Цель исследования: обобщить опыт руководства выпускными квалификационными работами научно-педагогическими работниками 23 кафедры БП АСУ (боевого применения автоматизированных систем управления) с целью совершенствования методики его работы и дальнейшего внедрения полученных результатов в образовательную деятельность вуза.
Задачи исследования: 1. Провести анализ научной литературы и руководящих документов. 2. На основе данных, полученных из проведенного исследования, выявить пути совершенствования методики руководства выпускными квалификационными работами научно-педагогическими работниками и внедрить полученные результаты в образовательную деятельность вуза. 3. Подготовить материал для публикации в научном журнале.
Актуальность проведенного исследования заключается в поиске наиболее действенных способов и методов, повышающих эффективность образовательного процесса реализации стандартов ВО (ВПО).
Анализ организации дипломного проектирования 2013-2017 года выявил, с одной стороны, наличие стандартной методики организации войсковой стажировки и последующего написания дипломной работы (проекта), при реализации которых курсанты испытывают затруднения в дипломном проектировании и нуждаются в дополнительном количестве консультаций педагогов, а с другой - отсутствие альтернативных методик, повышающих эффективность данного этапа образовательного процесса.
Новизна представленного исследования заключается в следующем: в результате предложенной и апробированной методики все курсанты досконально знают особенности работы должностных лиц пунктов управления и тактики применения родов авиации.
Область применения в образовательной деятельности реализации стандарта ВПО на 2 факультете БУА и УВД и стандарта ВО на 1 факультете подготовки штурманов филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске.
Государственные образовательные стандарты ВПО (поколение 3), и ВО (поколение 3+), реализуемые на текущий момент времени в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске (Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»), предусматривают учебную и производственную практику курсантов выпускного курса. Производственная практика в стандартах предусматривает войсковую стажировку, а в рамках учебной - обучающиеся выполняют научно-исследовательскую работу (стандарт ВПО) и преддипломную практику (стандарт ВО), и в том числе защищают выпускную квалификационную работу (ВКР) в виде дипломной работы или дипломного проекта [1; 2].
Дипломный проект предполагает решение на тактическом фоне конкретной задачи по специальности подготовки выпускника. Например, «Разработка и обоснование предложений начальника командного пункта авиационного полка по управлению экипажами (группами) истребительной авиации при выполнении боевой задачи по поражению самолетов противника с применением комплекса средств автоматизации истребительной авиации "Постскриптум"».
Дипломная работа имеет научную цель исследования проблемы по специальности технического или тактического характера, получения определенных результатов и внедрения их в техническую основу (штатное вооружение и военную технику) с целью увеличения надежности в работе и тактике действий должностных лиц для оптимизации алгоритмов их работы в период подготовки и ведения боевых действий. Например, «Исследование алгоритма работы начальника командного пункта истребительного авиационного полка при подготовке к противодесантной операции методом последовательной и параллельной работы с использованием автоматизированных систем управления авиацией».
Являясь заключительным этапом обучения курсантов в высшем учебном заведении, выполняемая выпускная квалификационная работа (дипломный проект) имеет следующие цели:
- оценку степени подготовленности выпускника к самостоятельной работе в современных условиях по профилю специальности и его соответствие основной профессиональной образовательной программе;
- решение вопроса о присвоении выпускнику квалификации по полученной специальности и выдаче диплома государственного образца о высшем образовании.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
- систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических знаний и практических навыков по анализу проблем и применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач в области подготовки по специальности;
- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой научного исследования при решении рассматриваемых в выпускной квалификационной работе задач и вопросов;
- определение уровня подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению должностных обязанностей в соответствии с получаемой специальностью в современных условиях.
