Современные представления о функциональной асимметрии складывались постепенно на основе клинико-экспериментальных данных, начиная с классических работ П. Брока и С. Вернике середины XIX века о непосредственной связи речевой функции с поражением левого полушария головного мозга [1; 2]. Под термином «функциональная асимметрия» подразумевают неравномерное распределение функций больших полушарий с доминированием какого-либо одного из них [3]. Ведущую роль в межполушарном взаимодействии отводят мозолистому телу, в последнее время появились исследования о наличии тесных взаимосвязей асимметрии с различными системами организма [2; 4; 5]. Наиболее весомыми считаются исследования зависимости функционального профиля и адаптивных способностей индивидуума [3; 6; 7]. Одним из актуальных и интересных вопросов при изучении функциональной асимметрии является распределение латеральных признаков среди различных групп населения [8; 9]. Выяснено, что истинная картина большинства асимметрий, а также их комбинаций в норме крайне разнообразна. В любую популяционную группу людей, состоящую преимущественно из праворуких, входят леворукие и обоюдорукие субъекты. Однако процентное соотношение лиц с каким-либо типом латеральной организации функций неодинаково [2]. Это зависит от многих факторов: генетических, климатогеографических особенностей мест проживания обследуемых лиц, профессиональных, и в значительной мере от методического подхода при изучении феномена межполушарной асимметрии [10-12]. Для более полной характеристики индивидуальных различий в парной работе полушарий головного мозга осуществляют оценку лево-правых соотношений основных анализаторных систем: двигательной, зрительной и слуховой [1; 2; 9]. Данная проблема носит междисциплинарный характер и крайне интересна специалистам различных специальностей [13; 14]. Анализ данных по межполушарной асимметрии у студентов является актуальным, так как они составляют трудовой потенциал общества, вследствие чего сохранение их здоровья должно относиться к первоочередным задачам [6; 7; 14].
Целью проведенного исследования явилось изучение распределения латеральных признаков в сенсорной и моторной сфере у лиц молодого возраста (студенты 2-х курсов медицинского университета).
Материал и методы исследования. Всего было обследовано 500 человек (средний возраст – 19,02±1,36 года), из них 119 мужчин (23,8%) и 381 женщина (76,2%). В данных группах производилась оценка типа межполушарной асимметрии с помощью анализа распределения латеральных признаков в сенсорной и моторной сфере. Обследовались клинически здоровые лица. Критериями включения в группы явились: женский или мужской пол, ранний репродуктивный возраст (19-21 год), студенты 2-х курсов медицинского университета, информированное согласие на участие в исследовании. Критериями исключения из групп явились: наличие острого или обострения хронического заболеваний в момент обследования. Латеральный фенотип студентов был оценен с помощью набора тестов [1; 9; 15], целью которых служило выявление сенсорных и моторных различий в конкретных заданиях по доминированию левой или правой стороны. В сумме использовалось 22 теста, 13 из которых характеризовали функциональную асимметрию движений и 9 – сенсорных функций. Данный набор тестов достаточно прост в использовании, в минимальной степени подвержен влиянию различных факторов внешней и внутренней среды, мало зависит от колебаний функционального состояния нервной системы (особенно тесты на моторику). Исследования проводились в специально оборудованном помещении, исключающем возможность влияния посторонних раздражителей. Регистрация показателей осуществлялась в одно и то же время суток с 09 до 13 часов местного времени. Длительность тестирования одного испытуемого составляла 10-15 минут. Каждый тест оценивался в баллах: выраженный правый признак – +1,0 балл, невыраженный – +0,5 балла, выраженный и невыраженный левый признак соответственно –1,0 и –0,5 балла. При равенстве признаков – 0,0 балла. Исходя из полученных данных, для каждого обследованного определялся индивидуальный профиль функциональной асимметрии (ИПФА), на основании чего обследуемых разделяли на три группы [9]. В исследовании соблюдались этические принципы (соответствие Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (1964, ред. 2013)). От Комитета по биомедицинской этике при ФГБНУ «НЦ ПЗСРЧ» получено одобрение на проведение исследования - выписка из протокола заседания №5.1 от 16.05.2016. Для статистического анализа использовалась программа STATISTICA 6.1 Stat-Soft Inc, США (лицензия ФГБНУ «НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека»). С целью оценки нормальности распределения признаков был применен визуально-графический метод и критерии согласия Колмогорова-Смирнова, Лиллиефорса, Шапиро-Уилка. Значимость различий при оценке разности долей производили с помощью критериев χ2 или Фишера, с критическим уровнем 5% (0,05).
