Переход современного образования на системно-деятельностный подход, ведущей идеей которого является не усвоение обучающимися предметных знаний и способов действий, а формирование их на основе ценностей и опыта личности, привел к изменению деятельности учителя в образовательном процессе. Это в свою очередь привело к преобразованиям содержания учебного материала, методов и форм обучения, к переосмыслению требований к контрольно-оценочной деятельности современного учителя. Согласно современным требованиям к организации образовательного процесса в контрольно-оценочную деятельность должен быть вовлечен не только учитель, но и сами обучающиеся. Именно самоконтроль и самооценка обучающихся на основе известных критериев позволяют им освоить эффективные средства управления своей учебно-познавательной деятельностью. Данные учебные действия способствуют развитию самостоятельности и принятию ответственности за их результаты. Перечисленные способности развиваются у обучающихся только тогда, когда учитель сам обладает умениями прогнозировать, планировать и осуществлять контроль образовательного процесса и давать оценку полученным результатам.
Опрос студентов 4 и 5 курсов Омского государственного педагогического университета, наблюдение за их деятельностью на лабораторно-практических занятиях учебной дисциплины «Методика обучения биологии» и производственной педагогической практики показали, что большинство из них испытывают трудности при организации контрольно-оценочной деятельности. Студенты недооценивают роль оценочной деятельности учителя в развитии личности обучающегося. Организуя самостоятельно учебный процесс на производственной педагогической практике в школе, не всегда учитывают современные требования, определяющие содержание контроля и оценки обучения. Они затрудняются вовлекать обучающихся в оценочную деятельность, часто выставляют неаргументированные отметки, не систематически организуют рефлексию деятельности обучающихся. Следовательно, требуется качественно новая подготовка студентов – будущих учителей биологии.
Цель исследования: проблема определила цель, содержание, технологию деятельности по созданию условий формирования готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности как на учебных занятиях, так и при подготовке к производственной педагогической практике.
Материал и методы исследования. В большинстве психолого-педагогических исследований контрольно-оценочная деятельность учителя, обращенная в адрес личности обучающегося, является педагогической оценкой (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов и др.) [1]. Согласно исследованиям О.А. Абдуллиной, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.И. Мищенко, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, А.И. Щербакова, оценка является обязательным средством профессиональной деятельности учителя, выступает как необходимый элемент развития и воспитания обучающихся [2-4]. Авторы отмечают умения, которые включает контрольно-оценочная деятельность учителя:
- строить сотрудничество с обучающимися, учитывая их индивидуальные психологические особенности, учебные возможности и мотивы обучения,
- в общении применять наиболее эффективные педагогические средства,
- планировать и организовывать процесс обучения, исходя из индивидуальных возможностей каждого обучающегося [3; 4].
Целый ряд авторов (Т.Б. Гершкович, Н.В. Ипполитова, А.И. Мищенко, Н.М. Яковлева и др.), изучающих проблемы готовности педагога к разным аспектам своей профессиональной деятельности, определяют готовность как результат характеризуемого ими процесса подготовки [2]. Готовность будущего учителя к организации контрольно-оценочной деятельности понимают как совокупность приобретенных профессиональных качеств его личности, обеспечивающих реализацию определенных психолого-педагогических и методических знаний в будущей практической деятельности [2]. На рисунке 1 представлены структурные элементы готовности будущего учителя к осуществлению контрольно-оценочной деятельности: мотивационно-личностный, содержательный и деятельностный.
Рис. 1. Структурные элементы готовности будущего учителя к осуществлению контрольно-оценочной деятельности
Согласно исследованиям, готовность к контрольно-оценочной деятельности как динамично развивающемуся новообразованию в структуре личности будущего специалиста формируется только в процессе его профессионального обучения.
Методологическую основу нашего исследования составили системный, компетентностный и личностно ориентированный подходы к разработке содержания и технологии процесса формирования готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности.
Эмпирическая часть исследования выполнена при участии преподавателей вуза, представителей администраций и учителей школ.
Результаты исследования и их обсуждение. Теоретический анализ исследования и результаты, полученные в процессе профессиональной педагогической деятельности, дали возможность разработать модель методики формирования готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности.
Модель, согласно А.Н. Дахину, представляет собой искусственно созданный образец в виде схемы, конструкции, формул, подобно исследуемому объекту. Она отображает и воспроизводит в более простом виде структуру объекта, его свойства, взаимосвязи и отношения между составными элементами [5; 6].
