Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ: ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Рябцев А.Ю. 1 Кочергина Т.В. 1 Загоруля Т.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
В статье представлен опыт реализации концепции педагогической фасилитации в экономическом университете. Концепция педагогической фасилитации основывается на положениях феноменологической теории актуализации личности К. Роджерса. Осуществив теоретический анализ, авторы подтвердили, что значимы идея о восприятии человеком действительности «здесь и сейчас» и его субъективный опыт, способствующие пониманию и осмыслению поведенческой модели каждого. Наряду с психотерапевтической, психологической, экологической, социальной фасилитацией, по мнению авторов статьи, педагогическая фасилитация является актуальной и востребованной при подготовке менеджеров. Особенностью педагогической фасилитации является создание фасилитирующих условий обучения будущих менеджеров посредством применения механизма педагогической фасилитации. Это межличностное взаимодействие (interpersonal interaction), основанное на принципах доверия, эмпатии, безусловного принятия в деятельности и общении с использованием инновационных педагогических технологий. В статье рассмотрен блок методик, применение которых способствует фасилитации менеджеров в их профессиональной деятельности. Использование данных методик в образовательном процессе направлено на развитие навыков, умений и личностного потенциала будущих менеджеров. Реализация концепции педагогической фасилитации студентов в экономическом университете способствует актуализации личности студентов, овладевающих компетенциями в образовании.
фасилитация
концепция педагогической фасилитации
самоактуализация
конгруэнтность
доверие
безусловное принятие
1. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/searchall.php (дата обращения: 28.06.2019).
2. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80s. Columbus, OH: Merril, 1982. 308 р.
3. Международная Ассоциация фасилитаторов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iaf-world.org/site/ (дата обращения: 01.07.2019).
4. Дудина М.Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. 152 с.
5. Рябцев А.Ю., Кочергина Т.В. Рабочая программа дисциплины «Введение в менеджмент и организация научно-исследовательской работы студентов». [Электронный ресурс]. URL: https://portal.usue.ru/portal/site/6d68db69-126b (дата обращения: 01.07.2019).
6. Загоруля Т.Б. Рабочая программа дисциплины «Фасилитация менеджера в профессиональной деятельности». [Электронный ресурс]. URL: https://portal.usue.ru/portal/site/6d68db69-126b (дата обращения: 01.07.2019).

В современном образовании концепция педагогической фасилитации является востребованной и прогрессивной. Обращаясь к словарю, мы определяем этимологическое значение термина: «фасилитация (от англ. facilitate) – облегчать, способствовать» [1].

Ключевые понятия: фасилитация, концепция педагогической фасилитации, принципы фасилитирующего обучения (конгруэнтность, доверие, безусловное принятие), условия фасилитирующего обучения.

Следует отметить, что идея фасилитации не сразу получила признание в области педагогики, психологии, менеджмента. Карл Роджерс в своей работе «Свобода учиться» писал о том, что «фасилитатор учения» может восприниматься нереальным, даже фантастическим в практике преподавания, но доказывает обратное. К. Роджерс называет принципы фасилитирующего обучения: конгруэнтность, доверие, безусловное принятие. По мнению К. Роджерса, фасилитирующее обучение создает ситуацию свободы, креативности и ответственности, поскольку фасилитатор делит ответственность за образовательный процесс, учебное планирование, способ управления с обучающимися, родителями, общественными представителями [2].    

Примечательно, что Международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators) существует с 1989 г. В Москве начиная с 2010 г. проходят ежегодные конференции профессиональных фасилитаторов. Международная ассоциация фасилитаторов провозглашает миссию следующим образом: «вырастить сообщество практиков для всех тех, кто оказывает содействие, устанавливает международные профессиональные стандарты, обеспечивает надежность и пропагандирует ценность фасилитации по всему миру» [3].

Отечественные ученые (Э.Ф. Зеер, И.В. Жижина, М.Н. Дудина, В.В. Колпачников, Р.В. Овчарова, Л.Н. Куликова) подтвердили ценность и значимость концепции фасилитации как в теории, так и на практике. Примечательно, что в дидактике современной высшей школы наблюдается переход от традиций к инновациям [4].

Реализация концепции педагогической фасилитации в экономическом университете способствует развитию умений и навыков студентов (например, будущих менеджеров): управленческих навыков, навыков взаимодействия, межличностной/профессиональной коммуникации, умений применять в профессиональной деятельности техники и методики саморегуляции, самоактуализации, разрешения конфликтных ситуаций; способствует формированию у студентов компетенций.

