Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРАКЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Исламов Р.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время тему всеобщей компьютеризации различных сфер жизни человека в обществе XXI века. В частности – стремительное развитие информатизации в области высшего образования, когда современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемой частью педагогического процесса в высшей школе, реформируя и выводя его на новый инновационный уровень, отвечающий запросам современного студента. В область научного интереса автора попадают ИКТ не просто как вспомогательный инструмент преподавателя в ходе проведения занятий, но и как полноправный субъект педагогической интеракции. На основании этого автором статьи сформулирована соответствующая гипотеза о возможности субъективизации ИКТ в отношениях с обучаемым. Проверка данной гипотезы послужила целью настоящего исследования. Для достижения вышеизложенной цели были выполнены следующие задачи: проведен анализ некоторых существующих в научной педагогической литературе определений ИКТ и взглядов отечественных и зарубежных авторов на роль ИКТ в процессе обучения. Кроме того, приводится этимологический разбор лексемы интеракция и семантика словосочетания педагогическая интеракция наряду с имеющимися современными и классическими взглядами на данное явление. Рассматривается парадигма педагогической интеракции, в которой определятся место ИКТ. Акцентируется внимание на возможности ИКТ-субъекта модернизировать сложившуюся парадигму.
информационно-коммуникационные технологии
ИКТ
педагогическая интеракция
субъекты образовательного процесса
1. Ниматулаев М.М. Использование web-технологий для самостоятельного повышения квалификации на основе информационно-коммуникационных технологий // Известия чеченского государственного педагогического института. 2009. № 1. С. 245-251.
2. Дробышева И.В. Обучение студентов методике использования ЦОР и ИКТ // Материалы Международной научно-практической конференции. 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2338682-pall.html (дата обращения 23.08.2019)
3. Асанова Ф.Б. Использование информационно-коммуникационных технологий с целью развития креативных способностей учеников на уроках технологий // ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет». Крым, Симферополь. 2018. C. 284-288.
4. Топор А.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы // Теория и практика образования в современном мире: матер. IV междунар. науч. конф., Санкт-Петербург. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4813/ (дата обращения 23.08.2019)
5. Murray J. Cloud network architecture and ICT - Modern Network Architecture. Tech Target IT Knowledge Exchange. 2011. [Electronic resource]. URL: https://itknowledgeexchange.techtarget.com/modern-network-architecture/cloud-network-architecture-and-ict/ (дата обращения 23.08.2019)
6. Akarowhe K. Information Communication Technology (ICT) in the Educational System of the Third World Countries as a Pivotal to Meet Global Best Practice in Teaching and Development. American Journal of Computer Science and Information Technology 5:2. 2017. [Electronic resource]. URL: http://www.imedpub.com/articles/information-communication-technology-ict-in-the-educational-system-of-thethird-world-countries-as-a-pivotal-to-meet-global-best-pr.pdf (дата обращения 23.08.2019)
7. Habermas J. Vorstudien und Ergänzungen zur Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1984. 606 р.
8. Петренко М.А. Формирование эмоционального интеллекта будущего специалиста средствами педагогической интеракции // // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. №2. С. 788-796.
9. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Педагогическая интеракция как способ профессиональной адаптации педагога / С.В. Власенко, // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. № 2. 2012. С. 73-76.
10. Blumer H. Collective Behavior. Chapt. XIX–XXII. New Outline of the Principles of Sociology. N.Y. 1951. P. 167-221.
11. Перевалова А.А. Педагогическая интеракция в условиях полиэтнической образовательной среды вуза // Мир науки. педагогика и психология. № 1. 2019. С. 45.
12. Сергеева А.Д. Особенности субъект-субъектного взаимодействия членов педагогического коллектива // Молодой ученый. 2016. №1. С. 756-758.
13. Сергеева А.Д. Субъект-объектное взаимодействие в процессе педагогической деятельности // Молодой ученый. 2016. №2. С. 843-845.
14. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. 2010. 1536 с.

