Внедрение цифровизации повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» к 2024 г. планируется создать устойчивую и безопасную инфраструктуру высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных при обеспечении информационной безопасности; подготовить высококвалифицированные кадры для цифровой экономики; создать сквозные технологии цифровизации (преимущественно на основе российских разработок); преобразовать промышленность посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений и т.д. Таким образом, цифровизация производства является приоритетным трендом как самого производства, так и экономики в целом, и большинство предприятий переходят на цифровое производство [1].
Однако в условиях современной государственной политики развития промышленности России главным препятствием к ее динамичному развитию, а также к повышению инвестиционной привлекательности регионов оказался недостаток квалифицированных инженерных кадров [2, 3]. В связи с этим реализация программ дополнительного профессионального образования, позволяющих приобрести необходимые высокотехнологичные компетенции, является актуальной.
Целью статьи является анализ специфики реализации программ повышения квалификации сотрудников машиностроительных предприятий Республики Башкортостан (РБ) – граждан старшего поколения – на примере реализации образовательной программы повышения квалификации «Модернизация и цифровизация в машиностроительном производстве» (далее – программа).
Материал и методы исследования. Проведен анализ специфики реализации программ повышения квалификации сотрудников машиностроительных предприятий. В программе использовались эффективные обучающие технологии: практико-ориентированная лекция, деловая игра, визуализация, кейс-технологии, графическое представление материала, рефлексия, а также применялись стандартные методы обучения с отрывом от производства, электронное обучение, технологии дистанционного обучения с помощью электронно-образовательных ресурсов. Для получения обратной связи и коррекции заданий в соответствии с особенностями и запросами предприятия были использованы интерактивные технологии.
Главными особенностями программы стали: применение принципа «погружения» в реальную среду, а также формирование групп, в которых обучались слушатели разной профессиональной сферы и разных должностей. Основная специфика программы заключалась в андрагогическом подходе.
Результаты исследования и их обсуждение. Принцип Long Life Learning заключается в том, что потребность в образовании возникает у всех субъектов рынка труда: работника, работодателя, государства [4]. С позиции философско-педагогической концепции непрерывное образование характеризуется признаком усвоения человеком социокультурного опыта всеми доступными ему способами, и человек считается субъектом собственной образовательной деятельности, вступая во взаимодействие с теми, кто сопровождает его образование [5, 6].
Для проведения опережающего обучения сотрудников высокотехнологичных производств требуется обеспечить симбиоз теоретической, научной составляющей обучения (профессорско-преподавательский состав вузов) с практической составляющей, в качестве которой применяются современные, прорывные технологии, которые уже внедрены или только планируются к внедрению в производство.
Программа проводилась в рамках регионального проекта «Реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения “Старшее поколение”». К старшему поколению относятся люди предпенсионного возраста в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, работающие или обратившиеся в службу занятости. Повышение квалификации по программе проводилось при содействии органов службы занятости населения в течение трех месяцев.
Специфика реализации программы повышения квалификации сотрудников машиностроительных предприятий – граждан старшего поколения – прежде всего заключается в личностных особенностях обучающихся; в технологиях реализации программы учитываются основные принципы андрагогики [7, 8].
В последние три года руководство промышленных предприятий Республики Башкортостан заинтересовано в профессиональной подготовке своих сотрудников на базе вуза с целью получения квалифицированных кадров.
В результате реализации образовательных проектов федеральной инновационной площадки, выполнения научно-технических договоров с предприятиями России и РБ были выявлены образовательные потребности предприятий.
Акционерное общество «Машиностроительная компания “Витязь”» стало одним из заказчиков образовательных услуг. Эта организация выпускает продукцию, практически не имеющую аналогов. Компания – мировой лидер по производству наземных транспортных средств высокой проходимости. Для расширения рынка продукции (предприятие планирует производство наземных транспортных средств для условий Арктики и Антарктики) необходимо осваивать новые компетенции, технологии в области цифровизации и организации производства. В связи с этим для кроссфункциональной группы слушателей была разработана программа, отвечающая этим требованиям.
Согласно исследованиям специалистов в области андрагогики старшее поколение слушателей программы повышения квалификации отличается такими основополагающими личностными особенностями, как наличие социального, профессионального, бытового опыта; желание реализовать приобретенные компетенции в профессиональной сфере; желание самореализоваться [9–11]; стремление к достижению целей, профессиональному росту, повышению собственной эффективности; осознание своих жизненных и конкретных целей обучения и путей их реализации; наличие базового (в основном технического) образования, дающего навыки решения нестандартных задач [12–14].
