Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ

Маскаева Т.А. 1 Лабутина М.В. 1 Чегодаева Н.Д. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
В условиях дополнительного эколого-биологического образования возможна грамотная профессиональная ориентация молодежи. В этой сфере формируется почва для научного, творческого подхода к обсуждаемым проблемам – как мировоззренческим, жизненным, так и профессиональным. Как правило, обучающиеся поступают в учреждения дополнительного образования, уже имея мотивацию в познании в области экологии и биологии, и задачей педагогов является поддержание и развитие их профессиональных интересов. Более половины учащихся связывают с экологией и биологией свою профессиональную судьбу, поступая в дальнейшем в профильные вузы. В статье описана организация эколого-биологической среды на территории нижегородского КидБурга, а также представлена модульная образовательная программа, дается пример карты мастера для игротеки «Служба безопасности рабочих» по модулю «Окружающая среда, ее состояние и способы сохранения». КидБург – это коммерческий проект, в котором реализуется множество направлений обучения детей и подростков. Компания при работе с детьми использует методический прием «обучение через игру». При таком подходе профессиональная ориентация подростка проходит намного быстрее, так как он может полностью вникнуть в ту или иную профессию. Также хотелось бы отметить тот факт, что на территории проекта сформированы несколько сред: семейная, образовательная, развлекательная, воспитательная. Их комбинация создает отличный результат – заинтересованного подростка, который нацелен на саморазвитие и достижение своих целей.
дополнительное эколого-биологическое образование
профессиональная ориентация подростков
эколого-биологическая среда
игротека
карта мастера
1. Сотникова Н.Н. Педагогические технологии развития экологической культуры личности в эколого-биологическом дополнительном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9428 (дата обращения: 12.11.2019).
2. Валуева Н.Н. Модель формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №61. С. 358-364.
3. Гайфулина Н.Г. Системный анализ профессионального самоопределения работника в зрелом возрасте // Научно-методический журнал «Концепт». 2013. № 1. С. 1–10.
4. Хасанова А.Я., Гильмиярова С.Г. Профессиональное самоопределение в системе дополнительного образования детей в процессе выполнения экологических проектов // Наука и школа. 2014. №3. С. 195-198.
5. Климов Е.А. Как выбрать профессию: кн. для учащихся ст. классов сред. шк . 2-е изд., доп. и дораб. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
6. Мосунова И.М., Маскаева Т.А., Лабутина М.В., Чегодаева Н.Д. Значение эколого-биологической среды в ранней профессиональной ориентации подростков (на примере детского города профессий «Кидбург») // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28773 (дата обращения: 12.11.2019).

Особое место в эколого-биологическом образовании отводится системе дополнительного образования, которая позволяет создать каждому обучающемуся прекрасные условия для освоения новых, нестандартных знаний, для развития собственных способностей и самореализации в обществе [1].

Актуальность эколого-биологического образования и потребность в нем связаны с целенаправленным формированием активной патриотической позиции, что осуществляется через изучение и охрану природы родного края. Максимально эффективно этого можно достичь в системе дополнительного эколого-биологического образования. Именно здесь воспитательная работа и обучение проходят по многим направлениям, например в условиях практики и экспедиции, при проведении массовых экологических акций и мероприятий, которые также способствуют успешной социальной адаптации обучающихся, гарантируют творческую самореализацию, предоставляют возможность активного общения с единомышленниками [2].

Огромным плюсом дополнительного эколого-биологического образования в нашей стране является то, что только в его условиях возможна грамотная профессиональная ориентация молодежи [3, 4]. В этой сфере формируется почва для научного, творческого подхода к обсуждаемым проблемам – как мировоззренческим, жизненным, так и к профессиональным. Как правило, обучающиеся поступают в учреждения дополнительного образования, уже имея мотивацию в познании в области экологии и биологии, и задачей педагогов является поддержание и развитие их профессиональных интересов. Более половины учащихся связывают с экологией и биологией свою профессиональную судьбу, поступая в дальнейшем в профильные вузы.

