Дистанционная форма обучения (ДО) до сих пор остается одной из острых полемических проблем в высшем медицинском образовании. В 2012 году был внесен ряд изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации и разрешено использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Перед вузами была поставлена задача – создать условия для успешной работы информационно-образовательной среды, включая электронные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, и обеспечить доступ к технологическим средствам [1, 2]. Несмотря на это, ДО в медицинских вузах (МВ) используется, как правило, только для последипломной подготовки врачей – прохождения курсов усовершенствования, заочной специализации и интернатуры [3] – и является предметом дискуссии среди преподавателей и студентов медицинских специальностей. Противники ДО в медицине считают, что дистанционно невозможно овладеть практическими навыками врача, включающими различные операции и манипуляции. Но наука движется вперед, а современные смарт-технологии позволяют овладевать практическими приемами. Поэтому сторонников ДО в медицине становится все больше. Появление искусственного интеллекта, технологий дополненной (augmented reality, AR) и виртуальной реальности (virtual reality, VR) в медицинском мире совершило революционный прорыв и в области ДО. Интерактивные модели, реконструкции органов, воссоздание на экране информации в 3D проекции, тренажеры-симуляторы на базе технологий VR уже сегодня используют для обучения и проектирования врачебного вмешательства. Благодаря VR в любом месте в режиме реального времени студенты-медики могут следить за операцией от лица врача, переключаться на панорамный обзор и обсуждать ход операции в чате [4]. AR и VR технологии впечатляют. Хирургические очки Google glass позволяют следить за ходом операции неограниченному числу студентов и отображать в периферийном окне вопросы, на которые хирург может отвечать устно. Симулятор Simantha представляет собой полноразмерный манекен с имитацией сердечно-сосудистой системы и позволяет управлять кровяным давлением, сердечным ритмом, насыщением кислородом и даже «уровнем сознания» пациента, следить за последствиями действий врача. Симулятор Surgical Simulation помогает отрабатывать в виртуальном пространстве операции на органах. На платформе Fundamental разработаны технологии FeelReal VR, позволяющие воссоздавать в записи ход операции в симуляции VR, в которой хирурги могут практиковать и отрабатывать приемы, чувствуя руками текстуру тканей.
В России внедрение AR и VR технологий началось в 2017 году с запуска образовательной программы для медиков в Сколковском институте науки и технологий (Сколтех). В феврале 2018 года Правительство РФ утвердило план реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которого к 2020 году в области здравоохранения будет запущено 16 проектов. Компания-производитель, продвигая курс на импортозамещение, будет разрабатывать отечественные технологии по созданию симуляторов виртуальной реальности с тактильной обратной связью для обучения врачей [5].
Перед нами были поставлены следующие задачи: проанализировать готовность студентов разных курсов очных отделений МВ к дистанционному обучению, выявить специфические для использования в медицинской аудитории мобильные программы, ресурсы и средства коммуникации, выяснить возможность их применения при изучении не только общеобразовательных, языковых, но и специальных дисциплин.
Материал и методы исследования
Работа проходила в трех медицинских вузах Санкт-Петербурга. Наблюдение, анкетирование, опрос и проблемно-анкетированный поиск проводили среди 75 специалитетов 1-го курса Санкт-Петербургского государственного медицинского педиатрического университета (СПбГПМУ), 92 студентов 3-го курса Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины (СПГАВМ), 57 бакалавров технологов 3-го курса Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета (СПХФУ) и 17 магистрантов технологов 5-го курса СПХФУ. Степень готовности респондентов к реализации ДО оценивали по трем критериям: мотивационно-когнитивной и технологической готовности к реализации ДО, а также рефлексивно-результативной оценке деятельности по реализации ДО. Каждый критерий раскрывали через соответствующие показатели, по которым судили об уровне его сформированности [6].
Результаты исследований и их обсуждение. Исследования мотивационно-когнитивной и технологической готовности к реализации ДО показали, что независимо от курса обучения большинство студентов положительно мотивированы к ДО (77,8–86%) и используют в процессе обучения мобильные технологии (МТ) и мобильные ресурсы (приложения VS и мобильный ВЭБ: сайты, WAP интернет-страницы) (табл. 1).
