Современный этап развития социума, безусловно, сопровождается трансформациями в политической, экономической, правовой, духовной и образовательной сферах. Не вызывает сомнения, что значительное влияние на эти трансформации оказывает культура во всех ее проявлениях. Признание важности развития культуры, переосмысление представления о взаимодействии в образовательном пространстве педагога и обучающегося привели к актуализации культурологического подхода, ориентированного на равноправное сотрудничество субъектов образовательного процесса и принятие культурных образцов поведения. Культурологический подход, проявляясь во всем многообразии деятельности, является одним из ведущих при развитии исследовательской культуры курсантов военных вузов.
Цель исследования – рассмотреть основные положения культурологического подхода в педагогике как основания для формирования исследовательской культуры курсантов военных вузов.
Материал и методы исследования. Исследование основано на анализе современной научной педагогической и психологической литературы, ФГОС ВО и Квалификационных требований, определяющих требования к организации образовательного процесса в военных вузах, в том числе в части, касающейся исследовательской деятельности курсантов, а также опирается на совокупность теоретических (анализ, конкретизация, систематизация, обобщение) и эмпирических (наблюдение, изучение деятельности курсантов, анализ нормативных документов, анкетирование) методов.
Результаты исследования и их обсуждение. В педагогике выделяют несколько видов моделей образования. Так называемые культурные (или культурологические) модели (Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Ситникова, М.Н. Скаткин и др.) рассматривают образование как пространство воспроизводства и развития культуры как у субъектов этого пространства, так и самой образовательной среды. В рамках этого направления в военной педагогике и психологии изучаются различные аспекты культуры курсантов военных вузов, такие как: правовая культура (В.В. Бондуровский, М.В. Гирская, Ю.И. Дутов, А.А. Иванов и др.), речевая культура (Л.Н. Лазуткина, С.В. Лычагина, Е.В. Лушина, Г.Р. Малыгина и др.), коммуникативная культура (Г.А. Анохина, Е.В. Белосевич, В.С. Романюк, В.С. Чернявская и др.), информационная культура (Р.В. Беляев, Н.Н. Елистратова, Е.О. Никитина и др.), нравственная культура (В.Н. Бородаенко, А.С. Кривенкова, Н.И. Татаркина и др.), управленческая культура (В.М. Акименко, С.П. Кириков, А.Г. Матвеев и др.), физическая культура (А.В. Евтушенко, А.В. Малиновский, В.А. Овчинников, В.М. Осминин и др.), политическая культура (И.В. Дениско, Ю.А. Коробов и др.), культура толерантности (В.А. Кучер, М.Ф. Фомина и др.), организационная культура (В.И. Семененя, С.Н. Смеянов, В.В. Третьяков и др.), техническая культура (А.В. Миронов, А.Ж. Сабырбаев и др.), гуманитарная культура (Е.В. Дорошенко, О.А. Мартыненко и др.), рефлексивная культура (А.М. Печенюк, Т.М. Усманов и др.), культура мышления (И.В. Ершова, Н.В. Задохина и др.) и пр. Принимая во внимание требования военной практики, ФГОС нового поколения и Квалификационных требований к подготовке выпускников военных вузов, на наш взгляд, необходимо говорить и о еще одном аспекте культуры будущих офицеров, позволяющем творчески, нестандартно решать профессиональные задачи, требующие активного научного познания и преобразования. Речь идет об исследовательской культуре.
В современной педагогической науке нет общепринятого определения исследовательской культуры. Анализ научных работ позволяет рассматривать исследовательскую культуру с ряда позиций.
Так, когнитивный подход определяет исследовательскую культуру как:
– «совокупность знаний, ценностей и практик, определяющих познание социальным субъектом сущностных свойств окружающего мира, возможностей его изменения с целью реализации различных потребностей функционирования и развития» [1, с. 8];
– «совокупность определенного качества предметных знаний по общественным наукам, надпредметных знаний из области философии, методологии, истории наук и системы этических, эстетических и эмоционально-нравственных критериев определения ценности исторических знаний для личности» [2, с. 21].
В рамках компетентностного подхода исследовательская культура представляется как:
– «готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков, опыта их деятельности, структуру которой образуют информационный, поисковый, инструментальный, коммуникативный и презентационный элементы» [3, с. 8];
– «способность определять средства и способы достижения познавательных целей, обосновывать и аргументировать полученные результаты» [4].
