Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Денисенко Е.Н. 1 Дёгтева И.В. 1
1 ФГБОУ ВО ДА МИД РФ
В статье анализируются современные учебники и пособия по развитию речи по русскому языку как иностранному (РКИ), изданные в 2019 г. издательством «Русский язык». Курсы. Целью статьи было выявить общие черты, по которым учебник или учебное пособие можно причислить к современной литературе. В статье применялись описательный и аналитический методы исследования. Были проанализированы функция, содержание, структура учебников. Все учебники отличаются четкой структурой, являются методическим руководством к действию как для преподавателя, так и для обучаемого. «Легенда» упражнений проста, задания соответствуют возрастным критериям. Наличие наглядного материала, QR-кодов, эвристичность – особенности современной учебной литературы по РКИ. В пособиях представлена устная речь в письменной форме, даются разные модели речевого общения, смоделирована сама среда культурного и профессионального общения. В учебниках представлен комплексный подход к обучению чтению, говорению, письму и аудированию. Начали издаваться активные словари для иностранных студентов. Пособия по лингвокультурологии России пишутся в парадигме мировой культуры. Культурные смыслы и образ русского мира скреплены общим культурным ядром с другими мировыми культурами.
учебник
русский язык как иностранный
qr-код
наглядность
1. Малышев Г.Г. Практический русский язык в ситуациях и иллюстрациях: Учебник. М.: Изд-во «Русский язык». Курсы, 2019. 296 с.
2. Аникина М.Н. Лестница: Учебник по русскому языку для начинающих. М.: Изд-во «Русский язык». Курсы, 2019. 464 с.
3. Аникина М.Н. Лестница: Практикум по русскому для начинающих. М.: Изд-во «Русский язык». Курсы, 2018. 328 с.
4. Гуськова Е.В. По-русски легко: Учебное пособие по развитию речи. М.: Изд-во «Русский язык». Курсы, 2019. 152 с.
5. Хавронина С.А. Говорите по-русски: Учебное пособие для иностранцев. М.: Изд-во «Русский язык». Курсы, 2019. 208 с.
6. Чубарова О. Э. Встреча. Ру. Общаемся в сети: Учебное пособие по развитию речи для иностранцев. М.: Изд-во «Русский язык». Курсы, 2019. 104 с.
7. Эрлих Я. В. Пульс времени. Читаем и обсуждаем новости по-русски. М.: Изд-во «Русский язык». Курсы, 2018. 256 с.
8. Косарева Е. В. Время обсуждать: Учебное пособие по речевой практике для иностранных учащихся. М.: Изд-во «Русский язык». Курсы, 2019. 120 с.
9. Баско Н. В. Алло! Алло! Учебное пособие по ведению телефонных разговоров для иностранных учащихся. М: Изд-во «Русский язык». Курсы, 2019. 180 с.
10. Косарева Е. В. Стратегия успеха: Русский язык для делового общения. М: Изд-во «Русский язык». Курсы, 2017. 184 с.
11. Деменева К.А. Иллюстрированный словарь иностранного студента. Русский язык. Имя существительное: Учебно-методическое пособие. М: Изд-во «Русский язык». Курсы, 2019. 224 с.
12. Ансимова О.К. Ключ к русской культуре: словарь лингвокультурной грамотности. М: Изд-во «Русский язык». Курсы, 2019. c.

Современная учебная литература для обучения русскому языку как иностранному подразделяется на две группы, стратифицированные, на первый взгляд, по географическому принципу: учебники и учебные пособия для иностранцев, изучающих русский язык в российских вузах, и книги для изучающих русский язык как иностранный за рубежом. Материал для этих двух групп учебников принципиально отличается целями и задачами обучения. Если за рубежом перед преподавателем стоит основная цель обучения русскому как иностранному как можно быстрее научить обучающихся говорить по-русски, то перед преподавателями российских вузов стоит цель научить обучающихся вести профессиональную деятельность на русском языке в качестве специалиста в какой-либо области. Также в учебниках учитываются задачи обучения и условия, в которых осуществляется процесс обучения, в первую очередь количество часов, отведенных на изучение русского языка.

Учебник русского языка как иностранного изменился зрительно: содержит таблицы, графики, схемы, иллюстрации, фотографии и рисунки (как статические, так и динамические).

Современные книги оснащены QR-кодами, аудио- и видеоприложениями.

В учебниках и учебных пособиях рассматриваются новые темы, применяются новые подходы к отбору и компоновке материала. В пособиях представлена устная речь в письменной форме, даются разные модели речевого общения, смоделирована сама среда общения.

При отборе текстов учитывается следующий параметр: близкая обучающимся проблемная ситуация – ситуация, встречающаяся в современном мире, которая вызывает любопытство и способствует мотивации к изучению русского языка.

