Дети с патологией глоточной миндалины составляют от 20 до 70% среди детей с рецидивирующими респираторными заболеваниями. Актуальность данной проблемы связана с высоким риском снижения уровня здоровья у таких детей, сопровождающегося невротическими реакциями, быстрым утомлением, снижением успеваемости. В свою очередь, это приводит к социальной дезадаптации ребёнка, а также к увеличению экономических затрат на лечение и потере трудового времени родителей [1; 2].
Многочисленные исследования последнего десятилетия подтверждают, что микробиота является важным регулятором физиологических процессов, иммунной резистентности и поведения. Микробиом является интегральной частью, дискретным органом человека, и его состояние может рассматриваться как один из маркеров для оценки состояния здоровья человека, а изменение численности и соотношение микроорганизмов, их биологических свойств могут являться показателями индивидуального адаптогенеза [3-5].
Полость рта - это входные ворота пищеварительной и бронхолегочной систем, и состояние микробиоты данного биотопа определяет колонизационную резистентность и формирование микробиоценозов других биотопов. Кроме того, ротовая жидкость содержит множество биомаркеров, отличающихся стабильностью, точностью обнаружения, включающую высокую чувствительность, специфичность и воспроизводимость анализов, простоту выполнения и экономическую эффективность клинико-диагностических алгоритмов [6-8].
Учитывая не только медицинскую, но и социальную значимость проблемы формирования здоровья детей с патологией глоточной миндалины, представляется важным исследование качественных и количественных параметров микробиоты ротовой полости и показателей резистентности организма у данной категории детей для реализации комплексного подхода к профилактике, лечению и реабилитации [9-11].
Цель исследования: определение объективных и информативно значимых факторов, отражающих риск снижения уровня здоровья и качества жизни детей с патологией глоточной миндалины для обоснования системы мониторинга и коррекционно-оздоровительных мероприятий.
Материал и методы исследования. Под наблюдением находились 129 детей в возрасте от 6 до 12 лет с различным уровнем здоровья. Для решения поставленных задач методом выборочного отбора все дети были разделены на две группы обследования. Основную группу составили 55 детей с хроническим аденоидитом (III группа здоровья), а к группе сравнения были отнесены 74 ребёнка с гипертрофией глоточной миндалины (II группа здоровья). Согласно МКБ 10 хронический аденоидит имеет код J35. Среди обследованных было 68 мальчиков и 61 девочка. Группы были статистически сопоставимы по возрастно-половому составу. Критерием включения в основную группу было наличие хронического аденоидита в стадии ремиссии, а критерием исключения - наличие другой хронической патологии. Методы исследования включали комплексную оценку уровня здоровья (согласно Приказу МЗ РФ № 514н) с использованием инструментальных и лабораторных методов исследования.
Для оценки состояния микробиоты пищеварительного тракта был использован скрининговый метод с определением микроэкологического варианта нормомикробиоты, характеризующегося определенным сочетанием индигенной и факультативной микрофлоры, где наиболее оптимальным является первый, а более неблагоприятным – третий вариант нормомикробиоты (патент на изобретение № 2602697 от 03.03.2015 г.).
Для определения вирусного компонента микробиоты полости рта проведено молекулярно-генетическое исследование ротовой жидкости на наличие ДНК представителей герпесвирусов (вируса простого герпеса 1 и 2 типа, вируса Эпштейна-Барр, вируса герпеса 6 типа, цитомегаловируса). Для выделения и амплификации нуклеиновых кислот использовали комплекты реагентов «РибоПреп» и «АмплиСенс® EBV/CMV/HHV6-скрин-FL» (набор реагентов для амплификации ДНК вируса Эпштейна-Барр, цитомегаловируса и вируса герпеса человека 6 типа), «АмплиСенс® HSV-typing-FL» (набор реагентов для амплификации ДНК вирусов простого герпеса и генотипирования 1 и 2 типов) с гибридизационно-флуоресцентной детекцией в режиме «реального времени» ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора» и амплификатор AppliedBioSystem.
Статистическую обработку результатов клинических и лабораторных исследований проводили с помощью программных пакетов Microsoft Office Excel (2007) и Statistica (10.0) для Windows (Statsoft Inc., USA).
Для оценки состояния иммунной резистентности было проведено количественное определение IgA, IgM, IgG и IgE в сыворотке крови методом иммуноферментного анализа («Вектор-Бест»).
Научно-исследовательская работа проводилась в рамках реализации государственного задания (№ 056-00150-18-00 от 27.12.2017) с соблюдением основных биоэтических правил (заключение Этического комитета ТГМУ от 21.01.2018 г.). Исследования выполнены в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, по адресу: 170036, г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 115, корп. 1 (Лицензия на медицинскую деятельность № ФС-69-01-000812 от 15 февраля 2018 года, сроком действия – бессрочно).
