В условиях развития современного общества отмечается выраженная тенденция к активной пропаганде новых форм и видов танцевального искусства с развитием популярных танцевальных стилей и направлений современной хореографии.
Развитие современного танца реализуется в соответствии с особенностями новейших музыкальных тенденций, чем обусловлена его высокая позиция в аспекте моды, то есть актуального высокого спроса и разных возрастных категорий. Рассматривая направления современной хореографии, можно отметить, что сегодня их существует большое количество и каждое из них обладает своей уникальной философией [1, с. 5].
Следует выделить, что особенную актуальность в современных условиях развития танцевального искусства имеют факторы активизации внимания зрителя на высоком уровне, способствующие популяризации занятий танцами, чем обусловлена профессиональная деятельность хореографов в сфере поиска новых интеграционных форм реализации танцевального искусства.
В качестве компонента, способствующего усилению эффекта танцевальной постановки, исследователями рассматривается включение в танец элементов акробатики, которыми, наряду с усилением эффекта, обычному танцевальному номеру придается элемент шоу, повышается его яркость, сила, усиливается его влияние на зрителя [2, с. 76].
Посредством включения в танцевальную программу акробатических упражнений повышается спортивная направленность танцев, уровень развития рельефной и гармонично развитой мускулатуры, развиваются координационные, силовые способности, вестибулярная устойчивость и ориентировка в пространстве обучающихся. Наряду с этим акробатика способствует воспитанию морально-волевых качеств: смелости, ловкости, решительности [3, с. 89].
Хореографическими занятиями с внедрением в них акробатических и гимнастических элементов решаются задачи по физическому, музыкально-ритмическому и эстетическому воспитанию. Приобретенные в ходе акробатических упражнений навыки отличает большая пластичность и возможность использования в различных танцевальных, спортивных, а также жизненных ситуациях.
Стремительное развитие акробатики, с расширением границ ее применения в различных видах спорта, обусловлено тем, что акробатические упражнения представляют эффективное средство по воспитанию и совершенствованию физических и морально-волевых личностных качеств, которые необходимы в бытовой, спортивной, трудовой и других видах деятельности, а также их необычностью и зрелищностью [4, с. 14].
Цель исследования: раскрыть особенности акробатических элементов как компонента содержания танцевальных программ коллективов современного танца.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что наличие и сложность состава акробатических элементов в составе программ выступлений коллективов современного танца позволят иметь более высокие рейтинги данных коллективов.
Материал и методы исследования.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблематике исследования.
2. Выявить взаимосвязь между рейтингом танцевальных групп, составом и количеством акробатических элементов в структуре танцевальных программ.
3. Разработать и апробировать методику акробатической подготовки в рамках освоения танцевальных элементов.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Экспертное оценивание.
5. Методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Отразим совокупность акробатических элементов, используемых коллективами современного танца в танцевальных постановках в анализируемом периоде, в таблице 1 и в виде гистограммы на рисунке.
Таблица 1
Результаты исследования включения акробатических элементов в танцевальные постановки коллективов в анализируемом периоде
|
|
Название танцевального коллектива |
||
№ п/п |
Показатель |
«Лотос» |
«Джоконда» |
«Реприза» |
1 |
Динамические элементы |
15 |
23 |
8 |
2 |
Статические элементы |
8 |
7 |
4 |
3 |
ИТОГО |
23 |
30 |
12 |
Среднее количество акробатических элементов в танцах коллективов
Результаты исследования включения акробатических элементов в танцевальные постановки коллективов в анализируемом периоде (рис. 1) показывают, что наибольшее количество акробатических элементов (30) в постановочных танцах было включено в программу танцевального коллектива «Джоконда», 7 из которых приходятся на статические элементы, а 23 - на динамические акробатические элементы.
В программу постановочных танцев коллектива «Лотос» было включено среднее количество акробатических элементов (23).
В меньшей степени акробатические элементы применяются в танцевальных постановках хореографического коллектива «Реприза» (12), включая 8 элеменов динамического и 4 элемента статического характера.
На основе результатов исследования можно отметить, что общее количество и особенности включаемых в танцевальные постановки акробатических элементов, вероятнее всего, обусловлено важностью реализации образовательных программ, специфическими особенностями и задачами, решаемыми танцевальными коллективами.
По результатам исследования была разработана подпрограмма «Акробатика в танце» для хореографического ансамбля «Реприза» с наиболее низким уровнем включения в программу акробатических элементов, в форме практических занятий, рассчитанная на 4 года обучения с объемом 280 часов (табл. 2).
