Воспитание в целом и патриотическое воспитание в частности всегда являлось важнейшей задачей, реализация которой создавала ранее и создает сегодня прочный фундамент жизнедеятельности социума, становления и развития личности, гражданина страны в различные исторические периоды. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» [1] цель патриотического воспитания сформулирована следующим образом: «С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [1, с. 5].
Задачи патриотического воспитания в качестве актуальных задач современности в последнее десятилетие неоднократно подчеркивались главой государства. «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее» – заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи 12 сентября 2012 года [2]. И в последующем, на различных встречах, заседаниях, форумах, в частности на заседании организационного комитета «Победа» 5 апреля 2016 года [3], ежегодной пресс-конференции 20 декабря 2018 года [4], церемонии открытия Всероссийской акции «Вахта памяти – 2019» [5], Президент подчеркивал особую актуальность патриотического воспитания как органичной части жизни общества, среди приоритетов современной социокультурной деятельности он выделял необходимость разработки новой программы патриотического воспитания.
Актуализируют проблему, заявленную в теме статьи, также положения Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года [6]. Показательно, что в разделе «Вызовы и угрозы предстоящего периода» в их иерархии в первую очередь акцентируется «…ценностный вызов, угрожающий выведением значительной и наиболее активной части российской молодежи из системы реализации своих навыков и умений на благо Родины» [6, с. 7]. И далее: «…от уровня воспитания молодежи зависит не только то, сможет ли Россия быть современной, эффективной, быстро развивающейся страной, но и суверенитет нашего государства» [6, с. 8].
В свете того, что патриотическое воспитание сегодня, как доказывается выше, приобретает новый статус актуальности, в том числе в масштабах государства, мы поставили перед собой цель исследовать эффективные возможности систематической, специально организованной работы по патриотическому воспитанию в условиях профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта с учетом осознания того, что школа, рассматривая патриотическое воспитание в качестве одного из важнейших средств становления личности обучающихся, ждет молодых специалистов, в том числе учителей музыки, действительно осознающих значимость этого воспитательного направления и владеющих соответствующими компетенциями.
Материал и методы исследования. В свете сказанного актуальность воспитательной работы с обучающимися в условиях реализации образовательных программ разных уровней, включая вузовский уровень бакалавриата и магистратуры, трудно переоценить. Целенаправленная воспитательная работа в педагогическом вузе регламентируется сегодня прежде всего требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [7] и магистратуры по направлению 44.04.01 Педагогическое образование [8], в содержании которых непосредственно обозначены общепрофессиональные компетенции, связанные с воспитательной деятельностью.
Так, в наименовании категории (группы) общепрофессиональных компетенций подготовки уровня бакалавриата «Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся» ОПК-3 сформулирована следующим образом: «Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов» [7]. Категория «Построение воспитывающей образовательной среды» самым непосредственным образом затрагивает воспитательный аспект профессиональной подготовки будущего учителя, ОПК-4 ФГОС бакалавриата в ее структуре формулируется как «Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей» [7], а в условиях магистратуры – «Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей» [8]. Здесь, как представляется, следует особо подчеркнуть, что патриотизм является первостепенным компонентом в структуре базовых национальных ценностей, на что указано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [9].
Результаты исследования и их обсуждение. В современной педагогической литературе степень разработанности проблем патриотического воспитания подрастающего поколения, как представляется, достаточно высока. Определенной методологической основой нашей практической музыкально-педагогической работы в рассматриваемом аспекте стала позиция, сформулированная в одной из работ, посвященных патриотическому воспитанию: «Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств. Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с учащимися. При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством» [10].
В связи с этим кафедра теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств Омского государственного педагогического университета активизировала в целом процесс воспитания студентов, в том числе патриотического воспитания будущих учителей музыки, в условиях их профессиональной подготовки. Практика показала позитивные результаты данной работы при ее направленности на патриотическое воспитание в таких формах, как освоение студентами содержания модулей и дисциплин предметно-технологического характера, подготовка и прохождение различных видов практик во внеучебной работе.
