Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста по Федеральному государственному образовательному стандарту основывается на формировании математических представлений и интеллектуальных умений. В образовательной деятельности по математическому развитию детей педагоги формируют представления о количестве, счетной деятельности, составе чисел, вычислительной деятельности, времени, пространстве, величине, геометрических фигурах и форме предметов. Другой важной задачей познавательного развития детей является развитие интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, комбинировать, планировать, рассуждать, делать выводы и др. Как считает Т.Г. Анисимова, «в качестве результата интеллектуального развития личности выступает интеллектуальная компетенция» [1, с. 67].
В развитии интеллектуальных умений на практике дошкольных образовательных организаций широко применяются народные настольные игры саха. Исследователи М.И. Баишева, Е.А. Барахсанова, Р.В. Саввинова, А.И. Голиков [2-4] и др. подчеркивают значение и потенциал настольных народных игр на развитие интеллекта детей. В то же время ими указывается, что до сих пор нет целостного подхода к изучению игр как эффективных средств в развитии интеллектуальных умений и способностей детей дошкольного возраста. А.З. Зак [5], З.А. Михайлова, Носова E.Д., Столяр А.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. [6] также устанавливают недостаточность научного обоснования развивающих возможностей логических и развивающих игр.
Востребованность развития интеллектуальных умений и способностей детей дошкольного возраста сегодня объясняется следующими обстоятельствами:
- реализацией цели и задач ФГОС ДО по познавательному и творческому развитию;
- повышением требований к интеллектуальной готовности детей к школе;
- интенсификацией применения интерактивных технологий в обучении детей дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить и обосновать особенности развития интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста посредством настольных логических игр.
Научная новизна исследования заключается в научно-методологическом и методическом обосновании эффективности развития интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста посредством настольных логических игр.
Материал и методы исследования
В исследовании мы основывались на теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы отражают изучение и анализ педагогической, этнографической литературы; описание и классификацию народных настольных игр народа саха. Эмпирические методы включают изучение опыта педагогов в дошкольных образовательных организациях; проведение эксперимента с последующей количественно-качественной обработкой его результатов. В исследовании нами применялись анкетирование родителей, беседы с детьми, наблюдения, корреляция. Наше исследование проводилось в группах детей старшего дошкольного возраста в ДОО г. Якутск и Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Проведенное нами исследование основывается на принципах комплексности, систематичности, доступности, субъектности и развития личности ребенка дошкольного возраста в контексте его саморазвития и возрастных возможностей, что и определило содержание, методику работы с детьми в ходе опытно-экспериментального исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Развитие логических структур мышления – одна из главных задач математического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Потому развитие различных видов мышления и мыслительных операций рассматривается как подготовка базовых основ к школе.
Проблема развития мышления, мыслительных способностей детей дошкольного возраста являлась предметом изучения многих исследователей: Ж.Ж. Пиаже [7], Л.А. Венгера [8], Л.С. Выготского [9], А.В. Запорожца [10], З.А. Михайловой, А.А. Столяра [6], Н.Н. Поддьякова [11], М.А. Холодной и др. А.В. Запорожец считает, что «оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей... развития ребенка создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства... а, наоборот, путем широкого развертывания и максимального обогащения специфики детских форм игровой… деятельности» [10]. А.А. Столяр указывает, что «главная задача обучения дошкольников математике – это учить их рассуждать, учить мыслить» [6]. По Л.С. Выготскому, «интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления» [9].
Нами установлено, что развитие интеллектуальных умений, мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста обусловлено особенностями их психического, психофизиологического развития:
- к данному возрасту все психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение и др.) претерпевают существенные качественные изменения и становятся произвольными, осмысленными, целенаправленными, анализирующими;
- к 6-7 годам у детей окончательно созревают лобные области, в которых формируются мозговые процессы; в этом возрасте дети могут совершать сложные интеллектуальные действия, связанные с логическим рассуждением;
- в старшем дошкольном возрасте у детей появляется возможность самостоятельной ориентировки и решения интеллектуальных задач в разных ситуациях;
- дети старшего дошкольного возраста переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию более существенных, могут совершать интеллектуальные операции на понятийной основе;
- появление внеситуативно познавательной и внеситуативно личностной формы общения активизирует процесс интеллектуального развития детей;
- к 6-7 годам образ мыслей ребенка имеет широкий диапазон, он готов выходить за рамки ситуации, искать нестандартные подходы к решению проблемных задач, что эффективно сказывается на развитии мыслительных операций;
- дети старшего дошкольного возраста могут установить отношения, зависимости, закономерности посредством моделирования, замещая элементы сравниваемых объектов предметно-схематическими и абстрактными моделями; им доступны: схематизация, кодирование, раскодирование, моделирование;
- в 6-7 лет у ребенка развивается ценностность как устойчивое и определяющее личностное основание. Если к этому возрасту дети не достигают высокого уровня ценностности, т.е. универсальной бесконечности, то они выделяют в окружающей действительности только конкретные признаки, формы, действия внешнего содержания, которые значимы для них. Дети данных уровней в решении интеллектуальных задач не применяют самостоятельно приемы обнаружения нового, оригинального, творческого поиска.
