Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ВЕКТОР СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Челпаченко Т.В. 1 Васильев В.В. 2
1 ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный педагогический университет"
2 ФГБОУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
Предметом данной статьи является исследование теоретико-методологических и организационно-практических оснований духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях в контексте современных реалий. Потенциал содержания, методов и форм духовно-нравственного воспитания сегодня используется не всегда эффективно в связи с дифференциацией воспитательных функций семьи, школы и социальных структур. В современной школе должна складываться целостная система мероприятий, обогащающих эмоциональный фон растущего человека, формирующих культуру отношений, закладывающих основы духовно богатой личности. Определены сущностные векторы духовно-нравственного воспитания, среди которых основополагающими выступают: гуманность, милосердие, стремление жить по законам Добра, Истины и Красоты. Показана ценность педагогического наследия К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, которые рассматривали воспитание нравственной личности, предлагали способы организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Проанализированы первоисточники нравственного поведения, соблюдения норм морали в предшествующие поколения, показана их непреходящая ценность. В то же время рассмотрены молодежные «антиценности», формирующие потребительское отношение к жизни. Решение поставленной проблемы предложено через воспитание жизненных нравственных отношений: формирование нравственного сознания, развитие способностей ответственного выбора и нравственного мышления.
духовно-нравственное воспитание
взаимодействие семьи и школы
методы и формы духовно-нравственного воспитания
моральные нормы и этические правила поведения
1. Платон. Апология Сократа. М.: Мысль, 1999. С. 103.
2. Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. М., 2001. 468 с.
3. Хуторской А.В. Как диагностировать и оценивать результаты воспитания? Воспитание школьников. 2018. № 4. С. 3-12.
4. Аристотель. Вся великая философия в одной книге. М.: Изд-во: АСТ, 2018. 224 с.
5. Борытко, Н.М. Духовно-нравственное воспитание: этический подход // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 4 (68). С. 19-23.
6. Челпаченко Т.В. Обитаемая планета В.А. Сухомлинского: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2018. 148 с.
7. Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Воспитание – XXI век. Методика и искусство. Волгоград: Учитель, 2015. 177 с.
8. Щуркова Н.Е. Педагогика высокого полёта. М.: Центр «Педагогический поиск», 2016. 128 с.
9. Педагогика: учебник // Под ред. В.Г. Рындак. М.: Инфра-М, 2017. 427 с.

Современная социокультурная ситуация определяет в качестве одной из приоритетных задач образования изменение вектора воспитания подрастающего поколения в направлении духовно-нравственной составляющей. Актуальным является вопрос о воспитании общей культуры личности, сущность которой заключается в выявлении у растущего человека способности видеть и понимать доброту и человечность, выстраивать межличностные отношения на гуманной основе, выделять этические свойства в окружающей действительности, формировать образы возвышенной морали и нравственности, эстетические чувства.

Актуальность данного исследования подтверждается существующей нормативно-правовой базой, обеспечивающей систему школьного образования и опирающейся на Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором в качестве основного результата образования определено развитие личности обучающегося с активной жизненной позицией, ориентированной на познание и освоение окружающего мира. При этом учитывается, что в соответствии с положениями Стандарта на ступени основного общего образования должно осуществляться становление и развитие основ гражданской идентичности, мировоззрения обучающихся. Особую роль в данном контексте приобретает духовно-нравственный вектор как особое направление современного образования, которое отражает понятие и принятие моральных норм, нравственных установок поведения, ценностных ориентаций подрастающего поколения.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых проблем современного общества. Факторами, повлиявшими на возникновение такой явно кризисной ситуации, являются: размытие ценностных ориентиров у молодежи, снижение популярности культурно-просветительской и досуговой деятельности, организуемой для детей и юношества; низкий уровень духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в семье и школе.

В условиях жесткой пропаганды насилия, жестокости, нетерпимости, присутствующей в средствах массовой информации и Интернете, постоянно появляющейся рекламы табачной и алкогольной продукции, более сложным и противоречивым становится процесс воспитания подрастающего поколения, осложненный тем, что представления подростков и юношества о базовых человеческих духовных ценностях зачастую вытесняются материальными. В кругу потребностей и интересов подрастающего поколения преобладают узколичностные псевдоценности, формирующие потребительское отношение к жизни.

Целью данного исследования выступают осуществление критического анализа современного уровня духовно-нравственного воспитания в российском обществе, выявление потенциала различных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса в решении обозначенной проблемы и минимизация рисков, возникающих в данном процессе.