Другой важнейшей стороной дополнительного экологического образования является приоритетность социально-воспитательной позиции. Она обнаруживается в возможности социализации детей и молодежи, их привлечения к общественно-полезной работе. Воспитание детей и молодежи на основе правильных социально-этических идеалов природосозидающего мышления становится, безусловно, обязательным. Поэтому учебные объединения юных экологов и биологов привлекают множество школьников России, нуждающихся в общении, внимании, самореализации, утверждении жизненной перспективы.

К основным функциям, характеризующим дополнительное эколого-биологическое образование, можно отнести:

– воспитание экологического мировоззрения и поведения;

– формирование комплекса специальных эколого-биологических представлений;

– развитие общеучебных компетенций обучающихся;

– профориентацию в области эколого-биологических дисциплин и природоохранного дела;

– социальную адаптацию (социализацию);

– формирование гражданско-патриотической позиции.

Цель настоящей работы состоит в создании модульной образовательной программы, направленной на расширение возможностей выбора образовательных маршрутов и становление профессионального самоопределения воспитанников, на примере детского города профессий КидБург.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось с использованием методов теоретического и эмпирического уровней. Это прежде всего анализ философской, социологической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта.

Результаты исследований и их обсуждение

Эколого-биологическая среда на территории нижегородского КидБурга реализуется в игротеках «Туризм», «Ферма», «Экостанция» для подростков, находящихся на стадии оптации, согласно периодизации развития человека как субъекта труда Е.А. Климова [5]. Стадия оптации по Е.А. Климову (от 11–12 до 14–18 лет) – это период, когда подросток готовится к жизни, к труду, начинает сознательно выбирать свое профессиональное направление.

Методология детского центра профессий основана на четырехступенчатой системе погружения в профессию.

Первая ступень: базовые знания – посещение города профессий, знакомство в игровой форме с разнообразием профессий.

После знакомства с моделью города и разнообразием профессий подросток готов выбрать и погрузиться в наиболее заинтересовавшие его профессии. Наступает вторая ступень – это творческие профориентационные мастер-классы, на которых обучающийся в игровой форме изучает практические основы профессий. Каждая профессия – это полезные знания, практические навыки, невероятно ценный опыт, кроме того, это яркие впечатления и возможность быть самостоятельным. Профориентационный мастер-класс складывается таким образом, что подросток на протяжении всего времени делает практические задания, работает в команде «коллег», что помогает найти единомышленников. Во время мастер-класса школьники проходят все этапы последовательно, под руководством педагога, что позволяет расширить имеющееся представление о профессиях.

Для наиболее заинтересовавшихся в конкретном профессиональном направлении подростков существует третья ступень погружения в профессию – это профессиональные пробы (основы профобразования, позволяющие сделать осознанный выбор места учебы и дальнейшего места работы).

Четвертая ступень – это программы дополнительного образования, в рамках которых предусмотрено участие в творческих конкурсах.

Для правильного погружения обучаемого в процесс на территории КидБурга все педагоги работают по картам мастера. Карта мастера – это сценарий, в котором прописаны основная деятельность и модель поведения педагога для нужного погружения. Разберем структуру карты матера (КМ), ее длительность, важность каждой части.

Карта мастера состоит из нескольких частей.

Первая часть – знакомство, направлено на подготовку документов для приема на работу, предполагает облачение в рабочую форму, знакомство обучаемых с педагогом. Также в этом блоке определяются правила поведения и проводится обучение технике безопасности. Длительность в среднем 2–4 минут.

Вторая часть – презентация. Данная часть нужна для того, чтобы понять уровень осведомленности обучаемых о профессии. Также дается основная информация о том, чем занимаются профессионалы в данной области. Продолжительность 3–7 минут.

Третья часть – теоретическая, это один из основных блоков в КМ. В зависимости от сценария педагог более глубоко рассказывает об изучаемой профессии. Для более яркого и понятного рассказа применяются демо-альбомы, видео, схемы и реквизит. Обучение проходит в формате беседы, диалога. Главная задача педагога – услышать своих подопечных, задавать вопросы на рефлексию по изученному материалу. Продолжительность 10–30 минут.

Четвертая часть – самостоятельные занятия. Главное правило: направляй, но не ограничивай. Для получения наибольшей конверсии педагогу нужно максимально ясно и четко рассказать и обязательно показать, что требуется от подопечного. Во время работы необходима поддержка мастера игротеки.