Цель исследования: описать и определить основные направления и тенденции в современной учебной литературе.

Материал исследования. Для анализа были выбраны учебники и учебные пособия издательства «Русский язык». Курсы, изданные в 2019 г.

Результаты исследования и их обсуждение. Учебник «Практический русский язык в ситуациях и иллюстрациях» [1] предназначен для людей, начинающих изучать русский язык. Учебный материал соотнесен с типичными ситуациями общения, которые актуальны для начального этапа. Учебник состоит из двух частей: лексико-грамматический курс и тематические тексты и диалоги для чтения и развития речи. 1-я часть содержит основной лексико-грамматический материал, предусмотренный указанными Стандартами. 2-я часть предназначена в помощь учащимся при их подготовке к речевому аспекту тестирования. Темы соответствую Программам и Стандартам Элементарного и Базового уровней обучения: 1. Семья; 2. Учеба; 3. Дом; 4. Магазин; 5. Город; 6. Транспорт; 7. Времена года; 8. Свободное время; 9. Театр и кино; 10. Друзья и знакомые; 11. Здоровье; 12. Общение по телефону; 13 Деятели русской культуры.  

Усвоение учебного материала опирается на целенаправленное использование средств зрительной наглядности. Особенностью всего курса является иллюстративность. Присутствует как художественно-изобразительная наглядность (ситуативные картинки), так и наглядность абстрактно-графическая (таблицы и схемы). Можно говорить о комплексном, комбинаторном ее применении.

Обучение осуществляется на основе типичных ситуаций моделируемой действительности. Акцент сделан на запоминание речевых образцов и образцовых мини-текстов.

Распределение учебного материала следующее: коммуникативная тема; грамматическая тема; речевая модель в виде речевого образца; ситуативная картинка, раскрывающая значимо-смысловое содержание усваиваемой модели. Далее следует диалог, позволяющий описать коммуникативные возможности речевой ситуативной картинкой, соответствующей ситуации общения. Грамматические компоненты представлены в виде таблицы. Учебный текст также сопровождается ситуативной картинкой, отражающей общую ситуацию содержания текста. В уроках присутствуют как собственно языковые, так и творческие коммуникативно-ориентированные задания. Материал учебника содержит элементы театрализации. Курс может использоваться как основной учебник или как дополнительный наглядный материал.

Аудиоприложение содержит все диалоги и тексты книги. Эти аудиоматериалы доступны для онлайн-прослушивания, а также могут быть скачаны через QR-код.

Аудиозапись всех текстов и диалогов поможет успешно подготовиться к речевому аспекту тестирования.

Свободное, полноценное общение на русском языке – цель обучения по учебнику М.Н. Аникиной «Лестница» [2]. Особенностью учебника является эвристический подход преподавания русского языка как иностранного. Отсутствует поурочно-тематическая организация материала, он построен по сюжетному принципу. Изменена традиционная последовательность подачи грамматики с целью ускорить вхождение учащихся в живую речь. Уже на начальном уровне учащиеся могут высказать собственное мнение, принять участие в дискуссии и беседе. Актуальная речевая модель легко учится и позволяет поддерживать мотивацию к обучению. Перевод на английский язык облегчает понимание легенды упражнений.

«Лестница. Практикум» является частью учебного комплекса «Лестница», но может использоваться и как самостоятельный тренажер [3]. Система заданий в рамках авторской методики ориентирована отработку лексического и грамматического материала также с целью свободного общения на русском языке на уровне А2+. Практикум содержит ключи для самоконтроля. К комплексу есть сводный словарь, который доступен для скачивания через QR-код. Подача грамматики идет в рамках лексико-тематических полей. Глаголы также подаются в рамках лексико-тематических полей, работа над лексикой идет в следующей последовательности: презентация модели, отработка предложно-падежной конструкции и самостоятельно сконструированная законченная фраза.

Учебное пособие по развитию речи Е.В. Гуськовой «По-русски легко» (А0-А1) [4] прежде всего направлено на развитие навыков устной речи. В курсе учитываются основные коммуникативные потребности учащихся в актуальных повседневных ситуациях общения, а минимальные грамматические комментарии стимулируют интерес учащихся к активной речевой практике уже с первых уроков. Набор речевых ситуаций и их речевое оформление максимально приближены к аутентичным моделям. Контрольные задания представляют собой ролевые, игровые и инициативные задания. Также есть приложение к книге – карточки для ролевых игр.

Материал пособия соответствует требованиям к достижению элементарного уровня владения языком А1 и рассчитан приблизительно на 96 академических часов.

Аудиоматериалы пособия доступны для прослушивания через QR-код.

