Современные тенденции в образовании ставят перед преподавателем высшей школы новые задачи. За последние десять лет появилось большое количество разработанных направлений и методик в области обучения студентов по дисциплине «Рисунок».
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые применяются новые направления, техники, современные педагогические методики в области рисунка.
Цель исследования – выявление основных элементов формирования профессионального мышления будущего архитектора. В связи с этим необходимы новые педагогические методики обучения, формы ведения занятий с целью развития творческого потенциала обучающегося, использование инновационных технологий. Современное архитектурное образование предполагает развитие творческих способностей и формирование мировоззрения личности студента. Обучающийся реализует свои задумки при помощи курса проектного рисунка – от его первых простых линий, раскрывающих концепцию, до итоговых эскизных работ, и на основе этих работ уже создается проект. С целью погружения в проектный рисунок преподаватель должен показать техники рисования студентам и использовать современные методики в процессе проведения занятий.
Материал и методы исследования
Современные методики обучения, которые применяет преподаватель вуза, можно разделить на три части. Это пассивные методики, активные, а также интерактивные. Каждая из них одинаково значима и важна в процессе педагогической деятельности преподавателя в рамках дисциплины «Проектный рисунок».
Пассивная методика – это классический метод в педагогике, преподаватель в рамках занятия раскрывает тему в форме краткой лекции в начале занятия по рисунку. Далее он подробно разбирает художественные материалы, показывает студентам их характеристики в процессе рисования.
Пассивный метод является традиционным вариантом, когда студенту рассказывают все нюансы и методику работы в форме лекции. Преподаватель доминирует во время занятия, студент лишь конспектирует лекцию и задает вопросы, на которые преподаватель максимально развернуто отвечает. В данном методе для студента очень важно умение слушать и воспринимать информацию.
Но в современных реалиях в рамках одной лекции преподавателю сложно дать студенту всю информацию. В связи с этим данный вид занятий не очень эффективен в рамках дисциплины «Проектный рисунок». Однако такой вид обучения результативен, когда занятие ознакомительное и нужно кратко донести до студента суть, провести краткий экскурс.
В отличие от пассивной методики, активная и интерактивная методики обучения построены на том, что студент является активным участником процесса обучения. Если посмотреть в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, то можно увидеть обозначение слова «активный» как «энергичный и деятельный» [1]. Студент активно задействован в процессе занятия, поэтому он более нацелен на усвоение информации. Студент развивает творческое мышление, ищет решение поставленной перед ним задачи.
И в конце используется интерактивная методика. Термин «интерактивный» (от inter – «взаимный», act – «действовать») означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо [2]. Студент выполняет упражнения и задания, поставленные перед ним преподавателем. В данной методике в первую очередь ценны взаимодействие студентов между собой и интересный диалог с преподавателем. Часто такое занятие проводится посредством ноутбука или смартфона. Студент и преподаватель выступают равноправными участниками беседы.
Давайте подробно рассмотрим, в чем же разница между интерактивной и активной методиками обучения. И в той и в другой методике студент выступает наравне с преподавателем во время занятия. Но интерактивная методика более сложная, ведь в ней студент ведет диалог не только с преподавателем. Студенты в рамках занятия общаются друг с другом лично, а также с другими студентами/пользователями в Интернете.
Далее обучающийся учится рисовать эскизы, делать их от руки, легко и четко и при помощи разных графических инструментов (акварельных красок, линеров различной ширины, фломастеров для эскизов и обычных фломастеров).
Одним из современных направлений в рисунке является архитектурный скетчинг. Термин «скетчинг» означает – техника создания рисунков от руки быстро и легко. В переводе с английского sketch – «эскиз, зарисовка, быстрый набросок». Эта техника основывается прежде всего на скорости. Стоит отметить, что она также позволяет учащемуся выполнять быструю визуализацию с помощью рисунка разных зданий архитектуры, к тому же является дополняющим приемом во взаимодействии студентов в команде друг с другом во время процесса разработки дизайн-проектов в рамках архитектурного проектирования и других дисциплин.