Цель исследования состоит в выявлении специфики концепции педагогической фасилитации и ее реализации в образовании.

Задачи исследования:

– выявить принципы и условия фасилитирующего обучения;

– продолжить работу, направленную на реализацию концепции педагогической фасилитации;

– использовать блок взаимодополняющих методик, применить инновационные педагогические технологии;

– выявить критерии наличия и эффективной реализации концепции педагогической фасилитации в вузе.

Материал и методы исследования: теоретические анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические – анализ документов, отражающих современные тенденции развития высшего образования; наблюдение; самооценка; контент-анализ; опытно-экспериментальная работа.

Результаты исследования и их обсуждение

В Уральском государственном экономическом университете (г. Екатеринбург) реализуется авторская концепция педагогической фасилитации в условиях преемственности педагогической и андрагогической модели на основе феноменологической теории актуализации личности. Т.Б. Загоруля, один из авторов статьи, представляет следующее авторское определение: концепция педагогической фасилитации – это методологические, теоретические и практические основы гуманистически ориентированного образовательного процесса, построенного на принципах доверия, эмпатии, безусловного принятия, реализация которых в содержании и интерактивных методах, инновационных педагогических технологиях актуализирует личность студентов в ситуации поддержки и сотрудничества.

Согласно К. Роджерсу принципами фасилитирующего обучения являются следующие:

– конгруэнтность (подлинность) – предполагает, что фасилитатор выступает как реальная личность, он способен проявлять/передавать свои чувства, быть самим собой во взаимоотношениях с обучающимися;

– доверие – понимается как способность развития собственной возможности обучающегося, выбора им собственного пути развития, роста, творчества и самодисциплины;

– безусловное принятие – интерпретируется как оценивание обучающегося, его чувств, его убеждений, его личности в соответствии с представлением о справедливости (без предварительных оценок преподавателем) [2].

Преподаватель, стремящийся реализовать принципы и положения концепции педагогической фасилитации, создает индивидуальный стиль обучения, поскольку применяет собственную методическую систему, авторские методики. Преимущества фасилитаторов: создание поддерживающих каждого студента условий, признание свободы учения, открытость к диалогу/полилогу, поддержка инициативы, самообразование и самореализация студентов.

Условиями фасилитирующего обучения являются:

– организация личностно ориентированного обучения в интерсубъективном взаимодействии;

– поддержка каждого студента для достижения ситуации успеха (разработка индивидуальных маршрутов, таблиц успеха);

– использование инновационных педагогических технологий, способствующих развитию свойств личности;

– осуществление контрольно-оценочной функции обучения как диагностико-корректирующей, способствующей развитию самоконтроля, самооценки, выработке критического отношения к себе и результатам собственной учебной деятельности.

Следует отметить, что фасилитирующие условия обучения могут быть определены и созданы в любом вузе, они помогают обучающимся приобрести достойный социально-психологический статус, реальное место среди одногруппников, друзей, в социуме в целом.

Авторами статьи осуществляется концепция педагогической фасилитации в Уральском государственном экономическом университете (г. Екатеринбург), разработаны соответствующие учебно-методические материалы. Так, основные положения данной концепции нашли отражение в учебно-методическом комплексе дисциплины «Введение в менеджмент и организация научно-исследовательской работы студентов» для направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавриат) [5]. Реализуя данную дисциплину, А.Ю. Рябцев и Т.В. Кочергина создают фасилитирующие условия обучения, применяют инновационные педагогические технологии. Студенты в группах или индивидуально выполняют креативные задания, ориентированные на развитие общекультурных и профессиональных компетенций. Например, студенты создают портреты (описание) современных менеджеров, изучают истории успеха известных менеджеров (города, региона), рисуют свою бизнес-мечту, представляют презентации/самопрезентации, доклады (формируют свое «публичное Я»), эссе, а также пишут отзывы по результатам экскурсий на предприятия города и области.

