Развитие и самореализация личности молодого человека происходят в среде высшего учебного заведения. Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, – один из важнейших государственных приоритетов [1]. В связи с этим актуальной является проблема анализа и функционального обновления предметно-пространственной среды вуза с позиции соответствия указанным векторам развития современного образования.
Целью исследования явились уточнение современного состояния и требований к пространственной организации высшего образовательного учреждения, учитывающих концепцию развития вуза и важнейшие государственные приоритеты в области высшего образования, обоснование принципов формирования новых учебных зон и новых типов учебных помещений, выявление отношения к значимости пространственного фактора в создании новых возможностей для самореализации студентов и повышения качества образовательного процесса.
Материал и методы исследования
Анализ педагогических исследований показывает возросший интерес к различным аспектам образовательного пространства вузов [2-5]. Рассматриваются различные типы образовательного пространства (культурно-образовательное, информационно-образовательное, образовательно-профессиональное, личностно-развивающее и др.). Ведущими характеристиками образовательного пространства современного вуза признаются гуманистическая ориентация образовательной деятельности [3], социокультурная среда, мотивирующая обучающихся и преподавателей к постоянному саморазвитию [4]. Глобальным трендом становится модель развития университета, являющегося центром культурной и общественной жизни региона, звеном между властными структурами, бизнесом и социумом. Этому способствует комплексная, специально организованная пространственная среда. Современный грамотно спланированный научно-образовательный центр университетского комплекса многофункционален и дает синергетический эффект, повышая качество образования и научно-исследовательских проектов. В современных зарубежных образовательных центрах, таких как Университет Луиджи Боккони (Италия), Орестад-колледж (Дания), Стата-центр Массачусетского института технологий (США), Школа искусств «Грин руф» (Сингапур), помещения отличаются необычными дизайнерскими решениями, поддерживающими имидж вуза [6].
В российском образовании прослеживается тенденция к укрупнению вузов, образованию инновационно-образовательных центров, представляющих собой интегрированные университетские комплексы и образовательные кластеры - кампусы (архитектурно-градостроительные комплексы, объединенные общей функцией) [7]. Исследователями активно изучаются социально-экономические, функционально-планировочные, композиционные особенности вновь проектируемых российских кампусов и существующих зарубежных примеров [6, 8]. Отмечается, что вузовская среда требует создания особого кластера социальных, профессиональных, общественных коммуникаций, обеспечивающих общение ученых, преподавателей и студентов, обмен знаниями и технологиями, информацией, эмоциями [6].
В научных публикациях обосновываются подход к рациональной модели функционально-пространственной организации вузовского комплекса как привлекательной зоны в градостроительном плане и благоприятной среды для обучения, работы и проживания, создание комфортной обстановки для резидентов [9]. Требования к организации пространственно-предметного компонента образовательного учреждения включают гетерогенность, связь различных функциональных зон, гибкость и управляемость, наполнение символическими значениями, индивидуализированность, аутентичность [5].
Однако реалии российской действительности показывают, что в большинстве случаев существующие университетские комплексы имеют локальный или дисперсный тип (совокупность университетских объектов, рассредоточенных в городской среде). Отмечаются недостатки, характерные для существующих отечественных вузовских комплексов, в первую очередь – проблемы градостроительного характера, такие как разрозненность и дробность помещений, невысокий уровень материально-технического оснащения, благоустроенности рекреационных зон, моральный и физический износ зданий, недостаточное использование ресурсосберегающих технологий, в большинстве случаев недостаточные условия для людей с ограниченными возможностями [8].
Вузовские комплексы, имеющие исторические особенности, возведенные в разное время, не отвечающие требованиям современной цифровой образовательной среды, нуждаются в модернизации.
В психолого-педагогических исследованиях доказано, что комплексно организованная предметно-пространственная среда как совокупность средовых пространств создает педагогические условия для познавательной деятельности обучаемых, снижает тревожность, является фактором психологической безопасности [10, 11]. Большинство рекомендаций ориентированы на учет психосоциальных потребностей обучающихся общеобразовательных учебных заведений. Отмечается, что в существующей архитектуре круг приемов организации пространства весьма ограничен, основные акценты ставятся на «дизайнерские» средства. Особую роль приобретает решение предметного наполнения: использование мебели, оборудования, игровых и учебных комплексов, освещения, носителей информации и визуальной идентификации [12]. Учет психолого-педагогических факторов в организации предметно-пространственной среды вузов представлен недостаточно.