Эта техника зарекомендовала себя как важный инструмент для современных архитекторов и других специалистов, для тех, кому часто нужно доносить свои идеи и задумки быстро и наглядно. Популярность скетчинга растет, и его смело можно обозначить как одну из выразительных техник художественных направлений в современном архитектурном рисунке. Он может являться как эскизом к будущей работе или проекту, так и самостоятельным произведением. Овладев навыками скетчинга, студент всегда сможет сделать эффектный набросок, наглядно демонстрируя свою идею [3].
Опираясь на общие методические принципы обучения рисунку с учетом профиля, задания по скетчингу следует вести параллельно с программой курса «Проектный рисунок» на 3–4-м курсах.
Когда студент рисует с натуры архитектуру, он должен владеть большим диапазоном средств выразительности и уметь применять их.
Целью заданий для студентов 2–3-х курсов является закрепление навыков и понимания, как изображать архитектуру и пространства среды.
Архитектурный рисунок является результатом полученных знаний студентов при работе с натурой и помогает формированию их творческого мышления при рисовании с натуры [4]. Но ни для кого не секрет, что рисование набросков является самым нелюбимым занятием для студентов, они чаще всего выполняют эти задания непосредственно перед сдачей. В данном случае основная задача преподавателя – заинтересовать студента, чего легко достичь посредством рисования в технике «архитектурный скетчинг». Начать первое занятие по скетчингу можно с демонстрации студентам страниц современных художников в социальной сети Instagram, что будет служить мотивацией не только обучения данной технике в рамках обучения в вузе, но и возможности реализации творчества в виртуальном пространстве.
Для практических занятий студенту понадобятся: скетчбук; набор грифельных карандашей с твердостью на выбор: Т, ТМ, М, М2, резиновый ластик или формопласт, набор акварельных красок профессиональной серии для художников, кисти натуральные для акварели: размеры крупная, средняя, маленькая. Также нужны синтетические плоские кисти среднего размера и резервирующая жидкость для оставления белой бумаги на листе, набор линеров различной ширины, белая ручка, темперные белила или гуашь белого цвета, набор маркеров для скетчинга от 12 цветов и маркер блендер, баночка для воды и тряпочка для вытирания кистей [5].
В данную программу по обучению скетчингу входят изучение современных графических техник и направлений скетчинга; изучение современных материалов; примеров работ художников. Особенностями изображения в данной технике являются выявление перспективы и композиции, прорисовка формы, фактуры и текстуры материалов. Также желательно проведение мастер-класса самим преподавателем по работе с различными графическими материалами (тушью, акварелью, карандашами, маркерами). В доступной форме обучающимся преподносятся необходимые сведения, которые подкрепляются интенсивной практикой. Студенты учатся мгновенно схватывать индивидуальные черты объекта и отражать их на бумаге, превращать мысленные образы в выразительные рисунки, самостоятельно выстраивать изобразительную концепцию, создавать серийные иллюстрации и элементы архитектуры [6]. Обучающиеся учатся рисовать быстро, экспрессивно и в то же время постигают выразительные приемы, которые помогают передать характер архитектуры [7].
Результаты исследования и их обсуждение
Занятия начинаются с линейного рисунка, где студенты учатся видеть и передавать важные детали; ведется работа со штрихом, цветом, обучение заканчивается большими городскими композициями с людьми.
Программа курса
Рис. 1. Работа студента к уроку № 1
Урок 1
Лекция: основы композиции, построение перспективы и секреты, основы удачного скетча. Инструменты, обзор по материалам, особенности работы с ними (карандаш / ручка; ручка + акварельные карандаши / цветные карандаши; ручка + акварельные краски; ручка + маркеры).