Личностно-ориентированный подход рассматривает исследовательскую культуру как:
– «интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие» [5, с. 9];
– «сложное динамичное личностное образование, которое представляет собой единство форм, способов и результатов учебно-исследовательской деятельности; характеризует обучающегося как субъекта этой деятельности и определяется ценностным отношением к учебно-исследовательской деятельности, а также степенью овладения условиями и способами ее осуществления» [6; с. 6];
– интегративную, динамическую характеристику «на уровне личности и субъекта инновационной деятельности, включающую его гуманистическую направленность, методологическую рефлексию, профессиональные потребности и мотивы личностной самореализации, преобразовательные способности в освоении способов и приемов решения творческих профессиональных задач, индивидуальный стиль деятельности» [7, с. 7].
Культурологический подход позволяет говорить об исследовательской культуре как:
– о составляющей базовой культуры личности, характеризующейся «готовностью к решению профессиональных проблем с использованием методов научного исследования, включающей в себя совокупность компонентов, где под готовностью понимается внутреннее состояние, связанное с установкой на выполнение деятельности, предполагающее субъективно-активную позицию и осознание значимости этой деятельности» [8, с. 10];
– о части профессиональной культуры специалиста, представляющей собой «личностную характеристику, которая включает в себя ценностное отношение к исследовательской деятельности и ее целесообразное проявление в сфере социальной работы, обеспечивая самоопределение, самореализацию в разрешении проблем профессиональной деятельности» [9, с. 8].
В рамках настоящего исследования интерес представляют основные позиции культурологического подхода.
Следует отметить, что достаточно длительный период отечественное образование развивалось «вне культуры», базируясь на материальных потребностях развития производства, обесценивающих субъекта и утверждающих технократическое мышление, что привело, по мнению Г.И. Гайсиной, к ослаблению внимания традиционной педагогики к проблемам индивидуальности личности, потере гуманитарно-культурного фона педагогической проблематики и предметоцентризму в режиме репродукции все возрастающего объема готовых к усвоению знаний [10].
Современные социальные реалии требуют создания условий для творческого самовыражения и самореализации личности, что неизбежно влечет за собой переосмысление основных положений педагогики в направлении гуманитаризации образования, в том числе и военного. В образовательной среде все чаще обнаруживаются культурологические тенденции, раскрывающие новые ценности образования (уникальность целостной личности, человек как часть культуры, саморазвитие, самореализация и др.), определяющие развитие личности как генеральную цель образования, предъявляющие повышенные требования к культурным и духовно-нравственным качествам субъектов образовательного процесса.
В 1990 г. на Международном симпозиуме, проходившем в Праге, среди основных направлений модернизации образования были обозначены и направления взаимопроникновения культуры и образования. Участники симпозиума отметили важность и необходимость формирования нового образа мира и человека, создания и внедрения специальных социокультурных техник и технологий, разработки методологических и методических положений взаимодействия человека и культуры.
В рамках культурологического подхода обучающийся рассматривается как субъект культурного развития и саморазвития, а педагог оказывает ему поддержку в самоопределении и формировании системы культурных ценностей. Образовательная среда наполняется личностными и профессиональными смыслами, направленными на формирование культурной идентичности личности обучающегося и подготовку будущего специалиста как носителя личностной и профессиональной культуры. Осуществление культурных функций становится условием продуктивного развития образования как культуротворческой сферы, в которой трансформируется общественное и личностное самосознание.
Реализация культурологического подхода в формировании исследовательской культуры курсантов военных вузов должна осуществляться в контексте общефилософского понимания культуры: 1) как нормативного, заданного в том числе требованиями ФГОС ВО и Квалификационными требованиями, а также нормами военно-профессионального сообщества; 2) как связанного с субкультурой военного вуза и особенностями межличностного и служебного взаимодействия; 3) как детерминированного образованностью, воспитанностью, интеллигентностью, креативностью, коммуникативностью субъектов образовательного процесса.
Культурологический подход выполняет в образовательной практике, в том числе при формировании исследовательской культуры у курсантов, несколько функций. Развивающая функция связана с развитием у курсантов исследовательских способностей, умений и навыков, позволяющих оценивать социокультурные явления и феномены, классифицировать факты культуры. Информационная функция реализуется путем переработки социокультурной информации, расширения культурного кругозора. Ориентационная функция направлена на аксиологическую интерпретацию культуры, формирование системы ценностей исследовательской деятельности. Мобилизационная функция проявляется в активизации интеллектуальных умений, применении их способов и приемов культурологического познания в различных жизненных и исследовательских ситуациях. Исследовательская функция реализуется через развитие посредством культурологических знаний и умений способности находить новые нестандартные решения теоретических и практических задач, проведение актуальных исследований и др.
