Современный этап развития общества характеризуется все более нарастающим вниманием к проблеме инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [1]. Важность создания условий для адаптации и полноценной жизни этих людей в нашей стране отражена в ряде принятых за последние годы нормативно-правовых документов [2-4].
В настоящее время в большинстве развитых стран мира происходит отказ от «медицинской модели», предполагающей изоляцию лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в пользу «инклюзивной стратегии», предполагающей активное включение данных лиц в различные сферы общественной жизни [1]. Одним из важнейших видов инклюзии является образовательная, предполагающая возможность совместного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и учащихся без ограничений здоровья, посредством создания среды и организации условий, отвечающих потребностям и возможностям каждого учащегося [1, 3, 4].
Важной задачей инклюзивного образования является подготовка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в области защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения личной безопасности [5]. Изучение вопросов безопасности жизни человека является особенно актуальным в условиях медицинского вуза, так как не только дает знание основных принципов обеспечения безопасности личности, но и позволяет отработать мероприятия по защите персонала объекта здравоохранения в условиях предполагаемой чрезвычайной ситуации, в том числе с учетом особенностей маломобильных групп населения [2, 5].
В то же время следует учитывать, что инклюзивное образование сопряжено с появлением новых социальных явлений, различных физиологических и психологических барьеров, поиском новых подходов и стратегий для их преодоления. Отмеченное в последние годы в нашей стране увеличение количества учащихся с пограничными и сочетанными нарушениями развития [6, c. 20] требует активного внимания как педагогов, так и психологов, медиков. Нарушение процесса адаптации данной категории учащихся в коллективе может приводить к таким негативным социальным явлениям, как виктимизация и стигматизация [1, 7]. Важную роль в предупреждении и устранении данных негативных явлений должны играть не только методы психолого-педагогической коррекции, но и обучение инвалидов и лиц с ОВЗ основам психологической безопасности.
Целью нашей работы стало обучение студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основным мероприятиям по защите населения и организованных коллективов от воздействия вредных и опасных факторов окружающей среды, правилам личной безопасности и основам обеспечения безопасности труда медицинских работников в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Материал и методы исследования
Согласно данным Ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) за 2018–2019 учебный год всего в Рязанском государственном медицинском университете обучаются 88 студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них 60 человек обучаются на лечебном факультете. Подавляющее большинство инвалидов – лица с соматической патологией (сахарный диабет, бронхиальная астма). Относительно небольшое количество – инвалиды по зрению и слуху, с патологией опорно-двигательного аппарата (ОДА). Все учащиеся с инвалидностью являются инвалидами с детства.
Для данной категории студентов с ограниченными возможностями здоровья, учитывая разнообразный характер их патологии [4, 6], нами была разработана адаптированная рабочая программа и подготовлено учебное пособие «Безопасность общества и личности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях» по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», авторы Н.В. Шатрова, В.В. Сычев [5].
В учебную программу наряду с общими вопросами о безопасности жизни человека были включены специальные вопросы, касающиеся личной безопасности и личной психологической безопасности инвалидов и лиц с ОВЗ, самообороны инвалидов и лиц с ОВЗ, дорожно-транспортной безопасности инвалидов, эвакуации маломобильных групп населения и использования ими средств индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также организации рабочих мест инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях лечебных учреждений [5].
Занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» проводились со студентами 2-го курса лечебного факультета в группах, где обучались студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентам-инвалидам и лицам с ОВЗ большое внимание нами было уделено вопросам обеспечения их личной психологической безопасности.
Важным условием успешной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к процессу обучения в вузе является коррекция таких негативных социальных явлений, как виктимизация и стигматизация [1, 7].
Виктимизация (понятие, пришедшее из области криминологии) – процесс превращения личности или группы субъектов в жертв преступлений.
Виктимность – повышенная способность некоторых социальных групп ощущать себя и становиться жертвами различных противоправных действий, к которым можно отнести акты насилия, преступлений, подчинения и угнетения.
