В современном образовании концепция педагогической фасилитации является востребованной и прогрессивной. Обращаясь к словарю, мы определяем этимологическое значение термина: «фасилитация (от англ. facilitate) – облегчать, способствовать» [1].
Ключевые понятия: фасилитация, концепция педагогической фасилитации, принципы фасилитирующего обучения (конгруэнтность, доверие, безусловное принятие), условия фасилитирующего обучения.
Следует отметить, что идея фасилитации не сразу получила признание в области педагогики, психологии, менеджмента. Карл Роджерс в своей работе «Свобода учиться» писал о том, что «фасилитатор учения» может восприниматься нереальным, даже фантастическим в практике преподавания, но доказывает обратное. К. Роджерс называет принципы фасилитирующего обучения: конгруэнтность, доверие, безусловное принятие. По мнению К. Роджерса, фасилитирующее обучение создает ситуацию свободы, креативности и ответственности, поскольку фасилитатор делит ответственность за образовательный процесс, учебное планирование, способ управления с обучающимися, родителями, общественными представителями [2].
Примечательно, что Международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators) существует с 1989 г. В Москве начиная с 2010 г. проходят ежегодные конференции профессиональных фасилитаторов. Международная ассоциация фасилитаторов провозглашает миссию следующим образом: «вырастить сообщество практиков для всех тех, кто оказывает содействие, устанавливает международные профессиональные стандарты, обеспечивает надежность и пропагандирует ценность фасилитации по всему миру» [3].
Отечественные ученые (Э.Ф. Зеер, И.В. Жижина, М.Н. Дудина, В.В. Колпачников, Р.В. Овчарова, Л.Н. Куликова) подтвердили ценность и значимость концепции фасилитации как в теории, так и на практике. Примечательно, что в дидактике современной высшей школы наблюдается переход от традиций к инновациям [4].
Реализация концепции педагогической фасилитации в экономическом университете способствует развитию умений и навыков студентов (например, будущих менеджеров): управленческих навыков, навыков взаимодействия, межличностной/профессиональной коммуникации, умений применять в профессиональной деятельности техники и методики саморегуляции, самоактуализации, разрешения конфликтных ситуаций; способствует формированию у студентов компетенций.
Цель исследования состоит в выявлении специфики концепции педагогической фасилитации и ее реализации в образовании.
Задачи исследования:
– выявить принципы и условия фасилитирующего обучения;
– продолжить работу, направленную на реализацию концепции педагогической фасилитации;
– использовать блок взаимодополняющих методик, применить инновационные педагогические технологии;
– выявить критерии наличия и эффективной реализации концепции педагогической фасилитации в вузе.
Материал и методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические – анализ документов, отражающих современные тенденции развития высшего образования; наблюдение; самооценка; контент-анализ; опытно-экспериментальная работа.
Результаты исследования и их обсуждение
В Уральском государственном экономическом университете (г. Екатеринбург) реализуется авторская концепция педагогической фасилитации в условиях преемственности педагогической и андрагогической модели на основе феноменологической теории актуализации личности. Т.Б. Загоруля, один из авторов статьи, представляет следующее авторское определение: концепция педагогической фасилитации – это методологические, теоретические и практические основы гуманистически ориентированного образовательного процесса, построенного на принципах доверия, эмпатии, безусловного принятия, реализация которых в содержании и интерактивных методах, инновационных педагогических технологиях актуализирует личность студентов в ситуации поддержки и сотрудничества.
Согласно К. Роджерсу принципами фасилитирующего обучения являются следующие:
– конгруэнтность (подлинность) – предполагает, что фасилитатор выступает как реальная личность, он способен проявлять/передавать свои чувства, быть самим собой во взаимоотношениях с обучающимися;
– доверие – понимается как способность развития собственной возможности обучающегося, выбора им собственного пути развития, роста, творчества и самодисциплины;
– безусловное принятие – интерпретируется как оценивание обучающегося, его чувств, его убеждений, его личности в соответствии с представлением о справедливости (без предварительных оценок преподавателем) [2].
Преподаватель, стремящийся реализовать принципы и положения концепции педагогической фасилитации, создает индивидуальный стиль обучения, поскольку применяет собственную методическую систему, авторские методики. Преимущества фасилитаторов: создание поддерживающих каждого студента условий, признание свободы учения, открытость к диалогу/полилогу, поддержка инициативы, самообразование и самореализация студентов.
Условиями фасилитирующего обучения являются:
– организация личностно ориентированного обучения в интерсубъективном взаимодействии;
– поддержка каждого студента для достижения ситуации успеха (разработка индивидуальных маршрутов, таблиц успеха);
– использование инновационных педагогических технологий, способствующих развитию свойств личности;
– осуществление контрольно-оценочной функции обучения как диагностико-корректирующей, способствующей развитию самоконтроля, самооценки, выработке критического отношения к себе и результатам собственной учебной деятельности.
Следует отметить, что фасилитирующие условия обучения могут быть определены и созданы в любом вузе, они помогают обучающимся приобрести достойный социально-психологический статус, реальное место среди одногруппников, друзей, в социуме в целом.