Информатизация общества в последние годы стимулирует быстрый темп инноваций, охватывающих различные сферы: экономику, культуру, медицину, образование, производство, управление и пр. Высшая школа активно отслеживает динамику изменений в области преподавания знаний, занимаясь внедрением новых технологий, созданием широкой информационной образовательной среды, повышением компетентности преподавательского состава на уровне, соответствующем запросам современного студента и профессионального рынка.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в неоспоримом факте того, что информатизация является главным механизмом реформирования и модернизации образовательной системы, который направлен на качественное развитие образования, его доступности и качества. Информационные технологии в области высшего образования на сегодняшний день являются приоритетом в мире и в России, так, некоторые государственные нормативно-правовые документы Российской Федерации, например Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования в РФ, Концепция модернизации российского образования, указывают на необходимость внесения изменений или же полной трансформации сегодняшней парадигмы образования и создания принципиально новой, ориентированной на идеи информатизации и гуманизации. Все вышесказанное требует взглянуть на существующую модель образовательного процесса с позиции роли высоких технологий в нем.

Целью настоящего исследования является проверка гипотезы о том, что современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются субъектом для процесса педагогической интеракции.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач, а именно:

1) проанализировать существующие определения ИКТ;

2) определить роль ИКТ в сфере современного высшего образования;

3) рассмотреть термины интеракция, педагогическая интеракция/взаимодействие;

4) классифицировать и дать характеристику основным субъектам и объектам в парадигме педагогической интеракции.

Материал и методы исследования

Материалом настоящего исследования послужили теоретические и практические работы в области высоких технологий, педагогики, а также смежные исследования. Был применен метод сравнительного анализа существующей терминологии для ИКТ и педагогической интеракции с выявлением основных характеристик и признаков ее субъектов для достижения вышеизложенной цели.

Современный преподаватель высшей школы - это интеллектуально развитая, творческая личность, обладающая имиджем и привлекающая находящиеся в его распоряжении все доступные ресурсы, к числу которых относятся ИКТ. Этот ресурс крайне важный, поскольку «ИКТ в полной мере обладают необходимым потенциалом для организации новых средств обучения и создания на их основе новых методов обучения. Применение ИКТ в процессе обучения позволяет обеспечить индивидуализацию обучения, выбирать траекторию обучения исходя из способности и интересов обучаемых, использование информационного моделирования изучаемых процессов и объектов, развитие их самостоятельности и творческих способностей» [1].

В настоящее время выделяется несколько определений для ИКТ. Так, И.В. Дробышева дает следующее определение: «ИКТ – это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструменты совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата» [2].

С точки зрения Ф.Б. Асановой, «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [3].

А.В. Тoпoр определяет ИКТ как «сoвoкупнoсть метoдoв, прoцессoв и прoграммнo-технических средств, интегрирoванных с целью сбoра, oбрабoтки, хранения, распрoстранения, oтoбражения и испoльзoвания инфoрмации. ИКТ включают различные прoграммнo-аппаратные средства и устрoйства, функциoнирующие на базе кoмпьютернoй техники, а также сoвременные средства и системы инфoрмациoннoгo oбмена, oбеспечивающие сбoр, накoпление, хранение, прoдуцирoвание и передачу инфoрмации» [4].

Зарубежные авторы, например J. Murray, определяют термин ИКТ (англ. ICT) как общий для информационных технологий ИИ (англ. IT), акцентирующих внимание на роли унифицированных коммуникаций [5].

Согласно K. Akarowhe, «термин ИКТ также используется, когда речь идет об объединении аудиовизуальных и телефонных сетей вместе с компьютерными сетями через единую систему связи. ИКТ - это зонтичный или собирательный термин (от англ. umbrella term), под которым понимаются устройства связи, включая теле- / радиокоммуникации, сотовые телефоны, компьютеры, программное и аппаратное обеспечение, спутниковые системы и пр., и это наряду с различными службами: видеоконференции и дистанционное обучение» [6].

Кроме того, определение ИКТ закреплено на законодательном уровне. Так, в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержится определение ИКТ как «процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способов осуществления таких процессов и методов».