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ данных показал, что из всей выборки обследованных первую группу (правый профиль - лица только с правым (все четыре) или преимущественно с правым (три из четырех) типом реагирования) составили 288 человек (57,6%). Во вторую (левый профиль – лица с левым (все четыре) или преимущественно с левым (три из четырех) типом реагирования) вошли 42 человека (8,4%). Третью группу (смешанный профиль) составили 170 человек (34%), у которых не было выявлено доминирования какой-либо стороны в выполнении того или иного задания. Таким образом, мы отмечали доминирование правостороннего профиля в общей массе обследованных студентов (χ2=272,472; p<0,001). Количество лиц с правосторонним (правым), левосторонним (левым) и симметричным типом реагирования в процентном отношении среди мужчин и женщин оказалось практически одинаковым (p>0,05), при этом правосторонний тип реагирования доминировал в обеих группах (χ2=65,824; p<0,001 и χ2=206,669; p<0,001 соответственно) (таблица 1).
Таблица 1
Распределение обследованных в зависимости от типа реагирования
Мужчины (n = 119) |
Женщины (n = 381) |
||||
Правый профиль |
Левый профиль |
Симметричный профиль |
Правый профиль |
Левый профиль |
Симметричный профиль |
n = 69 (57,98%) |
n = 10 (8,4%) |
n = 40 (33,61%) |
n = 219 (57,48%) |
n = 32 (8,4%) |
n = 130 (34,12%) |
Анализируя полученные данные в целом по группе (таблица 2), выявили, что у большинства наблюдаемых лиц преобладал правосторонний латеральный сенсомоторный фенотип. Так, ведущая правая рука (χ2=452,598; p<0,001), нога (χ2=369,024; p<0,001), глаз (χ2=116,898; p<0,001) и ухо (χ2=369,474; p<0,001) оказались примерно у одинакового количества обследованных. Такая же направленность прослеживается и по левосторонним признакам. Симметрия сенсомоторных признаков обнаруживалась примерно в одинаковом проценте случаев.
При определении ведущего глаза отмечено снижение удельного веса правосторонних тестов и увеличение почти в два раза левосторонних.
Таблица 2
Распределение латеральных сенсомоторных признаков в целом по группе
Признак |
Рука |
Нога |
Глаз |
Ухо |
Правый признак |
n = 349 (69,8%) |
n = 332 (66,4%) |
n = 245 (49,0%) |
n = 332 (66,4%) |
Левый признак |
n = 90 (18,0%) |
n = 84 (16,8%) |
n = 171 (34,2%) |
n = 89 (17,8%) |
Амбидекстрия |
n = 61 (12,2%) |
n = 84 (16,%) |
n = 84 (16,8%) |
n = 79 (15,8%) |
В таблицах 3 и 4 представлены данные, характеризующие латеральный фенотип в моторной и сенсорной сфере при выполнении того или иного теста.
