Современный образовательный процесс в высшем учебном заведении претерпевает закономерные изменения. В значительной мере отказ от академического обучения в пользу интерактивного, дистанционного, сетевого и других нововведений, предусмотренных ФГОС ВО 3 и закрепленных и расширенных ФГОС ВО 3+, требует поиска нетривиальных форм работы даже в таком, казалось бы, незыблемом виде общения студента и преподавателя, как экзамен.
Учитывая, что изучение истории литературы (в нашем случае нет принципиальной разницы между историей русской литературы и историей зарубежной литературы) является многокомпонентным мониторинговым мероприятием, нами были рассмотрены значимые виды и формы ее проведения на бакалавриате филологического факультета педвуза, разработана поэтапная подготовка к обозначенной процедуре. Частично представленные материалы нашли отражение в ряде учебных изданий, сделанных авторами, например «Современная русская литература» [1].
Введение проверки сформированности требуемых компетенций будущего учителя-словесника в процессе изучения истории литературы требует, на наш взгляд, специфических действий как со стороны педагога, так и со стороны студентов. Предъявляемые требования к процессу обучения на сегодняшний день позволяют, используя специальные технологии, создать комфортные условия для получения профессии. Цель нашего исследования – раскрыть механизмы использования различных видов и форм экзамена по истории литературы и подготовки к экзамену на бакалавриате как наиболее эффективного средства проверки полученных компетенций. При этом особое внимание, по нашему мнению, должно быть уделено равнозначности и пропорциональности специальных заданий, позволяющих поставить обучающихся в одинаковые условия вне зависимости от избранной формы и вида экзамена.
Материал и методы исследования
Материалом исследования послужили образовательные стандарты, в том числе обеспечивающие выявление потребностей современных учителей-филологов в получении компетенций, необходимых для обеспечения образовательного процесса в школе, личные наработки авторов статьи в области методики обучения литературе. В решении поставленной цели прменялись следующие методы исследования: теоретические (общий анализ филологической и педагогической литературы по заявленной проблеме, анализ методических материалов и документов, базовых понятий, необходимых для исследования) и эмпирические (методы прогнозирования, сбора и накопления данных, в частности наблюдение, анкетирование, беседа, анализ документов и опыта работы преподавателей). Методологическим обоснованием к использованию данных методов стали деятельностный, личностный и системный подходы.
Результаты исследования и их обсуждение
Мы уверены, что самым надежным и проверенным видом мониторинговых мероприятий по проверке сформированности необходимых компетенций обучающихся по-прежнему остается экзамен. И если в советский период развития общества различали только четыре вида экзаменов – текущий, выпускной, переводной и вступительный, то в настоящее время совершенствование техники объективной оценки привело к значительному расширению видовых вариаций экзамена, чему разработчики мониторинга образования в МГПИ им. М.Е. Евсевьева уделяют традиционно большое внимание. В значительной мере это нашло отражение в ряде публикаций, например в статьях Е.А. Мартыновой [2], Н.В. Рябовой [3]) и др.
Оставив без внимания школьные виды государственных и текущих экзаменов, обратимся к вузовской практике функционирования экзаменационной системы. Итак, отбросив Государственный единый экзамен как переходный от школы к вузу, предложим свое видение видов и форм описываемого мероприятия.
Различая два основных вида экзаменов – устный и письменный, остановимся на более приемлемых для дисциплины «История литературы», как нам кажется, формах подготовки и проведения контрольного взаимодействия студентов и преподавателя.
Предлагаемый нами вариант носит комбинированный характер и включает в себя не только элементы собеседования, но и фрагменты дистанционного контроля, конспектирование, систему интермедиальных заданий, педагогических кейсов, которые применимы как на этапе подготовки к экзамену, так и во время него.
Все мониторинговые мероприятия современного педагога высшей школы направлены на разработку техники объективной оценки. Чтобы снизить влияние человеческого фактора на получаемый результат обучения, мы разработали несколько подготовительных блоков самостоятельной работы, которые являются приоритетными в балльно-рейтинговой системе оценки деятельности студента и напрямую направлены на получение им искомого балла за результат изучения дисциплины.
