Деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья, является основой государственной и социальной политики в мире и стране. Разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни, осуществление мероприятий по сохранению здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности стали важными компонентами в реализации профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья. В данном контексте здоровьеориентированное развитие туризма способствует решению задач социальной политики, а здоровьесберегающая деятельность в туризме выступает важным инструментом их практической реализации. Данная макросоциальная тенденция актуализирует проблему формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих специалистов по туризму среднего звена.
Цель исследования: охарактеризовать физический компонент в структуре готовности к здоровьесберегающей деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена.
Анализ доступных исследований в контексте формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности (А.Д. Карабашева, М.В. Козуб, А.С. Москалева, О.М. Панюкова и др.) позволил нам сформулировать структуру готовности будущего специалиста по туризму среднего звена к здоровьесберегающей деятельности, включившую следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:
– когнитивный – представляющий совокупность систематизированных знаний, необходимых для осуществления здоровьесберегающей деятельности;
– технологический – отражающий комплекс умений и навыков по практической реализации здоровьесберегающей деятельности;
– физический – определяющий индивидуальный достижимый уровень здоровья, физического развития выпускника, а также степень подготовленности к требованиям трудовой деятельности и профессиональной работоспособности, позволяющий в должном объеме обеспечивать различные стороны здоровьесберегающей деятельности;
– личностный – объединяющий совокупность личностных качеств, определяющих заинтересованность в реализации различных аспектов здоровьесберегающей деятельности. Готовность к здоровьесберегающей деятельности будущего специалиста по туризму среднего звена определяется сформированностью обозначенных компонентов.
Вычленение первых трех компонентов является традиционным подходом, что обусловлено необходимостью формирования знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и практического опыта по вопросам здоровьесбережения. Вычленение в структуре готовности к здоровьесберегающей деятельности физического компонента обусловлено:
– требованиями профессионального стандарта к уровню здоровья и физической подготовленности специалистов по туризму среднего звена;
– требованиями работодателей к содержанию профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена, основанными на социальном заказе, особенностях туристского региона;
– тенденциями к снижению уровня здоровья и двигательной активности современной молодежи, с одной стороны, и их стремлением к физическому совершенству – с другой;
– необходимостью создания основы для профессионального долголетия, сохранения квалифицированных кадров.
Кроме того, для нашего исследования принципиально важным стало мнение опрошенных экспертов в лице региональных работодателей в сфере туризма о необходимости хорошей физической формы для специалиста по туризму, о потребности в овладении технологиями сохранения профессионального здоровья и т.п. Так, полностью согласны с необходимостью хорошей физической формы (осанка, подтянутая фигура, выносливость и пр.) для специалиста по туризму 91% участников опроса; однако 4,5% экспертов считают, что физические качества не важны; затруднились в выборе ответа 4,5% опрошенных. Данное мнение подтвердило наше предположение о необходимости введения физического компонента в структуру готовности к здоровьесберегающей деятельности будущих специалистов по туризму среднего звена и позволило актуализировать проблему востребованности в регионе профессионально ориентированного содержания физического воспитания обучающихся по специальности «Туризм».
Физическая готовность является важной личностной характеристикой будущего менеджера регионального туризма [1, с. 24]. Наиболее часто данный термин встречается в научных исследованиях, посвященных решению проблем повышения качества профессиональной подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов и Министерства обороны Российской Федерации (С.Н. Зверева, В.В. Коломиец, А.А. Любаков, С.И. Петров, Ю.П. Овсянников, А.М. Сабанин, А.В. Филатов, В.В. Челядинов и др.). В качестве структурного компонента готовности физический компонент ранее вычленялся в контексте профессиональной подготовки будущих сотрудников МЧС России [2], подготовки будущих юристов к обеспечению личной безопасности [3]. В структуре готовности будущих специалистов по туризму среднего звена к здоровьесберегающей деятельности физический компонент ранее не вычленялся.
Физический компонент готовности будущего специалиста по туризму среднего звена к здоровьесберегающей деятельности в нашем исследовании определяет индивидуальный достижимый уровень здоровья, физического развития, а также степень подготовленности к требованиям трудовой деятельности и профессиональной работоспособности, позволяющий в должном объеме обеспечивать различные стороны здоровьесберегающей деятельности.
Для оценки сформированности физического компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности мы сформулировали физкультурно-рефлексивный критерий, под которым подразумеваем владение системой практических действий по личному физическому совершенствованию и сопровождению физической активности потребителей туристских услуг.
Основными показателями сформированности физического компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) являются: наличие достаточного уровня здоровья и физической подготовленности для работы в заданных профессиональным стандартом условиях труда (ненормированный рабочий день, деятельность в стандартных предсказуемых и внештатных ситуациях и пр.); способность к осуществлению самостоятельных действий по профилактике профессиональных заболеваний, производственного травматизма, поддержанию работоспособности.
Согласно разработанным критериям нами были выделены три взаимосвязанных и взаимодополняющих уровня сформированности готовности к ЗСД: базовый, репродуктивный, продуктивный. Базовому уровню сформированности физического компонента готовности к ЗСД соответствует уровень физической работоспособности, минимальный для выполнения профессиональных функций в соответствии с требованиями работодателя; отсутствие стремления к регулярным действиям по укреплению индивидуального здоровья; репродуктивному – хороший уровень физической работоспособности, достаточный для выполнения профессиональных функций на основании требований клиента, работодателя и норм безопасности; владение отдельными навыками самостоятельных действий по физическому самосовершенствованию и контролю физического состояния; продуктивному – отличный уровень физической работоспособности, оптимальный для выполнения профессиональных функций на основании требований клиента, работодателя и норм безопасности; владение навыками самостоятельных действий по физическому самосовершенствованию и контролю физического состояния.