Таблица 2
Распределение нагрузки (в часах) по годам обучения
№ п/п |
Содержание акробатической подготовки |
1-й год обучения |
2-й год обучения |
3-й год обучения |
4-й год обучения |
||||
1 полугодие |
2 полугодие |
1 полугодие |
2 полугодие |
1 полугодие |
2 полугодие |
1 полугодие |
2 полугодие |
||
1 1 |
Силовая гимнастика: ОФП; СФП |
16 |
14 |
16 |
14 |
16 |
14 |
16 |
14 |
2 2 |
Базовая акробатическая подготовка |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Всего |
36 |
34 |
36 |
34 |
36 |
34 |
36 |
34 |
|
Итого: 280 |
70 |
70 |
70 |
70 |
В связи с тем что основной целью подпрограммы являлось формирование физически здоровой, духовно богатой, творческой личности, были сформулированы следующие задачи:
- повысить уровень развития физических и личностных качеств: силы, гибкости, выносливости, трудолюбия, ловкости, воли, смелости, целеустремленности и упорства;
- сформировать специальные двигательные навыки, направленные на повышение уровня успешности освоения акробатических упражнений;
- повысить показатели общей и специальной физической работоспособности человеческого организма.
В структуру практического раздела подпрограммы были включены следующие разделы: силовая гимнастика и базовая акробатическая подготовка.
В раздел силовой гимнастики включены упражнения, направленные на общефизическую и специальную физическую подготовку.
В раздел базовой акробатической подготовки включены упражнения, направленные на индивидуальную отработку элементов: кувырки, курбеты, перекидки, перевороты, полуперевороты, сальто и т.д.
В разделе спортивной акробатики на начальном этапе занятия предполагалось применение базовых акробатических элементов, подразделяемых на следующие подгруппы: индивидуальные (одиночные), парные и групповые.
В группу индивидуальных акробатических упражнений были включены статические и прыжковые элементы, тесно взаимосвязанные с выполнением частичных и полных вращений вокруг передне-задней, фронтальной и вертикальной осей, с сохранением в определенных позах - равновесия. Этим обусловлено выделение подгруппы упражнений динамического (перекаты, кувырки, перевороты, полуперевороты, сальто) и статического (равновесия, мосты, шпагаты, стойки, упоры) характера.
Ключевой характеристикой упражнений динамического характера, выполнение которых возможно как в движении, так и на месте, являются «переворачивания» в заданном направлении, которые обусловлены показателями их количественного выражения: назад, вперед и в сторону, полным вращением и полуоборотом, как с отталкиванием руками, так и без него, а также с сохранением определенной заданной позы или ее изменением.
Парные упражнения, выполняемые двумя занимающимися (танцорами), по характеру и содержанию подразделялись на балансовые (поддержки) и вольтижные (темп, броски) упражнения.
Упражнения в балансировании подразделялись на: наскоки и входы, поддержки, стойки, упоры, равновесия, взаимные перемещения партнеров.
Вольтижные упражнения были представлены в виде действий, связанных с ловлей партнера и бросками, подкидными прыжками и соскоками, входами броском и прыжком, сменами поддержек с фазой полета с вращениями и без них, поворотами и оборотами, полупереворотами и сальто. Все вольтижные упражнения выполнялись с использованием различных способов отталкиваний (и нижнее, и верхнее), с приходами в определенную требуемую позу, которая согласована между партнерами; с разной степенью технической сложности, физической трудности и психической напряженности [5, с. 165].
Длительность основного педагогического эксперимента, реулизуемого на базе «Колледжа культуры и искусств» г. Астрахани, составила 7 месяцев (с сентября 2018 г. по апрель 2019 г.).
Занятия по подпрограмме «Акробатика в танце» проводились с периодичностью 1 раз в неделю в объеме 2 академических часов. Упражнения на развитие гибкости были включены в специальную разминку, осуществляемую в подготовительной части занятия и в его заключительной части, а упражнения из разделов СФП и ОФП, базовой акробатической подготовки были включены в содержание основной части учебного занятия.
Предполагалось, что благодаря внедрению элементов акробатики в хореографическую разминку (индивидуальная работа у гимнастической стенки, с включением висов и упоров, переворотов, стоек, перекатов, равновесия, шпагатов и т.д.) у занимающихся будет формироваться правильная осанка и так называемое чувство позы, устойчивость, координация движений, красивая линия ног, легкость и изящество выполнения танцевальных элементов.
На следующем этапе исследования независимыми экспертами было проведено повторное оценивание танцевальных программ хореографических коллективов, которые приняли участие в педагогическом эксперименте.
Совокупность акробатических элементов, используемых коллективами современного танца в танцевальных постановках в анализируемом периоде, отражена в таблице 3.