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе работы было проведено определение бактериально-вирусных ассоциаций микробиоты полости рта у детей в двух группах обследования. При исследовании бактериального компонента у детей с гипертрофией глоточной миндалины в 33,7% и 50% случаев были определены первый и второй варианты микробиоценоза. Третий вариант нормомикробиоты, характеризующийся увеличением условно-патогенной микрофлоры на фоне снижения количества представителей облигатной микрофлоры, был выявлен лишь у 16,3% респондентов. Таким образом, у детей со II группой здоровья наблюдалось доминирование оптимального соотношения облигатной и факультативной микрофлоры, тогда как прогностически неблагоприятный третий вариант нормомикробиоты был выявлен в незначительном количестве. При исследовании вирусного компонента обнаружено, что наиболее часто у детей с гипертрофией глоточной миндалины встречалась ДНК вируса герпеса 6 типа (табл. 1).
Таблица 1
Бактериальный и вирусный компонент микробиоты полости рта у детей с гипертрофией глоточной миндалины (II группа здоровья)
Вирусный компонент |
Вариант нормомикробиоценоза (n=74) |
|||||
Первый n=25 (33,7%) |
Второй n=37 (50,0%) |
Третий n=12 (16,3%) |
||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Вируспозитивные |
7 |
28 |
20 |
54,1 |
9 |
75* |
Ассоциации |
1 |
4 |
6 |
16,2* |
3 |
25* |
Эпштейна-Барр |
3 |
12 |
8 |
21,6 |
5 |
41,7* |
Герпеса 6 типа |
5 |
20 |
17 |
45,9* |
6 |
50* |
Простого герпеса 1 типа |
0 |
0 |
1 |
2,7 |
1 |
8,3* |
Примечание: * р<0,05.
Кроме того, ДНК вируса Эпштейна-Барр, герпеса 6 типа и ассоциации вирусов достоверно преобладали у лиц с третьим микроэкологическим вариантом нормомикробиоты по сравнению с более благоприятным первым вариантом. ДНК цитомегаловируса у детей данной группы обследования не выявлено. Следует отметить, что наличие ДНК вируса простого герпеса у детей с гипертрофией глоточной миндалины (II группа здоровья) носило спорадический характер, что соответствует общей тенденции у здоровых людей [12].
В группе детей с хроническим аденоидитом (III группа здоровья) выявлены более выраженные микроэкологические изменения полости рта, которые характеризовались изменениями качественных и количественных параметров как бактериального, так и вирусного компонентов (табл. 2).
Таблица 2
Бактериальный и вирусный компонент микробиоты полости рта у детей с хроническим аденоидитом (III группа здоровья)
Вирусный компонент |
Вариант нормомикробиоценоза (n=50) |
|||||
Первый n=3 (6%) |
Второй n=16 (32%) |
Третий n=31 (62%) |
||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Вируспозитивные |
1 |
33,3 |
13 |
81,3 |
27 |
87,1 |
Ассоциации |
0 |
0 |
4 |
25 |
10 |
32,3 |
Эпштейна-Барр |
0 |
0 |
6 |
37,5 |
12 |
38,7 |
Герпеса 6 типа |
1 |
33,3 |
8 |
50 |
18 |
58,1 |
Простого герпеса 1 типа |
0 |
0 |
1 |
6,3 |
2 |
6,5 |
Цитомегаловирус |
0 |
0 |
2 |
12,5 |
5 |
16,1 |
Примечание: * р<0.05.
Следует отметить, что у 5 детей (9,1%) данной группы наблюдались дисбиотические изменения микробиоты полости рта даже в стадии ремиссии инфекционного процесса. В частности, связанные с наличием условно-патогенной микрофлоры в количестве, превышающем 4 lg КОЕ/мл, у 3 детей (5,4%) в полости рта выявлены Haemophilus influenza. С позиций определения варианта нормомикробиоты в данной группе обследования значительно преобладал третий (62%), менее благоприятный вариант, по сравнению со вторым (32%) и первым (6%) вариантами. У детей данной группы обследования со вторым и третьим микроэкологическим вариантом нормомикробиоты в большинстве случаев выявлялся вирусный компонент, представленный различными герпесвирусами, включая вирус Эпштейна-Барр, герпеса 6 типа, простого герпеса 1 типа и цитомегаловирус. Следует подчеркнуть, что достоверных различий по качественным и количественным параметрам вирусного компонента у детей со вторым и третьим вариантом не обнаружено. Однако у детей данной группы в вируспозитивных образцах определялся цитомегаловирус, который отсутствовал у детей с гипертрофией глоточной миндалины и у здоровых детей различных возрастных групп [12]. Таким образом, у детей с III группой здоровья наблюдается изменение качественных и количественных параметров не только бактериального, но и вирусного компонента по сравнению с детьми II группы здоровья.
При сравнении количественного содержания иммуноглобулинов различных классов в сыворотке крови у детей II (с гипертрофией глоточной миндалины) и III (с хроническим аденоидитом) групп здоровья был выявлен ряд особенностей (табл. 3).