Таблица 3
Распределение латеральных признаков в моторной сфере в целом по группе
№п/п |
Название теста |
Правый признак |
Левый признак |
Амбидекстрия |
1 |
«Динамометрия» |
56,8% (n = 284) |
12,% (n = 60) |
31,6% (n = 156) |
2
|
«Переплетение пальцев рук» |
39,2% (n = 196) |
60,8% (n = 304) |
0,0 |
3 |
«Поза Наполеона» |
45,2% (n = 227) |
53,4% (n = 267) |
1,2% (n = 6) |
4 |
«Вытянутые руки» |
39,0% (n =195) |
31,6% (n = 158) |
29,4% (n = 147) |
5 |
«Аплодирование» |
59,6% (n = 298) |
24,4% (n = 122) |
16,0% (n = 80) |
6 |
«Круг» |
76,4% (n = 382) |
23,0% (n = 115) |
0,6% (n = 3) |
7 |
«Поднимание предмета» |
82,0% (n = 410) |
17,2% (n = 86) |
0,8% (n = 4) |
8 |
«Закидывание одной ноги на другую» |
72,8% (n = 364) |
27,2% (n = 136) |
0,0 |
9 |
«Прыжок на одной ноге» |
72,6% (n = 363) |
27,2% (n = 136) |
0,2% (n = 1) |
10 |
«Встать на стул на колени» |
70,6% (n = 353) |
29,0% (n = 145) |
0,4% (n = 2) |
11 |
«Спуститься со стула» |
51,4% (n = 257) |
48,6% (n = 243) |
0,0 |
12 |
«Шаг назад» |
57,2% (n = 286) |
42,6% (n = 213) |
0,2% (n = 1) |
13 |
«Писательные движения» |
63,6% (n = 318) |
30,2% (n = 151) |
6,2% (n = 31) |
Так, больше половины обследованных использовали правую руку для выполнения тестов «Поднимание предмета» (82,0%) (χ2=829,608; p<0,001), «Круг» (76,4%) (χ2=682,422; p<0,001), «Аплодирование» (59,4%) (χ2=240,792; p<0,001) и «Динамометрия» (56,8%) (χ2=227,328; p<0,001) (таблица 3). Соответственно левая рука доминировала при выполнении тестов «Переплетение пальцев рук» (60,8%) (χ2=427,488; p<0,001) и «поза Наполеона» (53,4%) (χ2=355,686; p<0,001). Практически во всех двигательных тестах доминировала правая нога (от 72,6 до 51,4% случаев; p<0,001). Только около половины испытуемых использовали левую ногу как доминирующую в тестах «Спуститься со стула» и «Шаг назад» (48,6% и 42,6% соответственно; p<0,001).
В сенсорных функциях подобного тотального преобладания одной стороны выявлено не было (таблица 4). Ведущий правый глаз определялся у 57,0% испытуемых только в двух тестах из пяти (χ2=274,722; p<0,001; χ2=343,446; p<0,001). Левая сторона доминировала в меньшем числе случаев и примерно у одинакового количества обследованных за исключением теста на сравнение величины кругов. Размер последних в половине случаев оценивался как одинаковый (49,0%). При проведении тестов на восприятие звуковых стимулов ведущими были правосторонние признаки (p<0,001).
Таблица 4
Распределение латеральных признаков в сенсорной сфере в целом по группе
№ п/п |
Название теста |
Правый признак |
Левый признак |
Амбидекстрия |
1 |
«Проба Розенбаха» |
57,0% (n = 283) |
36,0% (n = 180) |
7,4% (n = 37) |
2 |
«Прищуривание глаза» |
57,0% (n = 283) |
40,6% (n = 203) |
2,8% (n = 14) |
3 |
«Регистрация движений глаз» |
46,0% (n = 230) |
45,2% (n = 223) |
9,4% (n = 47) |
4 |
«Цветное стекло» |
33,6% (n = 168) |
42,6% (n = 213) |
23,8% (n = 119) |
5 |
«Сравнение величин двух кругов» |
27,8% (n = 139) |
23,2% (n = 116) |
49,0% (n = 245) |
6 |
«Прислушивание к шуму на улице» |
54,4% (n = 272) |
36,8% (n = 184) |
8,8% (n = 44) |
7 |
«Телефонное прослушивание» |
79,2% (n = 396) |
19,% (n = 95) |
1,8% (n = 9) |
8 |
«Часы» |
43,4% (n = 217) |
33,4% (n = 167) |
23,2% (n = 116) |
9 |
«Прослушивание часов» |
68,8% (n = 344) |
29,0% (n = 145) |
2,2% (n = 11) |