Рассмотрим далее содержание и способы патриотического воспитания студентов в указанных выше формах работы. Среди дисциплин, направленных на освоение студентами предметных технологий, следует, на наш взгляд, особо выделить хоровой класс и ряд практикумов (вокально-хоровой, дирижерско-хоровой и др.), направленных на усвоение практических хормейстерских навыков и навыков управления хором в целом, а также накопление соответствующего хорового репертуара, в том числе для детской аудитории. В аспекте реализации процесса патриотического воспитания студентов в нашей практике на занятиях по указанным выше дисциплинам мы придерживаемся прежде всего приоритетности отечественной хоровой музыки в общем репертуаре хорового коллектива. Так, в качестве учебного и концертного репертуара нами используются хоровые музыкальные произведения таких композиторов, как М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и иные, составившие сокровищницу выдающихся образцов отечественного музыкального хорового искусства. В репертуарном списке хорового коллектива также имеют место произведения отечественных композиторов советского периода – Г.В. Свиридова, Ю.М. Чичкова, Г.А. Струве и иных, в содержании которых также заложены основы патриотизма: это произведения о России, ее народе, героическом прошлом и настоящем страны и т.п. Важное место в репертуаре мы также отводим хоровой музыке омских композиторов: А.А. Апасова, С.Л. Долгушина, А.Г. Пересумкина и иных, тем самым подчеркивая высокий идейно-художественный уровень данной музыки, способствующей среди прочего формированию патриотических чувств будущих педагогов-музыкантов.
Обратим внимание здесь на то, что контингент студентов направления 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Музыкальное образование составляет основу концертного хорового коллектива Омского государственного педагогического университета «Лик», художественный руководитель которого – один из авторов настоящей статьи, доцент Капустина Т.В. Хоровой коллектив является концертным, в его арсенале имеются многочисленные награды и премии, полученные за высокий, профессиональный исполнительский уровень, проявленный в различных мероприятиях хорового искусства и творчества как в регионе, так и за его пределами, в частности в странах ближнего и дальнего зарубежья (Белоруссии, Польше и др.).
С опорой на специфику работы кафедры, осуществляющей профессиональную подготовку учителей музыки для общеобразовательных школ, в вышеобозначенном процессе были активно задействованы различные способы включения студентов в такие формы работы, которые были бы связаны прежде всего с их музыкально-исполнительской деятельностью и ориентировали на успешное прохождение практики в школе. Организация и анализ данной работы показали ее эффективность в таких формах, как лекции-концерты, тематические классные часы и внеклассные беседы с обучающимися по темам, связанным с отечественной историей музыки, современной музыкой для детей, новыми музыкальными формами и жанрами, в том числе основанными на интеграции разных видов искусства, адресованными российскими композиторами детской аудитории. В процессе подготовки к педагогической практике студенты с ее руководителями разрабатывали содержание соответствующих мероприятий, осуществляли поиск интересной для того или иного возраста обучающихся информации, готовили музыкальный контент, в том числе мультимедийные презентации, а в процессе самой практики проводили данные мероприятия. Наблюдения показали, что наиболее эффективными с позиции прежде всего заинтересованности детей явились такие из них, как «Творчество русских композиторов для детей», «Детский альбом П.И. Чайковского», «Детская музыка С.С. Прокофьева», «Наши современники-композиторы – детям» и др.
В течение всего периода существования кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания в плане ее работы отдельным направлением, также связанным с патриотическим воспитанием, является систематическая работа со студентами на предмет подготовки и проведения факультетских и общеуниверситетских музыкальных мероприятий к значимым календарным датам. Так, традиционными в свете сказанного стали подготовленные преподавателями и студентами ежегодные мероприятия ко Дню учителя, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы, Дню защиты детей. Следует подчеркнуть, что содержание практически всех мероприятий разрабатывается и проводится в контексте задач и содержания патриотического воспитания студентов: учитывает в своей основе данную его направленность, основывается на отечественном музыкальном, художественном, литературном материале, в том числе с привлечением содержания, связанного с региональными особенностями: историко-культурными, музыкально-исполнительскими, а также особенностями становления и развития народного музыкального творчества города Омска и Омской области и др. В качестве примера приведем разработанные совместно со студентами и проведенные к празднованию Дня Победы музыкально-литературные композиции «Люди, покуда сердца стучатся, – помните!» и «Памяти павших будем достойны!». По отзывам участников и присутствующих на мероприятиях гостей – преподавателей, студентов, ветеранов, эти мероприятия запомнились как яркие, эмоциональные, пробуждающие глубокие чувства и вызывающие исключительно позитивные впечатления.