Учитывая, что учебным планом предусмотрен ограниченный часовой эквивалент, отводимый на лекционный курс и семинарские занятия по «Истории литературы» на филологическом факультете педагогического вуза, мы предлагаем ряд заданий предлекционного характера. Предусмотрев педагогическую направленность избранной обучающимися профессии, мы составили задания практико-ориентированного характера. Приведем примеры. Тема лекции по современной русской литературе «Военная проза последних десятилетий в русской литературе» требует выполнения следующих заданий, которые прописаны в учебном пособии к данному курсу: «1) Сопоставить школьные программы по литературе (не менее трех) на предмет изучения темы в среднем и старшем звене общеобразовательной школы. 2) Подготовить презентационные материалы по теме: «Специфика изображения Великой Отечественной войны в русской литературе второй половины ХХ – начале ХХI века». 3) Составить электронный мини-словарь, содержащий пояснения к терминам, необходимым для изучения военной темы в современной школе (не более 25 терминов)» [4, с. 4].
Здесь же указан и уровневый порог претензий на оценку обучающегося. На «удовлетворительно» достаточно выполнить одно любое задание. Желающие получить «хорошо» вынуждены делать уже два по выбору, а претендующие на «отлично» соответственно – все три. Учитывая, что механизм воспроизведения указанной информации направлен на формирование ОК-2, ПК-5, преподаватель особое внимание уделяет сформированности именно этих компетенций.
Задание для подготовки к семинарскому занятию построено на доскональном знании изучаемого текста и представляет собой перечень взаимосвязанных вопросов, в результате получения ответа на которые складывается общая картина художественного мира конкретного произведения. При этом само практическое занятие имеет, как правило, интерактивную форму и содержит задания методического характера. Приведем пример.
- Чем отличается пейзаж в начале произведения от финального описания природы? Дайте развернутую характеристику использованию психологического параллелизма на уроке по анализу рассказа В. Маканина «Кавказский пленный».
- Подготовьте 10–15 вопросов к диспуту по анализу предложенного текста В. Николаева в 11-м классе гуманитарного профиля.
- Кратко законспектируйте статью О. Славниковой «Петрушевская и пустота» по следующей схеме.
-
ПУНКТЫ ПЛАНА
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗВЕРНУТАЯ ЦИТАТА
o
o
o
- Разработайте содержательный компонент факультативного курса «Современная русская драматургия» для учащихся средней общеобразовательной школы.
- Дайте методические рекомендации к написанию творческой работы об авторском представлении Добра и Зла (на материале романа Т.Н. Толстой «Кысь»).
- Охарактеризуйте круг методических проблем, связанных с изучением романа Л.Е. Улицкой «Казус Кукоцкого» на факультативных занятиях в средней школе.
- Какие концепты можно выделить в соответствии с содержанием романа Л.Е. Улицкой «Казус Кукоцкого»? Наметьте методику анализа двух из них в 11-м классе средней школы в ходе обзорного изучения современной русской литературы.
- Дайте определения видам конспектов (плановый, текстуальный, событийный, тематический, хронологический, опорный). Выполните конспектирование (по выбору) статьи С.И. Тиминой «Ритмы вечности. (Роман Людмилы Улицкой «Медея и ее дети»)» [5].
- С какими трудностями сталкивается учитель при изучении романа Л.Е. Улицкой «Медея и ее дети» в 11-м классе на уроках внеклассного чтения; на факультативном занятии? Что общего и в чем разница между анализами текста на таких занятиях?
Перечисленный далее перечень литературы носит рекомендованный характер.
В профессиональном образовании будущих учителей литературы должны, по нашему мнению, превалировать изучение социально-когнитивных теорий, умение их использовать в непосредственной педагогической практике с учетом избирательности и выработки собственного отношения к используемому теоретическому, технологическому, практическому материалам. Именно поэтому предусмотрен индивидуальный образовательный маршрут (или навигатор) изучения дисциплины.
Например, навигатор изучения античной литературы имеет несколько блоков-модулей: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Практически каждый из них содержит конкретное задание открытой структуры типа: сравнить образец древнегреческой и древнеримской литературы по определенной схеме в модуле «Оценка».
