Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАПКА – ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Монастырева А.А. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования уделяется большое внимание качественной подготовке детей к обучению в школе. Наряду с развитием речи немаловажную роль в подготовке к школе играет сформированность логического мышления ребенка. Современные реалии жизни, возросшие требования к качеству образования требуют новых подходов и поиска эффективных методов и технологий развития детей. Статья посвящена проблеме развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрена возможность его развития у детей посредством изготовления интерактивной папки – лэпбука. В статье раскрыта методика изготовления тематической интерактивной папки на основе сотрудничества педагога с детьми. Создание лэпбука является разновидностью метода проекта, т.к. содержит все этапы проекта: целеполагание, планирование, выполнение, подведение итогов. В процессе создания лэпбука дети добывали знания самостоятельно в процессе исследовательской и познавательной деятельности. Опытно-экспериментальная работа проведена в старшей группе детского сада № 86 «Колокольчик» г. Якутска. В качестве диагностического инструментария были использованы методики «Изучение процесса классификации, обобщения, умения устанавливать причинно-следственные связи». Исследование показало эффективность использования папки-лэпбука в развитии логического мышления детей. Разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей.
дошкольное образование
логическое мышление
дети старшего дошкольного возраста
лэпбук
классификация
обобщение
причинно-следственные связи
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
2. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1562.html (дата обращения: 12.10.2019).
3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2013. 314 с.
4. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М.: МГУ, 2012. 372 с.
5. Гончарова М.А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления. М.: Антал, 2014. 322 с.
6. Люблинская А.А. Проблемы детской психологии. М.: Академия, 2015. 428 с.
7. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 2009. 253 с.

Качество дошкольного образования определяется готовностью ребенка – выпускника дошкольной образовательной организации, к обучению в школе. В этом плане уровень развития логического мышления, наряду с развитием речи, играет большую роль в успешности обучения ребенка в школе. Проблема развития основ логического мышления у детей дошкольного возраста актуальна и требует поиска новых инновационных технологий, методов и способов работы с детьми в данном направлении. Мы предлагаем рассмотреть возможность его развития у детей посредством работы над лэпбуком, так как процесс изготовления лэпбука вызывает у старших дошкольников большой интерес и побуждает к поиску новых знаний.

Цель исследования: разработать и апробировать систему занятий по формированию основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания лэпбука.

Материал и методы исследования. По мнению Л.С. Выготского, «мыслительная деятельность человека совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации» [1, c. 80]. Уже со среднего дошкольного возраста дети разглядывают и сравнивают предметы и находят аналогии или различия в них. Затем они учатся выделять в них отдельные части, признаки, т.е. анализируют. Синтез – это умение выделять общие признаки. Анализ и синтез являются основой формирования логического мышления у детей дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети учатся абстрагировать, т.е. мысленно представлять предметы или явления и характеризовать их. По мнению П.Я. Гальперина, «выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом мышления» [2, c. 94]. 

В своей работе мы опирались на работы Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. Монтессори. Анализ литературы по проблеме развития логического мышления позволил прийти к выводу, что при соответствующих условиях ребенок уже в раннем детстве способен устанавливать логические связи между предметами и явлениями. Мыслительные действия при этом опираются на образное мышление ребенка. В процессе познания и освоения окружающего мира у ребенка развиваются познавательные интересы, расширяются и развиваются мыслительные процессы, поиск ответов на явления окружающей жизни. «К концу дошкольного детства у детей развивается умение решать довольно сложные логические задачи, требующие понимания некоторых связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях» [3, c. 44].

Л.С. Выготский подчёркивал, что «только то обучение хорошо, которое ориентируется на зону ближайшего развития, только такое обучение вызывает к жизни и направляет внутренние процессы развития. Правильно организованное обучение ребёнка ведёт за собой детское умственное развитие» [1, с. 98].

Проблема развития логического мышления у дошкольников раскрыта в психологических исследованиях Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.Ф. Обуховой, М.А. Гончаровой и др.

В работах Л.Ф. Обуховой было установлено, что дети старшего дошкольного возраста могут классифицировать предметы и явления [4, c. 192]. Автор считает, что «развитие логического мышления ребёнка – это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление) с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления».

Также велика роль продуктивной деятельности в развитии логических операций мышления. Потребность в продуктивной деятельности у старших дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных мыслительных задач. Именно создавая что-то, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. «Продуктивная деятельность способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направлена на умственное развитие детей в целом» [5, c. 111].

А.А. Люблинская отмечает, «чем раньше начать стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников» [6, c. 82]. 

Практико-ориентированные виды активности в максимальной степени соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, отвечая тем задачам, которые возникают перед ними в игре, рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому данный возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на образы, к первоначальному развитию логических навыков мышления. Особенно эффективно в этом направлении применение лэпбука. Работа с лэпбуком эффективна в организации партнерской деятельности взрослого с детьми в условиях ДОО.

