Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОТРАСЛЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В МОДУЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) НА ПРИМЕРЕ ДИЗАЙНА

Шуплецова Е.Ж. 1 Третьякова Н.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
В период перехода российских вузов, обеспечивающих подготовку педагогических кадров России, на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, реализацию основных профессиональных образовательных программ, подготовку педагогов на основе сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, актуальным является проектирование основных профессиональных образовательных программ, что представляет собой самостоятельную научно-педагогическую проблему. Предметом обсуждения в настоящей статье выступает проектирование модульных основных профессиональных образовательных программ на основе актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) на примере дизайна, уро¬вень бакалавриата. Концептуальной платформой выступают положения и принципы системно-деятельностного, компетентностного и модульного подходов. Первый в рамках предмета нашего исследования предполагает моделирование системы образования посредством ее согласования с требованиями профессиональных стандартов «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», а также отраслевых профессиональных стандартов. Второй подход в профессионально-педагогическом образовании определяет профессиональные компетенции (планируе¬мый результат) как способность и готовность действовать при решении профессиональных задач. Модульный подход ориентирует на создание гибких и открытых структур в образовании, легко адаптирующихся к требованиям потребителей и имеющимся условиям. Предложен вариант построения содержания основной профессиональной образовательной программы, отражающий ее отраслевую составляющую, отвечающий требованиям и отраслевых профессиональных стандартов, и федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования
отраслевая составляющая основной профессиональной образовательной программы
профессиональные стандарты
федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования
модульный подход построения содержания образования
учебный план
1. Романцев Г.М., Федоров В.А., Мокроносов А.Г. Профессиональное образование в системе обеспечения модернизируемой экономики рабочими кадрами // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6(82). С. 6-13.
2. Худжина М.В. Проектирование основных профессиональных образовательных программ в условиях приведения действующих ФГОС ВО в соответствие с профессиональными стандартами // Проблемы современного образования. 2016. № 2. С. 116-120.
3. Zyryanova N.I. Fedorov V.A., Zaitseva E.V., Tolkacheva I.S., Glushchenko P.S. Modern requirements to preparation of professional and pedagogical personnel. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 16. С. 8800-8810.
4. Зиганшина М.Р., Карандашов С.А., Мендельсон В.А. Проектирование основных образовательных программ для учреждений высшего образования // Инженерное образование. 2018. № 23. С. 29-32.
5. Алексеева Т.А., Никонова З.В., Рипинская И.К. Проектирование образовательных программ в сетевом взаимодействии высшего и среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-5. С. 22-29.
6. Бойцов Б.В., Жетесова Г.С., Смирнова Г.М., Готтинг В.В. Проектирование образовательных программ на основе национальной рамки квалификации и профессиональных стандартов // Качество и жизнь. 2018. № 3 (19). С. 7-12.
7. Артемьева С.М., Белых Ю.Э., Романюк С.И., Хухлындина Л.М. Применение модульного подхода в проектировании образовательных программ высшего образования // Высшая школа: научно-методический и публицистический журнал (на укр. яз.). 2016. № 5 (115). С. 9-13.
8. Смышляева Л.Г., Дроздецкая И.А., Грицкевич Н.К., Коллегов А.К. Модульная образовательная программа бакалаврской подготовки педагога в вузе: проектирование организационно-деятельностных механизмов // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 4 (22). С. 133-142.
9. Skinner B.F. The Technology of Teaching. The Technology of Teaching. N.Y., Appleton. Centery Grofts, 1968. 271 p.
10. Russel J.D. Modular Instruction. Minneapolis, Minn., Burgest Publishing Co, 1974. 142 p.
11. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Реализуемые образовательные программы. Дизайн (по элективным модулям*) [Электронный ресурс]. URL: https://www.rsvpu.ru/realizuemye-obrazovatelnye-programmy/?ooop_kod=241 (дата обращения 05.09.2019).

В силу ввода в действие актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) перед вузами поставлена задача приведения в соответствие актуализированным стандартам действующих основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) в течение одного года согласно требованиям Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ч. 7 ст. 11). Отсутствие рекомендованных примерных основных профессиональных образовательных программ (ПОПОП) по ряду ФГОС ВО 3++ затрудняет данный процесс.

Цель исследования заключается в предложении примера построения содержания ОПОП, отражающей отраслевую составляющую программы. Предложенная ОПОП отвечает требованиям отраслевых профессиональных стандартов (ПС) и ФГОС среднего профессионального образования (СПО).