Таким образом, образовательная среда современного вуза рассматривается нами не только как социальный феномен, но и как функционально-пространственный конструкт педагогического пространства, в котором осуществляются профессиональное становление и самореализация личности. Открытость образовательного пространства, его инновационный характер могут быть основаны на рациональной функционально-пространственной организации вузовского комплекса.
В ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина в рамках реализации проекта «Создание социально-образовательного ландшафта Мининского университета» разрабатывается инновационная образовательная среда, состоящая из дизайн-решений современного образовательного пространства, теоретического и методического обеспечения проектно-ориентированного обучения при использовании инструментария цифровой педагогики. Основными концепциями проекта являются модернизация высшего образования в контексте мировых тенденций [13], учет стратегии развития Мининского университета [14], проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза [15]. Сформированные организационно-технологические принципы функционально-пространственной организации Мининского университета представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Организационно-технологические принципы, положенные в основу функционально-пространственной организации вузовского комплекса
Результаты исследования и их обсуждение
Организационно-технологические принципы позволили разработать и реализовать новые дизайн-решения образовательного пространства, способствующие теоретическому и методическому обеспечению проектно-ориентированного обучения при использовании инструментария цифровой педагогики. Этапами реализации проекта «Создание социально-образовательного ландшафта Мининского университета» стали: разработка дизайн-проектов образовательных пространств и их практическая реализация, анализ опыта использования подобных пространств, разработка типологии образовательных пространств, анкетирование студентов и преподавателей, разработка типовых организационно-методических решений использования пространств, внедрение предложенных решений в педагогическую практику. В настоящее время проект находится на этапе создания базы лучших практик. Завершение проекта запланировано на 2020 г.
Важная роль предметно-пространственной среды побудила нас провести исследование отношения студентов и преподавателей Мининского университета (всего опрошено более 500 человек в 2018–2019 учебном году) к особенностям модернизированной предметно-пространственной среды вуза в соответствии с выбранной концепцией. Для получения эмпирического материала использовались методы наблюдения, анкетирования, собеседования. Была разработана анкета «Открытое образование в открытой среде в НГПУ им. К. Минина глазами обучающих», позволяющая выявить необходимость дифференциации образовательного пространства по типам, оценить значимость типов образовательного пространства в образовательной деятельности, уровень организации существующих образовательных пространств, оценить дизайн-решения, уровень материально-технического и информационно-методического обеспечения, востребованность типов образовательного пространства проектно-ориентированного обучения, высказать собственные предложения по анализируемой проблеме.
При анкетировании преподавательского корпуса дополнительно исследовалась востребованность зон образовательного пространства разного типа в зависимости от рода учебной информации и наиболее популярных видов учебной деятельности, таких как выполнение тестовых, расчетных, расчетно-графических заданий; лабораторных и курсовых, квалификационных работ; выступление с докладом на семинаре; аудирование; работа с первоисточниками; проработка учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.); выполнение проектных заданий, моделирующих профессиональную деятельность; кейсовых заданий; деловые игры; другое.
Анализируемые функциональные группы пространств представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Функциональные группы пространств вуза
Учебные пространства (помещения для лекционных занятий, семинарских и практических занятий, индивидуальных и консультационных занятий, компьютерные помещения, специальные аудитории и пр.) должны соответствовать особенностям и потребностям образовательного процесса и применяемым педагогическим технологиям, в первую очередь обеспечивать деятельный характер обучения.
Лаборатории, производственные мастерские, кабинеты и специализированные помещения для проведения исследований, работы диссертационных советов, научных семинаров, консультаций аспирантов и докторантов согласуются с основными направлениями научно-инновационной деятельности вуза, призваны обеспечивать возможность приобретения опыта совместной деятельности педагогов и студентов, создавать условия для самоопределения и саморазвития.
Неотъемлемой структурной составляющей является рекреационно-коммуникационное пространство, служащее для различного рода взаимодействий студентов, преподавателей, администрации и представителей общественности, таких как публичные лекции, самостоятельная работа студентов, выставочная и конкурсная деятельность.
Отдельно следует выделить информационные пространства и хранилища, помещения для функционирования и технического обеспечения учебного процесса и научных исследований.
В качестве учебных пространств были акцентированы новые типы (рис. 3–5):
- открытые образовательные пространства, такие как многофункциональное образовательное пространство «Open space»;
- студии коллоборативного обучения;
- образовательное пространство мастерских;
- зоны самостоятельной работы студентов;
- высокотехнологичные аудитории;
- проектные аудитории.