Материал и методы исследования. Методами исследования, использованными в данной статье, являются сравнительно-сопоставительный анализ научных источников, систематизация и обобщение теоретических источников и опыта практической деятельности. В качестве источниковой базы для написания работы послужили научные статьи, монографические исследования ученых (Е.В. Бондаревской, В.Г. Рындак, В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой), нормативно-правовые документы, регламентирующие основания духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития общества (Закон РФ «Об образовании в Российской федерации», Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). В качестве методологических оснований исследования выступает аксиологический подход, определяющий ценностные ориентиры образования, задающий направленность (вектор) человеческой деятельности, мотивацию принятия решений и поступков.

Результаты исследования и их обсуждение. Преимущественное значение в этой связи будет уделяться духовно-нравственному вектору современного образования в процессе воспитания детей школьного возраста. Данное направление деятельности сегодня очень актуально в связи со следующими сложившимися противоречиями: во-первых, процесс освоения детьми объектов окружающего мира очень тесно взаимосвязан с эмоционально-ценностным отношением к предоставляемой информации, а это в свою очередь требует опоры на эмоционально-образное восприятие; во-вторых, проектирование, организация и осуществление духовно-нравственной деятельности будут способствовать комплексной реализации потенциальных возможностей образовательного процесса; в-третьих, современная внеурочная деятельность, осуществляемая в учреждениях образования, содержит богатый и разнообразный арсенал методов, форм и средств духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося. Одной из главных задач школы сегодня является развитие у обучающихся эмоционального отношения к нормам и ценностям; воспитание культуры отношений; способности принимать, ценить и понимать другого человека; ценить музыку и литературу, труд и учение, красоту и богатство окружающего мира природы.

Уточним, что в качестве предмета нашего исследования рассматривается «духовно-нравственное воспитание» как отражение духовно-нравственного вектора современного образования, представляющее собой процесс и результат формирования личности человека, способного проектировать, создавать и оценивать свою жизнь с позиций социокультурного идеала. Результат такого воспитания предопределяет ценностное отношение к жизни, природе и искусству, сквозь призму которых человек сможет преобразовывать окружающий мир по законам Истины, Добра и Красоты. Подтверждением данного тезиса выступают рассуждения философов о том, что формальная декларация духовно-нравственных ценностей не сможет заполнить данную нишу в образовании: только знание и истина есть добро; нужно ценить не жизнь как таковую, а жизнь достойную (Сократ) [1], истина, добро и красота, дополняя друг друга, образуют положительное единство (Вл. Соловьев) [2].

Проведенные научные исследования, в которых рассматриваются вопросы о приоритетной роли духовно-нравственного вектора современного образования, нравственной культуры личности, основываются на работах философов, психологов, педагогов (Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, М.И. Мухиной, В.Г. Рындак, Н.Л. Селивановой, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского, Н.Е. Щурковой). В ряде работ современных ученых подняты вопросы о том, как оценивать результаты духовно-нравственного воспитания, какую специфику имеет духовно-нравственное воспитание как достаточно длительный, многофакторный процесс формирования духовного сознания личности, отношения к нормам жизнедеятельности человека [3]. В научных трудах разработано содержание духовно-нравственного воспитания школьников (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий). Анализ данных исследований позволяет утверждать, что целостное развитие личности невозможно осуществить без духовно-нравственного воспитания, и основы этого воспитания должны закладываться еще в дошкольном возрасте.

Процесс духовно-нравственного воспитания начинается с накопления детьми определенного запаса простых и доступных представлений о вечных ценностях, образах, впечатлениях. Без них не появится интерес к освоению духовно-нравственных значимых объектов и явлений. Духовно-нравственное воспитание в свою очередь также тесно взаимосвязано с различными сторонами воспитания. Оно способствует созданию воспитательного эффекта, влияющего на другие стороны воспитательного процесса. Так происходит формирование чувств и эмоций, чуткости и отзывчивости, первоначальных моральных представлений и оценочных суждений. Все эти аспекты обеспечивают целостный подход к всестороннему и гармоническому воспитанию и развитию детей.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на протяжении длительной истории развития отечественного педагогического образования находилось под пристальным вниманием общественности. В теоретических источниках по педагогике термин «воспитание» начинает утверждаться в XVIII в. Отечественный педагог дореволюционного периода И.В. Скворцов, историк, публицист, начальник Петроградских и Царскосельских женских гимназий, рассматривал «воспитание» как производное от слова «питание» и приставки «вос-», то есть это, по сути, «духовное питание» ребенка до достижения им полноценного возраста. В современной педагогической науке по-прежнему не существует единой точки зрения по поводу трактовки термина «воспитание». Одна из причин такой многоаспектности заключается в различном истолковании его содержания.