Материал и методы исследования. Методологическую основу исследования составили положения и принципы системно-деятельностного, компетентностного и модульного подходов. В рамках первого подхода предложено моделирование системы образования посредством ее согласования с требованиями ПС. Применение второго подхода позволяет определить планируе­мый результат – компетентностную модель выпускника ОПОП. Использование положений третьего подхода позволяет создать гибкие структуры, легко адаптируемые к требованиям обучающихся и имеющимся в вузе условиям.

Результаты исследования и их обсуждение. ФГОС ВО 3++ унифицировали требования к компетентностной модели выпускника вуза в части универсальных (на весь уровень образования) и общепрофессиональных (на всю укрупненную группу специальностей и направлений подготовки) компетенций. ОПОП должны иметь четкую профессионально и практико-ориентированную направленность [1, 2, 3]. Согласно ФГОС ВО 3++ направленность (профиль) ОПОП должна соответствовать направлению подготовки в целом или конкретизировать содержание путем ориентации на область(-ти) и (или) сферу(-ы) профессиональной деятельности выпускников, тип(-ы) задач и задачи профессиональной деятельности, объекты профессиональной деятельности или область(-ти) знания при необходимости (п. 1.13 приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)» от 22.02.2018 № 124).

Дисциплинами обязательной части программы бакалавриата формируются общепрофессиональные компетенции (ОПК) и компетенции профессиональные (ПК), установленные ПОПОП в качестве обязательных. Объем обязательной части составляет не менее 70% от общего объема программы (п. 2.9 данного приказа). Таким образом, около 30% объема программы (при условии, что ПОПОП это позволяет) может быть отведено на отражение направленности (профиля) ОПОП.

Выпускник направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) может осуществлять свою профессиональную деятельность прежде всего в сфере профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного образования. Соответственно, при разработке содержания ОПОП требуется учесть ПС не только области «образование и наука» («Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»), но и отраслевой области, в нашем случае дизайна, культуры и искусства: «Специалист по техническим процессам художественной деятельности», «Графический дизайнер» и др. Принимая во внимание, что выпускники-бакалавры идут работать в область СПО, необходим учет и ФГОС СПО, в нашем случае направления подготовки 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств. Возникает вопрос о том, каким образом выстроить содержание ОПОП с учетом 30% объема программы, отведенных на отраслевую составляющую, отвечающее требованиям и отраслевых ПС, и ФГОС СПО. Следует отметить, что число ФГОС СПО направления подготовки 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств достаточно обширно: 54.01.20 Графический дизайнер; 54.02.01 Дизайн (по отраслям); 54.02.03 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам); 54.02.08 Техника и искусство фотографии и др. Еще более объемна численность ПС. Сегодня их количество не имеет константы, оно постоянно растет, появляются совершенно новые профессии. Так, Атлас новых профессий предлагает в рамках отрасли «Культура и искусство» профессии, которые появятся к 2020 г.: Арт-оценщик; Science-художник; Личный тьютор по эстетическому развитию; Тренер творческих состояний; Куратор коллективного творчества. Следует отметить, что даже без учета новых профессий на одну ОПОП приходится несколько ПС, соответственно, требуется проведение серьезной аналитической работы с тем, чтобы определить ПК в рамках отраслевой составляющей, а также прогнозировать перспективы развития профессий, проводя анализ востребованности компетенций на рынке труда.

Сегодня исследователи активно рассматривают вопросы проектирования образовательных программ [4], в том числе в рамках сетевого взаимодействия высшего и среднего профессионального образования [5], на основе ПС [2, 6]. Главное требование, которое сегодня предъявляется к ОПОП, – это их гибкость, способность быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям и условиям реализации. Двухступенчатая система ФГОС ВО 3++, новые рамки квалификаций, академические свободы и мобильность, индивидуальные образовательные маршруты – все это призвано обеспечить настоящую гибкость [7]. На этапе непосредственного проектирования ОПОП это требование может быть реализовано посредством модульного подхода [7, 8].

Данный подход не является новым, свое теоретическое обоснование он получает в трудах Б.Ф. Скинера и ориентирует на создание гибких и открытых структур в образовании, легко адаптирующихся к требованиям потребителей и имеющимся условиям [9].