Рис. 3. Зоны самостоятельной работы
Рис. 4. Зоны мастерских
Рис. 5. Зона «Open space»
Дадим характеристику одного из представленных и созданных в Мининском университете помещений. В рамках организации образовательного процесса «Open space» (рис. 5) это открытое образовательное пространство, связанное с разработкой и изучением ситуаций, условий, сценариев и объектов, обеспечивающих успешное обучение, с учетом ландшафтного дизайна помещения. Современный менеджмент рабочего места предполагает возможность переключаться на разные виды деятельности в условиях одного пространства посредством зонирования.
Цель использования образовательного пространства – организация образовательных отношений инновационного типа, в процессе построения которых обучающиеся открыто высказывают личностные предпочтения, проявляют субъективную эмоциональную реакцию на полученный опыт. Данное образовательное пространство подходит для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы по многим дисциплинам ОПОП 38.03.02 «Менеджмент» (профиль подготовки «Управление человеческими ресурсами»). Например, в качестве образовательной ситуации может быть подготовка публичного выступления на деловом совещании в рамках изучения курса «Персональный менеджмент». Данное образовательное пространство само по себе может быть бизнес-кейсом, где дизайн помещения практически идентифицирует ситуацию реального офиса. Разработка условий и ресурсов внутри самого сценария предполагает выбор различных типов организационного поведения в коллективе офиса: индивидуальной работы и командной работы или совмещения двух форм взаимодействия. Современный менеджер должен одновременно работать в разных пространствах офиса, сейчас это одно из современных требований к HR менеджерам.
Использование образовательных пространств происходит при помощи эдьютейнмента, означающего возможность сочетать учебу и приятное времяпрепровождение (например, в форме деловых игр или коллоквиумов, с приглашением гостей и завершением просмотром научного фильма или музыкальным сопровождением в рамках изучения темы).
В рамках использования образовательного пространства «Open space» по направлению 38.03.02 «Менеджмент» (профиль подготовки «Управление человеческими ресурсами») рекомендуется проведение следующих форм занятий:
- формат «Учебное событие»: лекция, которая сочетается с просмотром кинофильма или с ситуациями, которые могут инсценировать обучающиеся (согласно образовательному сценарию преподавателя);
- формат «Практическое занятие»: цикл семинаров, посвященный заранее запланированной теме в рамках направления обучения;
- формат «Встречи с работодателями»: приглашаются представители из различных организаций, обсуждаются известные классические теории в области менеджмента в рамках современного управления организацией;
- формат «Тренинг»: в рамках дисциплины занятие проводят преподаватель или приглашенный специалист.
Необходимые ресурсы для проведения занятий: образовательные сценарии по каждому формату, дополнительные методические средства, разработанные преподавателями, оснащенность средствами мультимедиа, доступ в сеть Интернет, WI-FI, электронные информационные ресурсы, видеоконференции.
Таким образом, применяя возможности образовательного пространства, организуя открытую исследовательскую среду, можно формировать исследовательское поведение и методичность мышления, при этом образовательный процесс становится динамичным и интересным. Все это работает на конечную цель – выбор индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося.
Целевой аудиторией использования пространства «Open space» могут быть обучающиеся любого направления подготовки, абитуриенты, которые посещают различные мастер-классы в рамках профориентационных мероприятий, а также лица, желающие расширить круг своих профессиональных компетенций, участвуя в программах дополнительного образования, и люди с ограниченными возможностями.
Заключение
Отличительной особенностью модернизированной инновационной предметно-пространственной образовательной среды Мининского университета является ориентация дизайн-решений образовательного пространства на открытую планировку, многофункциональность, перепланировку, перестановку и переориентацию оборудования.
Анализ отношения студентов к исследуемому пространству показал, что наиболее привлекательной явилась многофункциональность помещений, обеспечивающая возможность варьирования в них межличностных взаимодействий. Отмечено, что эстетика пространства способствует формированию удовлетворения от пребывания в стенах вуза, процесса учебной деятельности и своей роли в нем.
В позиции преподавателей следует отметить удовлетворенность в первую очередь новыми возможностями использования специально оборудованных помещений, которые позволяют создать условия для теоретического и методического обеспечения проектно-ориентированного обучения при использовании инструментария цифровой педагогики.
Перспективой исследования является изучение влияния реализованной на основе выдвинутых принципов предметно-пространственной структуры вуза на возможности самореализации студентов и повышение качества образовательного процесса.
Библиографическая ссылка
Толстенева А.А., Лагунова М.В., Шкунова А.А., Гурьянчева Е.Н. МОДЕРНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ВУЗА КАК ЭЛЕМЕНТА ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29332 (дата обращения: 08.12.2024).