Итак, ИКТ в сфере современного высшего образования является цифровой дидактической интеграцией в процесс компьютеризации обучения, при котором его коммуникативная, интерактивная и перцептивная составляющие – «все взаимодействие между обучающим и обучаемым» выходит на уровень информатизации, открывающий практически безграничные возможности для реформации и инновации процесса обучения, поиска недоступных ранее источников знаний, создания единой цифровой среды взаимодействия как преподавателя и студента, так и студента и искусственного интеллекта (т.е. образовательного программного обеспечения, не требующего наличия «живого» участия преподавателя) (рисунок 1).

Рис. 1. ИКТ - источник модернизации обучения

Далее обратимся к современной интерпретации термина «педагогическая интеракция» и его субъектам. Само слово «интеракция», появившееся в XIX в., является интернационализмом и встречается в разных языках (анг. interaction, нем. Interaktion, исп. Interacción от лат. inter - между и actio деятельность). Области использования этой лексемы как термина включают, в первую очередь, гуманитарные дисциплины: психологию, философию, культурологию и педагогику. Ключевыми понятиями здесь выступают индивиды, социальные группы, их влияние друг на друга как непрерывный диалог, способность человека представлять себя в восприятии своей личности другим индивидуумом или группой. Уровень достигнутого согласия, согласно трудам немецкого философа и социолога J. Habermas, при коммуникации измеряется ценностью переданного и востребованного всеми сторонами интеракции. Сфера интеракции – есть совокупность межличностных отношений между субъектами, значимых для них, когда сама интеракция несет в себе ценность [7].

Однако данный термин можно рассмотреть и под несколько иным углом. Если обратиться к англо-русскому словарю, то слово interaction имеет значение взаимодействие, а синонимом ему является лексема cooperation – кооперация (согласованность действий). Исходя из этого можно сказать, что термин интеракция доминантен в ситуациях дифференциации целей субъектов. Например, обучающий–обучаемый. Где цель первого – донести знания, а второго – эти знания усвоить. Но говоря об общности целей для обеих сторон, например выполнениями ими задач дидактического характера, здесь интеракцию следует рассматривать и как согласованность действий для реализации таких глобальных целей. Тем не менее в настоящей работе используется термин педагогическая интеракция, включающий в себя оба вышеотмеченных взгляда. Ниже приводится анализ и некоторые примеры определения данного термина, существующие в педагогической литературе.

Так, М.А. Петренко относит педагогическую интеракцию к интерактивным технологиям, где «подразумеваются те обучающие и развивающие личность технологии, которые построены на целенаправленной и для достижения целей специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, "обратной связи" между всеми её участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения на основе рефлексивного анализа ("здесь" и "сейчас") и совершения в процессе интерактивного занятия творческого действия определенной направленности» [8].

Согласно С.В. Власенко педагогическая интеракция представляется «как целенаправленное взаимодействие между преподавателями и студентами, обеспечивающее посредством взаимного влияния количественные и качественные изменения в форме совершенствования имеющихся и наращивания новых знаний, умений, навыков, компетенций» [9].

H. Blumer отмечает, что это «взаимодействие субъектов образовательного процесса, переходящее в коллективное поведение, которое обязует членов группы подчиняться общим экспектациям и пониманию социальной ситуации» [10].

С точки зрения А.А. Переваловой, «под педагогической интеракцией, осуществляемой в условиях полиэтнической среды вуза, понимается целенаправленное, продуктивное, равноправное межличностное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса как представителей различных культур, предполагающее развитие способности осуществлять профессионально-деловую коммуникацию в поликультурном пространстве, а также формирование межкультурной толерантности» [11].

Итак, педагогическая интеракция - это всегда целенаправленная деятельность, основанная на межличностном взаимодействии, когда каждый ее участник при достижении определенного уровня взаимопонимания испытывает на себе качественные изменения в виде собственного развития и способности к продуктивной коммуникации с другими субъектами интеракции для достижения общих / индивидуальных целей (рисунок 2).

