Современная система образования на всех уровнях направлена на подготовку выпускников образовательных учреждений к самореализации в развивающемся информационном обществе как новой информационной реальности. Сегодня в обществе и, как следствие, в системе образования отчетливо прослеживается тенденция развития информатизации образования: повышения оптимальности и целесообразности использования компьютерных устройств, сети Интернет, информационных и наукоемких технологий, что ведет к возрастанию роли курса информатики в школе и информатических курсов в вузе [1]. Информатика позволяет обучающимся освоить инструментарий информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как основу любого вида деятельности в информационном обществе, в том числе учебной и профессиональной. Однако появляются и сложности, связанные с нарастающими процессами информатизации, виртуализации и глобализации образовательного пространства [2]. Подрастающее современное поколение отличается тем, что развивается и воспитывается, помимо традиционных аудиторных сред, в виртуальных средах, которые меняют их информационное и коммуникационное поведение и, как следствие, меняют образовательные запросы [3].
Сегодня происходит разрушение традиционных отношений в образовании, как отмечают многие исследователи (И.Г. Борисенко, С.И. Черных, В.В. Миронов, Т.Н. Носкова и др.), по причине все большей виртуализации образовательного процесса, так как его конечный продукт все чаще имеет виртуальные признаки (создание файлов, учебная работа с электронными образовательными ресурсами, на образовательных порталах и т.д.), что влияет на получаемые обучающимися знания, которые в отдельных аспектах становятся условными и нестабильными. Данная тенденция беспокоит многих отечественных и зарубежных ученых, которые исследуют виртуализацию образовательного пространства, поскольку она влияет на смену системы ценностей молодого поколения, дает неограниченный доступ к информации, что затрудняет алгоритмичность ее отбора, вносит противоречия в систему образовательных взаимодействий, которые становятся все более виртуальными [4]. Информатизация и виртуализация образования сегодня тесно связаны между собой, ориентированы на предоставление образовательной сфере методологии, позволяющей решать задачи, связанные с совершенствованием методических систем на основе использования ИКТ. Изменения затронули и методические системы обучения информатике в связи с трансформацией целей, содержания, методов и форм обучения информатике, массовостью сетевых коммуникаций, необходимостью обеспечивать информационную защиту личности обучаемых и формировать умения самостоятельно осуществлять информационную деятельность.
Цель исследования состояла в анализе теоретических и практических основ обучения в условиях виртуализации образовательного пространства (на примере создания виртуальных образовательных площадок для обучения информатике на разных ступенях образования – школа и вуз).
Материал и методы исследования. На сегодняшний день сложно разграничить понятия «информационное» и «виртуальное», нет единой трактовки понятий «виртуальный», «виртуальное образовательное пространство», «виртуальная образовательная среда», «образовательная онлайн-платформа», «образовательная онлайн-площадка». Так, в различных словарях слово «виртуальный» неоднозначно переводится с латинского языка, одними из значений переводов являются «возможный», «проявляющийся при определенных условиях», «воспроизводимый компьютерными средствами».
Наиболее распространенными трактовками понятия «виртуальная образовательная среда» являются: информационное содержание компьютерных сетей (локальные, корпоративные и глобальные) и их коммуникативные возможности, которые формируются и используются участниками образовательного процесса для образовательных целей (М.Е. Вайндорф-Сысоева, С.С. Хапаева, В.А. Шитова и др.); информационная интернет-среда, интегрирующая в себе образовательный контент и пользовательские сервисы, а также инфраструктуру, позволяющую обеспечить сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса (В.П. Кулагин, Ю.М. Кузнецов и др.) [5; 6].
В нашем исследовании будем опираться на работы И.Г. Борисенко и С.И. Черных, где под понятием «виртуальное образовательное пространство» понимают «информационное пространство взаимодействия участников образовательного процесса, порождаемое информационно-коммуникационными технологиями» [4, с. 34], в котором наиболее четко выделена идея сетевого взаимодействия.
