Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДВУХУРОВНЕВЫЙ КОНТРОЛЬ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Чечина И.Н. 1 Андриенко А.В. 1 Денисова Е.А. 1 Вейцман И.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России
Оценка практических навыков, сформированных у студентов медицинских вузов, не всегда возможна в условиях реальной клиники, поскольку в ряде случаев противоречит этическим нормам и может подвергать риску здоровье пациентов, которые привлекаются к процессу обучения студентов. Включение симуляционных методик обучения и контроля в образовательный процесс частично решает данную проблему. В связи с новыми требованиями и стандартами обучения в последние два года в Алтайском государственном медицинском университете в ходе государственной итоговой аттестации выпускников лечебного факультета применяется двухэтапная система оценки качества освоения практических навыков. Это оценка практических навыков у постели больного в стационаре на реальных больных и в симуляционном центре на симуляторах взрослого пациента. Использование симуляторов для освоения и отработки практических навыков является неотъемлемой частью образовательного процесса в медицинском вузе. Перечень практических навыков, вынесенных на Государственную итоговую аттестацию, разрабатывался с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 «Лечебное дело» (уровень специалитета) и включал в себя две группы навыков: 1) сбор жалоб и анамнеза, назначение лабораторных и инструментальных методов, формулировка клинического диагноза с учетом МКБ Х пересмотра, интерпретация результатов дополнительных методов исследования, назначение медикаментозного лечения и профилактика заболевания; 2) инвазивные и высокотехнологичные диагностические и лечебные манипуляции.
практические навыки
государственная аттестация
симуляционный центр
компетенции
выпускники
1. Свистунов А.А., Горшков М.Д. Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело». М.: РОСОМЕД, ГЭОТАР-Медиа, 2014. 288 с.
2. Чечина И.Н., Ельникова С.А. Роль симуляционного центра в образовательном процессе медицинского вуза // Современные тенденции в развитии педагогических технологий в медицинском образовании: материалы Всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием. Красноярск, КрасГМУ, 2018. С. 319-322.
3. Хощенко Ю.А., Начетова Т.А., Нагорный А.В. Особенности формирования практических навыков у выпускников медицинского института // Виртуальные технологии в медицине. 2018. № 2 (20). С. 22 – 23.
4. Дикман П., Мор М. Симуляция и безопасность пациентов // Материалы 1-й Всероссийской конференции по симуляционному обучению в медицине критических состояний с международным участием. Москва, 2012. С. 44–50.
5. Балкизов З.З., Семенова Т.В. Объективный структурированный клинический экзамен (OSCE). Часть 2. Организация и управление // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 3. С. 18-52.
6. Свистунов А.А., Краснолуцкий И.Г., Тогоев О.О., Кудинова Л.В., Шубина Л.Б., Грибков Д.М. Аттестация с использованием симуляции // Виртуальные технологии в медицине. 2015. № 1 (13). С. 27-34.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 95 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)".
8. Приказ Минтруда России от 21.03.2017 № 293н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2017 № 46293).
9. Авдеева В.Г. Инновационные технологии в системе непрерывного медицинского образования. Опыт подготовки специалистов службы медицины катастроф и скорой медицинской помощи // Медицинское образование и профессиональное развитие. Москва 2010. № 1 (1). С. 33-40.
10. Некоторые положения, высказанные докладчиками на конференции «Медицинское образование в России и мире: традиции и современность» // Медицинское образование и профессиональное развитие. Москва 2010. - № 1 (1). С. 52-79.
11. Баладина Н.М., Башарина Ю.А. Особенности формирования одной из профессиональных компетенций на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. Иркутский государственный медицинский университет. 2017. №6. С. 176-179.
12. Гринько Е.Н. Медицинская риторика в подготовке врачей-педиатров // Вопросы современной педиатрии. 2016. Т. 15 №3. С. 235-238.
13. Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Аккредитация специалиста здравоохранения как стартовая площадка непрерывного медицинского образования // Анестезиология и реаниматология. 2016. Т. 61 №4. С. 253-256.
14. Сьёмщикова Ю.П., Мартынович Н.Н. К вопросу об освоении профессиональных компетенций студентами выпускного курса педиатрического факультета // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. Иркутский государственный медицинский университет. 2017. №6. С. 106-109.
15. Harden R.M., Assessment of clinical competence using an objective structured clinical examination (OSCE). Gleeson FA. Med Educ. 1979 Jan;13(1):41-54 40. Holmboe, Eric S. MD Faculty and the Observation of Trainees’ Clinical Skills: Problems and Opportunities. // Simulation in Healthcare: The Journal of the Society for Simulation in Healthcare. 9(1):21-32, February 2014.

