Дошкольный возраст – очень важный период жизни каждого человека, именно в дошкольном возрасте закладываются основы успешности социализации, освоения необходимых знаний, развития необходимых функций и основных сторон личности [1]. Именно в этот период взрослым необходимо создать все условия для развития детей. Развитие познавательной активности – это важное направление в работе с детьми дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте детям доступны определенные мыслительные операции, определенные виды и способы деятельности. При этом дошкольники стремятся к активной деятельности, их интересует все яркое, двигающееся. Это некоторые особенности развития в дошкольном возрасте. Используя знание психологических особенностей дошкольника, мы в образовательном процессе применяем определенные методы и способы развития познавательной активности, методы и приемы обучения и воспитания.
На познавательную активность ребенка влияет полнота и разнообразие деятельности: чем интереснее деятельность, тем выше уровень познавательной активности. Различные виды деятельности по-разному влияют на развитие ребенка. Наибольший эффект в развитии ребенка - от той деятельности, которая соответствует интересам, потребностям и возможностям ребенка, способствует его личностному росту, содействует осознанию его субъектом своей жизни.
В своей педагогической деятельности мы часто сталкиваемся с пассивными детьми, которые мало интересуются окружающим миром. Низкий уровень познавательной активности свидетельствует о недостаточном накоплении знаний, умений и навыков у ребенка, недостаточном развитии или отклонении в развитии, поэтому так важно развивать познавательную активность дошкольника.
Нам кажется наиболее естественным и соответствующим возрастным особенностям ребенка развитие познавательной активности при ознакомлении с окружающим миром.
Цель исследования: изучение эффективных способов развития познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром.
Материал и методы исследования. Методологическую основу нашего исследования составляют труды отечественных психологов, педагогов, изучавших проблему познавательной активности: Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М. Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой. В ходе исследования был использован комплекс методов, включающих анализ, синтез психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, системный подход, формализацию, аксиоматический метод, сравнительный анализ, беседу, анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение. Ознакомление с окружающей действительностью в дошкольном образовательном учреждении ведется по трем направлениям: ознакомление с живой природой, с неживой природой и с явлениями общественной жизни. Каждое из направлений имеет свою специфику и знакомит детей с определенным типом свойств, отношений, связей и закономерностей. Ознакомление с окружающим миром по данным направлениям позволяет в доступной форме знакомить ребенка с предметным миром, расширять его представления об известных ему объектах, акцентировать внимание на материальные условия существования, особенности взаимоотношений в социуме.
Знакомство с окружающим миром в детском саду проходит с опорой на существенные свойства предметов и явлений, что способствует формированию мыслительных процессов ребенка. Дошкольнику важно сообщить, что природа находится вне нашего сознания и не зависит от жизни и деятельности человека. Это обстоятельство позволяет отделить живую и неживую природу от предметов, которые сделаны руками человека. Эти предметы сделаны для нужд человека, служат определенной цели. Предметы неживой природы человек также может применять и использовать в процессе жизнедеятельности, но они подчиняются законам природы, и изменения, связанные с ними, не подчиняются воле человека. При таком подходе к ознакомлению с окружающим миром возможно понимание закономерностей в природе, формирование временных и пространственных представлений, восприятие явлений и объектов окружающего мира.
Наблюдение за явлениями природы, изменчивостью позволяет осознать объективные закономерности, причинные зависимости, овладеть элементами логических операций. Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребенка, учит наблюдательности, развивает внимание, память, готовит к восприятию словесной информации. Обогащение чувственного опыта влечет за собой развитие чувственного познания, которые формируют адекватные представления об окружающем мире.
При ознакомлении с явлениями общественной жизни большое внимание уделяется формированию своего образа, места в жизни, понятия семьи. В ходе ознакомления с окружающим миром у детей формируют понятие о родственных связях, учат заботиться о близких, проявлять уважение к окружающим, жить в социуме. Сформированные понятия социальной жизни позволяют детям успешно адаптироваться в новом коллективе, общаться с другими людьми.
Ознакомление с окружающим миром формирует представления о взаимосвязях и зависимостях между предметами, явлениями в природе и общественной жизни, взаимосвязи живой и неживой природы, природы и человека. В процессе такого ознакомления дети учатся понимать причинно-следственные связи, зависимости и закономерности.
