Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предписывает, что развитие федеральных университетов предусматривает интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, целью которой является кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности [1]. Проводится много исследований роли привлечения студентов к научно-исследовательской работе (НИР). В частности, авторами отмечается важность участия студентов в НИР при подготовке будущих учителей в педагогических вузах [2], рост положительной личностной мотивации и заинтересованности в профессиональном саморазвитии [3].
Настоящее исследование призвано внести лепту в раскрытие данного вопроса и отражает итоги 15-летнего опыта преподавания автора в университете, работы со студентами в качестве руководителя практик, научного руководителя выпускных квалификационных работ, а также руководителя экспедиционных исследований, активно привлекающего студентов к НИР.
Целью исследования является: на примере отдельно взятой научной темы продемонстрировать роль участия студентов в научных исследованиях во время освоения образовательных программ в вузе в профессиональном становлении и дальнейшем выборе видов трудовой деятельности.
Материал и методы, применявшиеся при написании исследования.
В основу работы легло изучение и анализ актуальной научно-педагогической литературы, государственных нормативных документов – закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО, определяющих требования к организации, осуществлению и результатам исследовательской деятельности обучающихся. Помимо теоретических, использовались эмпирические методы: изучение научно-исследовательской деятельности студентов, анкетирование, наблюдение, др.
Результаты и их обсуждение
Известно, что привлечение студентов к научным исследованиям – одно из важнейших и эффективных средств, повышающих качество подготовки квалифицированных специалистов. Подобный вид работ развивает у студентов способности творчески применять на профессиональном пути самые современные достижения науки и техники [4]. Признание актуальности данного вопроса можно найти, обратившись к требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 05.03.02 «География», где прописано, что время самостоятельной работы студентов должно быть доведено до 50% от общего количества часов, приходящихся на каждую дисциплину. Основным мотивом этого является необходимость активизации познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе.
В то же время различные работы по изучению мотивации студентов, их мнения относительно науки и научных исследований показывают, что на вопрос о престижности занятий научной деятельностью порядка 70-90% опрошенных дают отрицательный ответ. Среди основных причин, объясняющих такой выбор, большинство называет недостаточно высокую оплату труда [5; 6]. Авторы [5] также отмечают слабую информированность студентов о возможности участия в научных исследованиях и перспективах дальнейшего профессионального роста. Обучающиеся считают неэффективными продуктивную и инновационную функции вузов, связанные с производством научных результатов и их внедрением в практику. Исследования [6] выявили некоторые устойчивые тенденции в оценках студентами высшего образования, которые можно обобщить следующим образом: в профессиональной подготовке и общении на данный момент научное творчество играет незначительную роль.
Актуальным данный вопрос остается и для Института наук о Земле Южного федерального университета. Являясь членом коллектива преподавателей кафедры физической географии, экологии и охраны природы Института наук о Земле ЮФУ, автор имеет возможность оценить и проанализировать ситуацию изнутри. Кафедра физической географии, экологии и охраны природы Южного федерального университета ведет подготовку квалифицированных географов по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования [7] с 2015 года. До этого на кафедре готовились специалисты - географы и геоэкологи. Также осуществляется подготовка кадров по направлению 05.04.06 «Экология и природопользование», уровень магистратура, основная образовательная программа «Экологический мониторинг и охрана природы».
В начале занятий со студентами 1 курса бакалавриата автором проводится опрос, который включает пункт о видении первокурсниками своей профессиональной деятельности. На начальном этапе лишь порядка 5% связывают свою профессиональную деятельность с поступлением в аспирантуру и научно-исследовательской работой. Также порядка 10-15% имеют представление и опыт научно-исследовательской деятельности (разработка проектов, участие в конкурсах, олимпиадах). Подобные результаты характерны и для других вузов, в частности, авторами [3] отмечается, что большая часть студентов на момент поступления в вуз не имеют опыта участия в различных видах научно-исследовательской работы.