Т.Б. Загоруля разработан учебно-методический комплекс дисциплины «Фасилитация менеджера в профессиональной деятельности» для направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (бакалавриат) [6]. Целями освоения дисциплины «Фасилитация менеджера в профессиональной деятельности» являются получение теоретических знаний и формирование практических навыков, умений по применению современных фасилитационных технологий и методик, необходимых для эффективной личностной и профессиональной самореализации студентов; формирование общекультурных компетенций: ОК-5 – способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; ОК-6 – способности к самоорганизации и самообразованию. Учебная дисциплина «Фасилитация менеджера в профессиональной деятельности» является факультативом и тесно взаимосвязана с другими курсами, базируется на знаниях, полученных при изучении таких учебных дисциплин, как «Организационное поведение», «Основы менеджмента».  

Данный курс предполагает изучение основных понятий и принципов фасилитации, концепции К. Роджерса, выявление условий фасилитации менеджера в профессиональной деятельности. Содержательным ядром курса являются социально-психологические основы мотивации и поведения личности в организации, работа в группах и командах, лидерство и власть, управление конфликтами и коммуникациями, основы психологических игр в организации, изменения и нововведения в организации, инструменты самоорганизации менеджера.

Практико-ориентированной частью курса является блок взаимодополняющих методик, применение которых, на наш взгляд, способствует фасилитации менеджера в профессиональной деятельности: методика выявления ведущей репрезентативной системы восприятия; методика М. Смита (ассертивное поведение); методика «Лидер и качества лидера»; методика «Карта конфликта» (по Х. Корнелиус, Ш. Фейр); методика М. Белбина; методика «Диаграмма К. Исикавы», методика Э. де Боно «Шесть шляп мышления», методика «8 способов самоактуализации» (по А. Маслоу) и др. Также применяются инновационные педагогические технологии: кейс-технологии (кейс-иллюстрации, кинокейс/видеокейс, кейс-принятие решений); деловая игра («Флэш-опрос», «Коммуникации в организации»); ролевая игра («Тьютор – ревизор – ученик», «Профессор – ассистент»); проектная технология («Организация моей мечты»); диалог/полилог, дебаты, тренинги и др.

Применение данных методик является эффективным в экономическом университете, где осуществляется подготовка бакалавров/магистров по различным направлениям организационно-управленческой деятельности. В организационно-управленческой деятельности будущих менеджеров востребованы: свойства личности (например, эмпатия, ассертивность, ответственность); умение применять техники и методики саморегуляции, самоуправления, самоактуализации, разрешения конфликтных ситуаций; умение достигать сотрудничества в коммуникациях (межличностных и профессиональных); умение работать в команде (в группе).

Опытно-экспериментальная работа, направленная на реализацию концепции педагогической фасилитации, включает три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы были определены цели, сформулированы задачи, разработана программа проведения опытно-экспериментальной работы, реализующей концепцию педагогической фасилитации студентов. Методы, используемые на этом этапе: анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетный опрос, самооценка студентов, эссе, педагогическое наблюдение. Например, студентам предлагалось написать эссе на тему: «8 способов самоактуализации личности» (согласно А. Маслоу). Выборка: 18–20-летние студенты университета, 97 человек, из них 52 девушки и 45 юношей. Проведя контент-анализ представленных эссе, мы выявили, что самоактуализация личности студентов происходит по-разному. На вопрос «Мое самое яркое переживание связано с …» респонденты отвечали «С поступлением в университет», «Со сдачей ЕГЭ», «С первой влюбленностью», «Когда родители купили мне велосипед», «С разводом родителей», «Со смертью бабушки/дедушки», «С предательством друга» и т.д. Яркие переживания не всегда радостные, зачастую печальные, прошлое окрашивает настоящее в эмоциональном плане. На вопрос «Спрашиваю ли с себя за свои поступки, за свой выбор» были получены разные ответы – от «Да, всегда анализирую, как и почему я так поступил» до ответов «Нет, а зачем? Не нужно об этом думать», что свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточной рефлексии по поводу собственной ответственности за сделанный выбор, перспектив развития и самоактуализации. На вопрос «Сделал ли открытие себя в буквальном смысле слова? Обнаружил ли то, что мешает мне, как это думаю преодолеть» студенты ответили, что «Открытие и познание себя происходит до сих пор», «Для этого нужны специальные тренинги», «Нужна поддержка со стороны близких людей». О том, что мешает «открытию себя», студенты писали: «Страх, что тебя не так поймут окружающие», «Страх вступать в коммуникацию с людьми», «Неумение адаптироваться к новой ситуации (жить в новом городе, оказаться в новой учебной группе, жить в общежитии)», «Боязнь высказывать свое мнение / выступать публично перед одногруппниками», «Семейные конфликты, отсутствие поддержки со стороны родителей», «Знаю, что мешает, но просто лень над этим работать» и т.д.

