуиция |
Результаты анкетирования размещались в программе для работы с электронными таблицами Microsoft Excel. По приоритетным качествам в группах педагогических способностей подсчитывался средний балл по каждому качеству. Обработка полученной информации по показателям остальных вопросов осуществлялась посредством перевода абсолютных значений в относительные величины, определения частоты встречаемости ответов и ее выражения в процентном отношении к общему количеству анкет. Отдельно проводился анализ результатов анкетирования педагогов в сравнении с мнением студентов.
Результаты исследования и их обсуждение. Студенты в гностической группе педагогических способностей отдали предпочтение «высокому уровню владения предметными знаниями» (средний балл – 2,7), менее значимыми стали «разностороннее развитие личности» и «использование инноваций» (средние баллы - 1,77 и 1,62 соответственно). В проектировочной группе для обучающихся первостепенным явилось «понятное и доступное изложение материала» (средний балл – 2,73), второстепенными - «создание продуктивных способов обучения» и «нацеленность на будущую деятельность обучающихся» (средние баллы - 1,77 и 1,61 соответственно). В группе организаторских способностей студенты разместили на первом месте «склонность к организаторской деятельности» (средний балл - 2,09), а второе место разделили «требовательность по отношению к студентам» и «самообладание, самоконтроль» (средние баллы – по 1,97). В коммуникативной группе самым важным качеством личности обучающиеся посчитали «справедливость» (средний балл – 2,36), близко к нему разместилось «умение расположить к себе» (средний балл – 2,24), и самый низкий балл – у «общительности» (1,43). Среди конструктивных способностей у студентов наибольшее значение имело «умение правильно построить занятие» (средний балл – 2,56), далее следовали «развитое мышление» и «хорошая интуиция» (средние баллы – 2,3 и 1,18 соответственно) (рисунок).
Среди групп педагогических способностей обучающиеся отдали предпочтение проектировочной группе.
Ответы студентов на вопрос о дополнительных педагогических качествах были разнообразны и интересны. Первостепенными оказались следующие личностные качества: доброжелательность, практический опыт, отзывчивость, позитивность, объективность, любовь к преподаваемой дисциплине.
Распределение ответов студентов по поводу приоритетных качеств личности преподавателя медицинского вуза в группах
Кроме вышеуказанных качеств личности, студентами реже предлагались: знание актуальной (современной) информации по предмету; харизматичность; уважение к обучающимся; ответственность, адекватность; вежливость, критичность; интеллигентность, искренность, неподкупность.
Распределение педагогических качеств личности преподавателями в гностической, коммуникативной и конструктивной группах педагогических способностей было схожим с мнением обучающихся. В остальных группах мнение преподавателей несколько отличалось от мнения студентов. В группе организаторских способностей первое место педагоги отвели «самообладанию, самоконтролю»; второе место - «склонности к организаторской деятельности», на третьем месте разместили «требовательность по отношению к студентам». В проектировочной группе педагоги выделили как приоритетное качество личности «понятное и доступное изложение материала», что совпало с мнением студентов. А «нацеленность на будущую деятельность обучающихся» и «создание продуктивных способов обучения» разместили на противоположных местах, нежели студенты.
«Высокий уровень владения предметными знаниями», «справедливость в оценке знаний обучающихся» и «умение правильно построить занятие» по праву явились первостепенными в соответствующих группах педагогических способностей. По поводу организаторских качеств личности расхождение мнений преподавателей и студентов объясняется, на наш взгляд, их ролью в педагогическом процессе.
В качестве приоритетной группы педагогических способностей преподаватели отдали предпочтение первой группе (гностической), в то время как студенты выбрали вторую группу (проектировочную). Несмотря на это, наблюдался значительный отрыв обеих групп от остальных у всех респондентов.
В своих ответах на вопрос о дополнительных педагогических качествах преподаватели выделили интеллигентность, доброжелательность, практический опыт, эмпатию, вежливость, стрессоустойчивость, грамотность, гуманность, общую культуру, наблюдательность, знание актуальной (современной) информации по предмету, ответственность, уважение к обучающимся, объективность, знание иностранного языка, харизматичность, креативность, критичность, адекватность, лабильность, научный интерес, позитивность, знание основ профессиональной коммуникации, пунктуальность, интерес к предмету, бескорыстие, искренность, индивидуальный подход к студентам, тактичность.
Следует отметить, что доброжелательность и наличие практического опыта работы были предложены как студентами, так и педагогами, и разместились на втором месте по значимости.
Предложенные самими студентами качества личности относятся к группе коммуникативных и проектировочных способностей, а предложенные преподавателями – к проектировочным способностям. Однако преподаватели рекомендовали обратить внимание на развитие таких личностных качеств, как внешняя культура, педагогическая нравственность и педагогическая техника, которые наряду с педагогическими способностями являются составляющими педагогического мастерства.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование показало, что приоритетными педагогическими качествами личности, по мнению как студентов, так и преподавателей, стали «высокий уровень владения предметными знаниями», «справедливость в оценке знаний обучающихся», «умение правильно построить занятие», «понятное и доступное изложение материала», «склонность к организаторской деятельности» и «самообладание, самоконтроль». Приоритетными группами педагогических способностей были определены гностические и проектировочные. А среди предложенных респондентами личностных качеств особенно выделились «доброжелательность» и «наличие практического опыта работы».
Согласно полученным результатам опроса студентов, для оптимизации учебного процесса педагогам медицинского вуза следует обратить внимание на организаторскую деятельность в группах, в частности при структуризации занятия отдавать предпочтение интерактивным методам его проведения, развивать использование элементов дистанционного обучения, основываясь на своих проектировочных способностях (создание продуктивных способов обучения с нацеленностью на будущую деятельность студентов). При этом педагогам необходимо более глубоко развивать свои коммуникативные способности, преимущественно такие составляющие их качества личности, как справедливость, доброжелательность, отзывчивость, объективность, умение расположить к себе.
Библиографическая ссылка
Райкова К.А., Ефимов А.А., Савенкова Е.Н., Алексеев Ю.Д., Гавриченко Е.П., Коротина О.С. АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29436 (дата обращения: 12.10.2024).