Использование симуляционных технологий в виде практических тренингов, направленных на освоение и отработку мануальных навыков, является в наши дни неотъемлемой частью образовательного процесса в медицинском вузе [1, 2]. Симуляционные тренинги позволяют использовать в учебном процессе сценарии сложных клинических случаев, в том числе тех, которые очень редко можно увидеть в процессе обучения и с которыми будущие врачи впервые сталкиваются уже на рабочем месте. Использование симуляционных технологий в оценке освоения навыков также показало свою эффективность. Например, способность и готовность выпускника к проведению сердечно-легочной реанимации, плевральной пункции, ведению осложненных родов и иному правильнее и эффективнее оценивать в симулированных условиях. Однако есть целый ряд навыков, которые возможно и более эффективно демонстрировать на живом человеке без риска для него (демонстрация методик пальпации, перкуссии, аускультации, сбор жалоб и анамнеза и пр.). Актуальной является разработка отдельных реестров практических навыков с разными способами оценивания (в клинике или в симцентре) [3].

Цель исследования: расширить спектр практических навыков, выносимых на Государственную итоговую аттестацию (ГИА) выпускников лечебного факультета. Определить перечень практических навыков на этапе ГИА выпускников лечебного факультета, оцениваемых на реальном больном и в симулированных условиях.

Материалы и методы исследования

Исторически сложилось, что до 2018 года оценка освоения практических навыков у выпускников лечебного факультета АГМУ в ходе итоговой аттестации проводилась в условиях клиники на реальных пациентах. Естественно, перечень оцениваемых компетенций не мог включать все необходимые навыки, поскольку далеко не все навыки можно продемонстрировать на живом человеке без вреда для его здоровья [4].

С целью расширения спектра оцениваемых в ходе ГИА практических навыков методическая комиссия АГМУ по специальности «Лечебное дело» пришла к решению об обязательной двухэтапной схеме проведения принятия практических навыков в период ГИА, включающей в себя работу и на клинических базах, и в симуляционном центре [5, 6].

Подготовка студентов ко второму этапу аттестации осуществлялась на протяжении учебного года в условиях симуляционного центра, как в виде проведения практических занятий с преподавателями профильных кафедр, так и в рамках самостоятельной работы во внеаудиторное время. Ответственность за формирование и отработку практических навыков у выпускников закреплялась за выпускающими клиническими кафедрами университета: госпитальной терапии, акушерства и гинекологии, поликлинической терапии, госпитальной хирургии [5].

С 2018 года в ходе ГИА на лечебном факультете внедрена двухуровневая оценка практических навыков выпускников – и в клинике, и в симуляционном центре. Перечень практических навыков, вынесенных на ГИА, разрабатывался с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 «Лечебное дело» (уровень специалитета) [7–9] и включал в себя две группы навыков.

  1. Навыки, оценку освоения которых возможно реализовать в условиях клиники на реальных пациентах. К ним были отнесены: сбор жалоб и анамнеза, формирование перечня лабораторных и инструментальных методов обследования для постановки диагноза, формулировка клинического диагноза с учетом МКБ Х пересмотра, интерпретация результатов дополнительных методов исследования, рекомендации пациенту по медикаментозному лечению и профилактике заболевания [10]. Полный перечень практических навыков указан в таблице 1.

Таблица 1

Перечень практических навыков на ГИА, оцениваемых на реальном пациенте

Название практического навыка

Соответствие профессиональной компетенции

1

Проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществление диспансерного наблюдения

ПК-2

2

Сбор и анализ жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания

ПК-5

3

Определение у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотра

ПК-6

4

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности, участие в проведении медико-социальной экспертизы

ПК-7

5

Ведение и лечение пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара [11].

ПК-9

6

Определение необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении

ПК-14

7

Обучение пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний

ПК-15

8

Просветительская деятельность по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни [9, 12].

ПК-16

 

В процессе освоения дисциплин формируются трудовые функции с учетом требования профессионального стандарта «Врач-лечебник» [8, 13], которые соотнесены с профессиональными компетенциями. В ходе ГИА оцениваются практические умения с целью определения владения выпускниками практическими навыками профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом. Трудовые функции представлены в таблице 2.

Таблица 2

Перечень практических навыков на ГИА, оцениваемых на реальном пациенте, в соответствии с трудовыми функциями

Название практического навыка

Соответствие трудовой функции

1

Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента.

Проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) [11].

Проведение дифференциальной диагностики с другими заболеваниями/состояниями, в том числе неотложными.

Установление диагноза с учетом действующей Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотра

А/02.7

2

Разработка плана лечения заболевания или состояния с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи.

Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи.

Назначение немедикаментозного лечения с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи [11].

А/03.7

3

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности и работа в составе врачебной комиссии, осуществляющей экспертизу временной нетрудоспособности.

А/04.7

4

Назначение профилактических мероприятий пациентам с учетом факторов риска в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи.

Формирование программ здорового образа жизни.

А/05.7

5

Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной формах.

Распознавание состояний, возникающих при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента и требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме.

Оказание медицинской помощи в неотложной форме пациентам при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной формах [8, 12].