В чем сущность модульного подхода к проектированию? Прежде всего обратимся к трактовке понятия «модуль», данной Дж.Д. Расселом. Это независимая, автономная единица в ряде видов образовательной деятельности, позволяющая обучающемуся достигнуть конкретных целей [10]. Традиционно в нашей стране под данной автономной единицей в высшей школе понимают часть семестрового курса, имеющую, во-первых, логическую завершенность, во-вторых, соотнесение с непосредственными сроками обучения, отраженными в календарном учебном графике. В Германии иное видение: модуль представлен не учебной дисциплиной, а частью образовательной программы, имеющей логическое завершение, некой траекторией усвоения образовательного пространства [7]. Болонская модель обучения характеризует образовательную программу в рамках модульной структуры: учебные дисциплины в учебном плане на основе междисциплинарного подхода выстраиваются в виде совокупности модулей, каждый из которых направлен на обеспечение комплексного формирования конкретных компетенций.  

ФГОС СПО и ФГОС СПО предлагают нам сегодня компетентностно-ориентированную модель обучения, соответственно, и учебный план, и учебные дисциплины должны отвечать данной модели. В этой связи целесообразно относительно самостоятельную часть образовательной программы представлять модулем, в рамках которого обеспечивается формирование конкретных (или конкретной) компетенций соответственно определенной трудоемкости, обозначенной зачетными единицами (з.е.). В этом случае создаются возможность построения индивидуальной образовательной траектории для студента, а также условия для его мобильности.

Рассмотрим практическое использование модульного подхода на примере построения учебного плана ОПОП направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиль «Дизайн (по элективным модулям)». Данная ОПОП обеспечивает подготовку обучающихся по профессиям и специальностям в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО и дополнительного профессионального образования (ДПО), учебно-курсовой сети предприятий и организаций, соответствующих элективных модулей; включает виды творческой деятельности по формированию гармонично структурированной и эстетически выразительной предметно-пространственной среды, интегрирующей художественную, проектную и научно-педагогическую деятельность, направленную на реализацию повышения социокультурного уровня жизни населения [11].

Формирование универсальных компетенций (УК), ОПК, а также ПК (согласно проекту ПОПОП, разработанному РГППУ) обеспечивают в рамках учебного плана следующие модули: М1. Модуль «Социально-гуманитарная культура» – 16 з.е.; М2. Модуль «Информационно-коммуникационная культура» – 13.з.е; М3. Модуль «Самоорганизация и саморазвитие» – 8 з.е.; М4. Модуль «Психолого-педагогический» – 20 з.е.; М5. Модуль «Профессионально-педагогический» – 19 з.е. Общая трудозатратность данных модулей составляет 76 з.е. Кроме того, на модуль «Практика» отведено 60 з.е., на модуль «Государственная итоговая аттестация» – 9 з.е. Таким образом, 145 з.е. отведено на обязательную часть. Оставшиеся 95 з.е. отданы на отраслевую составляющую.

В рамках учебного плана отраслевая составляющая имеет общую, так называемую обязательную часть – М 6. Модуль «Предметно-содержательный (по отраслям)», на который отведено 37 з.е. Данный модуль представлен общими дисциплинами для всего профиля Дизайн (по элективным модулям), сюда вошли такие учебные дисциплины, как «Основы рисунка», «Основы композиции», «Исследование профессии и планирование карьеры», «Основы живописи», «Основы проектной графики», «Шрифтовая графика», «Композиционно-структурный анализ в дизайне», «Профессиональное мастерство». Следующий модуль – «Дисциплины (модули) по выбору», на который отведено 52 з.е. Обучающимся на выбор предлагаются 4 модуля с соответствующим набором дисциплин, раскрывающих трудовые функции соответствующих ПС и ФГОС СПО: 1-й модуль по выбору – «Дизайн и компьютерная график» (ПС – Графический дизайнер; ФГОС СПО 54.01.20 Графический дизайнер), включает учебные дисциплины: «Основы графического дизайна», «Макетирование», «Компьютерная графика в дизайне», «Веб-дизайн», «Технологии художественного творчества», «Графический дизайн», «Проектирование», «Эксподизайн»; 2-й модуль по выбору – «Дизайн интерьера» (ПС – Специалист по техническим процессам художественной деятельности; ФГОС СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям)), включает учебные дисциплины: «Проектирование интерьера», «Компьютерное моделирование в дизайне интерьера», «Концептуальное проектирование», «Пластическое моделирование», «Художественное моделирование интерьера»; 3-й модуль по выбору – «Арт-дизайн» (ПС – Специалист по техническим процессам художественной деятельности; ФГОС СПО 54.02.03 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)), включает учебные дисциплины: «Основы проектирования», «Компьютерное моделирование арт-объектов», «Художественное моделирование арт-объектов», «Актуальные практики в дизайне», «Сценарное моделирование», «Макетирование арт-объектов», «Живописная и графическая визуализация»; 4-й модуль по выбору – Фотоискусство и дизайн виртуальной среды (ПС – Фотограф; ФГОС СПО 54.02.08 Техника и искусство фотографии), включает учебные дисциплины: «Фото-Арт», «Цифровая живопись и рисунок», «Цифровая иллюстрация», «Концепт-дизайн», «3D моделирование», «Дизайн в рекламе», «Гейм-дизайн».