Рис. 2. Педагогическая интеракция

Результаты исследования и их обсуждение

Следующий этап настоящей работы – определить место ИКТ в процессе педагогической интеракции как субъекта. Что касается отношений в рамках педагогической интеракции, то в научной литературе выделяют субъект-субъектные и субъект-объектные отношения.

«Субъект-субъектное» взаимодействие, построенное по принципу «равноправия сознаний по отношению к истине», является диалогической формой общения, предполагает центрацию на собеседнике, является в достаточной степени непредсказуемой формой взаимодействия и реагирования, где «принцип обратной связи возведен в абсолют, человек внимает, реагирует и изменяет свое поведение по ходу общения в зависимости от того, как воспринимается все сказанное собеседником» [12].

Во втором случае «ученик - это объект педагогического воздействия, который реагирует на то представление, которое дает учитель. Педагогическая деятельность в рамках взаимодействия учитель-ученик несет в себе "субъект-объектный" характер, потому что ученик в процессе деятельности учителя делает новые открытия, получает знания» [13].

Однако в таком случае речь идет скорее о воздействии, а не о взаимодействии, и данное определение не подходит для настоящего исследования. С другой стороны, объектом в рамках педагогической интеракции можно считать усваиваемые знания и опыт, конкретную изучаемую дисциплину.

Исходя из вышесказанного – основным отношением этого процесса является дихотомическая взаимосвязь: «деятельность обучающего – деятельность обучаемого», и к субъектам педагогической интеракции относятся: преподаватель-студент, преподаватель-студенческая группа, студент-студент (рисунок 3).

Рис. 3. Субъекты педагогической интеракции

Какое место в этой парадигме отводится ИКТ? Как было сказано выше – обучаемый (студент) может являться и субъектом, и объектом в процессе интеракции. Кроме того, объектом является то, что им изучается. Следовательно, категория неодушевленности, к которой точно относятся ИКТ, здесь не учитывается. Иными словами, «обучающий/обучаемый» с ней не соотносятся. Также необходимо отметить, что обучающий (преподаватель) – всегда субъект.

Обратимся теперь к дефинициям лексемы субъект. Согласно философскому толкованию – это (1) существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной объект. В общем значении – это (2) лицо или группа лиц, коллектив, организация, выступающие активным деятелем в каком-л. акте, процессе. В лингвистике – это (3) подлежащее, а также вообще грамматическая форма, обозначающая деятеля [14].

Итак, субъект – это всегда деятель (преподаватель), и его деятельность (научение) направлена на другой субъект (студент), который можно рассматривать и как объект педагогического воздействия. Теперь видно, что ИКТ играет роль деятеля, ИКТ – всегда субъект педагогической интеракции. Любая образовательная компьютерная программа имеет цель / деятельность, т.е. научение. Она написана человеком для человека, а значит в ней применяются такие методики, при которых искусственный интеллект заменяет интеллект естественный. Ярким примером служат многочисленные компьютерные программы и мобильные приложения для изучения иностранного языка. Конечно, субъект – это, кроме всего прочего, личность, а искусственный интеллект ИКТ пока личностью не является, но это не противоречит гипотезе, что ИКТ имеет все основные признаки субъекта педагогической интеракции.

Заключение

В проведенном исследовании было установлено, что информатизация высшего образования через внедрение ИКТ приводит к его модернизации и реформированию на дидактическом уровне, что отвечает требованиям к высшей школе в XXI веке. Рассмотрено толкование педагогической интеракции и ее субъектов. Далее определена роль ИКТ в процессе педагогической интеракции в высшей школе как ее субъекта с позиции искусственного интеллекта, работающего по алгоритмам естественного. Таким образом, поставленная в начале исследования цель была достигнута. Данная тема может быть расширена и дополнена в рамках исследования субъектов и объектов в машинном обучении, когда компьютерная программа обучается другой компьютерной программой или человеком.

Работа выполнена при финансовой поддержке фонда РФФИ, проект № 19-013-00805 А «Модели педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в полиэтнической среде вуза».


Библиографическая ссылка

Исламов Р.С. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРАКЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29151 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674