При выполнении выпускной квалификационной работы курсант должен продемонстрировать:
а) способности:
- самостоятельно уяснить задачу, оценить ее актуальность и значимость;
- выдвинуть научную или рабочую гипотезу;
- сформулировать проблему;
- глубоко и всесторонне исследовать выявленную проблему;
- выработать, описать и профессионально аргументировать свой вариант решения рассматриваемой проблемы;
- сформулировать, обосновать выводы и предложения рассматриваемой проблемы (рекомендации по внедрению полученных результатов в практику);
б) навыки:
- сбора, критического анализа и обработки информации по теме выпускной квалификационной работы;
- проведения исследований;
- критического анализа полученных результатов исследования;
- навыки повышения результативности работы с использованием персонального компьютера и пакета офисных программ (обработка статистической информации, создание рисунков и диаграмм и т.п.);
- навыки визуализации доклада: работа с программой MS Power Point, использование проектора и слайдов.
К выпускной квалификационной работе предъявляются требования, отвечающие соответствующему уровню подготовки специалиста. В выпускной квалификационной работе должно быть показано современное состояние изучаемого вопроса, разработаны и обоснованы предлагаемые решения и представлена оценка эффективности их использования. При разработке выпускной квалификационной работы должна учитываться нормативность, то есть обязательное применение руководящих материалов. Выпускная квалификационная работа должна содержать элементы прогрессивности: новизну, оригинальность и техническую рациональность, позволяющие реализовать их в настоящее время или в будущем. Каждое предлагаемое решение должно быть объективным, следовательно, всесторонне и конкретно обоснованным в необходимости создания, возможности осуществления и эффективности его применения [3].
Разработка проектных решений должна осуществляться на основе:
- всестороннего и объективного анализа и обобщения практики проектирования, создания, эксплуатации объектов путем проникновения в сущность каждого аналога и раскрытия условий его образования, современного состояния и тенденций дальнейшего развития;
- сравнения вновь разработанного решения с аналогами и прототипом с целью выявления его недостатков и преимуществ;
- оценки и сравнения нескольких вариантов проектных решений и выбора наиболее оптимального из них.
За принятые в выпускной квалификационной работе решения, за правильность всех данных и качество их выполнения отвечает курсант – автор выпускной квалификационной работы.
Руководство разработкой выпускных квалификационных работ подразделяется на два уровня: общее и непосредственное. Общее руководство в филиале осуществляется высшим руководством филиала, учебно-методическим отделом и начальниками факультетов и профилирующих кафедр. Непосредственное и систематическое руководство работой обучающихся осуществляет руководитель выпускной квалификационной работы. Руководителями ВКР назначаются лица из высшего руководства филиала, научно-педагогические работники кафедр и подразделений в соответствии с характером их специализации.
Руководитель выпускной квалификационной работы обязан:
- осуществлять подбор курсантов для разработки выпускных квалификационных работ, начиная с 3-го курса обучения, с учетом научной направленности своей деятельности и кафедральной тематики ВКР;
- оказывать консультативную помощь в организации работы по изучению состояния вопросов разработки ВКР;
- разрабатывать и выдавать задание на ВКР;
- оказывать помощь курсантам в составлении планов выполнения ВКР;
- по потребности выпускников и утвержденному личному плану проводить консультации;
- планомерно требовать доклады выпускников и целенаправленно контролировать ход выполнения ВКР в соответствии с планом.
В соответствии с локальным актом филиала «Разработка и защита выпускной квалификационной работы в филиале ВУНЦ ВВС "ВВА" в г. Челябинске» кафедры, за которыми закреплены курсанты выпускного курса для написания выпускных квалификационных работ, обязаны не позднее последнего дня первого месяца обучения завершающего курса выдать им задание на разработку ВКР. Происходит это, как правило, с 26 по 30 сентября ежегодно. На основе выданного задания обучающийся должен самостоятельно продумать и составить план написания ВКР и утвердить его у руководителя, но не позднее 01 декабря текущего года [4].
С целью сужения рамок исследования начальником 23 кафедры «Боевого применения автоматизированных систем управления» для проведения эксперимента был взяты курсанты пятого курса, обучающиеся по военной специальности «Применение средств управления авиацией и воздушным движением», осуществляемой на базе федерального государственного образовательного стандарта ВПО по специальности 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».
