Мотивация и заинтересованность студентов в научных исследованиях широко и достаточно давно обсуждается в научных исследованиях в области естественных и гуманитарных наук [1]. Хоть студенты и считают вопросы, связанные с научной деятельностью, интересными и важными в целом, но многие из них после окончания бакалавриата не идут в магистратуру, а те, кто выбирает различные направления обучения на данной ступени, не считают себя, даже потенциально, научными работниками и не связывают свою будущую карьеру с карьерой ученого. Даже если они заинтересованы в изучении различных проблем с научной точки зрения, они могут быть еще более мотивированными в некоторых других дисциплинах, что мешает им выбрать профессию в области науки [2].
Студенты могут иметь негативные стереотипные и односторонние представления о профессиях, связанных с наукой, и, таким образом, считают, что эти профессии не стоит выбирать, или они (особенно девочки) не знакомы с наиболее яркими и привлекательными примерами для подражания в этой сфере. Опасение по поводу уменьшения числа студентов, которые лично заинтересованы в науке и технике, чтобы позже продолжить научную карьеру, также появляется в документах образовательной политики и считается одним из наиболее важных вопросов в сфере образования и рынка труда.
Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования ориентирует процесс профессиональной подготовки обучающихся в университете на формирование компетенций в единстве с системой ценностных ориентаций и предполагает наличие новых форм реализации научно-исследовательской работы как бакалавров, так и магистров [3].
Научно-исследовательская деятельность в вузе рассматривается как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, представляющая собой динамическую систему, состоящую из связанных логически, вытекающих друг из друга элементов образовательного, социокультурного, философского плана; компонент профессионального становления творческой личности исследователя [4]. В рамках данной статьи представлен анализ результатов исследования, проведенного в Сургутском государственном университете среди магистров, обучающихся по двум программам: «Мониторинг качества образования» и «Технологии и практики современного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности мотивации магистров к научно-исследовательской деятельности в вузе.
Материал и методы исследования
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, изучение нормативных, методических документов, систематизация и обобщение собранных данных; и эмпирические - наблюдение, анкетирование, метод корреляционного анализа данных.
В рамках данной статьи представлен анализ результатов исследования, проведенного в Сургутском государственном университете среди магистров, обучающихся по двум программам: «Мониторинг качества образования» и «Технологии и практики современного образования». Статья демонстрирует результаты исследования, проведенного в два этапа, в начале и конце учебного 2018/2019 года на базе Сургутского государственного университета, с целью выявления мотивации и отношения магистров к НИР (n=52).
Структура выборки по основным параметрам (возраст, курс, образовательная программа) отражала основные характеристики исследовательских групп магистров. Релевантность задачам исследования обусловлена тем, что она представляет собой срез разных студенческих групп, объединенных общим признаком – установкой на высокие показатели при защите ВКР, участие в тематических конференциях по профилю научной деятельности членов кафедры университета. Часть вопросов анкет были закрытыми, часть – открытыми. Корреляционный анализ тесноты связи изучаемых признаков представлен в таблицах. Наиболее значимые взаимосвязи различных показателей позволили сделать вывод о роли научной деятельности в структуре ценностей студентов и показателях эффективности исследовательского подхода в университете.
Результаты исследования и их обсуждение. Установлена разная значимость и степень взаимосвязи основных мотивов научно-исследовательской деятельности студентов и факторов их формирования к разным формам организации и способам вовлечения в научно-исследовательскую деятельность.
Рассмотрев общие теоретические и методологические вопросы построения мониторинга мотивации магистров к занятиям научно-исследовательской деятельностью в вузе и ее концепции, мы выделили основные объекты и их составляющие [5].