Таблица 3
Результаты педагогического исследования
№ п/п |
Показатель |
«Джоконда» |
«Лотос» |
«Реприза» |
|||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
||
1 |
Количественный |
30,0+0,5 |
30,0+0,5 |
23,0+0,3 |
23,0+0,3 |
12,0+0,1 |
16,0+0,2 |
2 |
Достоверность различий |
p>0,05 |
p>0,05 |
P<0,05 |
|||
3 |
Рейтинг коллектива |
18 |
11 |
6 |
|||
4 |
Качественный |
8,75+0,1 |
8,9+0,1 |
8,4+0,1 |
8,5+0,1 |
2,75+0,1 |
4,5+0,4 |
5 |
Достоверность различий |
p>0,05 |
p>0,05 |
P<0,05 |
|||
6 |
Рейтинг коллектива |
20 |
15 |
9 |
Анализируя результаты исследования включения акробатических элементов в танцевальные постановки коллективов за период эксперимента (табл. 3), можно отметить, что содержание танцевальных программ коллективов «Лотос» и «Джоконда», в которых не проводилось дополнительных занятий, по уровню насыщенности акробатическими элементами практически осталось неизменным, вместе с тем в них можно выделить повышение качественной оценки уровня выполнения акробатических элементов.
Так, в хореографическом коллективе «Джоконда» показатель прироста составил 0,15 балла, а в хореографическом коллективе «Лотос» 0,1 балла, но по результатам статистической обработки данных не было выявлено их статистической достоверности (p>0,05).
Вместе с тем при статистической обработке данных были выделены достоверные изменения в количественном (+4 элемента) и качественном показателях (+1,75) (P<0,05) танцевальной программы хореографического коллектива «Реприза».
Таким образом, посредством реализации в системе подготовки коллектива «Реприза» подпрограммы по дополнительной акробатической подготовке, были созданы предпосылки для освоения новых, интересных акробатических упражнений, с расширением разнообразия танцевальной программы, что способствовало повышению рейтинга группы.
Все результаты исследования были сведены в таблицу 3.
Подводя итоги исследования, можно сказать, что проведенными исследованиями и наблюдениями подтверждено предположение, согласно которому наличие и сложность состава акробатических элементов в танцевальных программах коллективов современного танца позволяют иметь более высокие рейтинги.
Заключение
1. Анализ особенностей и специфики процесса освоения акробатических элементов показал, что акробатическими упражнениями повышается уровень подготовки к овладению сложными движениями и развиваются навыки самостраховки. Посредством систематических занятий акробатикой создаются предпосылки для разностороннего развития мускулатуры тела и развивается его гибкость.
2. Включение акробатических упражнений в тренировочный процесс оказывает благоприятное воздействие на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также является эффективным средством координационной подготовки.
3. Акробатические элементы используются во всех известных в современной хореографии направлениях танца. Исполнение современных танцев без физической подготовки на высоком уровне невозможно, так как в структуру включено большое количество элементов акробатики: сложнейших стоек на голове и руках, переворотов, прыжков, кувырков и сальто. Элементы акробатики усложняются танцором в зависимости от уровня его физической подготовки и фантазии, что способствует повышению качественных характеристик танца и его воздействия на зрителя. Необходимостью является умение танцора слушать свое тело, осуществлять его настройку, сравнимую с настройкой музыкального инструмента.
4. В хореографии используются практически все акробатические элементы, от простейших переворотов до сложнейших выбросов. Танцорами модернизируются акробатические элементы, с их выполнением не в виде спортивных упражнений, а в виде танцевальных трюков. При грамотном комбинировании акробатических элементов с другими танцевальными элементами и движениями развиваются качественные характеристики танца и повышается его разнообразие. Важным условием является соблюдение соответствия трюковых элементов возрастным особенностям танцоров и уровню их физической подготовки.
5. В ходе проведенного исследования были выявлены особенности включения акробатических элементов в постановочные танцы современных танцевальных хореографических коллективов, т.е. прямая зависимость результативности (рейтинга) коллективов современного танца и акробатической составляющей структуры танцевальных программ.
При освоении акробатических упражнений необходимо учитывать, что процесс обучения акробатическим и трюковым элементам реализуется в 4 этапа.
На первом этапе формируется навык «чернового (пробного) варианта», то есть формируется способность к преодолению страха и понимание сущности элемента.
На втором этапе развиваются технические навыки выполнения акробатических элементов.
На третьем этапе развивается автоматизм выполнения акробатических упражнений посредством анализа каждого движения и обеспечения его свободного выполнения. То есть повышается технологический компонент выполнения акробатических упражнений. Также на данном этапе выполняются элементы с отягощением, с усложнением условий и контролем качественного уровня выполнения акробатического элемента. Важным является использование разных вариаций данного упражнения.
На четвертом этапе предполагается доведение уровня выполнения акробатического элемента до совершенства, поэтому необходимо многократное повторение акробатических элементов с повышенной скоростью, высотой выпрыгиваний и точностью движений. Важную роль на четвертом этапе играет и психологическая подготовка занимающихся, которая помогает преодолевать страх публичного выполнения акробатических элементов на конкурсах, показательных выступлениях, фестивалях и т.п.
Таким образом, при соблюдении поэтапного обучения акробатическим элементам достигается уменьшение количества ошибок, которые в дальнейшем могут снизить уровень выполнения этих элементов при их усложнении.
Библиографическая ссылка
Шишкина Ю.П., Жмыхова А.Ю., Гладенкова В.П., Лобанова Ю.О. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29181 (дата обращения: 19.02.2025).