При построении модулей разработчики умышленно избегали излишних (необязательных) связей, связанных модулей. По этой причине выбор модуля обучающийся осуществляет со 2-го курса 3-го семестра. В данном случае решение студента более зрело, чем если бы выбор осуществлялся на 1-м курсе и студента «бросало» бы с модуля на модуль. Выбор индивидуальной образовательной траектории он осуществляет осознанно. При этом возможность перейти с одного модуля на другой у студента всегда имеется.

Сторонники модульного подхода рекомендуют изучать модули в достаточно сжатые сроки (один учебный семестр или один учебный год). Это позволяет более эффективно выстраивать для студентов индивидуальные образовательные траектории и тем самым обеспечить их мобильность [7, с. 11]. В нашем случае это правило умышленно опускается в силу сложности осваиваемых профессионально специализированных компетенций – ПСК, определенных на основании трудовых функций ПС.

В зависимости от трудоемкости модуля (в нашем случае это 52 з.е.) и планируемой продолжительности его изучения (в нашем случае 5 семестров) имеется возможность, выстраивая индивидуальные образовательные траектории, обеспечить в целом гибкость образовательной программы.

Используемая нами схема построения проста, в отличие от структур образовательных программ, реализуемых немецкими университетами. В ней не выделено несколько уровней модулей, позволяющих более четко структурировать образовательную программу и делать прозрачными взаимосвязи между составляющими ее модулями. Тем не менее данная схема существует несколько лет и на данном этапе развития вуза имеет право на существование, обеспечивая обучающимся мобильность и возможность выбора индивидуальных образовательных траекторий. Прямое назначение модуля в данном случае заключается в обеспечении реализации группы ПСК, а также в обеспечении при данном подходе сокращения количества обособленных единиц учебного плана на основе их укрупнения, в создании гораздо более благоприятных условий как для осуществления проектирования, так и для обеспечения контроля уровня сформированности компетенций.

Заключение. Современные требования к построению содержания ОПОП направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) в рамках реализации ФГОС ВО 3++, отвечающих требованиям отраслевых ПС и ФГОС СПО, основаны на необходимости учета положений системно-деятельностного, компетентностного и модульного подходов с особым акцентом на последнем. Проектирование ОПОП сегодня – это проектирование модулей. Данный процесс связан со сбором и анализом информации относительно профессиональной ориентации ОПОП. Он включает в себя выявление, формулирование и описание компетенций; подбор средств и методов как обучения, так и контроля уровня сформированности компетенций; наделение определенных лиц ответственностью за реализацию модуля и др. [7, с. 12]. Образовательная деятельность в этом случае рассматривается как технологический процесс.

Применение модульного подхода к проектированию ОПОП дает дополнительную возможность совершенствования в целом образовательного процесса, одна только модульная структура учебного плана обеспечивает эту модернизацию.

Модульный подход дает возможность создать новые условия, позволяющие реализовать междисциплинарный подход, повысить мотивацию студентов, развить их мобильность, соединить потенциал учебных предметов для качественного формирования компетенций, помогает расширить свободу выбора обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, преодолеть линейность обучения. При определенной сложности проектирования данный подход упрощает административное управление реализацией образовательных программ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты работы позволили сформировать предложения по практическому применению модульного подхода в проектировании ОПОП, отражающего ее отраслевую составляющую, отвечающего требованиям и отраслевых ПС, и ФГОС СПО.


Библиографическая ссылка

Шуплецова Е.Ж., Третьякова Н.В. ОТРАСЛЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В МОДУЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) НА ПРИМЕРЕ ДИЗАЙНА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29330 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674