Рассмотрим обозначенный вопрос на примере исследований, проводимых научной школой профессора Федорова Ю.А. и сотрудниками руководимой им кафедры физической географии, экологии и охраны природы Института наук о Земле Южного федерального университета. На кафедре проводятся разноплановые научные исследования. В настоящей работе анализируется тематика, посвященная изучению поведения приоритетного загрязняющего вещества современности – ртути в компонентах окружающей среды реки Северная Двина и других районах Севера европейской территории России. В разработке, развитии и проведении исследований по этому направлению автор принимает непосредственное активное участие. Работа автора была поддержана двумя грантами Президента РФ для молодых ученых – кандидатов наук (в 2009 и 2011 гг.), что позволило привлекать студентов к экспедиционным работам в отдаленных районах европейского Севера России. Научные исследования в Архангельской области проводятся автором и коллегами в течение 15 лет – со времени поступления в аспирантуру Ростовского государственного университета. Это фундаментальные исследования, в основу которых положено стремление познать механизмы и процессы, регулирующие распределение, миграцию и трансформацию форм ртути под действием различных факторов среды в условиях севера. Уникальность выполненных работ, высокий интерес к району исследований позволили на сегодняшний день опубликовать более 200 научных статей, включая индексируемые в РИНЦ – 150, Scopus – 24, Web of Science – 20. Востребованность материалов остается высокой. Выпускаются монографии [8], главы в коллективные монографии, в том числе на английском языке [9; 10]. Часть работ выполнена в сотрудничестве с Российской академией наук – Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН. Студенты привлекаются к работе по данной теме с 2004 г., когда были проведены первые экспедиционные исследования в устьевой области реки Северная Двина и Двинском заливе Белого моря. Две студентки 3-го курса, обучавшиеся по специальностям «География» и «Геоэкология», принимали участие на всех этапах: от подготовки экспедиции до анализа полученных данных и написания дипломных работ. В дальнейшем обе студентки изъявили желание поступать в аспирантуру, поступила 1 из них, а вторая устроилась работать по специальности. На момент написания статьи выпускница, окончившая аспирантуру, является кандидатом географических наук, доцентом кафедры, а вторая – начальником отдела по разработке проектов в одной из фирм, реализующих экологическое сопровождение предприятий, регулярно принимает на практику студентов Института наук о Земле ЮФУ.
За 15 лет реализации научных исследований студенты, в разное время работавшие по теме, защитили 10 дипломов специалиста в области геоэкологии и географии, 6 квалификационных работ бакалавров, 6 выпускных квалификационных работ магистра. По данным на август 2019 г., защищено 2 диссертации кандидатов географических наук, ещё 1 подготавливается к защите. На международных и всероссийских конференциях ежегодно представляются результаты ведущихся работ с участием студентов, аспирантов и молодых ученых, которые выступают с докладами в среднем на 3-4 всероссийских и международных конференциях, порядка 1-2 докладов подготавливаются на английском языке. Материалы, которые получены в ходе исследований, активно применяются в учебном процессе. В частности, разработаны лекции, практические работы, тематики семинарских занятий, круглых столов в рамках курсов «Водная экотоксикология» (курс на английском языке, Aquatic ecotoxicology), «Экологический аудит, ОВОС, эколого-географическая экспертиза с основами эколого-экономической оптимизации», «География с основами землеведения» и др.
Студенты, привлекаемые к научно-исследовательской деятельности по обозначенной теме, принимают участие в следующих формах:
- непосредственное привлечение к проведению экспедиционных исследований, обработке и обобщению полученных результатов;
- включение студентов в научный коллектив для выполнения работ по Грантам Президента РФ для молодых ученых – кандидатов наук;
- участие студентов в обработке и анализе полученных результатов;
- привлечение к подготовке и написанию статей в рецензируемые журналы и др. издания с включением их в соавторы;
- научные стажировки и участие в программах академического обмена;
- участие с докладами в конференциях различного уровня.
Подобный подход позволил студентам участвовать и побеждать в конкурсах на получение именных стипендий, других материальных поощрений, обменных программах с вузами-партнерами, а также в дальнейшем – при поступлении в аспирантуру и занятиях профессиональной деятельностью. Опыт применения описанной схемы работы со студентами показал следующие результаты:
- повышение интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности (речь не только о непосредственных участниках, но и о студенческих группах в целом);
- в 90% случаев (при отсутствии семейных, целевых либо др. обязательств) среди участников научно-исследовательских работ возникало желание продолжить обучение на следующем уровне образования, которое они реализовывали;
- участие в научно-исследовательской работе кафедры повышало шансы поступления в аспирантуру и дальнейшее закрепление наиболее талантливых выпускников в вузе;
- выпускники демонстрировали более тесную связь с вузом и кафедрой, научным и профессиональным сообществом;
- процент трудоустройства по полученной специальности/направлению среди выпускников, получивших опыт НИР на кафедре, составил 95, причем они демонстрировали более стремительное продвижение по карьерной лестнице по сравнению с другими выпускниками.
