Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КОРПОРАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Кузнецов В.В. 1 Уржунцева С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
В совместной работе научного руководителя и аспиранта, посвященной развитию аналитических умений работников предприятия легкой промышленности в условиях корпоративного образования, выделены следующие методологические характеристики. Предмет исследования – педагогические условия организации корпоративного обучения в учебных структурах предприятий легкой промышленности, способствующие целенаправленному развитию аналитических умений технологов. Развитие аналитических умений технолога как средство повышения эффективности профессиональной деятельности – тема педагогического исследования, выполняемого на базе Оренбургского государственного университета с 2016 по 2019 гг. Цель исследования: разработка педагогических условий, способствующих развитию аналитических умений технологов предприятий легкой промышленности в процессе корпоративного обучения. Предполагалось, что эффективность профессиональной деятельности технолога может быть повышена в учебной структуре предприятия легкой промышленности, если будут созданы следующие педагогические условия: 1) использованы деятельностный и компетентностный подходы к организации корпоративного образования; 2) применены практико-ориентированные педагогические технологии в виде организационно-деятельностных игр, методологических семинаров и практикумов; 3) созданы платформы IT для индивидуального обучения, содержащие мыслительные задачи и практические задания, разработанные в лучших бизнес-структурах. Психологические основания корпоративного обучения лежат в основе развития аналитических умений работников легкой промышленности. Реализация указанных гипотетических положений позволила за 2–3 года экспериментального обучения в учебном центре предприятия легкой промышленности Оренбургской области в значительной мере повысить эффективность профессиональной деятельности, качество выпускаемой продукции посредством целенаправленного развития аналитических умений работников легкой промышленности. Результаты научно-исследовательской работы могут быть применимы в учебных структурах крупных корпораций. Этому будут посвящены предстоящие исследования.
развитие
аналитические умения
мыслительная деятельность
работник предприятия легкой промышленности
корпоративное образование
учебный центр предприятия
опытно-поисковая работа
1. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010. 320 с.
2. Тарасов П.Ю. Академические умения как предмет исследования педагогики высшей школы // Вестник. 2016. № 3. С. 67-74.
3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. 136 с.
4. Тертель А.Л. Психология. М.: Проспект. 2006. 82 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 720с.
6. Кузнецов В.В. Корпоративное образование. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 227 с.
7. Кузнецов В.В. Профессиональное обучение рабочих в условиях предприятий / введение в профессионально-педагогическую специальность: учебник и практикум для академического бакалавриата. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2016. 215 с.
8. Дементьева Ю.В. Формирование аналитических умений и навыков в процессе профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Москва, 2003. 26 с.
9. Елистратова Т.А. Развитие аналитических умений будущего менеджера в профессиональном образовании: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Оренбург, 2014. 26 с.
10. Соломонова Т.П. Формирование аналитических умений старшеклассников в гуманитарном образовании: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Оренбург, 2010. 24 с.
11. Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал. 2013. № 2 (10). С. 10-16.
12. Кузнецов В.В. Корпоративное образование: содержание и сущность // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 1 (35). С. 51-60.

Стремление руководителей предприятий легкой промышленности России занять лидирующее место среди крупнейших мировых компаний потребовало, во-первых, использования средств управленческой науки, во-вторых, подключения департаментов по управлению персоналом к решению производственных задач посредством организации корпоративного образования, учебных структур-центров, университетов на предприятиях легкой промышленности.

Профессиональная педагогика, теория и методика корпоративного образования нуждаются в проведении педагогических исследований, позволяющих, с одной стороны, поднять уровень корпоративного обучения, а с другой – выявить такие объекты исследования, которые могут повысить качество выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность на мировом рынке труда.

Таким объектом исследования является развитие профессионально важных качеств личности работника предприятия легкой промышленности, влияющих на успешность профессиональной деятельности, в частности аналитических умений.

Анализ педагогических исследований, посвященных изучению деятельности учебных структур различных предприятий (оборонных, нефтегазовых, машиностроительных), позволил нам говорить, что, во-первых, учебным структурам предприятий легкой промышленности не уделяется должного внимания. Во-вторых, развитие аналитических умений как объект педагогического исследования встречается очень редко.

Исходя из этого была поставлена цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие развитию аналитических умений работников предприятий легкой промышленности.

Задачами педагогического исследования явились: уточнение представлений о корпоративном образовании на предприятиях легкой промышленности и его специфике; выявление педагогических условий, способствующих целенаправленному развитию аналитических умений работников предприятий легкой промышленности, и анализ их эффективности в процессе опытно-поисковой работы в учебных центрах; анализ результатов педагогического исследования. Базой исследования послужили учебные структуры предприятий легкой промышленности.

Материал и методы исследования.  Если обратить внимание на исследования в области психологии труда, то можно обнаружить следующее: во-первых, производительность труда во многом определяется развитием профессиональных качеств работников; во-вторых, аналитические умения работников легкой промышленности от швеи до управленца входят в структуру профессионально важных качеств последних.

