Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ СЕВЕРА

Сакердонова А.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»
В статье рассматривается проблема развития этнокультурного образования. Глобализация современного общества, как одна из тенденций современности, является, с одной стороны, как создание целостности социального общества, а с другой, «размывание» национальные единства, что в свою очередь, создает проблемы исчезновения национальных меньшинств. Данная проблема определяет необходимость поиск решения вопросов создания образовательной среды, обеспечивающей усвоения этнокультурных ценностей, осознания самобытности и неповторимости своей культуры и других этносов. Образование призвано обеспечить воспитание личности осознающей ценность этнокультурного многообразия. Цель данной исследовательской работы – создание модели формирования этнокультурных качеств личности будущих учителей школ Севера. Специфика метода моделирования в педагогической науке имеет обусловленность в познании социальных факторов, явлений и процессов. В ходе исследования данной проблемы была разработана модель формирования этнокультурных качеств будущих учителей школ Севера, выделены структурные блоки модели, раскрыты их содержательные части. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты теоретического анализа могут стать основой для дальнейшего проведения эмпирического исследования формирования этнокультурных качеств личности будущих учителей школ Севера на базе вуза.
педагогическая модель
этнокультурные качества
этнокультурная компетенция
1. Казаков Б.Н. Словарь научных терминов: Справочное пособие. Казань: КГУ, 2008. 32 с.
2. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. Изд. 4-е, стер. М.: URSS, 2010. 224 с.
3. Кононюк А.Е. Обобщенная теория моделирования. Начала. Книга 1. Часть 1. Киев: «Образование Украины», 2012. 602 с.
4. Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель 21 век. 2013. № 3. С. 35-43.
5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2009. 280 с.
6. Марфусалова В.П., Сакердонова А.С. Правовое обеспечение этнокультурного образования в системе начального образования // Пути обновления современного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Якутск, 19 ноября 2015 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 135-138.

Важнейшей задачей современного российского образования представляется необходимость сохранения многонациональной, многокультурной и многоязычной среды, как сокровище мировой культуры. Многообразие языков и этнических культур является богатством  мирового уровня, залогом сохранения различных этнокультур. Этническая культура представляет собой целостное представление об этносе, его языке, материальной и духовной культуре, о традициях, ценностях. Следовательно, необходимо решить задачи формирования этнокультурных качеств личности в условиях полиэтнического российского общества. 

Целью исследования является разработка теоретической модели формирования этнокультурных качеств личности будущих учителей школ Севера в условиях вуза. В условиях вуза педагогическое моделирование как метод научно-педагогического исследования обеспечивает новыми подходами к образовательному процессу. Учебно-воспитательный процесс моделируется до его реализации, конструируется его содержание, конечный результат, планируемые компетенции по теме, разделу, модулю, дисциплине, курсу. Моделирование применяется и в отдельно выделяемых объектах, к примеру, формирование определенных качеств личности, компетенций, необходимых для успешной, качественной и эффективной профессиональной деятельности.

Материал и методы исследования. Данная исследовательская работа представляет собой разработку модели формирования этнокультурных качеств личности студентов, обучающихся по направлению бакалавриата по профилю 44.03.05 «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной и кочевой школе Севера» кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В ходе исследовательской работы на основе теоретического анализа научной литературы была разработана модель формирования этнокультурных качеств будущих учителей школ Севера.

Результаты исследования и их обсуждение. Проблему формирования личности на   Блонский, Ю.В. Бромлей, П.И. Кушнер, Д.С. Берестовская,          Ж.Т. Заркенова, С.В. Лурье и другие. Педагогические идеи великих педагогов прошлого о воспитании средствами этнокультуры стали основой развития современных теорий этнокультурного образования.

Этнокультура имеет разностороннюю трактовку, но суть ее заключается в том, что формирование личности непосредственно зависит от среды обитания и деятельности человека. Можно утверждать, что развитие этнокультурной личности непосредственно зависит от воздействия окружающей среды, которая, в свою очередь, влияет на формирование материальных и духовных ценностей человека. Ценность этнокультуры в образовании и воспитании личности отмечали в своих трудах наши отечественные педагоги, такие как П.И. Кушнер, Г.Н., Волков, Т.В. Поштарева, А.Б. Афанасьева,  А.И. Егоров, Г.М. Королева, И.А.  Морозов, И.В. Мусханова, А.Д. Семенова, Н.Д. Неустроев, Л.Г.  Тимошенко, С.Н. Филлипченко, Л. Листер, Л.В.  Коновалова и другие.