Использование различных видов деятельности содействует более качественному ознакомлению с окружающим миром, развитию познавательной активности, позволяет в непринужденной форме познавать окружающий мир, является основой развития наглядно-действенного мышления.
Так, игровая, изобразительная деятельности, конструирование создают возможности для развития наглядного и чувственного восприятия и представления, для сенсорного развития. Более поздние этапы развития игры, при правильном и постепенном ее формировании, создают основу возникновения и развития функции замещения, необходимой для дальнейшего развития, мыслительной и речевой деятельности [2].
В ходе рассматривания картинок с изображением социальных явлений происходит развитие познавательной активности, которое влечет за собой интерес к исследованиям, навыки в установлении причинно-следственных связей, зависимостей в окружающем мире. Дети учатся сравнивать, анализировать предметы и явления, выявлять существенные признаки, устанавливать связи и отношения. Анализ картинок должен быть тщательным, но не затянутым по времени, вопросы должны быть заранее продуманы и носить проблемный характер. В дошкольном возрасте детям доступно и интересно различное сравнение предметов и явлений: по цвету, форме, качеству. Сравнение бывает по сходству и различию отдельных признаков или определенного ряда. Ребята с интересом сравнивают объекты живой природы, людей: повадки, быт, пищу, проявление чувств и прочее. Сравнение помогает образованию новых знаний, представлений, формированию оценочного отношения к себе и окружающим [3].
Освоение приема сравнения помогает детям осваивать задания на группировку и классификацию, которые базируются на умении ребенка анализировать, синтезировать, обобщать, выделять существенные признаки. Использовать прием сравнения надо сначала в простых заданиях: «Сравни 2 предмета», постепенно усложняя задания, сравнивая предметы, которые различаются незначительно, или сравнивая большое количество предметов.
На развитие познавательной активности влияет использование приема классификации и группировки по определенному признаку, если мы используем доступные ребенку упражнения и понятную задачу. Например, ребенку нужно выбрать предметы, которые способствуют сохранению здоровья [4].
Моделирование и конструирование позволяют развивать не только познавательную активность, но и мышление, творчество, воображение, фантазию. Моделирование успешно знакомит детей с общественной жизнью, изначально в детском саду детей учат читать простой план, затем они пробуют составлять свой план улицы, площадки, дороги домой, правильно расставлять предметы на плане. В этом плане полезны чтения простых и понятных детям схем, составление маршрутов. В моделировании и конструировании возможно использование природного материала, бумаги, игрушек, пластилина. Моделирование можно использовать при устройстве групповой комнаты, показывая детям возможные перестановки и объясняя выбор наиболее удобных. Упражнения по моделированию и конструированию возможно реализовать с помощью разнообразных конструкторов, дети могут сконструировать какие-то предметы и разместить их определенным образом.
Важно в процессе конструирования, моделирования, сравнения, классификации учить детей продуктивному, уважительному общению друг с другом, учить задавать вопросы. Общение друг с другом, наличие обратной связи при взаимодействии педагога и детей позволяет погружаться в продуктивную деятельность, активный мыслительный процесс, так у воспитанников появляется заинтересованность к занятиям.
Умение задавать вопросы делает процесс познания более интересным, дети чувствуют связь друг с другом и взрослыми. Вопросы следует задавать проблемного характера, на которые необходимо ответить после рассуждений или раздумий. Вопросы репродуктивного характера способны лишь проверить усвоение материала, но заинтересовать процессом или деятельностью они не могут. К вопросам проблемного характера относятся вопросы такого плана:
- Почему на картине мальчик не играет со всеми?
- Как бы вы назвали увиденный фильм? [5].
Речь воспитателя является образцом для детей, они учатся по образцу задавать ответные вопросы. Педагог должен отмечать удачные вопросы, интересные формулировки, тем самым стимулируя детскую любознательность. Педагог должен быстро и правильно реагировать на детские вопросы. На часть необходимо отвечать сразу, пока интерес у детей остался, например по теме только что прошедшего занятия, другие вопросы можно отложить до следующего занятия, на третьи вопросы можно предложить ребятам ответить самим, поискав ответы самостоятельно, и потом поделиться полученными знаниями. Взрослым важно с вниманием относиться к вопросам детей, чтобы далее развивать их познавательную активность. В исследованиях ряда педагогов, например Н. Бабич, Д.Б. Годовиковой, А.И. Сорокиной, К.И. Чуковского, Н.Б. Шумаковой, особое внимание уделяется наличию детских вопросов как основы развития субъективной познавательной активности.