Одним из эффективных направлений соответствующей работы, как показывает анализ, является привлечение студентов к конкурсной музыкальной деятельности и участию в разного рода музыкальных фестивалях на различных уровнях соответствующих мероприятий – муниципальном, региональном, федеральном, международном. Здесь следует особо подчеркнуть, что тематической направленностью многих из творческих конкурсов и фестивалей последних лет является патриотизм, воспитание которого формулируется в их пресс-релизах в качестве актуальной задачи. В качестве примера можно привести такие фестивали и конкурсы, в которых успешно принимали участие студенты, как Всероссийский молодежный фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», фестиваль-конкурс патриотического творчества «Дело чести» и др. Значительным потенциалом патриотического воспитания обладают также конкурсы и фестивали «Щит и лира», «Золотая Сибирь», «Голоса Прииртышья», «Родники России», «Сибирь зажигает звезды» и иные, в которых также принимали участие студенты – будущие педагоги-музыканты.
В рассматриваемом нами аспекте, как представляется, можно выделить Международный конкурс культуры, искусства, творчества «КИТ», в котором также регулярно принимают участие студенты факультета искусств [11]. Сама тематика данного конкурса непосредственным образом связана с патриотическим воспитанием подрастающего поколения: «Великая моя страна», «Край любимый сердцу снится» и др. Обращает на себя внимание также то, что организаторами конкурса вносятся определенные уточнения и в его номинации. Например, в номинации «Вокал», включающей такие направления, как народный вокал, авторская песня и иные, предусмотрены специальные номинации: «Патриотическая песня», «Национальная эстрада», «Ретро-песня»; в содержание последней, например, входит исполнение песни отечественных композиторов советского периода. Анализ конкурсной практики студентов показывает высокий уровень их мотивации к данному направлению деятельности, достаточный уровень ответственности за качество подготовки, заинтересованность в освоении требуемого музыкального репертуара, в том числе песен советских композиторов с ярко выраженным патриотически направленным содержанием.
Заключение. Содержание работы по патриотическому воспитанию будущих педагогов-музыкантов, осуществляемой кафедрой теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств Омского государственного педагогического университета, разумеется, не исчерпывается материалом настоящей статьи: это планомерная, системная деятельность, которая обусловлена многими факторами: своей актуальностью в современных социокультурных условиях, объективной необходимостью поиска и реализации эффективных способов, форм, условий осуществления, их конкретным содержательным наполнением и пр. Как показывает анализ, эффективность работы по патриотическому воспитанию студентов – будущих педагогов-музыкантов может быть обеспечена использованием воспитательного потенциала ряда предметно-технологических дисциплин, в частности хорового класса и хоровых практикумов в аспекте выбора соответствующего музыкального репертуара, а также возможностей педагогической практики в подготовке и проведении таких мероприятий с обучающимися школы, как лекции-концерты, тематические классные часы и внеклассные беседы, содержание которых направлено на формирование их патриотических чувств. Практика также показывает эффективность работы в осуществлении патриотического воспитания студентов и в условиях внеучебной деятельности, в частности при подготовке и проведении мероприятий к значимым календарным датам. Самостоятельная их сценарная разработка, использование прежде всего музыки отечественных композиторов и другие условия явились действенными и показали высокий уровень проведенных мероприятий, в частности посвященных празднованию Дня Победы. Внеучебная работа, проводимая в аспекте подготовки и участия студентов в музыкальных конкурсах и фестивалях разного уровня, также доказала свою эффективность в патриотическом воспитании будущих педагогов-музыкантов.
Таким образом, на основании анализа соответствующей практики, накопленной кафедрой теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств Омского государственного педагогического университета, можно констатировать эффективность использования вышеприведенных возможностей учебной и внеучебной работы в реализации процесса патриотического воспитания будущих педагогов-музыкантов.
Библиографическая ссылка
Акулова М.М., Капустина Т.В. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29397 (дата обращения: 05.10.2024).