Высшее образование определяется компетентностным подходом, выделяя результат владения компетенциями выпускника как ориентир высшего образования. Понимание принципа компетентностного подхода в формировании личности будущих учителей основывали в научных трудах: В.И. Байденко, В.А. Болотов, В.В. Сериков,  Н.М. Борытко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.Х. Нигматзянова, Н.В. Пахаренко, И.Н. Зольникова, Дж. Равен, Г.А. Сергеев, А. Я. Султанова, А.В. Хуторской, Н.С.  Ширяева и другие.

На основе теоретического анализа научной литературы по исследуемой проблеме нами была разработана и реализована модель формирования этнокультурных качеств будущих учителей школ Севера. Слово модель происходит от латинского modulus, что в переводе означает определенную меру, образец или аналог. В словаре научных терминов Б.Н. Казакова он формулируется, как «описание объекта (предмета, процесса или явления) на каком-либо формализованном языке, составленное с целью изучения его свойств» [1, с. 15].

В.И. Михеев конкретизирует данное понятие: «Модель – это а) в широком смысле – любой мысленный или знаковый образ моделируемого объекта (оригинала); к их числу относятся гносеологические образы (воспроизведение, отображение исследуемого объекта или системы объектов в виде научных описаний, теорий, формул, систем уравнений), схемы, чертежи, графики, планы; б) специально создаваемый или специально подбираемый объект, воспроизводящий характеристики изучаемого объекта» [2, с. 23].

Модель дает возможность определить существенные признаки изучаемого объекта или предмета, содержание и описание исследуемой системы. Как показывает анализ научной литературы, виды моделей разнообразны и исходят из целей и задач исследуемого предмета, а также зависят от формы и способа представления, предметной области и т.д.

А.Е. Кононюк определяет моделирование как «метод исследования/познания окружающего мира, в котором некоторому изучаемому явлению представлена в соответствие модель в виде также объекта, явления, процесса, которая может заменить натуру в процессе исследований» [3, с. 11].

У Е.Н. Землянской: «научный метод моделирования состоит из следующих основных этапов:

1) эвристического – формулирование модели системы на основе накопленных фактов, гипотез, теорий об изучаемом процессе;

2) когнитивного – манипулирование моделью и получение с ее помощью определенных выводов, познания существенных признаков в процессе мысленного или модельного эксперимента;

3) прагматического – перенесение полученных выводов на реальную систему (оригинал), в постановке эксперимента для проверки правильности выводов;

4) объяснительного – переформулирование модели в свете результатов такой проверки» [4].

Следовательно, моделирование служит средством экспериментального исследования в различных областях науки, являясь универсальным способом проверки и выявления адекватности и объективности реализуемых построенных моделей. Иначе говоря, создание моделей для исследования определенных процессов представляет собой моделирование.

Для создания модели нами были учтены три требования, выявленные А.М. Новиковым и Д.А. Новиковым, «обеспечивающие ее функционирование» [5, с. 200]:

- интегерентность (создание модели, гармонично входящей в естественную образовательную среду);

- простота (создание модели, где зафиксированы только наиболее важные, понятные и обозримые качества и характеристика модели, удобные для применения);

- адекватность (создание модели, обеспечивающей достижение поставленной цели и задач, содержание модели достаточно полно, точно и истинно) [5, с. 201].

Опираясь на существующие подходы в моделировании, тип модели нами выбран структурно-функциональный, как наиболее наглядно четко представляющий объект изучения, его элементы и сущностные связи между ними. Структурная модель фиксирует внутреннюю организацию изучаемого процесса, конкретизирует цели, задачи, содержание и результаты исследования, функциональная модель раскрывает сущность функции важных компонентов модели. Важно отметить, что данный тип модели в педагогическом аспекте является распространенным и общепринятым.

Спроектированная нами модель формирования этнокультурных качеств личности будущего учителя основной малокомплектной и кочевой школы Севера сочетает 4 логических блока: целевой, методологический, содержательно-организационный, оценочно-результативный. При этом данные блоки – компоненты модели целостны, системны и взаимосвязаны.

Целевой блок как элемент модели содержит целевую установку моделирования процесса формирования этнокультурной личности будущего учителя  основной малокомплектной и кочевой школы Севера. Будущий учитель школ Севера должен быть готовым к пониманию и принятию этнических особенностей других народов, уважительно относиться к их традициям, нормам и ценностям, уметь определять верную позицию во взаимоотношениях с другими этносами; вести конструктивное общение с представителями других этносов, уметь адаптироваться в любой этнокультурной среде; быть готовым к реализации этнокультурного образования в образовательных учреждениях, иметь навыки и потребности к деятельности этнокультурной направленности.