Пятая часть – подведение итогов. По окончании занятия очень важно провести рефлексию по пройденному материалу, определить, что нового узнали дети, чему они научились, что для них было сложным, что легким. Обязательно перед выдачей зарплаты педагог должен поблагодарить каждого сотрудника и оценить его работу. Следует пригласить его снова к себе на работу и попрощаться.

Рассмотрим пример КМ для новой игротеки «Служба безопасности рабочих» по модулю «Окружающая среда, ее состояние и способы сохранения».

Карта мастера № 1: Инженер охраны труда

Цель:

– разнообразить игротеки для детей в возрасте 10–14 лет; развить самостоятельность принятия решений, ответственность, коммуникативные, административные качества подростка;

– помочь в профориентации подростков на территории проекта; познакомить с непопулярными в обществе профессиями.

Введение

В данной игротеке предусмотрена деятельность, связанная с решением поставленных задач, а именно выявление нарушений на рабочих местах работников детского города профессий КидБург. Во время данного набора все работники должны овладеть базовыми знаниями в области экологии и охраны на различных производствах.

Развиваем навыки

Общение в диалоге – учимся выражать свои мысли и прислушиваться к мнению окружающих; равноправный обмен репликами.

Сотрудничество – учимся взаимодействовать ради единой цели, слышать партнера, клиента и учиться друг у друга.

Содержание – формирование связей – учимся применять знания на практике, распространять свои знания на новые ситуации; формирование связей между отдельными знаниями.

Критическое мышление – учимся признавать, что существуют иные точки зрения, и принимать их.

Творчество – учимся самостоятельно находить решения поставленной задачи.

Уверенность – учимся не бояться новой деятельности и приобретать новый опыт и знания; учимся быть состоятельными в своих решениях.

Часть 1. Набор детей. Знакомство (длительность 3 минуты)

Комментарии

Во время этой части педагог приветствует обучаемых перед игротекой, просит подготовить документы и деньги за оплату обучения. Обязательно нужно сообщить детям точное количество мест на данный набор, его длительность, а также начало следующего набора.

После определения количества нанятых работников педагог приглашает всех в игротеку, просить надеть форму, предлагает занять посадочные места. Очень важно при первом знакомстве педагога с обучаемыми расположить последних к себе. Поэтому мастер игротеки должен постараться запомнить имена всех подростков, которые присутствуют на наборе.

Часть 2. Презентация (длительность 3 минуты)

Педагог: Что такое охрана труда? Это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе работы. Для того чтобы каждому работнику было комфортно трудиться, нужно создать комфортные условия труда, например хорошие столы и стулья, свет, уют в помещении, обеспечить тишину. Для того чтобы все работники находились в благоприятных условиях труда, в России существует инспекция охраны труда. В этой организации работают опытные инспекторы, которые и проводят проверки всех предприятий, выявляют нарушения. Как вы считаете, нужна ли такая профессия? Почему вы так считаете, дайте ответ (ответы обучаемых).

Часть 3. Обучение (длительность 10 минут)

Педагог: Каждый инженер должен знать ряд законов, на основе которых и строится его работа. Самыми основными являются документы: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Слышали о таких? (ответы обучающихся) Сегодня мы с вами изучим основные параметры оценки рабочего места наших сотрудников, а также проверим последнее на факты нарушений.

Как вы считаете, какие параметры нужно отслеживать инженеру на рабочем месте сотрудника? (ответы обучающихся). Верно: рабочее место, свет, шум. Как бы ни было смешно, но в проверке участвуют такие параметры, как покрытие пола, стены, а именно их цвет. Как вы думаете, какого цвета должны быть стены в больнице и в металлургическом цехе? (ответы обучающихся) Отлично! Действительно, в больничном блоке стены лучше покрасить в светлые тона, для лучшей «освещенности». На уроках естествознания, экологии и физики вас знакомили с понятием «свет». Так вот, на рабочих местах освещенность измеряется в люксах, а прибор называется «люксометр». Обратимся к таблице освещенности для разных рабочих мест.

Как вы считаете, к какому типу помещения относится наш офис? (ответы обучающихся) Отлично. По каким критериям вы это определили? (ответы обучающихся).