Таблица 3
Иммунологические показатели сыворотки крови у детей с патологией глоточной миндалины
Группы обследования |
Концентрация иммуноглобулинов крови (мг/мл) |
|||
IgA |
IgM |
IgG |
IgE |
|
Дети с гипертрофией глоточной миндалины (II группа здоровья) |
17,23±1,47* |
2,26±0,17* |
81,27±6,29 |
85,8±41,18 |
Дети с хроническим аденоидитом (III группа здоровья) |
12,52±0,95* |
1,74±0,10* |
71,32±3,72 |
74,64±10,52 |
t-критерий Стьюдента |
p=0,028 |
p=0,028 |
p=0,223 |
p=0,704 |
Так, у детей с хроническим аденоидитом (МКБ 10: J35) выявлена тенденция к более низкому содержанию иммуноглобулинов, всех определяемых в настоящем исследовании классов, IgA, IgM, IgG и IgE. Однако достоверные различия (t-критерий Стьюдента) были получены только для IgA и IgM (p=0,028), что вполне закономерно, поскольку эти классы иммуноглобулинов участвуют в первичном иммунном ответе и защите слизистых оболочек, в частности полости рта.
При сопоставлении результатов изучения состояния микроэкологии полости рта и содержания отдельных классов иммуноглобулинов сыворотки крови выявлен ряд особенностей. Так, у всех детей, имеющих ДНК вируса герпеса 6 типа, наблюдалось снижение уровня иммуноглобулинов IgA, IgM, IgG и IgE классов по сравнению со средними значениями этих показателей в группах обследования. Кроме того, повышенное содержание IgE (p=0,031) при втором и третьем микроэкологическом варианте бактериальной флоры может указывать на состояние микробной сенсибилизации организма (табл. 4).
Таблица 4
Взаимосвязь бактериально-вирусных компонентов полости рта и содержания отдельных классов иммуноглобулинов сыворотки крови у детей с патологией глоточной миндалины
Микроэкология полости рта |
Количественное содержание иммуноглобулинов крови (мг/мл) |
|||
IgA |
IgM |
IgG |
IgE |
|
Бактериальный компонент (первый вариант) |
12,19±1,97 |
1,73±0,2 |
82,09±11,9 |
68,91±15,87* |
Бактериальный компонент (второй, третий вариант) |
14±2,07 |
1,64±0,2 |
72±5,9 |
107,25±36,34* |
Вирусный компонент (вирус герпеса 6 типа) |
9,48±1,08 |
1,34±0,63 |
59,7±1,65 |
73±37,07* |
Бактериально-вирусные ассоциации |
12,57±1,47 |
1,85±0,15 |
66,87±3,35 |
65±13,56* |
Примечание: * р<0.05.
Следует отметить, что количественное содержание иммуноглобулинов различных классов имело тенденцию к увеличению при наличии изменений как в бактериальном, так и в вирусном компоненте микробиоты, выявлении бактериально-вирусных ассоциаций. Исключение составил IgE, количество которого снизилось на 12,3% при наличии ассоциаций вирусов и бактерий. Тем не менее выявленное превышение более чем на 30% данного класса иммуноглобулинов в совокупности с IgМ при втором и третьем варианте микробиоты позволяет предположить наличие инфекционного процесса и микробной сенсибилизации, как отражение процессов взаимодействия макро- и микроорганизма. Это подтверждается тем, что у детей III группы здоровья, с хроническим аденоидитом, вирусный компонент и бактериально-вирусные ассоциации встречались достоверно чаще (p=0,02 U-критерий Манна-Уитни) по сравнению с детьми II группы здоровья. Кроме того, нами отмечена более выраженная реакция иммунной системы при наличии у респондентов бактериально-вирусных ассоциаций. Так, содержание IgА, IgМ, IgG при бактериально-вирусных ассоциациях было выше на 24,6, 27,6 и 10,8% соответственно по сравнению с наличием у респондентов только вирусного компонента. Количественное содержание IgG также было на 27,3% выше при оптимальном варианте бактериальной нормомикробиоты по сравнению с наличием только вирусного компонента.
Заключение. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о процессах формирования «механизма взаимодействия» между макроорганизмом и его нормо- или патомикробиотой, реализующегося через инфекционный процесс и иммунную систему организма. Бактериальный и вирусный компоненты микробиоты полости рта находятся между собой в тесном динамическом взаимодействии, а также с общей иммунной резистентностью организма. Результаты исследования подтверждают, что бактериально-вирусные ассоциации полости рта отражают состояние общей резистентности организма у детей с хроническим аденоидитом и гипертрофией глоточной миндалины. Данные биомаркеры могут быть использованы как интегральный показатель для оценки уровня здоровья, формирования групп риска и превентивной коррекции в рамках реализации персонифицированного подхода. Кроме того, они могут быть предложены для обоснования системы мониторинга и коррекционно-оздоровительных мероприятий.
Библиографическая ссылка
Алексеева Ю.А., Самоукина А.М., Андреева О.В. ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИММУНИТЕТА И МИКРОБИОТЫ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ГЛОТОЧНОЙ МИНДАЛИНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29218 (дата обращения: 09.02.2025).