Действительно, производительность труда, его качество и надежность, по мнению ученых, зависят от личностных особенностей работников. Так, В.Д. Шадриков считал, что к профессионально важным качествам можно отнести знания, умения, способности личности работника [1].

В нашем педагогическом исследовании, которое проводилось с 2016 по 2019 гг., участвовали работники предприятий легкой промышленности разных профессий: от швеи до руководителя среднего и высшего звена.

Изучаемые нами аналитические умения представляют собой освоенные работником предприятия легкой промышленности способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний, навыков, которые формируются как путем упражнений, так и при выполнении практических действий.

Как отмечает П.Ю. Тарасов, «аналитические умения выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории». Такие умения более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта [2].

Анализ исследований, которые посвящены теории формирования различных по природе умений (таких авторов, как В.Н. Максимова, Е.А. Милерян, А.М. Новиков, В.В. Чебышева и др.), позволил нам представить умения как этап формирования профессиональных компетенций. Согласно установленной Л.Д. Столяренко структуре мыслительного процесса в аналитических умениях основным звеном является анализ, который сопровождает все последующие операции [3].

Таким образом, при организации образовательного процесса в учебном центре предприятия очень важным является момент включения анализа в содержание теоретических и практических учебных дисциплин, деловых и мыслительных игр, методологических семинаров. Анализу как расчленению целого предмета или явления на составные части и должны быть посвящены создаваемые преподавателями теоретического обучения технические задачи и задания. Поскольку анализ неразрывно связан с синтезом, то аналитико-синтетические процедуры представляют важнейший компонент содержания корпоративного образования работников предприятий легкой промышленности.

Психолог А.Л. Тертель дал свое определение анализу, обращая основное внимание на выделение в объекте тех или иных его сторон, свойств, связей и отношений [4]. С.Л. Рубинштейн предлагает в качестве особой формы выявление анализа через синтез, где «синтез восстанавливает расчлененное анализом целое», скрывает более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов [5].

Аналитические умения являются основным компонентом психологической структуры многих видов деятельности указанных нами работников легкой промышленности. Они тесно связаны с умением работника аналитически мыслить, способностью из общего выделить детали и составляющие. Аналитические умения работника предприятия легкой промышленности включают не только анализ, но и синтезирование информации, поднятие ее на все более высокий теоретический уровень [6, 7].

Анализ всегда выступает во взаимосвязи с абстрагированием, обобщением и другими мыслительными операциями (В.А. Сластенин). Следовательно, с одной стороны, происходит рост роли аналитических умений в структуре мыслительных действий, а с другой – меняются характер мышления работников предприятия, уровень теоретического мышления, способность управлять своими мыслями, рефлексировать, то есть фиксировать ход своих собственных мыслей (мысль о мысли).

Анализ теоретических изысканий, посвященных объекту и предмету исследования, позволил нам сформулировать гипотезу и выявить необходимые педагогические дефиниции. Поскольку структура интеллекта работника постоянно меняется, то мышление и, следовательно, уровень аналитических умений тесно связаны с развитием памяти и в зависимости от возраста имеют свои особенности формирования.

В работах Ю.В. Дементьевой, Т.А. Елистратовой, Т.Ю. Медведевой аналитические умения стали рассматриваться как объект исследования [8–10]. Ю.В. Дементьева под аналитическими умениями понимает владение совокупностью специальных интеллектуальных аналитико-синтетических действий, направленных на достижение качественных изменений личности и способствующих росту профессионального мастерства.

Таким образом, можно утверждать, что аналитические умения составляют основу мыслительной деятельности, а она в свою очередь подразумевает все мыслительные действия и операции, установленные психологами (О.К. Тихомиров, Я.А. Пономарев): анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, конкретизация, классификация, систематизация, рефлексия. Следовательно, путь к анализу проходит через синтез [11].

Изучение исследований в области теории и практики корпоративного образования (В.В. Кузнецов и др.) позволило установить, что на предприятиях легкой промышленности учебные структуры (центры, отделы, университеты) зачастую воспроизводят существовавшие в советский период «отделы подготовки кадров», организацию теоретического и практического обучения в рамках классно-урочной системы [12].

С целью преобразования учебных структур предприятий легкой промышленности была сформулирована следующая гипотеза. Предполагалось, что эффективность профессиональной деятельности работника может быть повышена в учебной структуре предприятия легкой промышленности, если будут созданы следующие педагогические условия:

  • использованы деятельностный и компетентностный подходы к организации корпоративного образования;
  • применены практико-ориентированные педагогические технологии в виде организационно-деятельностных игр, методологических семинаров и практикумов;
  • созданы платформы IT для индивидуального обучения, содержащие мыслительные задачи и практические задания, разработанные в лучших бизнес-структурах.

Под корпоративным образованием мы понимаем совокупность образовательных структур и учебных программ предприятий легкой промышленности, обеспечивающих производственные потребности в высококвалифицированных рабочих и специалистах для успешного функционирования и развития финансово-промышленных составляющих корпорации-заказчика [12].

Результаты исследования и их обсуждение Изучение представлений об аналитических умениях работника предприятия легкой промышленности в корпоративном образовании легло в основу исследований, проводимых в Оренбургской области с 2016 по 2019 гг. на базе предприятий легкой промышленности, связанных с текстильным, швейным и кожевенно-обувным производством.