В различные эпохи ученые высказывали противоречивые мнения относительно объекта духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание как процесс построено прежде всего на взаимодействии педагогов и воспитанников, причем воспитание в данном случае – это взаимообусловленный акт, предполагающий обратную связь субъектов воспитания. Педагоги воспитывают детей и сами испытывают на себе их воспитательное влияние. Воспитатели передают школьникам необходимые знания, помогают переводить полученные знания в умения ими пользоваться, предоставляют возможности для приобретения собственного субъективного практического опыта деятельности.

В то же время нравственность – это не набор личностных характеристик, это не качество, которое можно просто выучить, усвоить и отработать. Сложность, противоречивость и многогранность нравственности заключаются в том, что она затрагивает внутреннюю сферу личности, формулирует нравственные законы жизнедеятельности личности, которые не всегда укладываются в понятия «хорошо» или «плохо». Поэтому духовно-нравственное воспитание, в отличие от других направлений, представляет собой отражение свода законов самой личности.

Неоднозначную трактовку духовно-нравственного воспитания предложили философы Сократ и И. Кант. Они подошли к пониманию духовно-нравственного воспитания как своеобразного «повивального» искусства. Тогда это уже не только внешний процесс, а помощь в «рождении» самой нравственной сущности человека. Ученые также усмотрели связь между целью и результатом воспитания. В чем она заключается? Где итог воспитания? В какой возрастной период нужно ожидать глубоко воспитанного гражданина общества? Ответов на эти и многие другие вопросы о воспитании мы не получили до сих пор.

Воспитание духовно-нравственных качеств протекает, с одной стороны, стихийно и ситуативно, а с другой – подвержено целенаправленному влиянию и осознанному контролю и находит отражение в формах самосовершенствования и самовоспитания человека. Личность способна воздействовать на свое нравственное воспитание с помощью взращивания и культивирования того или иного типа поведения, поступка, которые суммируются в нравственные качества характера. «Каковы поступки, – писал Аристотель, – такова и нравственность человека» [4].

Кроме того, понятие «духовно-нравственное воспитание» в научных источниках трактовалось в узком смысле – как целенаправленный специально организованный процесс обучения и присвоения норм общественно приличного поведения. С помощью использования созданных обществом нравственных законов и правил человек учится оценивать свои поступки, смотреть на них отстраненно, как бы со стороны. Он может критично относиться к самому себе и к окружающим людям, таким способом постепенно заслуживая уважительное отношение. Внешне проявляющееся приличное поведение, отличающие человека хорошие манеры еще не говорят о его внутренней культуре и подлинной воспитанности, но являют собой все-таки неотъемлемую составляющую нравственного облика современного человека [5].

В научных источниках мы находим сведения о том, что понятия «нравственность», «мораль», «этика» в ряде источников рассматриваются как синонимичные. Например, термин «этика» используется в греческом языке, «мораль» – в латинском, в русском языке термин «нравственность» по этимологическим характеристикам соотносится с понятием «нрав» (характер). Принципиальная разница, которую можно найти между терминами «мораль» и «нравственность», выявлена Гегелем в работе «Философия права». Ученый рассматривает нравственность в качестве финального, завершающего этапа объективного духа человека, в отличие от абстрактной морали и права.

В то же время духовность и нравственность могут трактоваться как разнопорядковые явления, хотя и взаимосвязанные. Нравственность мы рассматриваем как совокупность моральных качеств человека, следование определенным правилам в поведении. И нравственность – это лишь элемент духовности, одно из ее проявлений. Духовность – это явление более возвышенного уровня, способность человека к самораскрытию и саморазвитию различных форм, способов, видов собственно человеческой жизнедеятельности. Одно из проявлений духовности — это культура познания окружающего мира и самопознания. Именно стремление к знаниям отличает человека от животного. Знания, особенно научные, о существующем мире — основа собственно человеческой жизни, показатель развития человека, уровня его культурности. Отсутствие многих знаний о мире, в котором мы живем, невежество, бескультурье уничтожают достоинство человека и, по мнению французского мыслителя К. Гельвеция, являются причиной многих несчастий людей. Особое значение в своих научных работах, посвященных специфике духовно-нравственного воспитания порастающего поколения, уделяли К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие ученые. В их трудах дается характеристика понятий «развитие» и «воспитание» нравственной личности, предлагаются способы организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения [6].