Таблица 1
Объекты мониторинга и их составляющие
№ п/п |
Объекты мониторинга |
Исследуемые параметры |
1. |
Причины занятий научно- исследовательской деятельностью |
возможность повысить свой уровень научно-исследовательской работы; возможность установления контактов с учеными; возможность получать денежное вознаграждение; возможность получить повышение на работе; возможность работать над интересной темой; возможность внести вклад в решение практико-ориентированных задач |
2. |
Значимость занятий научно-исследовательской деятельностью |
значимость научной работы для общества; творческая свобода в выборе темы, структуры научной работы; четкая структура и инструкции выполнения научной работы от научного руководителя; получение признания результатов научно-исследовательской работы; научная новизна научно-исследовательской работы; углубление знаний в области научно-исследовательской работы; возможность применять свои знания и умения на практике |
Формы научно-исследовательской деятельности |
участие в кружках и проблемных группах; участие в конференциях и олимпиадах в рамках университета и региона; участие в выездных научных мероприятиях; написание статей для публикации; дистанционная работа с научным руководителем; работа в научных лабораториях |
|
Способы вовлечения в научно-исследовательскую деятельность |
внимание научного руководителя к моей научно-исследовательской деятельности; внимание администрации института к моей научно- исследовательской деятельности; приглашение в университет известных ученых; организация экскурсий; организация материально-технических и других условий |
Для того чтобы объективно оценить определяемые параметры объектов мониторинга, мы предлагали магистрам оценить для себя значимость каждого варианта ответа от 1 до 5, где 1 - минимальное, а 5 - максимальное значение.
В результате проведенного исследования выяснилось, что в качестве мотивов занятия научно-исследовательской деятельностью у магистров большую роль играет повышение своего уровня научно-исследовательской деятельности - 70%, желание внести свой вклад в решение практико-ориентированных задач - 60%, а также 84% респондентов указало на важность установления контактов с учеными. Обращает на себя внимание тот факт, что получению денежного вознаграждения и повышению карьерного роста на работе магистры поставили низкие баллы.
Наиболее значимым и ценным для магистров является четкая структура и инструкции выполнения научной работы от научного руководителя - 66% поставили 5 баллов. Также часть магистров (60%) поставили по 5 баллов - значимости научной работы для общества, получению признания результатов научно-исследовательской деятельности. Магистры, которые обучаются на обеих программах, отметили важность научной новизны разрабатываемой темы исследования - 70% поставили 4 балла, возможность углубления своих знаний - 54% поставили 5 баллов, остальные 4. Такие параметры, как «возможность применять свои знания и умения» и «творческая свобода», получили на фоне остальных достаточно высокие баллы, но количество магистров, для которых бы это было значимым, было небольшим.
Как показали результаты исследования, для магистров в самом начале обучения в научно-исследовательской деятельности важны наличие в университете действующих научных кружков и обществ - 66% поставили 5 баллов. Также магистры и первого и второго года обучения хотели бы проводить научно-исследовательскую работу в научных лабораториях – 46% поставили 5 баллов, 54% - 4 балла. Написанию статей - 53% магистров поставили 4 балла, а участию в научных конференциях - 46% поставили 5 баллов. К участию в выездных мероприятиях магистры относятся нейтрально – 60% поставили 3 балла, что, возможно, связано с финансовыми трудностями очного участия магистров в выездных конференциях. Дистанционная работа с научным руководителем получила самые низкие баллы.
Исследование показывает, что для большего вовлечения в научно-исследовательскую деятельность магистры считают необходимым приглашение в университет известных ученых – 80% поставили 5 баллов. Также высоко оценили такие параметры, как внимание научного руководителя к научно-исследовательской деятельности – 66% поставили 5 баллов, организация экскурсий – 54% поставили 5 баллов. Организацию материально-технических условий отметили 46% опрошенных. Внимание администрации института к научно-исследовательской деятельности получило как нейтральные оценки – 40% поставили 3 балла, так и положительные – 46% поставили 5 баллов.
Для оценки тесноты связи между качественными признаками мы использовали Пирсона, достоинством которого является возможность использования независимо от характера распределения коррелирующих признаков.