Необходимо отметить, что виктимность присуща практически любой личности, но у некоторых субъектов это качество проявляется сильнее и имеет более опасные последствия, к которым относятся преступные действия, различные формы принуждения и унижения.
Студенческая среда является виктимизированной в силу возраста учащихся, способов времяпровождения, свободного общения, возможности не работать и иметь достаточно времени для досуга.
При этом студенты, имеющие ограничения в здоровье и инвалидности различных нозологий, относятся к группе с повышенным виктимогенным уровнем риска. На это влияет ряд социальных и психологических факторов, таких как наличие дефекта и закрепление статуса инвалида, личностные особенности человека, внутрисемейные отношения, гендерный аспект (согласно данным исследований [1, 7] женщины виктимизированы в большей степени, чем мужчины), нахождение в студенческой среде и возрастная принадлежность.
Другим отрицательным явлением, сопровождающим внедрение инклюзивного образования в вузах, является стигматизация. Данным термином обозначают негативное восприятие, навешивание «ярлыков», присвоение отрицательных личностных черт – несамостоятельности, иждивенчества, замкнутости, неопрятности – инвалидам и лицам с ОВЗ [1]. При этом личность в процессе воздействия стигмы постепенно может «вживаться» в предписанный ей образ. Инвалид начинает ощущать свою неполноценность, свой дефект и неприятие окружающими.
Методом психолого-педагогической коррекции виктимизации и стигматизации в условиях инклюзивного образования является в первую очередь создание условий, отвечающих особым потребностям учащихся, которые дают возможность студентам с нарушениями здоровья ощущать себя уверенно и комфортно в ходе учебного процесса. Важную роль здесь играют применение технических средств реабилитации (индивидуальных слуховых аппаратов, микрофонов, мультимедийных презентаций), доступ к учебникам со шрифтом Брайля, а также применение индивидуальных программ, увеличение периода обучения и возможность свободного графика прохождения итоговых контрольных мероприятий [1, 3, 4].
Немаловажным является создание благоприятной психологической среды, микроклимата в коллективе, где обучаются лица с ОВЗ. Известно, что, как только личность с физическим дефектом или инвалидностью оказывается в условиях, где нет необходимости приспосабливаться, а среда вокруг полностью отвечает особым потребностям, эффективно происходит процесс адаптации, появляются уверенность в себе, желание общаться с окружающими, стремление к учебной деятельности [1, 7].
Социальная активность личности как важный элемент организации ее жизнедеятельности [8] также играет существенную роль в преодолении психологических барьеров. Участие в культурных и научных мероприятиях, волонтерском движении, другие возможности неформального общения значительно расширяют сферу интересов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышают их самооценку, способствуют формированию у них активной жизненной позиции, что значительно снижает риск виктимизации и стигматизации [1, 7].
Наряду с психологическими аспектами большое значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеют вопросы, связанные с предупреждением возможной физической агрессии [5, 9].
Для лиц с ОВЗ и инвалидностью в первую очередь важно использовать любую возможность избежать столкновения [5, 9]. Для тех ситуаций, когда это невозможно, необходимым элементом безопасности личности является овладение ею элементарными приемами физической самообороны [9].
Известно, что от инвалида или человека с ограниченными возможностями здоровья мало кто будет ожидать сильного сопротивления. Это преимущество следует использовать. Большую роль в применении приемов самообороны в данном случае играет эффект неожиданности. Следует научиться действовать очень быстро, чтобы за пару секунд обезвредить нападающего или не позволить ему привести свои угрозы в действие [5, 9].
Удар в уязвимые места – шею, глаза – может на определенное время вывести соперника из строя. Учитывая сложность выполнения приемов самообороны для лиц с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего следует обратить внимание на такие удары, которые могут спасти жизнь [5, 9].
В качестве средства отражения нападения можно также использовать зонт или трость, которыми следует блокировать удары или наносить их (например, в шею противника), осуществлять захваты (например, за шею, ногу) [9].