Рассмотрим, как осуществляется духовно-нравственный вектор образования на примере «Программы духовно-нравственного воспитания школьников», реализованной на базе Детской станции юных техников г. Оренбурга (2016–2018 гг.). Станция юных техников как учреждение дополнительного образования создала педагогические условия для реализации данной Программы, тем самым обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

В рамках направления Программы «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях» были реализованы следующие формы духовно-нравственного воспитания: краеведческая работа; посещение объектов художественной культуры (Музей изобразительных искусств, Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей), шефство над памятниками культуры в микрорайоне; творческие конкурсы и фестивали, конкурсы рисунков и фотографий; участие в художественном оформлении помещений; занятие народными промыслами; организация и проведение национальных праздников. Значимыми мероприятиями по данному направлению стали: фестиваль «Знай и люби свой край Оренбургский», литературная гостиная «История моей семьи в биографии моей страны», дискуссионный клуб «Ценности поколений», летопись «Фотографии из семейного альбома» и другие.

По направлению «Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде» школьники были ориентированы на осознание ценности родной земли, заповедной природы, планеты Земля, экологическое сознание. Дети участвовали в организации и проведении экс­курсий, оформлении клумб, создании макетов для высадки растений, цветочных композиций, очистке прилегающих территорий от мусора, бросового материала, изготовлении и установке кормушек, подкормке птиц, создании и реализации коллективных природо­охранных проектов по расчистке рек и родников на территории Оренбургской области. Наиболее интересными мероприятиями стали «Оренбургские березки», «Природа Оренбуржья в мифах, былинах, преданьях, и стихах», «Чудесный огород». В ходе реализации Программы школьники приобрели опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что школа по-прежнему остается ведущим центром духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В данной связи перед ней поставлена задача по подготовке гражданина, который сможет самостоятельно оценивать происходящее с ним и вокруг него, у которого будут в наличии не только знания, но и нравственно-эстетические характеристики личности.

Содержание образования в школах сегодня качественно трансформировалось, усложнилось, увеличилось в объеме. Данные факторы, несомненно, повлияли и на то, что изменился подход к воспитанию в ходе организации обучения. В процессе выполнения учебных поручений у школьников происходит формирование нравственных убеждений, складываются нравственные отношения с одноклассниками, педагогами. Учебный процесс способствует формированию у детей знаний, кроме того, школьник может решать интеллектуальные и нравственные задачи. Биологические факторы и социальные условия, которые создаются в образовательном процессе, влияют на развитие школьников, но в силу того, что дети учатся в школе, главная роль отводится специально созданным педагогическим условиям.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения нуждается в более детальном исследовании и рассмотрении с целью выявления особенностей, проявляющихся в системе дополнительного образования, направленного на развитие у учеников интеллектуальной и нравственной культуры, духовных устремлений и чувств. Духовно-нравственная воспитанность — это способность индивида осознанно проявлять отношение к себе, а также к иным людям, государству, обществу, в целом к миру на основе нравственных идеалов и моральных норм (Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова) [7, 8]. Результат воспитанности может проявляться в должной степени нравственной ответственности школьника, стремлении к идеалу представителя современного социума.

Заключение. Таким образом, духовно-нравственное воспитание, являясь неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности школьника, наполняет ее особым свойством отношений к людям, к миру, под воздействием которых происходит формирование нравственных черт, составляющих основной стержень личности.

Позволим себе утверждать, что система духовно-нравственного воспитания в образовательной организации должна быть выстроена на основе научных принципов (гуманизации и гуманитаризации образования, природосообразности, культуросообразности, аксиологизации), быть гибкой, эффективной и результативной. Педагог в свою очередь должен принимать во внимание психологические особенности ребенка, его жизненные условия для развития самостоятельного, ответственного, духовно и творчески развитого гражданина [9].

В ходе исследовательского поиска мы приняли за основу определение духовно-нравственного воспитания как процесса целенаправленного формирования у подрастающего поколения системы моральных отношений: к обществу, людям, Родине, труду и самому себе. Это процесс формирования моральных качеств, черт характера, привычек и навыков поведения. Духовно-нравственное воспитание осуществляется в ходе проявления жизненных нравственных отношений: формирования нравственного сознания, развития способностей ответственного выбора и нравственного мышления (Н.Е. Щуркова) [8].

Присвоение нравственных заповедей и моральных норм является предпосылкой духовно-нравственного поведения, но одних знаний здесь будет недостаточно. Критерием нравственного воспитания может выступать лишь реальный поступок ребенка, его побудительный мотив к высоконравственному поведению. Желание, способность и готовность к сознательному следованию нормам морали могут быть воспитаны лишь в ходе продолжительной практики самого ребенка, при постоянных упражнениях в нравственных поступках.


Библиографическая ссылка

Челпаченко Т.В., Васильев В.В. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ВЕКТОР СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29272 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674