Помимо того что инженер должен следить за освещением, в его задачу входит наблюдение за униформой работников. В зависимости от условий работы рабочий должен быть одет соответственно. Обратимся к плакату «Униформы». Назовите, какие отличительные черты есть у каждой профессии? Почему нет смысла использовать каску в лаборатории, а белый хлопковый халат в машинном цехе? (ответы обучающихся). Великолепно! Перейдем к последней и самой основной задаче инженера. Заметив нарушение, специалист должен составить постановление, в котором он указывает причину, срок устранения нарушения. Именно это вы и будете делать. Сейчас я вам раздам бумагу с постановлениями, по ним изучим, как правильно заполнять бланк нарушений. Также внизу планшета будет прикреплен образец заполнения на случай того, если вы забудете, что нужно писать.

Комментарии

Во время обучения для педагога  очень важно четко, просто и ярко объяснить материал, так как время на обучение ограничено, а подростки должны получить все теоретические знания. Визуализация является главным помощником в этой части: используются яркие плакаты, таблицы, примеры из жизни.

Часть 4. Самостоятельная часть (длительность 10 минут)

Педагог: Сейчас мы с вами на примере нашей игротеки посмотрим, какие нарушения можно найти. После этого каждому из вас я выдам список игротек, которые нужно проинспектировать. После проверок вы возвращаетесь ко мне, и мы разбираем распоряжения и подводим итоги.

Если все понятно, приступим к работе.

Комментарии

Педагог на примере показывает, как правильно работать с распоряжением, как оценивать игротеку и рабочие места, обязательно раздает планшеты и ручки для записи. Он подводит детей к карте города, объясняет, куда им нужно идти. После этого проверяет, запомнили ли подростки, в чем их задача, при помощи перекрестного опроса. Отправляет детей в город, оглашая четкий временной промежуток их работы.

Педагогу важно понимать, что качество самостоятельной части зависит от его работы. Поэтому следует делать обход по городу, чтобы помочь детям (данная процедура проводится при небольшой загруженности проекта).

После возвращения «инспекторов» они приглашаются на посадочные места. Каждый в форме доклада рассказывает, что он обнаружил, чем это опасно именно на проверяемой игротеке. Во время презентации не должно звучать негативно окрашенных комментариев, например: «Нет, ты неправильно оценил», «Не верно» и т. д. Педагогу нужно понять, что это работа подростка, то есть его мнение, его нужно уважать; даже если суждение в корне ошибочное, обратную связь нужно давать корректно.

Часть 5. Подведение итогов (длительность 5 минут)

Педагог: Друзья, сегодня мы с вами обучились на профессию «Инспектор охраны труда». Повторим, что мы сегодня узнали.

Комментарии

Опрос проводится в формате «вопрос – ответ», участвуют все участники.

Педагог: Отлично. Уважаемые инспекторы, поздравляю вас с успешным обучением и работой. Ваша работа важна для города и его жителей. Поаплодируем друг другу. Сейчас я выдам вашу зарплату и документы.

Комментарии

Во время выдачи документов педагог выдает «медали». «Медали» – это словесное поощрение обучаемого, конструкция которого представляет структуру «прилагательное + существительное». Медаль не должна повторяться. Важно понимать, что, как бы подросток ни сделал работу, он прикладывал силу, умение, время, навыки, а это заслуживает похвалы.

Разработанная КМ для игротеки «Служба безопасности рабочих» по модулю «Окружающая среда, ее состояние и способы сохранения» апробирована на базе детского города профессий Кидбург [6].

Заключение

В условиях быстро меняющего мира, общества перед государством стоит задача обучить, воспитать новое поколение людей, которое в полной мере удовлетворяло бы современным потребностям. На основании этого на территории России формируются центры дополнительного образования государственного и коммерческого финансирования. Особое место в дополнительном образовании занимает эколого-биологическое направление. КидБург использует методический прием при работе с детьми «обучение через игру». При таком подходе профессиональная ориентация подростка проходит намного быстрее, так как он полностью может вникнуть в или иную профессию.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов – партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева) по теме: «Значение эколого-биологической среды в ранней профессиональной ориентации подростков».


Библиографическая ссылка

Маскаева Т.А., Лабутина М.В., Чегодаева Н.Д. РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29422 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674