Учебник С.А. Хаврониной «Говорите по-русски» (А2-В1) [5] имеет практическую направленность. Существенно переработанная версия известного пособия содержит темы повседневного общения. Учебник состоит из 14 уроков, которые рекомендуется проходить последовательно, поскольку грамматический материал постепенно усложняется. Также в каждом уроке есть раздел «Запомните», который желательно заучивать наизусть. Структура урока следующая: презентация темы и грамматического материала, текст и комментарии к нему. Далее следует абстрактная наглядность – таблица с правилом. Небольшие диалоги и комментарии к ним предваряют серию разнообразных упражнений. Легенда к упражнениям короткая и понятная. Рубрика «Почитаем – это интересно» направлена на развитие различных видов чтения, содержит небольшие тексты, связанные с основным содержанием урока. Учебник представляет собой модель мира, в которой студенты органично существуют, не только учат русский язык, но и учатся вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.

Учебное пособие по развитию речи для иностранцев О.Э. Чубаровой «Встреча.ру» (А2-В1) [6] представляет собой устную, разговорную речь, изложенную в письменном виде, посредством которой общаются в Интернете, в чатах, в блогах. 9 тем книги охватывают насущные проблемы жизни современного человека: что и где поесть, где жить, а где работать, иметь или не иметь семью, как воспитывать детей, как сохранить здоровье, где отдохнуть. Имитация общения в социальных сетях – форма, которая также помогает студентам подготовиться к общению на русском языке и представляет собой социальный тренажер. Уроки названы сообществами, небольшие тексты предварены предтекстовыми упражнениями, которые снимают лексические, грамматические и лингвокультурные сложности текстов. Необходимые для темы грамматика и лексика методически грамотно распределены между небольшими по объему текстами: главным постом и комментариями к нему. Урок также разделен на несколько тем, взаимодополняющих друг друга. Например, «Сообщество Еда? Да!» состоит из тем: любимая еда, домашняя еда, ресторан, как стать стройной, что съесть. Темы способствуют развитию говорения, обсуждения как конкретных тем, так и абстрактных, отвлеченных понятий.

Пособие Я.В. Эрлих «Пульс времени. Читаем и обсуждаем новости по-русски» (В2-С1) [7] состоит из актуальных для обсуждения тем и проблем. В качестве источников для текстов послужили современные российские периодические издания. Кроме аутентичного текста, в урок входит комплекс упражнений лексического и грамматического характера. Также содержатся упражнения на выход в активную речь: темы для дискуссий, аргументация собственной точки зрения, комментирование абстрактной наглядности (графиков, схем, таблиц). Методически выверенное пособие содержит упражнения на изучающее, ознакомительное и поисково-просмотровое чтение. Аутентичный текст, основа урока, организует вокруг себя компоненты урока – упражнения, развивающие речевую деятельность, формирующие различные компетенции для решения коммуникативных задач.

Учебное пособие по речевой практике Е.В. Косаревой «Время обсуждать» (В2) [8] состоит из пяти тем, каждая из них имеет по два-три блока, тематически и семантически связанных друг с другом. Пособие способствует развитию говорения на разные темы: познавательного (получить/передать информацию), регулятивного (побудить кого-либо к действию, вызвать определенную реакцию и т.д.), ценностно-ориентационного (выразить свое отношение к чему-либо или кому-либо, выяснить отношение собеседника к предмету речи). Обучение говорению дискуссионно ориентировано, что способствует овладению живым русским языком, развитию навыков свободного общения и восприятия аутентичной устной и письменной речи носителей русского языка. К пособию прилагается диск с видеосюжетами и заданиями к ним. Пособие скомпоновано как рабочая тетрадь по письму, в которой можно вести записи на основе увиденного или прочитанного. Обучение аудированию ставит следующие цели: понимать на слух содержание законченного аудиотекста или видеосюжета, различать сферы и ситуации общения, социальные и поведенческие характеристики говорящих, их цели и мотивы. Следует отметить, что в книге представлен комплексный подход к обучению чтению, говорению, письму и аудированию.

Учебное пособие по ведению телефонных разговоров Н.В. Баско «Алло! Алло!» (В1) [9] формирует уникальную комплексную коммуникативную компетенцию, которая включает в себя и знание норм речевого этикета, и умение вести разговор, учитывая прагматику и тактику речи. В пособии представлены три стилевые разновидности современного телефонного разговора: бытовой разговор, деловой разговор и теле-радио-онлайн-разговор. Телерадийный интерактивный разговор – периферийная, пограничная жанровая разновидность разговора, но востребованная. Компоновка уроков пособия следующая: этикетные фразы, ключевые слова темы, предтекстовые и притекстовые задания, аутентичные телефонные разговоры, условно-речевые и речевые упражнения. Речевые упражнения представляют собой ролевые игры и интервью.