Таблица 1
Оценка мотивационно-когнитивной и технологической готовности студентов различных курсов к реализации дистанционного обучения
Вопросы анкетирования
|
Студенты СПбГПМУ (1-й курс) |
Бакалавры СПХФУ (3-й курс) |
Студенты СПГАВМ (3-й курс) |
Магистры СПХФУ (5-й курс) |
Количество положительно ответивших респондентов, % |
||||
Ваше отношение к ДО, МТ и МР в обучении в целом? |
85,7 |
77,8 |
84,7 |
86 |
Пользовались ли Вы когда-нибудь ДО? |
57,1 |
72 |
47,8 |
86 |
Ваше отношение к ДО по латинскому и другим иностранному языкам? |
85,7 |
94,4 |
93,5 |
100 |
Ваше отношение к ДО по своей специальности? |
42,9 |
44,4 |
52,2 |
71 |
Индивидуальное ДО повысит уровень Ваших знаний по иностранному или латинскому языку? |
85,7 |
77,7 |
89,1 |
86 |
Индивидуальное ДО повысит уровень Ваших знаний по специальности?
|
42,9 |
61,1 |
52,2 |
80 |
Используете ли Вы для обучения на занятиях МТ и МР? |
71 |
91,4 |
89,1 |
71,4 |
Yildiz E. дал абсолютно точную характеристику сегодняшнего поколения учащихся. Современные студенты – это «цифровые аборигены (поколение Y и Z)», которые растут в мультимедийном мире, в мире технологий, в мире дополненной реальности, имеют огромный опыт использования мобильных средств и ресурсов и предпочитают последние классической книге [7]. К мобильным технологиям (МТ) относят возможности беспроводного входа в Интернет (Wi-Fi), мобильные телефоны и смартфоны, МП3-плееры, коммуникаторы, планшеты, устройства GPS, электронные словари, портативные звуковые и мультимедийные гиды и т.д. Использование МТ, основанное на мобильных устройствах (МУ), уверенно вошло во все сферы нашей жизни, включая образование и научно-исследовательскую работу студентов (НИРС). МТ и МР в образовании и НИРС невероятно важны и помогают формировать информационную культуру личности. Они открывают возможность создания специфического персонализированного профессионально ориентированного мобильного пространства, соответствующего современной компетентностно-ориентированной концепции образования, направленной на самостоятельный поиск информации, критический анализ и практическое решение проблем. В то же время МТ позволяют преподавателю учитывать индивидуальные особенности студентов, вовремя реагировать на вопросы и проблемы, подбирать индивидуальный темп обучения [8, 9, 10]. При анализе результатов исследований было выяснено, что студенты пользуются как персональными компьютерами (ПК), так и МУ. Статистика показала, что ПК и ноутбуки используют 44,4–85,7% наших респондентов, планшеты – 8–29%, мобильные телефоны и смартфоны – 78–86%, электронные переводчики – 11–57%. По данным зарубежной аналитической компании Manhattan Research (2011 год), 75% докторов владели хотя бы одним продуктом Apple, а по заключениям Vitera Healthcare (2012 год) – 60% владели iPhon и 45% – iPad [11]. Эти цифры коррелируют с нашими исследованиями, подтверждая технологическую готовность российских студентов. Благодаря мобильным приложениям (МП) медики могут мгновенно получить доступ к любой профессиональной информации. В нашем исследовании было интересно узнать, какие МП используют российские студенты медики в области образования. Студенты 1-го курса СПбГПМУ чаще всего пользуются программным обеспечением VOXEL-MAN: 3D-Navigator, Inner Organs, Brain and Skull, Upper Limb. Программы позволяют проводить компьютерное анатомическое моделирование, точно и наглядно передавая информацию о детальном анатомическом строении органов и их структур. Использование медицинского научного и обучающего программного обеспечения (моделирование анатомических объектов, разработка имитационных компьютерных моделей, построение иерархических графов, представляющих физиологические процессы) способствует развитию инновационных методических систем обучения. С их помощью у студентов формируются аналитическое мышление, умение самостоятельно приобретать знания, сбор, проводить обработку, передачу и хранение информации, повышается качество знаний, навыков и умений, создаются условия для самостоятельного творческого освоения сложных материалов [12, 13]. Технологи – бакалавры и магистры СПХФУ чаще всего используют мобильные приложения: Mathcad, Comsol multiphysics, Minitab, Office и Компас-3D [14]. Mathcad — это инженерное математическое программное обеспечение, позволяющее выполнять, анализировать важнейшие инженерные расчеты и обмениваться ими. Comsol multiphysics – это интегрированный программный продукт для создания моделей, состоящих из большого числа этапов, используется для моделирования и симуляции физических процессов, отображает процесс физических явлений и указывает ход решений. Minitab – пакет программ для обработки и анализа статистических данных. Компас-3D – программа трехмерного проектирования с функциональными возможностями твердотельного и поверхностного моделирования, разработанная специалистами АСКОН. Студенты 3-го курса СПГАВМ используют мобильное приложение Merck Vet Manual APP. Приложение выпущено компанией MSD в 2018 году и является удобным доступом к известному одноименному