Одним из самых эффективных средств развития интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста являются логические игры разных видов. К ним относятся игры на плоскостное моделирование, со счетными палочками, развивающие, обучающие, сюжетно-дидактические игры, а также народные настольные игры и др. Безусловно, игра для интеллектуального развития детей дошкольного возраста выступает методом, средством и формой организации обучения.
В познавательном развитии детей в дошкольных образовательных организациях широко применяются авторские игры Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, дары познания Ф. Фребеля, М. Монтессори [6] и др. А.А. Столяр утверждает, что в математическом развитии детей дошкольного возраста «главная задача – учить детей рассуждать, учить мыслить» [6, с. 24].
Одним из самых используемых средств в интеллектуальном развитии детей в ДОО в нашей республике являются народные настольные игры саха. Профессор Е.А. Барахсанова считает, что якутские настольные интеллектуальные игры являются отличным средством развития гибкости мышления детей [3]. В исследованиях А.И. Голикова подчеркивается, что «игра "Жипто-Сонор", построенная на известном и близком детям фольклорно-этнографическом материале, при правильной методической инструментовке развивает пространственное воображение, логические рассуждения, гибкость, глубину и рациональность мышления, навыки счета» [4, с. 5].
Детям дошкольного возраста хорошо знакомы такие настольные игры, как «Тыксаан», «Тырыынкай», «Хабылык», «Хаамыска» и др. Дети с удовольствием играют в эти игры, но влияние этих игр на развитие интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста - ещё не изученная область.
Опытно-экспериментальная работа нами проводится в двух ДОО г. Якутска и Хангаласского улуса республики. В эксперименте принимают участие 80 детей старшего дошкольного возраста. Образовательная деятельность с детьми по проблеме исследования проводится в форме кружковой работы.
Анализируя данные констатирующего этапа эксперимента, мы пришли к выводу о недостаточной целенаправленной обращенности воспитателей к развитию мыслительных операций у детей в образовательном процессе. Нами было выявлено, что в экспериментальных группах только 15%, а в контрольных группах – 10% детей самостоятельно и на высоком уровне оперируют интеллектуальными операциями. У 55% детей в экспериментальных, у 40% детей в контрольных группах было необходимым оказание стимулирующей или направляющей помощи для выполнения проблемного или эвристического характера интеллектуальных действий. 30% детей в экспериментальных и 50% детей в контрольных группах самостоятельно не приступали к выполнению интеллектуальных заданий по комбинированию, планированию, выявлению отношений и установлению элементарных закономерностей по последовательности. Эти дети нуждались в повторном обучении и постоянном разъяснении задач интеллектуальных заданий.
Такая картина базовых уровней развития интеллектуальных умений детей поставила нас перед необходимостью введения целенаправленной работы по данной проблеме с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОО. С этой целью нами разработана парциальная программа кружковой деятельности, в которой поставлены задачи целенаправленного развития у детей умений планировать, прогнозировать, запоминать, рассуждать, комбинировать, кодировать, раскодировать, устанавливать отношения, связи, зависимости и закономерности в процессе логических игр.
Игры проводились с детьми по трем направлениям:
- Развитие интеллектуальных умений детей посредством игр на плоскостное моделирование: «Танграм», «Волшебный круг», «Квадрат Пифагора», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра».
- Развитие интеллектуальных умений детей посредством счетных палочек и других логико-математических игр.
- Развитие интеллектуальных умений детей посредством якутских народных настольных игр: «Хабылык», «Хаамыска», «Тырыынкай», «Багда», «Дьугдьуур», «Тыксаан».