К отрицательным моментам можно отнести следующие [7]: снижение продуктивности процессов восприятия, запоминания, мышления (поэтому особое значение имеют методология, методы и способы обучения); наличие индивидуальных устоявшихся ментальных моделей, которые входят в противоречие с общими (корпоративными) целями и требованиями предприятия, что обусловливает трудности в обучении, когда необходимо не только дать и привить новое, но и по возможности удалить старое, изжившее себя.
В процессе обучения ведущую роль играл не преподаватель, а слушатель программы. Такая смена приоритетности методов обучения требует наличия у преподавателей как фундаментальных знаний, так и опыта работы на машиностроительном производстве и решения практических технических задач. При этом задачей обучающего является оказать помощь обучающемуся: выявить, систематизировать, формализовать личный опыт, скорректировать и пополнить его знания. Программа обучения разрабатывалась с учетом образовательных запросов предприятия и обучающихся. Обучение проводилось с учетом возрастных особенностей, мотивации, опыта. Программа состоит из базовых и специальных модулей дисциплин, что позволяет корректировать обучение в зависимости от потребностей слушателей, а также формировать мультикомпетенции.
При формировании программы были учтены перечисленные особенности и разработаны пять модулей, содержащих материал по смежным областям знаний: «Современные модели и концепции образа цифрового предприятия и цифровая трансформация предприятия»; «Перспективные технологии модернизации и цифровизации производства»; «Определение текущей готовности предприятия к цифровизации на уровне процессов и программной среды»; «Применение интеллектуальных информационно-измерительных систем и инфокоммуникационных технологий в автоматизированных системах управления технологическими процессами на машиностроительном предприятии»; «Управление проектами при реализации концепции цифрового предприятия».
В программе рассмотрены: общие вопросы концепции программы «Цифровая экономика РФ» и ее нормативно-правовые основы; этапы реализации федерального проекта «Цифровая промышленность» и цифровой трансформации машиностроительного предприятия; дорожная карта перехода к цифровому предприятию и этапы развития, такие как информатизация, связанность, наглядность, проницаемость, предсказуемость/прогнозируемость, самокоррекция (самонастройка и адаптация к изменениям); подходы и технологии перехода к цифровому предприятию; изменения в системе управления производством; реализация концепции образа цифрового предприятия на примере немецкой модели Индустрия 4.0; практическое применение цифровых технологий; вопросы IT-архитектуры промышленного предприятия в условиях диджитализации и цифровой трансформации машиностроительного предприятия и управление жизненным циклом изделия; формирование инновационной культуры; формирование новых компетенций и изменение роли персонала на цифровом предприятии; вопросы практики использования IT-инструментов и технологии human-machine interface дизайна в проектном управлении; концепция цифрового маркетинга проекта; оценка перспектив и угроз цифровизации проектного менеджмента; определение структуры и ролей вовлеченных в цифровой проект стейкхолдеров; методология проекта (быстрый отказ от неуспешного продукта; развитие кроссфункционального взаимодействия; рекомендации по успешному внедрению и анализ ошибок); даны практические рекомендации по оценке цифровой зрелости предприятия.
Проведена отработка практических навыков применения перспективных технологий модернизации и цифровизации производства, к которым прежде всего относятся: Интернет вещей в машиностроении; повышение надежности работы оборудования с использованием предиктивной аналитики; генетические алгоритмы при оптимальном проектировании оборудования и прогнозировании его технического состояния; автоматизированное проектирование оборудования; автоматизированные информационно-измерительные системы контроля и учета энергоресурсов и т.д.
Для успешного освоения программы использовались эффективные обучающие технологии, такие как практико-ориентированная лекция, деловая игра, визуализация, кейс-технологии, графическое представление материала, рефлексия. Применение принципа «погружения» в реальную среду позволило слушателям отработать приобретенные знания и умения в рамках решения производственных проблем предприятия. Обратная связь и коррекция заданий в соответствии с особенностями и запросами предприятия осуществлялись с помощью интерактивных технологий.
Формирование учебных групп, в которых обучались слушатели разной профессиональной сферы и разных должностей, также стало особенностью программы, так как это позволило выявить мнения и взгляды на решение проблем и в итоге найти наиболее подходящий вариант.
При реализации программы использовались стандартные методы обучения с отрывом от производства и дистанционные технологии: электронное обучение; технологии дистанционного обучения. Дистанционное обучение осуществлялось с помощью электронно-образовательных ресурсов, которые размещались в корпоративной сети предприятия.
Применение электронного обучения имеет как положительные стороны (не важны: удаленность обучающегося и преподавателя, количество слушателей; экономичность), так и отрицательные стороны (недостаток обратной связи, затрудненность взаимодействия с аудиторией и контроля процесса обучения). Поэтому необходимо, чтобы обучение сопровождалось применением технических средств и специфических навыков для более эффективного взаимодействия с обучающимися (например, интерактивная работа, т.е. голосовое сопровождение, видеоматериалы) [14].