Лэпбук - это продукт творчества ребенка, в котором он собрал информационный материал по теме исследования, оформил в форме интерактивной папки-передвижки, придумал красочное оформление и дизайн.

В процессе изготовления лэпбука у детей формируются умения планировать, систематизировать знания, логически оформить имеющийся материал. При этом важны эстетическое оформление лэпбука, интересная творческая подача материала, разделение на подтемы, части, что способствует развитию логического мышления, творческой фантазии, воображения, памяти.

В процессе создания лэпбука от взрослого (педагога или родителя) требуются терпение, умение играть и верить в игру. Он должен быть готовым к принятию любого ответа или предложения ребенка, подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка, одобрять его творчество. В процессе изготовления лэпбука у детей активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, находить новую информацию по теме, расширять знания, учиться наблюдать, находить важные особенности явлений и предметов, устанавливать причинно-следственные связи.

На основе лэпбука можно составить для детей игровые задания, которые требуют не только знаний, но и сообразительности и умения логически мыслить.

Взаимодействие педагога и ребенка должно осуществляться на основе сотрудничества и партнерства. В игровых занятиях на основе лэпбука используются все способы познавательной деятельности в форме игры: формулирование цели, планирование действий, разработка сценария, маршрутов путешествий, неожиданных ситуаций, радость от ее решения, содержательный отдых и многое другое.

Результаты исследования и их обсуждение. Базой экспериментального исследования является старшая группа МБДОУ ЦРР д/с № 86 «Колокольчик» г. Якутска. В опытно-экспериментальной работе участвовали 20 детей: 10 детей – экспериментальная группа, 10 детей – контрольная группа.

Для исследования уровня развития логического мышления у детей старшей группы были использованы следующие методики: «Изучение умений классификации», «Изучение навыков обобщения», «Изучение умения устанавливать причинно-следственные связи» [7]. Результаты исследования на констатирующем этапе даны в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования уровней логического мышления на констатирующем этапе

Группа

Умения классификации

Умения делать сравнения, аналогии

Установление причинно-следственных связей

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Эксперим.гр.

-

50%

50%

-

50%

50%

-

50%

50%

Контр.группа

-

60%

40%

-

70%

30%

-

60%

40%

 

Анализ результатов диагностики показал в основном средний уровень развития логического  мышления в обеих группах. Высокого уровня не выявлено.

По второй методике выяснилось, что не все дети не умеют делать обобщения по существенным признакам предметов или явлений. Вызывает затруднение подбор обобщающего слова к груп­пе предметов. Хорошо обобщают по темам «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Игрушки».

По третьей методике дети показали средний уровень умений устанавливать причинно-следственные связи. Высокий уровень в группах не выявлен. Анализ показал, что дети способны понимать смысл нелепых ситуаций, но смысл обыденных жизненных ситуаций иногда затрудняются объяснить. Например, уставшего после работы человека приняли за сердитого, про читающую девочку 001 сказал: «Она думает».

Цель формирующего этапа: разработать и апробировать систему занятий по формированию основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

В таблице 2 представлены этапы работы по созданию лэпбука в процессе партнерской деятельности детей и педагога. 

Таблица 2

Этапы работы педагога и детей над созданием лэпбука

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

 

1 этап

 

1. Раскрывает проблему (цель). Определяется тема лэпбука.

2. Вводит в проблемную ситуацию.

3. Объясняет задачи

 

 

1. Принятие проблемы или ситуации.

2. Вхождение в режим поиска.

3. Обсуждение темы лэпбука

 

 

 

 

2 этап

 

4. Организует и направляет процесс планирования детьми деятельности по изготовлению лэпбука.

5. Задает наводящие вопросы, уточняет планы детей

 

 

5. Создание инициативных групп.

6. Обсуждение плана работы и распределение обязанностей

 

3 этап

 

7. Наблюдение за работой детей.

8. Оказание помощи и поддержки по ситуации

 

 

7. Подготовка, оформление лэпбука.

8. Подготовка продукта деятельности к презентации

 

4 этап

 

9. Организация презентации и защиты работы.

10. Организация рефлексии

 

9. Презентация детьми созданного лэпбука.

10. Рефлексия

 

 

В ходе формирующей работы были разработаны лэпбуки по темам: «Осень в моём городе», «День Матери», «Зима в Якутии», «Животные Севера», «Мы живем в России», «Звуки весны», «Транспорт», «Первый человек в космосе», «Здоровый образ жизни», «День Победы» и другие. Каждая папка-лэпбук имеет содержательный план. Например, план лэпбука «Зима в Якутии» имеет следующие разделы, которые предложили сами дети:

  1. Игра «Снежинки на память».
  2. Творческое задание «Зимнее окошко».
  3. Календарь зимы.
  4. Новый год.
  5. Игра «Образы зимних месяцев».
  6. Блокнот «Зимние забавы детей».
  7. Легенда «Бык Холода Чысхаан».
  8. Макет «Снеговик» с загадками.
  9. Игра «Угадай звуки зимы».