На формирующем этапе (продолжается в настоящее время) вносятся необходимые изменения в содержание и технологии преподаваемых дисциплин; подтверждается обоснованность сформулированных нами педагогических фасилитирующих условий, необходимых для успешной реализации концепции педагогической фасилитации; проводятся опросы; применяются взаимодополняющие методики и таблицы успеха; осуществляется разработка модели реализации концепции педагогической фасилитации. Методы, используемые на этом этапе: анкетный опрос, самооценка студентов, педагогическое наблюдение. Например, проведен опрос студентов о нововведениях в преподаваемых дисциплинах («Организационное поведение», «Основы менеджмента»). Выборка: 18–21-летние студенты университета, 108 человек, из них девушки – 61 и юноши – 47. Проведенный контент-анализ результатов опроса показал, что реализация концепции педагогической фасилитации в университете способствует успешной самоактуализации студентов. Студенты отвечали следующим образом: «Лекции и семинары проходили динамично и интересно, на семинарах много кейсов, практико-ориентированных заданий», «Интересный интерактив на семинарах, не было ни одного семинара, на котором бы что-то повторялось», «Всегда интересно приходить на пары, что-то новое и необычное, полезное для будущей профессии и жизни», «Не бывает скучно, используются разные методики: “Шесть шляп мышления”, “Диаграмма Исикавы”, проект “Организация моей мечты” и т.д.», «Возможность для самовыражения: выступления в группе», «Отлично, что работа в команде, наконец, мы все познакомились», «Я стал уверенным, перестал бояться публичных выступлений», «Отличная возможность показать свои лучшие качества», «Работа в студенческом жюри как вариант самооценки и оценки других», «Это очень круто, я все проработал сам на семинарах», «Здорово, что у студентов есть возможность проявить себя в творчестве», «Своеобразное проведение контрольной работы в виде игры», «Работая в командах, мы подружились», «Отличное отношение преподавателя к студентам», «Всегда хотелось идти на ваши пары», «Было очень интересное взаимодействие студентов со студентами, возможность проявить себя», «У меня пропал страх при выступлении перед однокурсниками», «Всестороннее развитие наших способностей, сотрудничество преподавателя и студента», «Понравились кинокейсы, их обсуждение» и т.д. Наряду с многочисленными положительными оценками применения взаимодополняющих методик, инновационных педагогических технологий студенты писали и о том, что «Не все могут работать в команде, поскольку мою идею не поддержат другие», «Только преподаватель может оценивать студентов, самооценка не нужна», «Сложно выполнять креативные задания, я лучше работаю по строгому алгоритму, например решить задачу по формуле», «Зачем слушать мнение студентов, нужно делать так, как говорит преподаватель». Это свидетельствует о необходимости оказания поддержки и помощи студентам в развитии их самооценки, осознания ценности своего «Я», самоактуализации посредством реализации концепции педагогической фасилитации.

В дальнейшем, на обобщающем этапе, предполагаются обработка полученных данных, их анализ, описание итогов опытно-экспериментальной работы, апробация основных положений исследования. Методы, используемые на этом этапе: анкетный опрос, тестирование, самооценка, анализ эмпирических данных, педагогическое наблюдение.

Выводы

Цель исследования достигнута, а именно выявлена специфика концепции педагогической фасилитации, и она реализуется в университете. Решены следующие задачи исследования: выявлены принципы и условия фасилитирующего обучения; продолжается формирующий этап опытно-экспериментальной работы, направленной на реализацию концепции педагогической фасилитации; использован блок взаимодополняющих методик, применены инновационные педагогические технологии. Критериями наличия и эффективной реализации концепции педагогической фасилитации в вузе являются: система целевых установок на актуализацию/самоактуализацию личности студентов; изменение личностных установок преподавателей в межличностном взаимодействии со студентами на основе положений феноменологической теории личности; систематическое использование инновационных педагогических технологий; создание фасилитирующих условий для раскрытия внутренних резервов обучения.

Концепция педагогической фасилитации востребована в педагогической, андрагогической и акмеологической образовательной среде, поскольку способствует достижению ситуации успеха каждым студентом как в процессе обучения, так и в профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Рябцев А.Ю., Кочергина Т.В., Загоруля Т.Б. КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ: ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29058 (дата обращения: 02.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674