В то же время следует помнить о том, что каждый наносимый удар должен быть хорошо продуманным, недопустимым является превышение разрешенных пределов самообороны [5, 9].
Важной составляющей личной безопасности инвалидов и лиц с ОВЗ является обеспечение их дорожно-транспортной безопасности [5].
При этом для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация – вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.) [2, 5].
Слабовидящий человек при пользовании транспортом нуждается в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (применяются световые табло, контрастная окраска пограничных – верхней и нижней – ступеней, края платформы и др.).
Для человека с полной утратой зрения или с инвалидностью по заболеваниям опорно-двигательного аппарата доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью и с использованием специальных устройств [2, 5].
Для инвалидов по слуху основной проблемой является информативность, то есть необходимые условия, обеспечивающие удобство, безопасность и способность самостоятельно ориентироваться.
К визуальным устройствам и средствам информации, используемым для вспомогательного управления движением и поведением инвалидов по слуху, относятся указатели и знаки, в том числе и световые; разметка и цвет элементов оборудования; щиты, стенды, табло, бегущие строки; световые маяки [2, 5].
Во всех видах общественного транспорта, помимо объявления остановок голосом, могут использоваться и информационные табло, визуально показывающие маршрут следования [2, 5].
Другим важным элементом системы безопасности инвалидов и лиц с ОВЗ является безопасность организованных коллективов [5, 10].
Основными составляющими данного вида безопасности являются физическая защита зданий и сооружений, а также использование специальных технических устройств и средств эвакуации из здания в случае возникновения чрезвычайной ситуации [5, 10].
Во всех зданиях и сооружениях, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, рекомендуется иметь не менее одного доступного для них входа, оборудованного пандусом или подъемными устройствами наклонного или вертикального перемещения, обеспечивающими возможность подъема граждан данной категории на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла [2, 5].
Для перемещения по этажам здания могут применяться подъемно-транспортные средства для маломобильных групп населения: «мини-лифты» индивидуального пользования, вертикальные, наклонного перемещения или в виде кресла, мобильные автономные подъемно-транспортные средства.
В случае чрезвычайной ситуации могут быть предусмотрены специальные канатно-спусковые устройства для эвакуации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья из здания, такие как «Самоспас», «Spider» [5].
Наряду с рассмотрением вопросов, касающихся эвакуации маломобильных групп населения, большое внимание в процессе преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» нами было уделено обучению студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья использованию средств индивидуальной защиты в условиях воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций [5, 10, 11].
Средства индивидуальной защиты принято разделять на средства защиты органов дыхания, средства защиты глаз и средства защиты кожи [10, 11].
К средствам защиты органов дыхания относятся: средства защиты фильтрующего типа (фильтрующие противогазы, самоспасатели, респираторы) и изолирующего типа (изолирующие дыхательные аппараты).
Фильтрующий противогаз является одним из основных средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не способных самостоятельно надеть противогаз, его надевание производится в порядке взаимопомощи. При этом оказывающий помощь должен посадить пострадавшего в удобное положение (между своих ног), снять с него головной убор, вынуть противогаз из сумки, подвести к подбородку и, растягивая резину пальцами от подбородка к голове, надеть на голову [5, 11].
Самоспасатель – средство индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения при эвакуации из производственных, административных и жилых зданий, образовательных и лечебных учреждений во время пожара.
Самоспасатели могут быть фильтрующими («Шанс», ГДЗК и др.) и изолирующими (СПИ-20 и др.). Небольшой вес и размеры данных аппаратов позволяют постоянно носить их с собой [5].
Индивидуальные средства защиты кожных покровов используются для защиты от различных отравляющих веществ, аварийно-опасных химических веществ, радиоактивных веществ, бактериальных аэрозолей и токсинов.
Средства индивидуальной защиты кожи могут быть фильтрующего типа (общевойсковой комплексный защитный костюм фильтрующего типа – ОКЗК) и изолирующего типа (легкий защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный комплект – ОЗК) [5, 10, 11].