Изготовление лэпбука мы рассматриваем как формат работы над проектом. Разработка и оформление лэпбука представляет собой сложный процесс, требующий умений прогнозировать результат, планировать, реализовывать задуманное, объяснять и раскрывать содержание созданного лэпбука. Такие занятия развивают логическое мышление детей. 

На контрольном этапе исследования проведена повторная диагностика уровней развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (табл. 3).

Таблица 3

Результаты исследования уровней логического мышления на констатирующем этапе

Группа

Умения классификации

Умения делать сравнения, аналогии

Установление причинно-следственных связей

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средн.

низк.

Эксперим.гр.

20%

80%

-

30%

70%

-

50%

50%

-

Контр.группа

-

70%

30%

-

80%

20%

-

70%

30%

 

Результаты показали заметное улучшение показателей уровней развития логического мышления по трем методикам в экспериментальной группе. В контрольной группе изменения незначительные.

Лэпбук – это не просто изготовление поделки. Это инновационная технология самостоятельной исследовательской деятельности, проведенной ребенком в активном поиске и системной проработке темы проекта. Дети очень бережно и трепетно относятся к своему творчеству, любят перелистывать и рассматривать свою папку, вновь и вновь повторяя изученный материал.

Оформление лэпбука способствовало развитию творчества у детей, что проявилось в разнообразии выбранных форм лэпбука: папка с тремя-шестью разворотами, папка-гармошка, фигурная папка-лэпбук. Разнообразие и самостоятельность выражались также и в самостоятельном выборе деталей лэпбука: простые кармашки для заданий, различные конверты с изображением зверюшек, игрушек; кармашки-куклы; кармашки-книжки, разрезные расписные окна и двери и другие вращающиеся детали. Детей привлекает интерактивная папка, отличающаяся яркостью, красочностью. Они стремятся ознакомиться с ней, их привлекает разнообразие и возможность выбора различных дидактических заданий, спрятанных в различных кармашках, окошках, домиках. Они любят рассматривать, изучать, выполнять задания лэпбука. Завершающая часть работы над лэпбуком проводится в форме выставки и презентации интерактивных папок. Это очень ответственный этап работы, к которому подключаются родители. Презентация проходит в форме праздника знаний. Дети представляют свое произведение, демонстрируя все интерактивные задания.

 Роль педагога в совместной деятельности по созданию лэпбука сводится к обеспечению на занятии проблемной ситуации и управлению мыслительной деятельностью детей. В процессе создания лэпбука у старшего дошкольника развиваются следующие операции логического мышления: сравнение, анализ, упорядоченность действий, классификация, обобщение.

Обобщение результатов эксперимента позволило нам разработать следующие рекомендации для педагогов и родителей.

  1. Большую роль в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста играет изготовление и использование в образовательной деятельности интерактивной папки – лэпбука на основе сотрудничества воспитателя – родителей – детей.
  2. В процессе работы по изготовлению лэпбука педагог должен учитывать психологические особенности личности ребенка, его интересы, склонности, желание работать в паре.
  3. Особенностью работы с лэпбуком является занимательный характер деятельности по решению различных логических задач, игровая форма подачи материала, что способствует развитию познавательных способностей и мотивации к интеллектуальным видам деятельности.
  4. Изготовление интерактивной папки направлено на формирование структурных компонентов логического мышления, умений классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы. Ребенок учится рассуждать, излагать свои мысли, обосновывать свое мнение, защищать свой проект лэпбука.
  5. Все этапы работы над лэпбуком осуществляются в форме проектной деятельности и защиты проекта. При оформлении лэпбука следует уделять внимание эстетическому оформлению, творческому дизайну альбома-папки.

Апробация результатов исследования: материалы исследования были обсуждены и опубликованы в научно-методическом журнале «Современное образование: традиции и инновации», доклад по теме «Интерактивная папка – лэпбук по мотивам героического эпоса Олонхо», на Всероссийской научно-практической конференции «Качество дошкольного образования: духовно-нравственные основы развития и воспитания личности ребёнка» - Санкт-Петербург, 2019, на международной студенческой конференции «Студенческий научный форум. 2019».

Заключение

Таким образом, проведенное исследование подтвердило эффективность технологии создания интерактивной папки – лэпбука для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.


Библиографическая ссылка

Монастырева А.А., Николаева Л.В. ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАПКА – ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29295 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674