Итак, в соответствии с графиком-календарем учебного процесса с 25 февраля по 09 апреля заключительного семестра обучения курсанты проходят «Войсковую стажировку».
Основной целью войсковой стажировки является закрепление курсантами знаний, умений и практических навыков в исполнении должностных обязанностей лиц группы руководства полетами и должностных лиц пунктов управления авиации в авиационных частях Воздушно-космических сил Российской Федерации.
Наиболее важными задачами войсковой стажировки являются:
- формирование компетенций у будущего военного специалиста в соответствии с его профессиональным предназначением;
- совершенствование навыков в исполнении должностных обязанностей лиц группы руководства полетами и должностных лиц пунктов управления авиации в авиационных частях Военно-воздушных сил Российской Федерации:
- закрепление сформированных в результате изучения учебных дисциплин профессиональных и профессионально-специальных компетенций.
Практика «Войсковая стажировка» реализуется 21 кафедрой «Боевого управления авиацией и управления воздушным движением» 2 факультета БУА и УВД, а руководителями выпускных квалификационных работ являются преподаватели еще и кафедр «Теории и методики управления авиации», «Боевого применения автоматизированных систем управления», «Тактики и ОВД».
Отчет по войсковой стажировке выполняется в соответствии с учебным планом в часы, отведенные на изучение дисциплины.
На войсковую стажировку 21 кафедра «Боевого управления авиацией и управления воздушным движением» разрабатывает индивидуальные задания обучающимся с таким расчетом, чтобы каждый курсант выполнил свой вариант. В задании на войсковую стажировку указывается тема, целевая установка, вопросы, подлежащие разработке, исходные данные (обстановка), перечень материалов, представляемых к защите, общий объем и требования к оформлению работы, литература, срок предоставления работы на рецензирование, готовность к защите на кафедре. Помимо этого, может определяться перечень экспериментальных вопросов, решаемых методом моделирования на электронно-вычислительной технике.
В соответствии с указаниями Главнокомандующего Воздушно-космическими силами «О проведении практики слушателей и курсантов, войсковой стажировки преподавателей филиала ВУНЦ ВВС "ВВА"» в воинских частях (организациях) ВС РФ в календарном году курсанты убывают на войсковую стажировку. План распределения курсантов 5 курса ВУНЦ ВВС «ВВА» в воинские части (организации) ВС РФ для прохождения войсковых стажировок (практик) в календарном году предусматривает, как правило, 8 воинских частей (учебный авиационный полк, штурмовой, три истребительных, отдельный вертолетный, два бомбардировочных) [5].
Особенностью работы руководителя ВКР 23 кафедры БП АСУ является отслеживание соответствия мест проведения войсковой стажировки тематике разрабатываемой ВКР. Исходя из анализа выполненных в 2013-2015 войсковых стажировок только у 44 процентов курсантов выполняется вышеприведенное соответствие. На основании этого в августе 2015 году на кафедре провели внеочередное заседание и утвердили следующее решение: руководителям ВКР ставить дополнительно задачи своим подопечным на глубочайшую отработку навыков в исполнении должностных обязанностей лиц группы руководства полетами и должностных лиц пунктов управления родов авиации, а также кейс-ситуаций, не свойственных для данного рода авиации (то есть курсант должен находиться в постоянном поиске решения профессиональных проблем, общаясь с наиболее подготовленными должностными лицами расчетов пунктов управления). А после приезда с войсковой стажировки и защиты ее результатов на 21 кафедре, на 23 кафедре руководители ВКР группируют курсантов по родам авиации (до 4-5 человек) и коллективно отрабатывают вопросы, отражаемые в дипломном проекте. В результате все курсанты досконально знают особенности работы должностных лиц пунктов управления и тактики применения родов авиации. Результаты защиты ВКР 2017-2019 показали эффективность такой методики работы руководителей выпускных квалификационных работ курсантов, закрепленных за 23 кафедрой БП АСУ.