М.Е. Вайндорф-Сысоева, Ю.А. Суворова и многие другие исследователи отмечают, что в информационном и виртуальном пространстве наиболее востребованными в настоящее время являются вопросы организации обучения посредством виртуальной образовательной среды, сочетающей в себе составляющие как дистанционного обучения, так и очного, позволяющей получать знания на расстоянии и традиционно [7; 8]. Т.Н. Носкова отмечает необходимость создания в виртуальной сетевой образовательной среде системы условий для создания «зон» актуального саморазвития обучающихся, в основе которых находятся принимаемые ими цели образовательных программ, их самостоятельные образовательные информационные и коммуникационные действия в виртуальной среде, становящейся и условием и средством деятельности [3]. Виртуальная образовательная среда позволяет использовать для повышения качества обучения виртуальные сетевые сообщества, виртуальные университеты и школы, виртуальные платформы, виртуальные образовательные площадки, находящиеся в сети Интернет в свободном доступе, учебные материалы и др. Наиболее популярными приложениями и основными компонентами, формирующими виртуальную образовательную среду, являются веб-ресурсы, почтовые серверы, блоги, форумы, средства для организации и проведения виртуальных конференций, сервисы социальных сетей, а также инструменты для мониторинга, оценки эффективности обучения и управления процессом обучения [9].
Особо выделим веб-ресурсы в виде образовательных онлайн-платформ, содержащие учебные материалы и предоставляющие их пользователям на определенных условиях. Вслед за А.А. Смирновой под «образовательной онлайн-платформой» будем понимать программные решения, реализующие для пользователей различного уровня подготовки (с привязкой к выбранным уровням и видам обучения) доступ к обучающему контенту (массовые открытые онлайн-курсы, образовательный контент в виде текстовых, аудио-, видеозаписей, трансляций лекций в режиме реального времени, разные кейсы, интерактивные задания, тестовые материалы и др.) обычно через интерфейс веб-сайта [10].
Однако, на наш взгляд, важное значение имеет методический опыт и стиль преподавателя, который для решения учебных задач целесообразно подбирает средства администрирования и управления обучением, интерактивные электронные образовательные ресурсы (интегрированные в площадку или добавленные с помощью гиперссылок), средства коммуникации, инструменты для обеспечения обратной связи и контроля, инструменты для разработки образовательного контента и др. Преподаватель создает как бы свою авторскую «виртуальную образовательную площадку» на платформе, конструирует и развивает ее, строит различные образовательные траектории для достижения образовательных целей и обеспечивает активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в контексте системно-деятельностного подхода.
В виртуальных образовательных площадках и созданных в их рамках виртуальных образовательных сообществах достигать образовательных результатов позволяют различные активные методы и технологии обучения, направленные на проблемно-ориентированное, личностно ориентированное и интерактивное обучение [9]. Сегодня имеется большой выбор онлайн-платформ, позволяющих преподавателю создавать виртуальные образовательные площадки, повышающие качество обучения информатике.
Результаты исследования и их обсуждение. На факультете математики, информатики и физики Волгоградского государственного социально-педагогического университета будущими учителями информатики активно осваивается разработка и дальнейшая апробация виртуальных образовательных онлайн-площадок, использование виртуальных образовательных сообществ как на портале электронного обучения университета (http://lms.vspu.ru), так и на базе интернет-сервисов [2; 5]. В качестве примера на рисунке 1 приведены возможности создания авторской виртуальной образовательной площадки для обучения информатике в школе на базе сервисов Edmodo, ZOOM.US и Classtime для оперативного взаимодействия учителя с обучающимися и их родителями.
Рис. 1. Пример авторской виртуальной образовательной площадки на основе сервиса Edmodo
Данная площадка позволяет учителю давать виртуальный доступ к теоретическому, практическому учебному материалу, подаваемому в мультимедийной и интерактивной форме и для освоения которого, имеется возможность установить временные рамки просмотра либо прохождения, добавлять при помощи доступного функционала учебные презентации, тестовые материалы, викторины, с отправкой учителю подробного отчета о результатах обучающихся. В отчете о прохождении тестирования обучающимися содержатся оценки, круговые диаграммы, на которых отображаются в процентном соотношении количество правильных и неправильных ответов, данные о просмотре теоретического материала. Большим плюсом данной площадки является то, что ее интерфейс похож на интерфейс социальных сетей, позволяющих проводить обучение в знакомой и комфортной для обучающихся среде, что помогает существенно повысить их интерес, мотивацию и продуктивность деятельности.