Системный подход дает нам основание описать процесс профессиональной подготовки будущего специалиста к организации контрольно-оценочной деятельности в виде следующих структурных компонентов: целевого, содержательного, технологического и критериально-результативного (рис. 2) [6].
Целевой компонент модели содержит цель, которая реализуется задачами:
- углубление знаний студентов о видах, формах и методах контроля знаний и предметных действий обучающихся на уроках биологии,
- формирование умений планировать и организовывать контрольно-оценочную деятельность при проведении урока биологии,
- развитие потребности к совершенствованию умений и практического опыта в контрольно-оценочной деятельности на уроках биологии.
Содержательный компонент предполагает теоретическую и практическую подготовку студентов, которая осуществляется на учебных занятиях и при подготовке к производственной педагогической практике.
Для реализации содержательного компонента модели была проведена корректировка рабочей программы учебной дисциплины «Методика обучения биологии». Разработаны: учебно-методическое пособие «Проектирование современного урока биологии», лекционные и семинарские занятия по проблеме исследования, дидактические средства обучения.
МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ |
|||
Методологические подходы: системный и личностно-деятельностный подход. Положения теорий личностно ориентированного и развивающего обучения, теории и методики обучения биологии |
|||
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ |
|||
Цель модели: формирование готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО Планируемые результаты: будущий учитель осознает значимость контрольно-оценочной деятельности в развитии личности обучающегося, знает современные требования к содержанию контроля и оценки, владеет приемами вовлечения обучающихся в контрольно-оценочную деятельность, владеет умениями организовывать контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся и оценивать полученные результаты |
|||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ |
|||
Базовая теоретико-практическая подготовка студентов (нормативные документы, рабочая программа дисциплины «Методика обучения биологии», учебно-методические пособия, дидактические материалы лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий) |
|||
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ |
|||
1 этап Профессионально-мотивационный 3 курс (5 семестр) |
2 этап Теоретический 3 курс (5-6 семестры) |
3 этап Профессионально-творческий 4–5 курсы |
|
Методы обучения |
Исследовательские и проблемные методы обучения |
||
Формы обучения |
Семинары, лекции проблемного характера, практикумы, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, учебная и производственная педагогическая практика |
||
Средства обучения |
Учебно-методические пособия, дидактический раздаточный материал |
||
КРИТЕРИАЛЬНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ |
|||
Система критериев оценки сформированности готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности |
|||
Результат |
Сформированность у студентов мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов готовности к оценочной деятельности |
||
Уровни |
Оптимальный, допустимый, критический |
Рис. 2. Модель методики формирования готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности
Технологический компонент модели содержит технологию профессиональной подготовки студентов к организации контрольно-оценочной деятельности в учебном процессе. Компонент включает три этапа: профессионально-мотивационный, теоретический и профессионально-творческий. Как нам представляется, исходным моментом профессионально-мотивационного этапа (3 курс, 5 семестр) должно стать рассмотрение вопроса о сущности контроля и оценки, как уже указывалось выше – значимости контрольно-оценочной деятельности в развитии личности обучающихся и в становлении профессионализма учителя.
Необходимо, чтобы в ходе теоретического этапа (3 курс, 5–6 семестры) студенты усвоили виды контроля при обучении биологии, критерии оценки учебных достижений обучающихся. Например, критерии оценки: выполнения и оформления лабораторной работы, устного индивидуального ответа, описания объекта природы, решения и оформления генетических задач и др. Следует обращать внимание студентов на особенности контроля и оценки в зависимости от целей и типа урока биологии. Будущие учителя биологии должны усвоить приемы развития контрольно-оценочной деятельности обучающихся, научиться проектировать урок биологии с их включением.
Важную роль в методической подготовке студентов на данном этапе играет работа с нормативными документами, рабочими программами по биологии, учебниками, методическими рекомендациями.
Следующим шагом в методической подготовке студентов является практическое применение знаний (профессионально-творческий этап). Студенты самостоятельно разрабатывают уроки биологии, с учетом требований к контрольно-оценочной деятельности учителя, в ходе деловой игры, на учебном занятии их проводят (4 курс, 7 семестр). После деловой игры студентами обязательно осуществляется анализ урока. На 4–5 курсах студенты применяют полученные знания и умения в ходе производственной педагогической практики.