Авторами статьи осуществляется концепция педагогической фасилитации в Уральском государственном экономическом университете (г. Екатеринбург), разработаны соответствующие учебно-методические материалы. Так, основные положения данной концепции нашли отражение в учебно-методическом комплексе дисциплины «Введение в менеджмент и организация научно-исследовательской работы студентов» для направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавриат) [5]. Реализуя данную дисциплину, А.Ю. Рябцев и Т.В. Кочергина создают фасилитирующие условия обучения, применяют инновационные педагогические технологии. Студенты в группах или индивидуально выполняют креативные задания, ориентированные на развитие общекультурных и профессиональных компетенций. Например, студенты создают портреты (описание) современных менеджеров, изучают истории успеха известных менеджеров (города, региона), рисуют свою бизнес-мечту, представляют презентации/самопрезентации, доклады (формируют свое «публичное Я»), эссе, а также пишут отзывы по результатам экскурсий на предприятия города и области.
Т.Б. Загоруля разработан учебно-методический комплекс дисциплины «Фасилитация менеджера в профессиональной деятельности» для направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавриат) [6]. Целями освоения дисциплины «Фасилитация менеджера в профессиональной деятельности» являются получение теоретических знаний и формирование практических навыков, умений по применению современных фасилитационных технологий и методик, необходимых для эффективной личностной и профессиональной самореализации студентов; формирование общекультурных компетенций: ОК-5 – способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; ОК-6 – способности к самоорганизации и самообразованию. Учебная дисциплина «Фасилитация менеджера в профессиональной деятельности» является факультативом и тесно взаимосвязана с другими курсами, базируется на знаниях, полученных при изучении таких учебных дисциплин, как «Организационное поведение», «Основы менеджмента».
Данный курс предполагает изучение основных понятий и принципов фасилитации, концепции К. Роджерса, выявление условий фасилитации менеджера в профессиональной деятельности. Содержательным ядром курса являются социально-психологические основы мотивации и поведения личности в организации, работа в группах и командах, лидерство и власть, управление конфликтами и коммуникациями, основы психологических игр в организации, изменения и нововведения в организации, инструменты самоорганизации менеджера.
Практико-ориентированной частью курса является блок взаимодополняющих методик, применение которых, на наш взгляд, способствует фасилитации менеджера в профессиональной деятельности: методика выявления ведущей репрезентативной системы восприятия; методика М. Смита (ассертивное поведение); методика «Лидер и качества лидера»; методика «Карта конфликта» (по Х. Корнелиус, Ш. Фейр); методика М. Белбина; методика «Диаграмма К. Исикавы», методика Э. де Боно «Шесть шляп мышления», методика «8 способов самоактуализации» (по А. Маслоу) и др. Также применяются инновационные педагогические технологии: кейс-технологии (кейс-иллюстрации, кинокейс/видеокейс, кейс-принятие решений); деловая игра («Флэш-опрос», «Коммуникации в организации»); ролевая игра («Тьютор – ревизор – ученик», «Профессор – ассистент»); проектная технология («Организация моей мечты»); диалог/полилог, дебаты, тренинги и др.
Применение данных методик является эффективным в экономическом университете, где осуществляется подготовка бакалавров/магистров по различным направлениям организационно-управленческой деятельности. В организационно-управленческой деятельности будущих менеджеров востребованы: свойства личности (например, эмпатия, ассертивность, ответственность); умение применять техники и методики саморегуляции, самоуправления, самоактуализации, разрешения конфликтных ситуаций; умение достигать сотрудничества в коммуникациях (межличностных и профессиональных); умение работать в команде (в группе).
Опытно-экспериментальная работа, направленная на реализацию концепции педагогической фасилитации, включает три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы были определены цели, сформулированы задачи, разработана программа проведения опытно-экспериментальной работы, реализующей концепцию педагогической фасилитации студентов. Методы, используемые на этом этапе: анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетный опрос, самооценка студентов, эссе, педагогическое наблюдение. Например, студентам предлагалось написать эссе на тему: «8 способов самоактуализации личности» (согласно А. Маслоу). Выборка: 18–20-летние студенты университета, 97 человек, из них 52 девушки и 45 юношей. Проведя контент-анализ представленных эссе, мы выявили, что самоактуализация личности студентов происходит по-разному. На вопрос «Мое самое яркое переживание связано с …» респонденты отвечали «С поступлением в университет», «Со сдачей ЕГЭ», «С первой влюбленностью», «Когда родители купили мне велосипед», «С разводом родителей», «Со смертью бабушки/дедушки», «С предательством друга» и т.д. Яркие переживания не всегда радостные, зачастую печальные, прошлое окрашивает настоящее в эмоциональном плане. На вопрос «Спрашиваю ли с себя за свои поступки, за свой выбор» были получены разные ответы – от «Да, всегда анализирую, как и почему я так поступил» до ответов «Нет, а зачем? Не нужно об этом думать», что свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточной рефлексии по поводу собственной ответственности за сделанный выбор, перспектив развития и самоактуализации. На вопрос «Сделал ли открытие себя в буквальном смысле слова? Обнаружил ли то, что мешает мне, как это думаю преодолеть» студенты ответили, что «Открытие и познание себя происходит до сих пор», «Для этого нужны специальные тренинги», «Нужна поддержка со стороны близких людей». О том, что мешает «открытию себя», студенты писали: «Страх, что тебя не так поймут окружающие», «Страх вступать в коммуникацию с людьми», «Неумение адаптироваться к новой ситуации (жить в новом городе, оказаться в новой учебной группе, жить в общежитии)», «Боязнь высказывать свое мнение / выступать публично перед одногруппниками», «Семейные конфликты, отсутствие поддержки со стороны родителей», «Знаю, что мешает, но просто лень над этим работать» и т.д.