2017 год:
– средний балл защиты ВКР дипломников 21 кафедры БУА и УВД – 4,0
– средний балл защиты ВКР дипломников 22 кафедры ТМУА – 4,12
– средний балл защиты ВКР дипломников 23 кафедры БП АСУ – 4,32
2018 год:
– средний балл защиты ВКР дипломников 21 кафедры БУА и УВД – 4,15
– средний балл защиты ВКР дипломников 22 кафедры ТМУА – 4,22
– средний балл защиты ВКР дипломников 23 кафедры БП АСУ – 4,5
2019 год:
– средний балл защиты ВКР дипломников 21 кафедры БУА и УВД – 4,2
– средний балл защиты ВКР дипломников 22 кафедры ТМУА – 4,1
– средний балл защиты ВКР дипломников 23 кафедры БП АСУ – 4,65
Помимо этого, результаты итогового междисциплинарного экзамена (ИМЭ), с нашей точки зрения, можно связать с внедренной методикой групповой подготовки на кафедре, показывающей свою эффективность.
2017 год:
– средний балл сдачи ИМЭ дипломников 21 кафедры БУА и УВД – 4,3
– средний балл сдачи ИМЭ дипломников 22 кафедры ТМУА – 4,2
– средний балл сдачи ИМЭ дипломников 23 кафедры БП АСУ – 4,4
2018 год:
– средний балл сдачи ИМЭ дипломников 21 кафедры БУА и УВД – 4,4
– средний балл сдачи ИМЭ дипломников 22 кафедры ТМУА – 4,5
– средний балл сдачи ИМЭ дипломников 23 кафедры БП АСУ – 4,55
2019 год:
– средний балл сдачи ИМЭ дипломников 21 кафедры БУА и УВД – 4,2
– средний балл сдачи ИМЭ дипломников 22 кафедры ТМУА – 4,3
– средний балл сдачи ИМЭ дипломников 23 кафедры БП АСУ – 4,7
Подводя итоги вышесказанному, считаю методику работы руководителя выпускной квалификационной работы курсанта, используемую на 23 кафедре БП АСУ, эффективной и в качестве распространения данного передового педагогического опыта предлагаю воспользоваться ею кафедрам 2 факультета боевого управления авиацией и управления воздушным движением и 1 факультета подготовки штурманов.
Выводы
1. Анализ руководящих документов: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; Квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников Филиала ВУНЦ ВВС «ВВА»; Стандарта организации (разработка и защита выпускной квалификационной работы в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА») и др. позволил выявить требования, предъявляемые к разработке ВКР, и методику работы руководителя ВКР курсанта.
2. На основе анализа результатов защиты ВКР и сдачи ИМЭ, показанных курсантами-выпускниками 2 факультета филиала ВУНЦ ВВС в период с 2017 года по 2019 год, разработана методика работы руководителя выпускной квалификационной работы курсанта.
Проведенное исследование показало следующие результаты курсантов, закрепленных за научно-педагогическими работниками (руководителями ВКР) 23 кафедры БП АСУ:
- защита выпускной квалификационной работы: прирост среднего балла по результатам защиты выпускной квалификационной работы в 2019 году относительно 2017 года на 0,33 балла (2017 г. – 4,32 балла, 2019 г. – 4,65 балла);
- сдача итогового междисциплинарного экзамена: прирост среднего балла по результатам сдачи ИМЭ в 2019 году относительно 2017 года на 0,3 балла (2017 г. – 4,4 балла, 2019 г. – 4,7 балла).
3. По результатам проведенного исследования подготовлен материал для публикации в научном журнале.
Библиографическая ссылка
Ольховский Д.В., Лоскутов А.А. ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ КУРСАНТА // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29421 (дата обращения: 11.05.2025).