Использование симуляционных технологий в виде практических тренингов, направленных на освоение и отработку мануальных навыков, является в наши дни неотъемлемой частью образовательного процесса в медицинском вузе [1, 2]. Симуляционные тренинги позволяют использовать в учебном процессе сценарии сложных клинических случаев, в том числе тех, которые очень редко можно увидеть в процессе обучения и с которыми будущие врачи впервые сталкиваются уже на рабочем месте. Использование симуляционных технологий в оценке освоения навыков также показало свою эффективность. Например, способность и готовность выпускника к проведению сердечно-легочной реанимации, плевральной пункции, ведению осложненных родов и иному правильнее и эффективнее оценивать в симулированных условиях. Однако есть целый ряд навыков, которые возможно и более эффективно демонстрировать на живом человеке без риска для него (демонстрация методик пальпации, перкуссии, аускультации, сбор жалоб и анамнеза и пр.). Актуальной является разработка отдельных реестров практических навыков с разными способами оценивания (в клинике или в симцентре) [3].
Цель исследования: расширить спектр практических навыков, выносимых на Государственную итоговую аттестацию (ГИА) выпускников лечебного факультета. Определить перечень практических навыков на этапе ГИА выпускников лечебного факультета, оцениваемых на реальном больном и в симулированных условиях.
Материалы и методы исследования
Исторически сложилось, что до 2018 года оценка освоения практических навыков у выпускников лечебного факультета АГМУ в ходе итоговой аттестации проводилась в условиях клиники на реальных пациентах. Естественно, перечень оцениваемых компетенций не мог включать все необходимые навыки, поскольку далеко не все навыки можно продемонстрировать на живом человеке без вреда для его здоровья [4].
С целью расширения спектра оцениваемых в ходе ГИА практических навыков методическая комиссия АГМУ по специальности «Лечебное дело» пришла к решению об обязательной двухэтапной схеме проведения принятия практических навыков в период ГИА, включающей в себя работу и на клинических базах, и в симуляционном центре [5, 6].
Подготовка студентов ко второму этапу аттестации осуществлялась на протяжении учебного года в условиях симуляционного центра, как в виде проведения практических занятий с преподавателями профильных кафедр, так и в рамках самостоятельной работы во внеаудиторное время. Ответственность за формирование и отработку практических навыков у выпускников закреплялась за выпускающими клиническими кафедрами университета: госпитальной терапии, акушерства и гинекологии, поликлинической терапии, госпитальной хирургии [5].
С 2018 года в ходе ГИА на лечебном факультете внедрена двухуровневая оценка практических навыков выпускников – и в клинике, и в симуляционном центре. Перечень практических навыков, вынесенных на ГИА, разрабатывался с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 «Лечебное дело» (уровень специалитета) [7–9] и включал в себя две группы навыков.
- Навыки, оценку освоения которых возможно реализовать в условиях клиники на реальных пациентах. К ним были отнесены: сбор жалоб и анамнеза, формирование перечня лабораторных и инструментальных методов обследования для постановки диагноза, формулировка клинического диагноза с учетом МКБ Х пересмотра, интерпретация результатов дополнительных методов исследования, рекомендации пациенту по медикаментозному лечению и профилактике заболевания [10]. Полный перечень практических навыков указан в таблице 1.
Таблица 1
Перечень практических навыков на ГИА, оцениваемых на реальном пациенте
№ |
Название практического навыка |
Соответствие профессиональной компетенции |
1 |
Проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществление диспансерного наблюдения |
ПК-2 |
2 |
Сбор и анализ жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания |
ПК-5 |
3 |
Определение у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотра |
ПК-6 |
4 |
Проведение экспертизы временной нетрудоспособности, участие в проведении медико-социальной экспертизы |
ПК-7 |
5 |
Ведение и лечение пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара [11]. |
ПК-9 |
6 |
Определение необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении |
ПК-14 |
7 |
Обучение пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний |
ПК-15 |
8 |
Просветительская деятельность по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни [9, 12]. |
ПК-16 |
В процессе освоения дисциплин формируются трудовые функции с учетом требования профессионального стандарта «Врач-лечебник» [8, 13], которые соотнесены с профессиональными компетенциями. В ходе ГИА оцениваются практические умения с целью определения владения выпускниками практическими навыками профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом. Трудовые функции представлены в таблице 2.
Таблица 2
Перечень практических навыков на ГИА, оцениваемых на реальном пациенте, в соответствии с трудовыми функциями
№ |
Название практического навыка |
Соответствие трудовой функции |
1 |
Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента. Проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) [11]. Проведение дифференциальной диагностики с другими заболеваниями/состояниями, в том числе неотложными. Установление диагноза с учетом действующей Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, Х пересмотра |
А/02.7 |
2 |
Разработка плана лечения заболевания или состояния с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи. Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи. Назначение немедикаментозного лечения с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи [11]. |
А/03.7 |
3 |
Проведение экспертизы временной нетрудоспособности и работа в составе врачебной комиссии, осуществляющей экспертизу временной нетрудоспособности. |
А/04.7 |
4 |
Назначение профилактических мероприятий пациентам с учетом факторов риска в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи. Формирование программ здорового образа жизни. |
А/05.7 |
5 |
Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной формах. Распознавание состояний, возникающих при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента и требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме. Оказание медицинской помощи в неотложной форме пациентам при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента. Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной формах [8, 12]. |
А/01.7 |
- Навыки, отработка которых в клинических условиях может быть сопряжена с целым рядом профессиональных, юридических и этических сложностей. Главным образом к ним относят инвазивные и высокотехнологичные диагностические и лечебные манипуляции, проведение которых у реального пациента требует высокой профессиональной подготовки, соответствующей квалификации, наличия специального сертификата и т.д. В качестве примеров можно привести такие практические навыки, как катетеризация мочевого пузыря, зондирование желудка, плевральная пункция и др. Кроме того, на ГИА проводится оценка умения выпускником оказывать экстренную помощь при ряде неотложных, критических состояний: гипогликемии, остром коронарном синдроме, отеке легких, внутреннем кровотечении, анафилактическом шоке и др. Разумеется, реализация подобного навыка представляется возможной исключительно в симулированных условиях с использованием высокотехнологичного оборудования, позволяющего имитировать данные клинические ситуации [14, 15]. Перечень навыков, вынесенных на ГИА выпускников лечебного факультета, указан в таблице 3.