На формирующем этапе (продолжается в настоящее время) вносятся необходимые изменения в содержание и технологии преподаваемых дисциплин; подтверждается обоснованность сформулированных нами педагогических фасилитирующих условий, необходимых для успешной реализации концепции педагогической фасилитации; проводятся опросы; применяются взаимодополняющие методики и таблицы успеха; осуществляется разработка модели реализации концепции педагогической фасилитации. Методы, используемые на этом этапе: анкетный опрос, самооценка студентов, педагогическое наблюдение. Например, проведен опрос студентов о нововведениях в преподаваемых дисциплинах («Организационное поведение», «Основы менеджмента»). Выборка: 18–21-летние студенты университета, 108 человек, из них девушки – 61 и юноши – 47. Проведенный контент-анализ результатов опроса показал, что реализация концепции педагогической фасилитации в университете способствует успешной самоактуализации студентов. Студенты отвечали следующим образом: «Лекции и семинары проходили динамично и интересно, на семинарах много кейсов, практико-ориентированных заданий», «Интересный интерактив на семинарах, не было ни одного семинара, на котором бы что-то повторялось», «Всегда интересно приходить на пары, что-то новое и необычное, полезное для будущей профессии и жизни», «Не бывает скучно, используются разные методики: “Шесть шляп мышления”, “Диаграмма Исикавы”, проект “Организация моей мечты” и т.д.», «Возможность для самовыражения: выступления в группе», «Отлично, что работа в команде, наконец, мы все познакомились», «Я стал уверенным, перестал бояться публичных выступлений», «Отличная возможность показать свои лучшие качества», «Работа в студенческом жюри как вариант самооценки и оценки других», «Это очень круто, я все проработал сам на семинарах», «Здорово, что у студентов есть возможность проявить себя в творчестве», «Своеобразное проведение контрольной работы в виде игры», «Работая в командах, мы подружились», «Отличное отношение преподавателя к студентам», «Всегда хотелось идти на ваши пары», «Было очень интересное взаимодействие студентов со студентами, возможность проявить себя», «У меня пропал страх при выступлении перед однокурсниками», «Всестороннее развитие наших способностей, сотрудничество преподавателя и студента», «Понравились кинокейсы, их обсуждение» и т.д. Наряду с многочисленными положительными оценками применения взаимодополняющих методик, инновационных педагогических технологий студенты писали и о том, что «Не все могут работать в команде, поскольку мою идею не поддержат другие», «Только преподаватель может оценивать студентов, самооценка не нужна», «Сложно выполнять креативные задания, я лучше работаю по строгому алгоритму, например решить задачу по формуле», «Зачем слушать мнение студентов, нужно делать так, как говорит преподаватель». Это свидетельствует о необходимости оказания поддержки и помощи студентам в развитии их самооценки, осознания ценности своего «Я», самоактуализации посредством реализации концепции педагогической фасилитации.
В дальнейшем, на обобщающем этапе, предполагаются обработка полученных данных, их анализ, описание итогов опытно-экспериментальной работы, апробация основных положений исследования. Методы, используемые на этом этапе: анкетный опрос, тестирование, самооценка, анализ эмпирических данных, педагогическое наблюдение.
Выводы
Цель исследования достигнута, а именно выявлена специфика концепции педагогической фасилитации, и она реализуется в университете. Решены следующие задачи исследования: выявлены принципы и условия фасилитирующего обучения; продолжается формирующий этап опытно-экспериментальной работы, направленной на реализацию концепции педагогической фасилитации; использован блок взаимодополняющих методик, применены инновационные педагогические технологии. Критериями наличия и эффективной реализации концепции педагогической фасилитации в вузе являются: система целевых установок на актуализацию/самоактуализацию личности студентов; изменение личностных установок преподавателей в межличностном взаимодействии со студентами на основе положений феноменологической теории личности; систематическое использование инновационных педагогических технологий; создание фасилитирующих условий для раскрытия внутренних резервов обучения.
Концепция педагогической фасилитации востребована в педагогической, андрагогической и акмеологической образовательной среде, поскольку способствует достижению ситуации успеха каждым студентом как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Рябцев А.Ю., Кочергина Т.В., Загоруля Т.Б. КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ: ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29058 (дата обращения: 02.11.2024).