Серия «Русский язык для специалистов» пополнилась учебником Е.В. Косаревой «Стратегия успеха» (В2-С1) [10], который задал принципиально новый стандарт для литературы подобного вида. На материале модулей учебника «Поиск работы», «Вы – сотрудник компании», «Трудовые будни» студенты проживают ситуации делового общения, учатся находить свои коммуникативные ошибки и учитывать сильные и слабые стороны деловых партнеров при переговорах. Кейсы, деловые игры, SWOT-анализы являются инструментами контроля по материалам уроков. Идет параллельное обучение и диалогическому, и монологическому видам деятельности.

«Иллюстрированный словарь иностранного студента» (А0-А1) [11] – первый активный словарь русского языка для иностранных учащихся. Учебно-методическое пособие содержит информацию о тематических группах, о функционировании слов, о способах выражения вопроса и отрицания. Именно для того, кто осваивает русский язык, необходим подобный словарь, чтобы обеспечить правильное говорение. В словаре 500 слов, но информация о каждом слове представлена полная и исчерпывающая, достаточная и необходимая. В нем отражаются системные, функциональные и семантико-прагматические сведения о слове. Такой словарь предназначен для того, чтобы учащиеся получали и знания о языке, и знания языка. В учебно-методическом пособии «Иллюстрированный словарь иностранного студента» К.А. Деменевой решены вопросы о назначении словаря, об адресате, об объеме информации и о способах подачи материала. В словаре отсутствует эмоционально-оценочная и коммуникативно-ситуативная информация.

В парадигме мировой культуры пишутся пособия по русской лингвокультурологии. Русская культура прочно инкорпорирована в мировой процесс. Культурные смыслы и образ русского мира, представленные в современных пособиях по данной тематике, скреплены общим культурным ядром с другими мировыми культурами. Словарь лингвокультурной грамотности О.К. Анисимовой «Ключ к русской культуре: словарь лингвокультурной грамотности» (В1-В2) [12] сгруппирован по 10 тематическим разделам: 1. Русские географические объекты. 2. Периоды и события русской истории. 3. Русские государственные и военные деятели. 4. Предметы и явления традиционного быта русских. 5. Предметы и явления советского периода. 6. Русские праздники, обычаи, традиции. 7. Русские деятели культуры, науки и спорта. 8. Русские прецедентные имена. 9. Животные и растения, являющиеся символами для русских. 10. Персонажи русской мифологии и фольклора. Издание является новым типом словаря лингвокультуры: семантизация языковых единиц осуществлена с позиции коммуникации, что позволяет иностранцу включать данные единицы в собственную речь и понимать их значения в речи других. В словарных статьях содержится рубрика «Реализация в речи». Материалом для словаря послужил лингвокультурный минимум носителей русского языка. Информация о стереотипном образе языковой единицы содержится в рубрике «Обыденное значение, наиболее актуальное для русских». Рубрики словарной статьи «Обыденное значение, наиболее актуальное для русских»: «Реализация в речи», «Распространенные ассоциации», «Действия этого дня» – сформированы на основе анкетирования носителей языка (информантами выступили жители городов России, для которых русский язык является родным: студенты, представители разных профессий и сфер деятельности, пенсионеры). Рубрики статьи «Минимальная справочная информация» и «Дополнительная информация» содержат информацию из толковых и энциклопедических словарей, справочных изданий, материалов исследований в области географии, истории, этнографии, литературоведения, культурологии, лингвокультурологии и лингвострановедения. Таким образом, зоны словарной статьи носят описательный и предписательный характер, что является уникальным для современной лексикографии. Иллюстративный материал, представленный в виде репродукций картин известных художников, старых и современных фотографий, знакомит с русским изобразительным искусством, дает возможность почувствовать атмосферу прошлых столетий и формирует представление об историческом облике России.

Выводы

Современные учебники и пособия характеризуются следующими общими чертами:

– наличие QR-кода;

– наглядность (абстрактная и образная);

– неадаптированные аудио- и видеоматериалы;

– аутентичные тексты;

– актуальные темы;

– небольшие по объему тексты;

– необходимая лексика и грамматика, распределенные по блокам и модулям;

– игровые и инициативные задания;

– ключи к заданиям.

По компоновке современный урок отличается наличием таблиц, схем, графиков. Быстрая смена различных заданий – одно из условий современной методики. Все современные пособия направлены на понимание живой речи.

Также существенным являются наличие линейки продуктов: учебник – рабочая тетрадь – диск – QR-код, их доступность и преемственность по уровням обучения. Соответствие учебника заявленному уровню – необходимое постоянное условие.


Библиографическая ссылка

Денисенко Е.Н., Дёгтева И.В. СОВРЕМЕННАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29346 (дата обращения: 10.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674