Практика: мастер-класс по скетчу малоэтажных жилых домов в акварельной технике. Рисунок 1. Работа студента к уроку № 1.
В результате урока студент изучает новую технику – скаутинг. Преподаватель во время урока показывает мастер-класс, рисуя параллельно со студентами в данной технике. Это позволяет студенту увидеть и более подробно изучить весь процесс рисования в данной технике акварелью.
Урок 2
Лекция: как строится скетч более детально: база, объем, светотень.
Практика: строим архитектурный объект с деталями и с упрощением. Тренировка по готовым изображениям. Фиксация мыслей.
В результате урока обучающийся учится фиксировать свои идеи и передавать их на листе. Занятие проходит в интерактивной методике, происходит взаимодействие студентов между собой и ведется живой диалог с преподавателем.
Урок 3
Лекция: разбор различных техник эскизирования, видов скетчинга, таких как городской скетчинг, иллюстрация, интерьерный и фешн-иллюстрация.
Практика: рисуем различные малые архитектурные формы, интерьеры в аудиториях, простые архитектурные элементы зданий и сооружений. Учимся рисовать легко, быстро, а также эффектно.
В результате урока студенты учатся рисовать небольшие элементы, используя любые материалы. В рамках лекции они изучают различные виды, что расширяет их кругозор.
Урок 4
Лекция: работаем и учимся размышлять, рисуя на бумаге, учимся прорисовывать свои мысли и идеи. Задача скетчинга, набросков – введение в профессию архитектора и дизайнера.
Практика: линейный рисунок на тему «архитектурная фантазия», выполняется одним цветом.
В результате урока студенты учатся быстро переносить свои мысли на лист, используя один цвет.
Рис. 2. Работа студента к уроку № 5
Урок 5
Лекция: смешанная техника коллажирования – графический скетч + обработка в графической программе.
Практика: практическое упражнение: создание декоративного скетча акварелью и линерами. Рисунок 2. Работа студента к уроку № 5.
В результате занятия благодаря применению интерактивной методики студенты при помощи гаджетов получают навыки обработки в графических программах своих рисунков и перевода их в цифровой вид.
Рис. 3. Работа студента к уроку № 6
Урок 6
Лекция: как передавать важные детали городского пространства, работа со штрихом.
Практика: рисование и стилизация здания с большим количеством деталей в городской среде. Рисунок 3. Работа студента к уроку № 6.
В результате урока студенты учатся стилизации и рисованию большого количества делателей.
Урок 7
Практика: самостоятельная работа на тему «Инновационный город».
Защита перед комиссией воплощенной идеи.
В результате урока обучающийся демонстрирует все приобретенные навыки и учится публичной защите, так как данный прием будет очень важен во время дипломного проектирования.
Выводы
В заключение рассмотрения данного вопроса можно утверждать, что преподаватель должен смотреть шире и быть открытым к новым методикам преподавания, быть в курсе новых материалов рисования и новых направлений в рисунке.
Хотелось бы отметить, что владение техникой «скетчинг» поможет студентам красиво подать свою идею за счет оформления. Это достигается посредством перевода эскиза в проект. Также хотелось бы выделить практическую значимость данной методики: выявлен новый педагогический подход, который ранее не применялся на кафедре Рисунка в Казанском государственном университете. Данный подход обеспечил высокий уровень креативности и развития художественных навыков у обучающихся, что выявлено путем анализа итоговых работ у студентов. Более 70% обучающихся сдали итоговую работу на «отлично». Критериями оценивания были: наличие навыков пространственного представления, наличие зрительной памяти, креативность идеи и художественные навыки. Итоговая работа заключалась в рисовании клаузуры на тему «Инновационный город» и последующей защите работы перед комиссией, состоящей из пяти преподавателей кафедры Рисунка.
Библиографическая ссылка
Терентьев А.Г. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОЕКТНЫЙ РИСУНОК» // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29374 (дата обращения: 11.09.2024).