Среди принципов культурологического подхода специалисты отмечают:
– создание, поддержание и развитие образовательного пространства как особой поликультурной среды;
– формирование у субъектов образовательного процесса особого ценностного культуросообразного отношения к миру;
– сочетание подходов, форм, способов педагогического влияния, направленных на активное освоение культурных моделей;
– использование социокультурной информации для расширения личностного информационного пространства и объема профессионального тезауруса;
– интернационализацию в основных сферах социальной жизни субъектов образовательного процесса и др.
Как отмечает А.Н. Галагузов, содержательной основой культурологического подхода и процесса его реализации являются культурные ценности и ценностные отношения. Ценности выступают регулятивными компонентами любой культуры, воплощающими идеалы и представление об эталоне. Они находят выражение в нормах, значениях и наиболее типичных для данных культур артефактах (продуктах). Будучи стержнем, ядром культуры, ценности в то же время выполняют интегративную и ориентировочную функции в социуме, в социальной, в том числе профессиональной, деятельности людей [11].
Ценности исследований определяются функциями науки в современной культуре. А.Б. Демидов к ним относит: мировоззренческую функцию, определяющую формирование научного представления о мире, науке, исследовании и др.; функцию непосредственной производственной силы, реализующуюся в теоретических и практических результатах и продуктах исследовательской деятельности; функцию социальной силы, выражающуюся в научном прогнозировании и планировании [12].
В контексте проблемы формирования исследовательской культуры Г.Н. Кузьменко говорит о двух группах ценностей, детерминирующих процесс научного познания. Автор указывает, что социокультурные или мировоззренческие ценности детерминированы социальной и культурно-исторической природой науки и научных сообществ. Внутринаучные или когнитивно-методологические ценности выполняют ориентационную и регулирующую функции применительно к процессу научного исследования. К числу этих ценностей относят: методологические нормы и процедуры научного поиска; методику проведения экспериментов; оценки результатов научной деятельности и идеалы научного исследования; этические императивы научного сообщества; новое решение актуальной научной задачи и возникновение нового направления исследования; адекватное описание, непротиворечивое объяснение, аргументированное доказательство и обоснование, четкую, логически упорядоченную систему построения или организации научного знания [13].
И.Х. Милиев в своем исследовании рассматривает научно-мировоззренческие ценности исследовательской культуры: ценности-цели, определяемые потребностями в саморазвитии и самореализации через исследовательскую деятельность; ценности-средства, выражающиеся в технологиях, алгоритмах, способах и приемах исследования; ценности-знания как упорядоченную и организованную систему знаний и умений, необходимых для проведения исследования; ценности-отношения, образованные совокупностью отношений обучающихся к себе и другим субъектам исследовательской деятельности; ценности-качества, проявляющиеся в креативности, инициативности, рефлексивности, коммуникативности, исследовательской интуиции и др. [14].
Интересными представляются результаты рефлексивного исследования М.С. Черепанова, который также выделил ценности исследовательской деятельности. К ним он отнес: ценности истины, ценности деятельности, ценности творчества, ценности коммуникации и ценности продуктивности [15]. Не вызывает сомнения, что проникновение культуры во всех ее проявлениях в исследовательскую деятельность способствует формированию и развитию у субъектов этой деятельности исследовательской культуры.
Проведенный опрос показал, что ценности исследовательской деятельности для курсантов военных вузов заключаются: в возможностях личностного и профессионального роста (78,2%); в изучении фактов, явлений и закономерностей военно-профессиональной действительности (67,7%); в определении перспектив развития военной науки и техники (66,8%); в перспективах социального взаимодействия в научном мире (54,6%); в обеспечении высокого научного статуса и конкурентоспособности военного вуза (42,1%).
Заключение. Таким образом, культурологический подход в контексте настоящего исследования предполагает овладение курсантами военных вузов общей и исследовательской культурой, активное формирование исследовательских умений, развитие креативных способностей и может быть определен как совокупность научно-теоретических положений и практикоориентированных мер, направленных на создание в образовательном пространстве военного вуза психолого-педагогических условий по освоению, репродукции и образованию новых исследовательских ценностей и технологий, определяющих культурное саморазвитие и творческую самореализацию личности будущего офицера. Стоит отметить, что реализация рассматриваемого подхода в образовательном пространстве военного вуза не только не отменяет необходимость использования и других подходов, но и требует их гармоничного сочетания, интеграции в рамках культуротворческой образовательной парадигмы при поликультурном наполнении социальной, образовательной и профессиональной реальности.
Библиографическая ссылка
Рябчиков А.А., Петровская М.В., Зайцев А.В. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29108 (дата обращения: 10.02.2025).