В качестве примера организации взаимодействия на специально созданной виртуальной образовательной площадке, задействующего поисково-исследовательский и игровой потенциал, приведем интерактивную технологию веб-квест на основе использования веб-ресурсов сети Интернет. Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на различных веб-сайтах. Благодаря действующим гиперссылкам участники квеста этого не ощущают, работая в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить поставленную проблемную задачу, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются учителем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста участники либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.
В примере, приведенном на рисунке 2, в веб-квесте используется технология дополненной реальности и мобильные устройства. Разработанный веб-квест представляет собой авторский интернет-ресурс, созданный студентами - будущими учителями информатики, содержащий проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета, социальные сети, электронная почта и мобильные устройства, с помощью которых учащиеся с легкостью могут расшифровать предложенную информацию с QR-code.
Рис. 2. Пример одного из этапов веб-квеста по информатике с использованием QR-code
Важное значение имеет исследование образовательного потенциала возникающих на основе виртуальных образовательных площадок виртуальных образовательных сообществ, например при обучении теме «Коммуникационные технологии» курса информатики вуза (через изучение ресурсов сети Интернет с учетом профессионального контекста, использование их же при обучении другим предметам как средства обучения в образовательном процессе вуза - при которых меняются методические подходы в обучении). Так, в ВГСПУ на протяжении нескольких лет информационная компетентность студентов - будущих социальных работников формируется в ряде информатических дисциплин, таких как «Информатика», «Социальная информатика», «Информационные технологии в социальной работе» и др. В ВГСПУ создана и активно используется социальная сеть для студентов и преподавателей edu.vspu.ru, где студенты могут получить задания для самостоятельного выполнения, задать вопрос преподавателю по его выполнению, коллективно выполнять задания, просматривать и обсуждать работы коллег на основе специально созданной преподавателем информатики вуза виртуальной образовательной площадки. Это позволяет студентам и преподавателям более рационально использовать свое время, студентам общаться в привычной среде и выстраивать более эффективное взаимодействие в процессе обучения. Они получают опыт использования социальных сетей для обеспечения профессионального взаимодействия социальных работников с клиентами и коллегами для получения актуальной информации. Студенты учатся анализировать существующие специализированные социальные сети, с учетом особенностей клиентов социальной работы, решают профессионально ориентированные задачи на их основе. Например, социальная сеть для людей с ограниченными возможностями «Соседи» позволяет получать информацию, обсуждать важные социальные вопросы о доступной городской среде в формате чата и т.д., или социальная сеть «Односидельцы» для людей, прошедших исправительные учреждения, позволяет подбирать для них юридическую помощь, помощь в трудоустройстве и др. Таким образом, студенты не просто изучают тему «Коммуникационные технологии» в курсе информатики в вузе, но и возможности их применения в социальной сфере, для чего с помощью виртуальной образовательной площадки эффективно моделируются ситуации их будущей профессиональной деятельности.
Заключение. Возможности использования совместных сетевых распределенных форм деятельности на основе виртуальной образовательной среды позволяют совершенствовать процесс обучения информатике на разных уровнях образования (школа, вуз), эффективно решать проблемы, связанные с частым изменением учебного содержания и недостатком часов на его освоение. Современные веб-ресурсы в виде виртуальных образовательных площадок позволяют обеспечить эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, интенсифицировать процесс обучения информатике.
В заключение необходимо сказать о рисках, порожденных виртуальной образовательной средой, связанных с ее основной характеристикой - ее несоответствием реальному. При всех положительных возможностях виртуальной образовательной среды, повышающих ее потенциал для реализации саморазвития личности обучающихся, в ней имеются источники информационных угроз, которые являются фактором, снижающим данный потенциал, что является одной из актуальных проблем для дальнейших исследований в современной педагогике и методике обучения информатике.
Библиографическая ссылка
Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю., Чернышова М.В., Волков Д.В. ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29323 (дата обращения: 03.10.2024).