Сформированность физического компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих специалистов по туризму среднего звена оценивалась с помощью индекса физического состояния (ИФС), определяемого по формуле:
где ИС – индекс самооценки,
ИР – индекс Руфье.
Индекс самооценки определяли с помощью анкеты «Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья», которая включила десять вопросов, каждый из которых оценивался максимально 5 условными баллами. Максимальное количество баллов – 50. Отбор вопросов для анкеты осуществлялся на основании анализа предварительно проведенного опроса студентов – будущих специалистов по туризму и преподавателей Таврического и Экономико-гуманитарного колледжей Гуманитарно-педагогической академии (г. Ялта) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», а также экспертов – региональных работодателей в сфере туризма. Сформулированные вопросы отражали отношение личности к своему здоровью, способность осуществлять самостоятельно действия по профилактике профессиональных заболеваний, производственного травматизма, по поддержанию работоспособности.
Индекс Руфье получали в результате проведения пробы Руфье. Данная проба является наиболее информативным, простым и доступным способом определения уровня физической работоспособности, адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке. Физическая работоспособность отражает способность человека выполнять работу определенного характера и вида в заданных режимах внешних условий [4]. Учитывая вышесказанное, мы считаем необходимым использовать данный показатель при определении уровня сформированности физического компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих специалистов по туризму ввиду особенностей их профессиональной деятельности (ненормированный рабочий день, деятельность в стандартных предсказуемых и внештатных ситуациях, диверсификация форм активного туризма и пр.). Оценку показателей пробы мы осуществляли по шкале, разработанной в Национальном медицинском исследовательском Центре Здоровья Детей [5], параметры указаны в таблице 1.
Таблица 1
Шкала оценки показателя пробы Руфье для обучающихся разных возрастных групп
Степень физического развития |
Условный балл |
От 15 лет и старше |
13–14 лет |
Низкая |
10 |
15 |
16,5 |
Удовлетворительная |
20 |
11–15 |
12,5–16,5 |
Средняя |
30 |
6–10 |
7,5–11,5 |
Выше среднего |
40 |
0,5–5 |
2–6,5 |
Высокая |
50 |
0 |
1,5 |
В таблице мы дополнительно отразили распределение условных баллов в соответствии со степенью физического развития. Максимальное количество баллов по ИР – 50 баллов.
Максимальное количество баллов по физическому компоненту – 100 баллов. Распределение баллов для определения уровня сформированности физического компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих специалистов по туризму среднего звена следующее:
1–34 балла – базовый уровень;
35–70 баллов – репродуктивный уровень;
71–100 баллов – продуктивный уровень.
Кроме того, с целью текущего контроля самочувствия, отслеживания динамики изменений физического состояния организма обучающихся нами было разработано учебно-методическое пособие «Дневник личных достижений» (далее – Дневник) [6], которое использовалось в образовательных целях студентами – будущими специалистами по туризму – на протяжении всего периода обучения в колледже. Дневник разработан на основе принципов личностно-ориентированного подхода, включает 6 разделов и 9 приложений. Подробнее остановимся на первом разделе «Методика оценки физического состояния и контроля самочувствия». Он содержит описание функциональных проб для их самостоятельного выполнения обучающимися, анкету по самооценке здоровья (по В.П. Войтенко), а также сводную таблицу для регистрации и анализа основных измеряемых параметров в приложении 1 (табл. 2).
Таблица 2
Методика текущей оценки физического состояния обучающихся
№ |
Показатели |
1-й семестр |
2-й семестр |
3-й семестр |
4-й семестр |
5-й семестр |
6-й семестр |
7-й семестр |
8-й семестр |
||||||||
1. |
ЧСС в покое (результат / балл) |
||||||||||||||||
2. |
ИМТ (результат / балл) |
||||||||||||||||
3. |
Проба Руфье (результат / балл) |
||||||||||||||||
4. |
Проба Ромберга (результат / балл) |
||||||||||||||||
5 |
Проба Генчи (результат / балл) |
||||||||||||||||
Сумма баллов по показателям |
В начале каждого семестра проводились оценка и анализ полученных результатов самоконтроля. На основании полученных результатов осуществлялась коррекция объема, интенсивности физических нагрузок, предпринимались дополнительные меры по улучшению физического состояния обучающихся (разработка индивидуальных комплексов упражнений, программ по организации питания и двигательной активности, индивидуализация форм самостоятельных занятий физическими упражнениями и пр.).
Эффективность описанной методики для определения уровня сформированности показателей физического компонента готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих специалистов по туризму среднего звена была доказана в рамках проведения нами педагогического эксперимента по формированию готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих специалистов по туризму в колледже.
Заключение. Таким образом, актуальность вычленения физического компонента в структуре готовности будущего специалиста по туризму среднего звена к здоровьесберегающей деятельности главным образом обусловлена современными требованиями личности, общества, рынка труда. Оценка уровня сформированности физического компонента готовности осуществлялась с помощью индекса физического состояния. Разработанная методика текущей оценки физического состояния организма будущих специалистов по туризму среднего звена дает возможность в динамике отследить изменения в организме, происходящие под влиянием физических упражнений, своевременно отреагировать на возможные негативные тенденции в состоянии здоровья, привить интерес к здоровьесбережению. Разработанное пособие «Дневник личных достижений» может быть использовано в процессе обучения будущих специалистов по туризму среднего звена, а также студентов колледжа иных специальностей.
Библиографическая ссылка
Царева Н.О. К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ТУРИЗМУ СРЕДНЕГО ЗВЕНА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29403 (дата обращения: 06.10.2024).