Глобальная информатизация современного общества предполагает использование информации во всех сферах деятельности, при этом в разных объемах. В настоящее время в Российской Федерации идет постепенное становление новой системы образования, конечно, бесспорно, это затрагивает все высшие учебные заведения. Данный процесс сопровождается существенными изменениями педагогической теории и практики, а также использованием разных технологий обучения, более современных технических возможностей. Новые современные информационные и компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью образовательного процесса и значительно повышают эффективность преподавания. Современное общество ставит перед преподавателями высших учебных заведений ряд задач, которые требуют определенных знаний, умений и навыков для их решения. Для всего этого осуществления предоставляются современные информационные компьютерные технологии, дающие большие возможности. В отличие от обычных технических средств обучения современные компьютерные технологии позволяют обучающимся овладеть большим количеством готовых знаний, а также и развивать и мотивировать творческие и интеллектуальные способности, ко всему этому самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Платформу образовательной технологии составляет система четкой совместной деятельности преподавателя и обучающегося. Применение новых современных информационных технологий позволяет обучающимся развивать стремление к познавательной деятельности. Формирование качеств будущего врача в современных условиях требует трансформации всех видов его деятельности, включая учебную, воспитательную, научно-исследовательскую, и направлена на поиск оптимальных возможностей достижения максимальных результатов, затребованных социальными условиями.
Важным моментом для решения таких задач является поддержание системы интегрированного непрерывного образования. В процессе преподавания дисциплин «Биология», «Биология, экология» и «Основы медицинской генетики» преподаватели кафедры биологии ОмГМУ мотивируют студентов-первокурсников через творческий подход изучения дисциплин к формированию основ профессиональных навыков, используя разные нетрадиционные методы обучения: лекции (конференция, видеолекция), семинарские занятия в виде решения ситуационных задач, при этом сочетая информационный, иллюстративный материалы. Таким образом, образовательный процесс в высших учебных заведениях и, конечно же, в медицинском университете направлен на формирование у обучающихся взаимосвязи между явлениями и закономерностями.
Современные информационные технологии дают возможности решить одновременно несколько педагогических задач: повысить и углубить насыщенность занятий по изучаемым разделам, преодолеть ограниченность материалов учебников и учебных пособий, углубить их содержание, реализовать индивидуальный подход к обучающимся, повысить объективность оценивания знаний обучающихся при изучении нового материала, а также разнообразить формы и методы внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
Материал и методы исследования. Достижение информационно-коммуникационной компетентности обучающихся 1 курса является одной из главной целей и необходимых условий образовательного процесса в современном образовании. В связи со всеми изменениями, которые постоянно происходят в системе высшего образования, преподавательский состав высшего учебного заведения должен соответствовать высокому уровню учебно-методического обеспечения и материально-технической базы любой кафедры. В результате этого большие акценты в организации контроля знаний обучающихся смещены на преподавательский состав, в связи с этим создание компьютерной базы тестовых заданий и учебного материала позволяет улучшить систему промежуточного и итогового контроля [1].
Но при этом следует учитывать низкую подготовленность выпускников школ: у большей части первокурсников не сформированы способности к абстрактному и логическому мышлению, анализу и синтезу разной информации, отсутствуют навыки работы с текстом. Использование в настоящее время электронно-библиотечных систем и электронных образовательных ресурсов, которые рекомендуются всем первокурсникам в высшем учебном заведении, позволяют первокурсникам изучать новый материал, а также работать с учебной литературой в удобном для них месте, в удобное для них время. Наличие доступной литературы, учебных пособий и разного рода методических пособий для самостоятельной подготовки к занятиям в данной ситуации не способствует работе первокурсников на практических занятиях и, как следствие, низкой успеваемости.
Результаты исследования и их обсуждение. Для реализации всего этого и повышения уровня преподавания на кафедре биологии в Омском государственном медицинском вузе были разработаны мультимедийные презентации ко всем практическим занятиям и лекциям по базовым дисциплинам кафедры «Биология» для педиатрического, лечебного, стоматологического и фармацевтического факультетов, «Биология, экология» - для медико-профилактического факультета, а также для дисциплины из вариативной части учебного плана «Основы медицинской генетики» для обучающихся первого курса педиатрического, лечебного, стоматологического и медико-профилактического факультетов.
Использование в настоящее время новых современных информационных технологий на практических занятиях по дисциплинам «Биология», «Биология, экология» позволяет сделать деятельность преподавателя и обучающихся первого курса ОмГМУ наиболее интересной, информативной, а также повысить качество обучения по предмету.