Следует отметить, что особо значимы при подготовке будущего учителя биологии к оценке учебных достижений обучающихся и организации контрольно-оценочной деятельности такие формы организации учебного процесса и методы обучения, как лекции проблемного характера, практикумы, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, учебная и производственная педагогическая практика.
Критериально-результативный компонент модели включает критерии для определения уровней сформированности готовности будущих учителей биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности. При разработке критериально-результативного компонента мы опирались на исследования С.А. Осокиной, А.П. Тарасовой, Е.В.?Шаталовой. Учеными определены следующие критерии и показатели готовности учителя к осуществлению контрольно-оценочной деятельности:
- знания, необходимые для контроля и оценки учебных достижений обучающихся,
- эмоционально-ценностное отношение учителя к оценке собственной деятельности,
- практические умения (владение приемами контрольно-оценочной деятельности, приемами формирования самоконтроля и самооценки у обучающихся),
- рефлексивное поведение (осознанность рефлексивных действий),
- умение корректировать свою оценочную деятельность на основании анализа полученных результатов [7].
В таблице представлены три уровня сформированности готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности: оптимальный, допустимый, критический (таблица).
Уровни сформированности готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности
Уровень |
Показатели |
Оптимальный |
- понимает значение и необходимость контрольно-оценочной деятельности учителя, - в полном объеме обладает знаниями о контроле и оценке, - разделяет понятия «оценка» и «отметка», - владеет методами и приемами контроля знаний и предметных действий учащихся по биологии, - четко определяет критерии оценивания и доводит их до сведения обучающихся, - создает условия для формирования у обучающихся контрольно-оценочной деятельности при обучении биологии, - учитывает индивидуальные возможности обучающихся в процессе организации учебно-познавательной деятельности, - систематически сознательно осуществляет рефлексивную деятельность |
Допустимый |
- считает контрольно-оценочную деятельность учителя значимой для успешного профессионального роста, - редко испытывает трудности, применяя знания в конкретных ситуациях, - на репродуктивном уровне сформированы умения контроля и оценки знаний и предметных действий обучающихся по биологии, - знает методы и приемы контроля знаний и предметных действий учащихся по биологии, но возникают затруднения при их реализации на практике, - эмоционально реагирует на успехи и трудности обучающихся, всегда соблюдает педагогический такт, - признает ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, но не всегда может реализовать это в ходе практической деятельности, - сознательно, но не систематически осуществляет рефлексивную деятельность, - часто завышает или занижает оценку собственной оценочной деятельности |
Критический |
- слабо понимает важность контрольно-оценочной деятельности учителя в развитии личности обучающегося, - знания о методах и приемах контроля, применяемых на уроках биологии, неглубокие и несистематизированные, - слабо сформированы умения мотивировать оценку с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, - не использует на уроке приемы развития контрольно-оценочной деятельности обучающихся, - на уроках испытывает трудности в оценке знаний и умений обучающихся, часто выставляет неаргументированные отметки, - не адекватная самооценка собственной оценочной деятельности, - рефлексию осуществляет не систематически |
Результатом реализации модели будет являться сформированность у студентов мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного структурных элементов готовности к осуществлению контрольно-оценочной деятельности. Каждый из структурных элементов формируется комплексно и во взаимосвязи.
Сроки действия разработанной модели – 3 года обучения.
Реализация разработанной модели осуществляется на занятиях учебной дисциплины «Методика обучения биологии», при подготовке и прохождении студентами производственной педагогической практики.
На занятиях учебной дисциплины применяются поисковые и рефлексивные методы обучения, направленные на развитие самостоятельности и учебно-познавательной активности студента:
- вывод понятия на основе сравнительного анализа разных определений,
- составление опорных алгоритмов, схем,
- включение в лекцию проблемных вопросов и элементов диалога,
- вовлечение студентов в оценочную деятельность,
- приемы осуществления рефлексивной деятельности.
Выводы. Мы полагаем, что реализация разработанной модели позволит сформировать готовность студентов к осуществлению контрольно-оценочной деятельности в будущей профессии.
Контрольно-оценочная деятельность студентов будет способствовать формированию их профессиональных компетенций, позволяющих добиться успеха и роста в профессии, стать конкурентоспособными специалистами.
Библиографическая ссылка
Ижойкина Л.В., Орлова Л.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29326 (дата обращения: 13.10.2024).