Особенностями программы повышения квалификации являются андрагогический подход и реализация основных принципов [10].
Перед реализацией программы была проведена предварительная подготовка обучающего материала, разработаны электронные образовательные ресурсы, рабочие тетради, что позволило обеспечить взрослому слушателю возможность:
– неторопливо, комфортно знакомиться с учебными материалами;
– запоминать понятия, термины, осмысливать процессы и технологии их выполнения и реализовать принцип приоритетности самостоятельного обучения [15].
Реализация принципа совместной деятельности преподавателя и обучающегося осуществлялась за счет выявления производственных потребностей предприятия и потребностей обучающихся (беседа, интервьюирование); привлечения специалистов предприятия для проведения консультаций при подготовке итоговых аттестационных работ. При проведении занятий выявлялись мнения обучающегося, группы обучающихся и специалиста производства, курирующего реализацию программы.
Принцип использования положительного жизненного опыта (профессионального, социального) в качестве базы обучения был осуществлен применением активных методов обучения, активизирующих творческую работу обучающихся. Для проведения очных занятий обучающихся старшего поколения использовались активные методы обучения, такие как презентации, кейсы, дискуссии в малых группах, деловые игры.
Принцип индивидуального подхода к обучению был реализован за счет организации индивидуальной работы со слушателями: составления социально-психологического портрета перед проведением программы путем анкетирования слушателей; консультирования при написании курсовых работ по каждому модулю программы и итоговой аттестационной работы; заключительного анкетирования и тестирования слушателей. Индивидуальная работа заключалась в диалоге обучающегося, преподавателя и специалиста предприятия как в личном взаимодействии, так и с использованием информационных технологий (Интернета, электронной почты, Skype и др.).
При участии старшего поколения во внедрении цифровизации на предприятии неизбежно применение принципа корректировки устаревшего опыта и личностных установок, поскольку они препятствуют освоению новых знаний. Профессиональный и социальный опыт старшего поколения может вступать в противоречие с корпоративными целями предприятия. Многолетний педагогический опыт преподавателей вуза способствовал формированию новой точки зрения и раскрытию новых перспектив – как в быту, так и на рабочем месте, что также помогало развитию обучающегося.
Перед планированием и организацией обучения был проведен анализ деятельности предприятия, что позволило сформулировать цели и задачи программы. Специалистами предприятия был отмечен принцип востребованности результатов обучения и намечены перспективы более углубленного изучения технологий цифровизации на предприятии.
Также реализован принцип системности обучения, заключающийся в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам и средствам, а также в оценке его результатов. Актуализация результатов обучения обеспечивается системностью, индивидуальным подходом, практической востребованностью результатов обучения, использованием наработанного опыта [15].
При реализации программы было создано сообщество, включающее ведущих специалистов машиностроительного предприятия, преподавателей филиала в городе Ишимбай и профессорско-преподавательский состав четырех ведущих кафедр ФГБОУ ВО «УГАТУ»: электромеханики, информационно-измерительных технологий, электроники и биомедицинских технологий, экономики предпринимательства. Такой комплексный подход к реализации программы обеспечивает ряд функциональных возможностей: оперативно создавать информационно-образовательные ресурсы комплексного (мультидисциплинарного) характера; повышать эффективность образовательных технологий, учебно-методических материалов; обеспечить поддержку обучаемых; организовать обсуждение производственных проблем.
Выводы. Представлен анализ специфики реализации программ повышения квалификации сотрудников машиностроительных предприятий Республики Башкортостан – граждан старшего поколения – в рамках реализации концепции цифровой экономики на примере программы повышения квалификации «Модернизация и цифровизация в машиностроительном производстве». Реализация программы позволяет слушателям продолжать трудовую деятельность как на прежних рабочих местах, так и на новых, в соответствии с пожеланиями сотрудников предприятия; расширить профессиональные навыки и приобрести новые компетенции; работать с новым оборудованием, технологиями, программными средствами.
Спецификой программы являются андрагогический подход и реализация основных принципов, таких как совместная деятельность преподавателя и обучающегося; использование положительного жизненного опыта; индивидуальный подход; корректировка устаревшего опыта и личностных установок; развитие обучающегося; системность обучения; востребованность результатов обучения.
Мультикомпетенции, полученные при реализации программы, расширяют и углубляют сферу трудовой деятельности персонала, позволяют быстро адаптироваться к изменениям в профессиональной сфере организационного и технологического характера.
Библиографическая ссылка
Зубарев Н.В., Исмагилов Ф.Р., Гайсин М.Х., Уразбахтин Р.Н., Пашали Д.Ю. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29331 (дата обращения: 14.10.2024).