Таблица 3
Перечень практических навыков на ГИА, оцениваемых в симулированных условиях
№ |
Название практического навыка |
1 |
Физикальное обследование |
2 |
Диспансеризация |
3 |
Экстренная помощь при жизнеугрожающих состояниях |
4 |
Неотложная помощь |
5 |
Сердечно-легочная реанимация |
6 |
Катетеризация мочевого пузыря |
7 |
Зондирование/промывание желудка |
8 |
Ручное отделение плаценты |
Результаты
Для проведения второго этапа ГИА (оценка практических навыков) выпускников лечебного факультета АГМУ составлены 2 перечня навыков. Первый список (табл. 1) включает навыки, оценка которых проходит в клинике у постели больного в рамках последнего (зачетного) занятия на клинических кафедрах по ранее разработанным чек-листам. Результаты оценки вносятся в ведомости и передаются аттестационной комиссии. Второй перечень включает навыки (табл. 3), демонстрация которых проходит в симуляционном центре на симуляционном оборудовании.
Оценка освоения практических навыков в симуляционном центре осуществлялась на стандартизированных станциях («Физикальное исследование пациента», «Экстренная помощь», «Неотложная помощь» и т.д.). Учитывая значительный численный объем выпуска, временной лимит, а также необходимость проведения всех трех этапов ГИА у каждого студента в один день, было сформировано три цепочки, включавшие в себя различные комбинации практических навыков (табл. 3). Номер цепочки каждому студенту выдавался путем случайной выборки. Наиболее часто (во всех трех цепочках) были задействованы станции, формирующие навыки, имеющие наибольшую значимость в подготовке будущего участкового врача, представителя первичного звена здравоохранения («Физикальное исследование», «Диспансеризация», «Неотложная помощь», «Сердечно-легочная реанимация»). Удельный вес реализуемых ими практических навыков оценивался более высоко (за счет поправочного коэффициента) при формировании итогового заключения экзаменационной комиссии (большая часть членов которой была представлена руководителями амбулаторно-поликлинических учреждений Алтайского края). Продолжительность пребывания на каждой станции зависела от степени сложности того или иного навыка и варьировала от 3 до 15 минут, суммарное время прохождения студентом всех станций цепочки составляло 1 час [2, 6].
Оценка усвоения практического навыка на каждой станции проводилась членами ГИА на основании предварительно разработанного оценочного листа, причем максимальный рейтинг по каждому навыку составлял 100%. По прохождении студентом всей цепочки члены комиссии принимали совместное решение о достаточном либо недостаточном уровне практической подготовки выпускника. Отметка «зачтено» выставлялась на основании среднеарифметического показателя, полученного суммарно по всем станциям и составившего не менее 70%. Успешное прохождение этапа оценки практических навыков являлось необходимым условием для допуска студента к третьему этапу ГИА (собеседованию по ситуационным задачам) [6, 7, 8].
В сентябре 2019 года центром социологических исследований Алтайского государственного медицинского университета проводился опрос выпускников лечебного факультета, целью которого являлась оценка эффективности и целесообразности двухэтапного приема практических навыков в рамках итоговой государственной аттестации. Подавляющее большинство респондентов (97%) высказались в пользу осуществления учебного процесса на базе симуляционного центра с дальнейшей оценкой освоения практических навыков на этапе ГИА. Учитывая современное стремление государства к усилению первичного звена отечественного здравоохранения, в исследовании особый акцент был сделан на лиц, трудоустроенных врачами участковыми терапевтами в поликлиники Алтайского края (72%). Большая часть из них (91%) отметила положительную роль работы в симуляционном центре в подготовке будущего врача поликлиники и указала на необходимость дальнейшего увеличения учебных часов на освоение практических навыков в симулированных условиях. При этом наиболее значимыми и эффективными для профессионального формирования участковых врачей ими были выделены станции «Диспансеризация» (96%) и «Экстренная помощь при жизнеугрожающих состояниях» (94%) [2, 6].
Выводы
Опыт проведения ГИА на лечебном факультете с использованием двухуровневого контроля освоения практических навыков показал свою эффективность. В этом случае оценка сформированности компетенций у выпускников медицинского вуза позволяет охватить больший спектр практических навыков.
Таким образом, оценку практических навыков выпускников лечебного факультета медицинского вуза в ходе ГИА рекомендуем проводить в 2 этапа – у постели больного и в симуляционном центре.
Библиографическая ссылка
Чечина И.Н., Андриенко А.В., Денисова Е.А., Вейцман И.А. ДВУХУРОВНЕВЫЙ КОНТРОЛЬ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29246 (дата обращения: 10.02.2025).