Внедрение данной системы на кафедре биологии Омского государственного медицинского университета происходит последовательно. Использование текущего контроля знаний с применением информационных технологий позволило активизировать внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся первого курса всех факультетов. Задания для самоподготовки включают тематические тесты к каждому практическому занятию, которые размещены на образовательном портале ОмГМУ. С начала учебного года обучающиеся имеют возможность подготовки к итоговому тестированию, которое включает материал, пройденный за весь год.
Использование данных презентаций на всех занятиях преподаваемых дисциплин на кафедре биологии по «Биологии», «Биологии, экологии» и по «Основам медицинской генетики» способствует наглядности изучаемого материала, лучшему усвоению знаний и привлечению внимания к наиболее важным аспектам изучаемого материала. Мультимедийные презентации и полностью учебный материал для практических занятий по следующим разделам дисциплин «Биология», «Биология, экология»: «Биология клетки. Онтогенез», «Филогенез систем органов», «Медицинская паразитология» включили иллюстративный материал в виде фотографий микро- и макропрепаратов, таблиц, рисунков и схем жизненных циклов паразитов, а также пошаговую инструкцию по выполнению практической части занятия. Кроме того, технические средства позволяют проводить текущий и итоговый контроль знаний обучающихся в начале или в конце занятия.
Традиционные методы работы с обучающимися (например, работа с графами, схемами, таблицами) сохраняются, но обязательно переплетаются с новыми видами и формами работы с привлечением более современных информационных технологий. Для достижения этих целей в учебно-методических рекомендациях для обучающихся, которые размещены на кафедральной странице сайта ОмГМУ, разработаны пошаговые подробные инструкции по работе с текстом и подготовке по основным учебно-целевым вопросам к практическому занятию.
Новые информационные технологии на всех этапах учебного практического занятия оказывают значительное влияние на оценочные результаты, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности и логического мышления обучающихся при рассматривании предлагаемого материала, а также расширяют возможности включения разнообразных упражнений и заданий в процессе преподавания. Например, иллюстрации различных патологических состояний в организме человека, аномалий развития человека при изучении раздела «Филогенез систем органов» или демонстрация жизненных циклов паразитов, с которыми обучающиеся будут знакомы в дальнейшем обучении.
В настоящее время практически каждый преподаватель сталкивается с проблемой снижения уровня познавательной активности обучающихся, нежелания и неумения работать самостоятельно как одной из причин потери интереса к учебному процессу. Отсутствие повседневного поиска информации в разных источниках приводит к снижению интереса обучения у студентов. Вследствие этого творческий подход к построению лекций и практических занятий, а также насыщенность разных приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность процесса обучения [2]. Таким образом, развитие и активизация познавательной, творческой и логической активности обучающихся - первокурсников для усвоения нового материала и разной информации – это применение на практических занятиях и лекциях небольших видеофильмов, видеороликов по изучаемым темам и разделам, что делает возможным повысить степень активности обучающихся, а также привлечь их внимание для изучения нового материала, осмысления учебного материла и применения его на практике.
Изложение изучаемого нового материала по изучаемым разделам дисциплин, преподаваемых на кафедре биологии, в электронном варианте позволяет обучающемуся всех факультетов построить определенную линию в зависимости от уровня знаний, плюс ко всему выбрать самостоятельно индивидуальный порядок изучения нового учебного материала и закрепить данный изученный материал с помощью тестовых заданий, которые всегда предлагаются в учебно-методической рекомендации для практического занятия.
Важно применение на практических занятиях мультимедиа – интерактивных (диалоговых) систем, обеспечивающих одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Мультимедиа - сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий [3].
Активное внедрение сравнительно молодых инновационных компьютерных технологий в учебный процесс в учебном заведении является относительно новой формой системы высшего образования, открывающей новые возможности и горизонты преподавателям и студентам-первокурсникам, активирует деятельность обучающихся на протяжении всего учебного занятия, повышает качество преподавания. Конечно, это очень сильно облегчает и увеличивает эффективность усвоения нового материала при работе в студенческой группе, малой или большой. Яркий пример работы в группе - это использование «Блиц-игры» на занятиях раздела «Медицинская паразитология».
«Блиц-игры» включают составление правильной последовательности этапов и стадий развития в жизненных циклах изучаемых организмов, в том числе паразитов человека (в качестве примера блиц-игра «Цикл развития свиного цепня»).