Таким образом, можно говорить о решающей роли участия студентов в научно-исследовательской деятельности кафедр для выбора дальнейшего рода деятельности выпускников, повышения их конкурентоспособности на рынке труда и осознания актуальности своей профессии.
Для анализа ситуации по рассматриваемой теме в Институте наук о Земле Южного федерального университета в целом, был проведен опрос ныне обучающихся студентов о форме их участия в научно-исследовательской деятельности. Формы участия сформулированы согласно ФЗ N 273 «Об образовании в Российской Федерации», статья 72 [1].
Студентам был задан вопрос: «Принимаете ли Вы участие в научно-исследовательской работе кафедр? В какой форме?». Предложены следующие варианты ответа:
1. Научные исследования и экспериментальные разработки за счет грантов/ иных источников финансового обеспечения; 2. Участие в совместных научно-образовательных проектах кафедры и каких-либо научных организаций; 3. Работаю в действующих лабораториях университета; 4. Не участвую, но планирую; 5. Участвую в работе студенческого научного сообщества; 6. Не заинтересован (помимо учебной деятельности). В опросе приняло участие более 60 человек, обучающихся на разных курсах и направлениях подготовки, - порядка 10% от количества всего студенческого контингента Института наук о Земле ЮФУ. Ответы распределились следующим образом (рис.).
Формы участия студентов Института наук о Земле Южного федерального университета в научно-исследовательской деятельности, процент опрошенных (август 2019 г.)
Как видим, лишь 13% опрошенных в той или иной форме принимают участие в научно-исследовательской деятельности; более половины студентов не принимают участия в научно-исследовательской работе, однако планируют, т.е. при благоприятных условиях готовы заняться НИР. Довольно высок и процент студентов, не планирующих заниматься НИР за рамками учебного процесса – 35%. Практически не представлены такие формы НИР, как участие в совместных научно-образовательных проектах кафедр и научных организаций, а также работа в действующих лабораториях университета.
Таким образом, порядка 65% обучающихся готовы заниматься НИР, однако более 50% остаются не задействованными. Подобная ситуация складывается из многих факторов, в частности незаинтересованности преподавателей заниматься научно-исследовательской деятельностью и привлекать к НИР студентов (помимо учебного процесса). Так, авторами [11] изучались причины низкой активности преподавателей в сфере научной деятельности в отдельно взятом вузе. Среди факторов, которые отрицательно влияют на развитие научно-исследовательской деятельности самих преподавателей, приоритетными являются объем аудиторной нагрузки (отмечено 77%), размер заработной платы (66%).
Выводы
На примере отдельно взятой научной темы показана роль научно-исследовательской деятельности студентов в профессиональном становлении и дальнейшем выборе видов трудовой деятельности. Выявлено, что на сегодняшний день порядка 35% обучающихся в ИНоЗ ЮФУ не заинтересованы в участии в научно-исследовательской работе, более 50% студентов готовы участвовать в НИР. Таким образом, на данный момент потенциал в реализации совместных со студентами НИР используется не в полной мере. Основываясь на итогах исследования, можно выработать рекомендации по более активному привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности кафедр:
1) повышение информированности студентов о научных работах, проводимых кафедрами, с привлечением молодых ученых, успешных выпускников, освещение их достижений и перспектив дальнейшего применения полученных навыков в профессиональной деятельности;
2) стимулирование преподавателей вузов за совместную научную деятельность со студентами;
3) совершенствование системы мотивирования и поощрения студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью (именные стипендии и гранты на научные разработки, публикация результатов исследований, др.).
На данный момент в Институте наук о Земле ЮФУ присутствуют элементы всех рекомендуемых мер, и это уже даёт свои положительные результаты – важно поддерживать существующую тенденцию, поскольку очевидно, что это повышает конкурентоспособность не только самих выпускников, но и вуза в целом.
Библиографическая ссылка
Овсепян А.Э. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ЕЁ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ НАУЧНОЙ ТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29222 (дата обращения: 10.02.2025).