ветеринарному справочнику для специалистов. Его можно загрузить из App Store или Google play. Помимо профессиональных МП, 100% респондентов применяли поисковые системы Google иYandex, вели переписку в чатах Вконтакте, Одноклассники, Фейсбук, Твитер, Skype, Wiber, WhatsApp (для обсуждения учебы, отправки файлов, изображений или голосовых сообщений), пользовались пакетами мобильных программ Office и Word. Средствами изучения иностранного языка являются: Переводчик Яндекс и Google, «Учим английский язык», English Listening, Lingvo, «Полиглот». Положительно к дистанционному обучению иностранному и латинскому языкам отнеслись практически все студенты, а 77,7–89,1% респондентов посчитали, что индивидуальное ДО повысит уровень знаний иностранного и латинского языков. Напротив, только около половины студентов 1-го и 3-го курсов отнеслось положительно к ДО по специальности, а 42,9–61,6% студентов 1-го и 3-го курсов посчитали, что индивидуальное ДО повысит их уровень знаний в профессии, что свидетельствует об их низкой мотивации. Студенты-магистры показали высокий уровень заинтересованности. Интересно отметить, что студенты СПХФУ – как бакалавры (72%), так и магистранты (86%), пользовались системой ДО чаще, чем бакалавры СПбГМУ (57,1%) и СПГАВМ (47,8%). И это не случайно. В СПХФУ организовано ДО для студентов очного и заочного отделений по общеобразовательным предметам: биоэтике, философии, психологии и педагогике. Также на базе СПХФУ работает Центр повышения квалификации специалистов, где реализуется более 50 программ в рамках Непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО). Анализ рефлексивно-результативной деятельности по реализации дистанционного обучения дал понять, что студенты в своем большинстве не определяют качественную содержательную сторону ДО. Такие категории оценки, как «Качество обучения», «Индивидуальный подход в обучении», «Развитие ответственности и самодисциплины», занимают в рейтинге последние места. Напротив, ДО рассматривают только как удобную в личном и эмоциональном плане систему для экономии времени, быстрой коммуникации и обмена, мгновенного и постоянного доступа к информации. Исходя из этого уровень включения в деятельность по реализации ДО мы рассматриваем как низкий (табл. 2).
Таблица 2
Рефлексивно-результативная оценка деятельности студентов разных курсов по реализации дистанционного обучения
Категории оценки (место в рейтинге) |
Студенты СПбГПМУ (1-й курс) |
Бакалавры СПХФУ (3-й курс) |
Студенты СПГАВМ (3-й курс) |
Магистры СПХФУ (5й- курс) |
Качество обучения |
6 |
7 |
4 |
4 |
Индивидуальный подход в обучении |
5 |
6 |
3 |
7 |
Развитие ответственности и самодисциплины |
4 |
4 |
6 |
5 |
Быстрая коммуникация и обмен информацией |
2 |
5 |
5 |
2 |
Мгновенный и постоянный доступ к информации |
1 |
2 |
2 |
3 |
Экономия времени |
3 |
1 |
1 |
1 |
Экономия средств |
7 |
3 |
7 |
6 |
Выводы. Исследования показали степень готовности наших респондентов по реализации ДО. Мотивационно-когнитивная готовность (МКГ) к иностранному и латинскому языкам у студентов всех курсов была достаточной. Респонденты были заинтересованы в получении новых знаний, носящих продуктивный характер, прекрасно понимая конечные цели ДО и осознавая общественную значимость обучения. МКГ к специальным предметам у студентов 1-го и 3-го курсов была низкой. Отсутствие достаточных знаний по ДО, неспособность сформировать потребности и конечные цели, предвзятое общественное мнение к ДО обуславливали у студентов низкую мотивацию и отсутствие интереса. МКГ у магистров 5-го курса была достаточной. Студенты были мотивированы на получение знаний, повышение их качества, видели конечные цели и пути реализации ДО. Технологическая готовность у студентов всех курсов была достаточной, как по общеобразовательным дисциплинам и иностранным языкам, так и по предметам по специальности. Студенты активно использовали МУ, ориентировались в МТ и МР, проявляли творческие инициативы по освоению новых программ и приложений. Они понимали важность изучения и настойчиво преодолевали трудности освоения дистанционных образовательных технологий. Рефлексивно-результативная оценка студентов всех курсов была низкой. Студенты не определяли качественную составляющую ДО, рассматривая только сторону эмоционального и психологического комфорта. В заключение необходимо отметить, что основная методическая задача преподавательского состава и вуза в целом состоит в овладении всеми возможностями дистанционного обучения, мобильных технологий и ресурсов, в том числе в освоении новейших AR и VR технологий; их организации, технической оснащенности и способности эффективного использования, так как это мощная, инновационная, интересная и увлекательная поддержка традиционных методов, средств и технологий обучения, мотивирующая студентов к реализации дистанционного и мобильного обучения.
Библиографическая ссылка
Касьяненко Е.Ф., Рубцова Л.Н., Димов И.Д., Богомолова В.Ю. ДИСТАНЦИОННОЕ И МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29216 (дата обращения: 10.02.2025).