Индивидуальный образовательный маршрут по изучению советской литературы предполагает выявление не только уровня претензий студента (именно он решает, какой количественный и качественный материал будет представлен в отчете, в зависимости от того, на какую оценку человек претендует), но и позволяет в онлайн-режиме производить проверку полученных компетенций (например, электронный тест по изучению творчества В.О. Пелевина).
Таким образом, при соблюдении общих требований к знаниям, умениям и навыкам обучающихся осуществляется индивидуальный подход в обучении, позволяющий качественно оценить работу каждого студента.
При таком положении дел экзамен по билетам становится настойчивой необходимостью только в том случае, если студент по каким-либо соображениям личного порядка или по непреодолимым обстоятельствам не осуществлял непосредственного контакта с преподавателем в течение семестра. В таком случае проводится экзамен по билетам, где полнота и правильность ответа являются основными индикаторами сформированности заявленного в учебном плане набора компетенций.
Формулировка вопросов и заданий в таком случае вариативна. И примером тому могут служить следующие варианты.
Пример 1
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование |
Профиль Русский язык. Литература |
Дисциплина История зарубежной литературы |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
1. |
Предмет и задачи курса |
ПК-1 ПК-3 |
2. |
Греческий театр. Раскрыть особенности его функционирования на примере трагедий Эсхила. |
ПК-10 ПК-33 |
Преимущества такого вида билетов заключаются в конкретном указании проверяемых компетенций. Следовательно, студент, раскрывая сущность, обязан продемонстрировать их сформированность.
Пример 2
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование |
Профиль Русский язык. Литература |
Дисциплина История русской литературы |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
- Описать особенности циклизации пьес М. Горького 1930-х гг., указав способы циклизации. Две редакции произведения М. Горького «Васса Железнова»: сходства и различия. Причины обращения автора к дореволюционным темам.
- Дать аксиологический комментарий к роману Е. Замятина «Мы», раскрыв значение мифологических параллелей в сюжетно-композиционной организации романа-антиутопии.
- На факультативных занятиях по литературе в процессе изучения романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» ученики 11-го класса разделились на две группы. Первая считает, что романы – порождение «того времени», по ним можно изучать эпоху нэпа. Вторая группа утверждает, что романы – это трансляция сатирического отношения авторов к социальным и человеческим порокам вне временного характера, здесь юмор и сатира вненациональны и присущи любой эпохе. Как аргументированно погасить противостояние?
Преимущество такого вида билета заключается в дифференцировании проверки компетенций. Если первые два направлены на выявление полученных знаний и умений, то педагогическая задача, представленная в виде третьего вопроса в раздаточных материалах, помогает понять, насколько студент владеет необходимыми компетенциями и готов их использовать.
Выводы
Таким образом, до настоящего времени основная форма дифференцированного рубежного контроля в вузе – экзамен. Экзаменом заканчивается изучение предмета или его основного раздела, причем преподаватель не может отказаться от данной формы контроля хотя бы потому, что она указана в учебном плане – обязательном для соблюдения документе. А вот форму экзамена и частичное его «погашение» преподаватель может менять исходя из технических возможностей вуза, правильной организации аудиторной и самостоятельной работы.
Учитывая, что «История литературы» - одна из фундаментальных дисциплин в подготовке учителя-филолога, предложенная нами система подготовки и проведения экзамена, систематизация его инвариантных и вариативных форм базируется не только на аналитической работе, но и на преподавательской практике авторов статьи, которые в течение двух десятков лет читают курс «История русской литературы» (доктор филологических наук, профессор Е.А. Жиндеева) и курс «История зарубежной литературы» (кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Уткина). Кроме того, данные преподаватели в настоящее время являются авторами целого ряда монографий и учебно-методических пособий как для вуза, так и для школы. Все это в целом позволяет говорить о целесообразности внедрения предложенных наработок в методику вузовского преподавания истории литературы на филологическом факультете педвуза.
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов – партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева) по теме: «Сравнительное изучение мифологизации русской литературы и литератур Поволжья и Приуралья».
Библиографическая ссылка
Жиндеева Е.А., Уткина Т.В. ВАРИАНТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ АТТЕСТАЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО ЦИКЛУ КУРСОВ «ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ» // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29275 (дата обращения: 04.10.2024).