В учебном центре предприятий легкой промышленности были созданы учебные группы (как экспериментальные, так и контрольные), в которых измерялись уровни сформированности аналитических умений и возможность их позитивных изменений за счет педагогических ресурсов корпоративного образования и преобразований в сфере внутрифирменного обучения работников предприятий легкой промышленности.

В качестве предположения было заявлено утверждение, что повышение производительности труда корпорации во многом зависит от развитости профессионально важных качеств ее работников и прежде всего от аналитических умений. Гипотеза основывалась как на утверждении психологов труда (В.Д. Шадриков и др.), так и на результатах исследований в области корпоративного образования (В.В. Кузнецов и др.). В частности, особое внимание было уделено технологам легкой промышленности, которые должны обладать техническими способностями и аналитическим складом ума. Мы считали, что сформированность аналитических умений – один из критериев компетентности работника предприятий легкой промышленности.

В экспериментальных группах учебного центра корпорации решались задачи и выполнялись задания на расчленение технических явлений на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.), а также осмысление технологической операции во взаимосвязи со всеми компонентами технологического производства.

Следовательно, работник корпорации, например технолог легкой промышленности, учился посредством задач и заданий, а не только лекционных занятий проникать в процесс развития корпорации и тем самым повышал ее производительность труда, надежность и качество продукции, ее основательность и долговечность.

Менеджер по управлению персоналом, руководитель подразделения департамента по управлению персоналом считают корпоративное образование находкой, сильнейшим средством развития персонала. Содержание курсовой подготовки, формы проведения учебных занятий определяются образовательной программой, составлением необходимых для этого учебных пособий, сборников задач и заданий для различных профессий корпораций.

Именно за счет педагогических инноваций в сфере корпоративного образования, посредством подбора в учебные структуры компаний (фирм) выпускников профессионально-педагогических учебных заведений (типа Российского государственного профессионально-педагогического университета) решаются специальные задачи, которые формируются на основе исследований в области психологии труда, профессиональной деятельности, теории и методики профессионального образования, методики и методологии профессионального обучения с привлечением не только собственных преподавателей – опытных работников предприятия, но и специально подготовленных руководителей организационно-деятельностных игр, командных игротехников.

Особую роль играют руководители, специалисты и организаторы учебных структур корпоративных университетов (часто это менеджеры по обучению персонала), которые создают особую образовательную среду, обладают креативностью, высоким творческим и лидерским потенциалом.

Ученые утверждают, что в корпоративном образовании значительными возможностями в развитии аналитических умений работников предприятий и корпораций легкой промышленности обладают рефлексивная среда (О.С. Анисимов, А.М. Анохин), а также гибкие образовательные программы, преподаватели, тьюторы с высоким уровнем педагогической культуры, создание совокупности социальных педагогических условий: обеспечение вариативности содержания обучения, самообразовательная деятельность работников предприятия, мотивация к учебным достижениям и т.п.

Научно-технологическое обеспечение интеллектуального процесса, наличие методических рекомендаций для преподавателей учебного центра предприятий легкой промышленности в значительной степени позволило повысить уровень сформированности аналитических умений работников различных профессий (от швеи до управленца), тем самым достичь повышения производительности труда и конкурентоспособности.

Реализация указанных гипотетических положений позволила за 2–3 года экспериментального обучения в учебном центре предприятия легкой промышленности Оренбургской области в значительной мере повысить эффективность профессиональной деятельности, качество выпускаемой продукции посредством целенаправленного развития аналитических умений работников легкой промышленности.

Выводы

Результаты опытно-поисковой работы в учебных структурах предприятий легкой промышленности позволили сформулировать следующие выводы:

  1. При использовании научных подходов к организации учебных занятий (личностно-деятельностного, деятельностного, компетентностного) можно в значительной мере повысить имеющийся исходный уровень сформированности аналитических умений работников предприятий легкой промышленности.
  2. Разработанные теоретические положения, позволяющие повышать производительность труда, надежность и качество выпускаемой продукции на основе развития профессионально важных качеств работников предприятий легкой промышленности, доказаны многолетней опытно-поисковой работой и ее результатами, публикациями в рецензируемых научных журналах
  3. Доказано, что между производительностью труда работников предприятий легкой промышленности и развитостью аналитических умений работников существует зависимость. Именно целенаправленное развитие аналитических умений работников предприятий легкой промышленности, особенно технологов, в значительной степени влияет на качество выпускаемой продукции, конкурентоспособность и уровень корпоративной культуры предприятия.
  4. Создан перечень учебно-методических материалов (тематика спецкурсов, ключевые понятия по темам, рекомендуемые формы и методы проведения занятий, технические задачи и задания, список рекомендуемой литературы).
  5. Выявлена возможность рефлексивной среды учебной структуры корпорации как фактора повышения уровня сформированности аналитических умений работников предприятий легкой промышленности.

Библиографическая ссылка

Кузнецов В.В., Уржунцева С.А. РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КОРПОРАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29062 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674