Блиц-игра «Цикл развития свиного цепня»
№ п\п |
Наименование действий |
Индивидуальная |
Прав. ответ |
Групповая |
|||
оценка |
ошибка |
оценка |
ошибка |
||||
1. |
Попадание финны в пищеварительный тракт человека |
7 |
|||||
2. |
Миграция онкосфер по кровеносным сосудам в мышцы свиньи |
4 |
|||||
3. |
Отпочковывание члеников от шейки |
9 |
|||||
4. |
Выделение проглоттид с фекалиями человека в окружающую среду |
1 |
|||||
5. |
Образование в мышцах финны типа цистицерк |
5 |
|||||
6. |
Развитие в финне ввёрнутого сколекса |
6 |
|||||
7. |
Выход из яиц шестикрючных зародышей – онкосфер |
3 |
|||||
8. |
Попадание проглоттид с яйцами в пищеварительный тракт промежуточного хозяина (свиньи) |
2 |
|||||
9. |
Выворачивание сколекса из цистицерка и прикрепление его к стенке тонкого кишечника человека |
8 |
|||||
10. |
Достижение половой зрелости свиным цепнем |
10 |
|||||
Итого: |
В процессе проведения блиц-игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
А также работа в группе, которая помогает слаженно работать и, конечно же, закрепить материал – это составление кластера. Кластеры фиксируются как схемы, в которых имеются пояснения по поводу связей. В результате получается наглядное изображение, которое помогает систематизировать, обобщить и излагать изучаемый материал (рисунок).
Филогенез нервной системы позвоночных животных. Онтофилогенетические пороки развития человека
Нужно заполнить свободные «спутники», указав структурные компоненты и функции, возможные связи с другими системами органов, эмбриональные источники, направления эволюции нервной системы, онтофилогенетические пороки развития, относящиеся к нервной системе человека. В результате такой совместной работы у обучающихся формируются разные навыки, например: работать с большими объемами информации и выделять в них основное, а также выявлять логические и причинно-следственные связи и уметь анализировать части информации и сравнивать их между собой.
Плюс ко всему на кафедре биологии используется видеометод - в качестве отдельного вида обучения, который служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет целый ряд дидактических функций. Данный метод, основанный преимущественно на наглядном восприятии информации, любого процесса, успешно выполняет все дидактические функции в проведении занятия. Использование разных инновационных технологий в настоящее время в учебном процессе обеспечивает возможность:
· передать обучающимся более полную информацию об изучаемых объектах и процессах;
· повысить роль наглядности изучаемых объектов и процессов.
Таким образом, в настоящее время применение информационных технологий – это одно из перспективных направлений информатизации и оптимизации учебного процесса в высшем учебном заведении. Дидактические компьютерные программы, разработанные на основе мультимедиатехнологий, позволяют представить изучаемые дисциплины в виде динамических слайдов с использованием современных конструкций, что делает подачу материалов очень удобной и повышает интерес обучающихся к обучению [4]. В качестве обратной связи с обучающимися на кафедре биологии ОмГМУ используются доклады обучающихся первого курса по результатам научно-исследовательской работы и творческих проектов, создания разных биологических моделей по заявленной тематике, которые обучающимися представляются на практическом занятии или заседаниях студенческого кружка [5].
Заключение. Важным моментом по внедрению в учебный процесс современных новых информационных технологий является использование разных инноваций при разработке лекционного материала и практических занятий по преподаваемым дисциплинам кафедры биологии ОмГМУ; использование в учебном процессе электронных методических пособий и электронного учебника, которые дают возможность более эффективно расширить границы самостоятельной работы студентов и способов контроля знаний.
В настоящее время преподаватели кафедры биологии ОмГМУ для преподавания дисциплины «Биология», «Биология, экология» используют следующие информационные технологии:
· средство контроля знаний;
· иллюстративное средство при объяснении нового материала;
· иллюстративное средство при выполнении практической части занятия;
· электронный «банк» микро- и макропрепаратов;
· иллюстративный материал циклов развития паразитов.
Современные информационные технологии в процессе преподавания позволяют:
· формировать у обучающихся логическое и абстрактное мышление;
· рационально организовать и использовать познавательную деятельность;
· изучать явления и процессы на основе компьютерного моделирования [6].
В настоящее время совместимость новых технологий с традиционными средствами и формами обучения – один из важнейших в процессе преподавания методических принципов их применения. Использование новых информационных технологий на лекциях и практических занятиях по дисциплинам «Биология», «Биология, экология» позволяет одновременно всем обучающимся демонстрировать фотографии микропрепаратов и макропрепаратов, особенности жизненных циклов паразитов, аномалий развития у человека и показывать особенности строения клеток и клеточных структур на экране монитора. Это особенно важно на практических и лекционных занятиях для обучающихся в первый год в высшем учебном заведении.
Заключение
Таким образом, использование разных методов преподавания и современных информационных технологий способствует повышению уровня эффективности обучения в высшем учебном заведении, плюс ко всему увеличивает возможности самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, расширяет познавательный интерес обучающихся к изучению нового материала. Все это позволяет овладеть огромным объемом знаний и сформировать профессиональную компетентность будущих специалистов, в частности медиков.
Библиографическая ссылка
Черная Л.В., Актушина Г.А. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29132 (дата обращения: 06.10.2024).