А/01.7

 

  1. Навыки, отработка которых в клинических условиях может быть сопряжена с целым рядом профессиональных, юридических и этических сложностей. Главным образом к ним относят инвазивные и высокотехнологичные диагностические и лечебные манипуляции, проведение которых у реального пациента требует высокой профессиональной подготовки, соответствующей квалификации, наличия специального сертификата и т.д. В качестве примеров можно привести такие практические навыки, как катетеризация мочевого пузыря, зондирование желудка, плевральная пункция и др. Кроме того, на ГИА проводится оценка умения выпускником оказывать экстренную помощь при ряде неотложных, критических состояний: гипогликемии, остром коронарном синдроме, отеке легких, внутреннем кровотечении, анафилактическом шоке и др. Разумеется, реализация подобного навыка представляется возможной исключительно в симулированных условиях с использованием высокотехнологичного оборудования, позволяющего имитировать данные клинические ситуации [14, 15]. Перечень навыков, вынесенных на ГИА выпускников лечебного факультета, указан в таблице 3.

Таблица 3

Перечень практических навыков на ГИА, оцениваемых в симулированных условиях

Название практического навыка

1

Физикальное обследование

2

Диспансеризация

3

Экстренная помощь при жизнеугрожающих состояниях

4

Неотложная помощь

5

Сердечно-легочная реанимация

6

Катетеризация мочевого пузыря

7

Зондирование/промывание желудка

8

Ручное отделение плаценты

          

Результаты

Для проведения второго этапа ГИА (оценка практических навыков) выпускников лечебного факультета АГМУ составлены 2 перечня навыков. Первый список (табл. 1) включает навыки, оценка которых проходит в клинике у постели больного в рамках последнего (зачетного) занятия на клинических кафедрах по ранее разработанным чек-листам. Результаты оценки вносятся в ведомости и передаются аттестационной комиссии. Второй перечень включает навыки (табл. 3), демонстрация которых проходит в симуляционном центре на симуляционном оборудовании.

Оценка освоения практических навыков в симуляционном центре осуществлялась на стандартизированных станциях («Физикальное исследование пациента», «Экстренная помощь», «Неотложная помощь» и т.д.). Учитывая значительный численный объем выпуска, временной лимит, а также необходимость проведения всех трех этапов ГИА у каждого студента в один день, было сформировано три цепочки, включавшие в себя различные комбинации практических навыков (табл. 3). Номер цепочки каждому студенту выдавался путем случайной выборки. Наиболее часто (во всех трех цепочках) были задействованы станции, формирующие навыки, имеющие наибольшую значимость в подготовке будущего участкового врача, представителя первичного звена здравоохранения («Физикальное исследование», «Диспансеризация», «Неотложная помощь», «Сердечно-легочная реанимация»). Удельный вес реализуемых ими практических навыков оценивался более высоко (за счет поправочного коэффициента) при формировании итогового заключения экзаменационной комиссии (большая часть членов которой была представлена руководителями амбулаторно-поликлинических учреждений Алтайского края). Продолжительность пребывания на каждой станции зависела от степени сложности того или иного навыка и варьировала от 3 до 15 минут, суммарное время прохождения студентом всех станций цепочки составляло 1 час [2, 6].

Оценка усвоения практического навыка на каждой станции проводилась членами ГИА на основании предварительно разработанного оценочного листа, причем максимальный рейтинг по каждому навыку составлял 100%. По прохождении студентом всей цепочки члены комиссии принимали совместное решение о достаточном либо недостаточном уровне практической подготовки выпускника. Отметка «зачтено» выставлялась на основании среднеарифметического показателя, полученного суммарно по всем станциям и составившего не менее 70%. Успешное прохождение этапа оценки практических навыков являлось необходимым условием для допуска студента к третьему этапу ГИА (собеседованию по ситуационным задачам) [6, 7, 8].

В сентябре 2019 года центром социологических исследований Алтайского государственного медицинского университета проводился опрос выпускников лечебного факультета, целью которого являлась оценка эффективности и целесообразности двухэтапного приема практических навыков в рамках итоговой государственной аттестации. Подавляющее большинство респондентов (97%) высказались в пользу осуществления учебного процесса на базе симуляционного центра с дальнейшей оценкой освоения практических навыков на этапе ГИА. Учитывая современное стремление государства к усилению первичного звена отечественного здравоохранения, в исследовании особый акцент был сделан на лиц, трудоустроенных врачами участковыми терапевтами в поликлиники Алтайского края (72%). Большая часть из них (91%) отметила положительную роль работы в симуляционном центре в подготовке будущего врача поликлиники и указала на необходимость дальнейшего увеличения учебных часов на освоение практических навыков в симулированных условиях. При этом наиболее значимыми и эффективными для профессионального формирования участковых врачей ими были выделены станции «Диспансеризация» (96%) и «Экстренная помощь при жизнеугрожающих состояниях» (94%) [2, 6].

Выводы

Опыт проведения ГИА на лечебном факультете с использованием двухуровневого контроля освоения практических навыков показал свою эффективность. В этом случае оценка сформированности компетенций у выпускников медицинского вуза позволяет охватить больший спектр практических навыков.

Таким образом, оценку практических навыков выпускников лечебного факультета медицинского вуза в ходе ГИА рекомендуем проводить в 2 этапа – у постели больного и в симуляционном центре.


Библиографическая ссылка

Чечина И.Н., Андриенко А.В., Денисова Е.А., Вейцман И.А. ДВУХУРОВНЕВЫЙ КОНТРОЛЬ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29246 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674