Следует помнить, что при эксплуатации индивидуальных средств защиты кожи изолирующего типа нарушаются процессы терморегуляции организма. Поэтому нахождение в таких средствах защиты, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, строго ограничено по времени и зависит от температуры окружающей среды и физического состояния человека [11].
Учитывая, что труд медицинских работников во все времена отличался особыми условиями, делающими его одним из наиболее социально значимых видов человеческой деятельности [12], большое внимание в процессе преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» нами было уделено ознакомлению обучающихся с вопросами, касающимися организации рабочих мест инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях лечебных учреждений [13].
Согласно действующим Санитарным нормативам и правилам [13] оргтехоснастка рабочих мест для инвалидов (столов, стеллажей, шкафов) должна соответствовать антропометрическим данным исполнителя, указанным в таблице.
Требования к оборудованию рабочих мест инвалидов
Параметры и рабочее положение, мм |
Рост человека |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
Высота рабочего стола при обычной работе сидя |
700 |
725 |
750 |
Высота стола для особо точных работ при работе сидя |
900 |
950 |
1000 |
Высота рабочей поверхности для работы на станках и машинах при работе сидя |
800 |
825 |
850 |
Высота рабочей поверхности для работы на станках и машинах при работе стоя |
1000 |
1050 |
1100 |
Высота рабочей поверхности при работе, где возможно изменение рабочего положения, – сидя или стоя |
950 |
1000 |
1050 |
Для удобного нахождения своего рабочего места слабовидящим работником оборудование или мебель следует оснащать тактильными ориентирами [5, 13].
Параметры микроклимата, шума и вибрации, освещенности, воздушной среды и химических факторов производственной среды не должны превышать допустимых значений [12, 13].
Если в лечебном учреждении превышен допустимый уровень шума и вибрации, рекомендуется применять различного типа звукопоглотители [5].
Во врачебных кабинетах излишние шумы рекомендуется снижать при помощи звукопоглощающей облицовки стен, акустических потолков, коврового покрытия полов, а также книжных шкафов и стеллажей, изолирующих рабочее место инвалида [5, 13].
При организации освещения рабочего места инвалида необходимо, чтобы свет падал на рабочее место сбоку, наискось и сзади.
Важным аспектом обеспечения безопасности рабочих мест инвалидов и лиц с ОВЗ является доступность систем связи. Для инвалидов по слуху могут использоваться телефоны с дублированием звукового сигнала звонка световым обозначением, а также специальные аппараты, передающие информацию в виде текстовой бегущей строки, с возможностью набора текста в печатном виде на клавиатуре. Данные аппараты могут работать как стационарно, так и подключаться к обычным телефонам [2, 5].
Подобные системы могут использоваться и для обозначения звонка входной двери.
В лечебных учреждениях, где работают инвалиды и лица с ОВЗ по зрению и слуху, рекомендуется установить специальные тактильные и звуковые мнемосхемы, помогающие ориентироваться по зданию и осуществлять быстрый поиск необходимого объекта [2, 5].
Таким образом, организация рабочих мест инвалидов и лиц с ОВЗ в лечебных учреждениях должна обеспечивать максимальную безопасность и комфортность труда.
Заключение
Проведенные занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» с учетом особых образовательных потребностей студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья показали повышение общей культуры безопасности у данной категории обучающихся, формирование у них активной жизненной позиции, а также формирование навыков само- и взаимопомощи в коллективе как у студентов с ограниченными возможностями здоровья, так и у студентов без ограничений в здоровье.
Показано, что ознакомление обучающихся с вопросами, касающимися организации рабочих мест инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях лечебных учреждений, играет важную роль в дальнейшей профориентации данной категории студентов, что является особенно актуальным в процессе обучения в медицинском вузе.
Библиографическая ссылка
Сычев В.В., Шатрова Н.В. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29193 (дата обращения: 10.02.2025).