Все игры организуются вначале на репродуктивном уровне, затем проводятся на самостоятельном творческом уровне с постепенным усложнением задач развития интеллектуальных умений по трем сериям. Апробация всего комплекса игровых заданий осуществлялась в проблемно-практических, проблемно-игровых ситуациях. Основными методами работы с детьми являются методы проблемного и эвристического обучения. Обучение детей реализовалось на когнитивных, креативных и оргдеятельностных методах.
Полученные данные эксперимента на контрольном этапе свидетельствуют о позитивной динамике роста интеллектуальных умений у детей экспериментальных групп. На контрольном этапе в обеих группах произошел прирост баллов на среднем и высоком уровнях, но в контрольных группах этот показатель намного ниже, чем в экспериментальных.
Мы делаем вывод о том, что целенаправленная и систематическая работа с детьми по развитию интеллектуальных умений позволяет достичь желаемых результатов в овладении детьми способностью анализировать, синтезировать, комбинировать, планировать, классифицировать, рассуждать, делать умозаключения, выводы, оценивать и рефлексировать.
Применение разнообразия логических игр, в т.ч. настольных народных игр, в образовательной деятельности детей способствовало:
- активизации процесса интериоризации умственных действий во внутренний план, т.е. в связи с накоплением интеллектуального опыта у детей «автоматизируются» и сокращаются некоторые операции внешнего плана, они переходят «во внутренний план», усовершенствуются и становятся осознанными;
- самостоятельному моделированию различного характера отношений объектов, определению связей и зависимостей между объектами и установлению элементарных интеллектуальных закономерностей;
- активизации умений детей классифицировать объекты на понятийной основе;
- выдвижению детьми множества предположений в эвристических поисках и открытиях и нахождению разнообразия вариантов решения интеллектуальных задач в играх;
- развитию у детей способностей оперировать в «уме», т.е. рассуждать в теоретическом плане, запоминать, воспроизводить, устанавливать отношения предполагаемых результатов с реально возможными результатами, делать умозаключения, оценивать и рефлексировать;
- установлению детьми собственных траекторий развития и удовлетворению познавательных потребностей каждого ребенка.
Нами установлено, что в играх именно мотивацией субъекта к творчеству, проявлениями гибкости, оригинальности, нестандартности суждений рождаются высокие уровни интеллектуальных умений. Традиционно принято считать, что познавательная деятельность детей дошкольного возраста должна организоваться на основе практического оперирования предметами или их символами. По утверждению исследователей, практический путь представляет собой усвоение приемов в результате многократного повторения одних и тех же ситуаций. В этом случае приоритетно внимание обращается на содержание умственных действий. А в логических играх все компоненты интеллектуальной деятельности, начиная с планирования, прогнозирования, обобщения, осуществляются в «уме». У ребенка срабатывают механизмы теоретического рассуждения и выполнения интеллектуальных операций. В свою очередь, активная мыслительная деятельность в играх порождает высокие уровни креативности детей. Любая настольная игра одновременно развивает способности ребенка к обнаружению и постановке проблемы, генерированию и выдвижению, решению поставленной проблемы и получению творческого познавательного продукта. М.А. Холодная утверждает, что «интеллектуальная одаренность - это не "дар", данный человеку Природой, Богом, Случаем и т.п., а результат длительного и сложного процесса выстраивания индивидуальных ментальных ресурсов личности… ориентирующего на целенаправленную и напряженную работу» [12, с. 161].
Заключение
Настольные логические игры являются одним из самых эффективных средств интеллектуального развития личности в дошкольном периоде детства. Их прямое назначение – развитие интеллектуальных, творческих, волевых, коммуникативных способностей детей.
Результаты исследования доказали, что посредством настольных логических игр в качественном плане насыщаются, обогащаются и удовлетворяются познавательные потребности ребенка.
В играх детей отчетливо проявлялась взаимообусловленность развития творчества и интеллектуальных способностей. У творчески играющих детей наблюдались интеллектуальные умения видеть решение проблемы с разных позиций и находить несколько вариантов решения её.
В ходе исследования также отчетливо было видно, что настольные логические игры сочетают практические и теоретические пути решения интеллектуальных задач.
Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающую полноту обоснования педагогического потенциала логических игр в интеллектуальном развитии детей. В перспективе следует обратить внимание на выявление потенциала игр в интеллектуально-математическом развитии и развитии творческих познавательных способностей дошкольников.
Библиографическая ссылка
Жиркова Н.И., Ефимова Н.С., Баишева М.И. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ НАСТОЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29414 (дата обращения: 08.10.2024).