Таблица 2
Причины занятий научно-исследовательской деятельностью
Повысить свой уровень НИД |
Установление контактов с учеными |
Денежное вознаграждение |
Повышение на работе |
Работать над интересной темой |
Вклад в решение практико-ориентированных задач |
|
Повысить свой уровень НИД |
1 |
0,557 |
0,134 |
0,173 |
0,00793 |
0,62965 |
Установление контактов с учеными |
0,557 |
1 |
0,0496 |
0,256 |
0,005 |
0,017 |
Денежное вознаграждение |
0,134 |
0,0496 |
1 |
0,13646 |
0,00510 |
0,142 |
Повышение на работе |
0,173 |
0,256 |
0,13646 |
1 |
0,23507 |
0,238805 |
Работать над интересной темой |
0,00793 |
0,005 |
0,00510 |
0,23507 |
1 |
0,32142 |
Вклад в решение практико-ориентированных задач |
0,62965 |
0,017 |
0,142 |
0,238805 |
0,32142 |
1 |
Корреляционная таблица показывает, что у магистров наблюдается прямая связь (0,557) между такими показателями, как повышение своего уровня научно-исследовательской деятельности и установление контактов с учеными, что вполне объяснимо желанием и стремлением магистров обрести высокий уровень компетенции в решении исследовательских задач, и возможностью достичь этого уровня благодаря совместной работе с научным руководителем, и возможностью погружаться в научную среду, которую представляют кафедра и институт в целом. Как правило, ученые и сотрудники кафедр работают над актуальными проблемами в различных сферах образования, что также подчеркивает прямую связь (0,630 и 0,321) между работой магистра над интересной темой и желанием внести вклад в решение практико-ориентированных исследовательских задач различного уровня.
Необходимо отметить результаты, которые указывают на прямую связь между возможностью применять магистрами свои знания, умения на практике и необходимостью работать над актуальной проблемой в выбранной ими сфере. Также полученные данные корреляционного анализа указывают на необходимость соблюдать баланс между творческой свободой исследователя и четкими инструкциями со стороны научного руководителя в решении научно-исследовательских задач.
Исследуя корреляционную связь между формами научно-исследовательской деятельности, можно сделать вывод о том, что все формы имеют прямые зависимости, но отсутствует достаточная теснота связи между ними.
В целом результаты корреляционного анализа подтверждают полученные нами ранее качественные данные, что говорит об эффективности программы мониторинга.
Изменение параметров объектов мотивации магистров к занятию научно-исследовательской деятельностью говорит о том, что студенты магистратуры не нуждаются в дополнительной мотивации от научного руководителя, администрации университета и института к занятиям научно-исследовательской деятельностью, они уже мотивированы на получение более глубоких практических и профессиональных знаний и умений именно в своей области. Главное, необходимо создать благоприятную атмосферу и психолого-педагогические условия, побуждающие их к получению не просто достоверных данных, но и результатов научно-исследовательской деятельности, которые могут и должны быть признаны местным сообществом. Необходимы системные мероприятия по популяризации науки, научных исследований и достижений обучающихся на разных образовательных ступенях. Необходимо показать роль научно-исследовательской деятельности в жизни студентов, преподавателей, ученых.
Заключение
В целом результаты говорят о важности для магистров социального взаимодействия, общения участников научно-исследовательской деятельности. Необходим контакт с преподавателями и учеными. Это обусловлено тем, что студенту, магистранту, ученому необходимо обсуждать и обговаривать с коллегами свои мысли, идеи, факты с целью избежать ошибок и заблуждений. Им важно на практике увидеть результат своей научно-исследовательской деятельности.
Однако необходимо не просто добавление к теоретическим дисциплинарным знаниям практики, необходимо, чтобы образовательный процесс в магистратуре строился на выполнении реальных проектов по заказам различных городских и окружных фирм, организаций и предприятий. В результате разработки реальных, практико-ориентированных проблем увеличится роль и престиж научно-исследовательской деятельности, повысится ее актуальность, научность. Она заставит магистров осознать потребность постоянного, самостоятельного пополнения знаний. При этом практическая значимость изучаемого материала, при сохранении высокого научного уровня, оказывает положительное влияние на мотивацию к занятиям научно-исследовательской деятельностью. При этом нужны такие формы организации научно-исследовательской деятельности, которые позволят адаптировать полученные профессиональные знания к практической деятельности, превращая их в компетенции. То есть должны быть не просто практико-ориентированные и объектно ориентированные формы научно-исследовательской деятельности, они должны быть совмещены с проектной работой.
Библиографическая ссылка
Сальков А.В. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29409 (дата обращения: 06.10.2024).