Для развития познавательной активности целесообразно использовать вместо обычного повторения и закрепления изученного материала применение полученных знаний в практической деятельности, в сходных ситуациях. Так происходят повторения на опосредованном уровне.
Постановка опытов и экспериментирование также позитивно влияют на развитие познавательной активности. Обычно эти методы используются для ознакомления с предметами живой и неживой природы, техническими устройствами и приборами. Благодаря этим методам ребенок пробует самостоятельно искать решение вопроса, при этом развивает творчество и воображение.
При экспериментировании движущей силой познавательной активности выступают противоречия между имеющимися знаниями, умениями и навыками, и новыми задачами, которые надо выполнить. Преодоление названного противоречия достигается с помощью трансформирования, интерпретирования уже имеющегося опыта.
Изобразительная деятельность также может содействовать развитию познавательной активности дошкольника. При изображении окружающего мира ребенок внимательнее всматривается в детали, начинает видеть красоту, особенности расположения предметов.
Одним из основных источников развития познавательной активности выступает творчество и воображение. При этом мы рассматриваем творчество как преобразующую деятельность человека, создающую новые предметы, материальные и духовные блага, имеющие общественную значимость [6].
Учеными С.В. Кожкарь и С.А. Козловой определены педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательных интересов дошкольников:
- создание предметно-пространственной среды, подготовка интересного, занимательного содержания, содействующего развитию познавательных интересов;
- организация поисковой деятельности детей, создание проблемных ситуаций;
- организация творческой деятельности детей с учетом индивидуальных интересов;
- переключение детей с одного вида деятельности на другой;
- создание психологически комфортной среды;
- стимулирование эмоционально положительного отношения к познавательной деятельности;
- использование разнообразных методов и приемов активизации познавательного интереса детей [6].
В ходе теоретического анализа педагогической литературы мы выявили особенности успешного развития познавательной активности детей дошкольного возраста:
- выявление интересующих ребенка видов деятельности, способностей и своевременное их развитие;
- оптимальность отношения к выполняемой деятельности;
- наличие у ребенка желания преобразовывать окружающий мир;
- умение подбирать рациональные способы выполнения заданий для достижения результата;
- направленность на практическое использование полученных знаний;
- творческий подход к выполняемой деятельности;
- любознательность.
Критериями познавательной активности дошкольников в ходе ознакомления с окружающим миром являются: инициатива, любознательность, креативность, необычность, интерес, оригинальность.
Помимо наиболее эффективного способа развития познавательной активности, ознакомление с окружающим миром позволяет расширить представления дошкольника о предметном мире, общественной жизни, предполагает опору на существенные свойства и отношения объектов, будет способствовать формированию мыслительных процессов.
Заключение
В результате нашего исследования мы пришли к выводам, что познавательная активность человека является формируемым качеством личности, представляет собой постоянно развивающееся сложное личностное образование, которое обуславливает качественные характеристики познавательной деятельности. Компоненты структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно-процессуальный и компонент социальной ориентации.
Ознакомление с окружающим миром является наиболее эффективным способом развития познавательной активности, оно позволяет расширить представления дошкольника о предметном мире, общественной жизни, предполагает опору на существенные свойства и отношения объектов, будет способствовать формированию мыслительных процессов.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром должно проводиться с применением различных форм и методов работы: в ходе тематических занятий, экскурсий, прогулок, игр, выставок, встреч. Важно сообщать дошкольникам новый материал, который будет отвечать их возрастным возможностям и будет интересен. Детям нужно сообщать исторические сведения, учить видеть красоту, понимать устройство окружающего мира. Темы можно повторять на различных по форме занятиях, это позволит лучше усвоить новый материал. В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром в целях активизации познавательной деятельности на занятиях используются разнообразные средства и методы: беседы, музыка, произведения изобразительного искусства, художественное слово, экскурсии, схема города и микрорайона, моделирование, экспериментирование, поисковая деятельность и др.
Библиографическая ссылка
Лукьянова О.Л., Андреева М.Н. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29230 (дата обращения: 05.10.2024).