В настоящее время считаются общеизвестными данные о неравноценности левого и правого полушарий мозга человека, которые, имея сочетание с доминирующим феноменом одного из них, оказывают влияние на специфику восприятия мира, реагирования нервной системы и схему поведения [5; 8]. Согласно классическим представлениям о межполушарности, передние отделы левого полушария отвечают за анализ связей и целенаправленность деятельности, участвуют в обеспечении лoгического последовательного aнaлиза. Правое полушарие играет ведущую роль в обеспечении целостности поведения и восприятия, которые не подчиняются простым алгоритмам в оргaнизации мнoгoзначного контекста и тем самым реализуют гармоничность интеграции человека в мир и творчество [1]. Литературные источники указывают на значимость функциональной недостаточности механизмов правого полушария в реализации дезадаптивных реакций, а также ряда психических и психосоматических расстройств [5; 8; 13]. Имеются однозначные результаты о том, что лица с доминированием левого полушария в условиях стресс-реакции оперативно принимают решение о положительном изменении ситуации, с высокой скоростью мобилизуются для этого, при этом индивидуумы с правополушарной специализацией пытаются избежать проблемы [1]. Личности с правополушарностью характеризуются крайне высокой тревожностью, интенсивными эмоционально-вегетативными реакциями, склонностью к депрессиям, чего нельзя сказать о людях с доминированием левого полушария [3]. В нашем исследовании на когорте студентов было получено, что в большинстве тестов (15 из 22) преобладала правая сторона. Имеются данные, согласно которым у студентов 1 курса при доминировании левополушарной активности (правый моторный профиль) в начальный период обучения преобладал положительный эмоциональный фон, при доминировании правого – негативный, а также склонность к агрессии [8]. Полученные данные могут быть объяснены индивидуальной гетерогенностью распределения нейромедиаторных систем мозга, формирующих психофизиолого-соматовегетативный статус личности [3; 4]. Второе место, по результатам нашего исследования, занимают лица со смешанным профилем, что согласуется с общими данными по популяции [2]. Что касается гендерного фактора, то в нашем исследовании значимых различий в данном направлении выявлено не было. Имеются многочисленные исследования, указывающие на полoвые различия структурнoй и нейрохимической oрганизации головного мозга людей, свидетельствующие о различной размерности головного мозга у мужчин и женщин, увеличении толщины лoбной и затылочной зон кoры у мужчин и задней височной части – у женщин [11; 14].
Заключение. Таким образом, результаты нашего исследования показали доминирование правого полушария у студентов 2-х курсов медицинского университета в большем количестве случаев. Причем наиболее часто правая рука использовалась при выполнении тестов «Поднимание предмета», «Круг», правая нога - «Закидывание одной ноги на другую», «Прыжок на одной ноге» и «Встать на стул на колени». В сенсорной сфере правый глаз наиболее часто использовался при выполнении тестов «Проба Розенбаха» и «Прищуривание глаза». Правое ухо - в тесте «Телефонное прослушивание». Из всех тестов на моторику наиболее часто левая сторона использовалась при выполнении тестов «Переплетение пальцев рук» и «Поза Наполеона». Левый глаз доминировал при выполнении тестов «Регистрация движений глаз», «Цветное стекло» и «Прищуривание глаза», а левое ухо – «Прислушивание к шуму на улице» и «Часы». Изучение латерализации функций и взаимодействия полушарий головного мозга может иметь не только теоретическое, но и прикладное значение. Полученные результаты могут представлять определенный интерес в изучении процессов адаптации студентов вузов к процессу обучения, а наличие тесной корреляции сенсорных асимметрий с уровнем мышления, кратковременной памяти и др. процессами подразумевает необходимость учета данных параметров в системе дальнейшей профориентации студентов.
Библиографическая ссылка
Даренская М.А., Александров С.Г., Сусликова М.И., Гребенкина Л.А., Губина М.И., Колесникова Л.И. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛАТЕРАЛЬНЫХ СЕНСОМОТОРНЫХ ПРИЗНАКОВ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29226 (дата обращения: 09.02.2025).