Методологический блок содержит основные принципы и подходы формирования этнокультурных качеств личности студентов – будущих учителей основной малокомплектной и кочевой школы Севера. На наш взгляд, к принципам, которые обеспечат эффективное формирование этнокультурных качеств будущих учителей основной малокомплектной и кочевой школы Севера, следует отнести принцип целостности и единства, принцип диалогичности, принцип активной деятельности, принцип связи теории с практикой.  Методологические подходы модели процесса формирования этнокультурных качеств личности студентов вуза основаны на основных подходах моделирования в педагогике: личностно ориентированный, культурологический, этнопедагогический, системно-деятельностный. Состав методологического блока определяет стратегию достижения цели из задач модели, выявляет его возможности, обеспечивает содержание направлений воспитания, отражает ориентиры и особенности формирования этнокультурных качеств личности студентов.

Суть содержательно-организационного блока раскрывает педагогические условия формирования этнокультурных компетенций как этнокультурных качеств студентов вуза, определяет его этапы формирования и раскрывает его компоненты. Основным педагогическим условием формирования этнокультурных компетенций студентов вуза – будущих учителей основной малокомплектной и кочевой школы Севера нами определен  учет их этнических и индивидуальных особенностей, как представителей коренных малочисленных народов Севера. Учет этнических и индивидуальных особенностей студентов как педагогическое условие предполагает психолого-педагогическое сопровождение на основе педагогического общения, создающего благоприятный психологический климат для успешной адаптации студентов, оптимизирующий учебно-воспитательную работу в целом.

Следующим педагогическим условием реализации модели формирования этнокультурных качеств личности студентов нами определена этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса. Выделим основные позиции этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса как педагогического условия формирования этнокультурных качеств личности студентов – будущих педагогов школ Севера:

- обучение родным языкам, культуре, истории, традициям;

- формирование этнического самосознания, толерантного отношения к другим народам;

- приобщение к этнокультурным ценностям народа как неотъемлемой части духовной мировой культуры;

- применение этнопедагогических технологий развития личности, основанных на приобретении знаний об этнокультурных ценностях своего и других народов;

- создание этнокультурной образовательной среды.

Важно отметить, что «необходимым условием реализации этнокультурного образования является создание целостной образовательной среды с учетом историко-культурных, региональных особенностей, формирование активно-деятельностной позиции обучающегося» [6, с. 138].

Содержательно-организационный блок модели включает начальный, основной, завершающий этапы. В данном исследовании мы определяем качество личности в контексте профессионально значимого качества в сфере этнокультурного образования. Определяя этнокультурное образование как процесс овладения этнической культурой, этнокультурной социализации и воспитания личности детей, мы выделяем необходимые внутренние и потенциальные качества, связанные с этнокультурной компетенцией, характеризующей этнокультурные качества личности.

Этапы формирования этнокультурных компетенций реализуются в ходе учебно-воспитательного процесса через содержание дисциплин и организацию внеаудиторной деятельности студентов. Рассмотрим целевые содержания этапов формирования компонентов этнокультурных компетенций студентов:

-           I этап – начальный,  реализуется на 1-2 курсах обучения студентов. На данном этапе формируются эмоционально-когнитивный, когнитивно-знаниевый компонент этнокультурных компетенций: знания в области этнопсихологии и этнопедагогики, этнокультуры, частично формируются ценностно-мотивационный и рефлексивный  компонент;

- II этап – основной, реализуется на 3-4 курсах, направлен на насыщение эмоционально-когнитивного, когнитивно-знаниевого компонента и на полноценное формирование ценностно-мотивационного компонента этнокультурной компетенции: осознанное понимание ценности этнокультурного наследия, потребность в трансляции этнокультурных традиций; частичное формирование рефлексивного компонента;

-           III этап – заключительный, реализуется на 4-5 курсах, на этом этапе достигается максимальное развитие рефлексивного компонента этнокультурной компетенции у студентов,  предполагающее самооценку готовности применения этнокультурных знаний в области этнопсихологии и этнопедагогики, умений и навыков их применения в различных областях жизнедеятельности.

Оценочно-результативный блок модели определяет результативность формирования этнокультурных компетенций как этнокультурных качеств личности студентов вуза. Проверка результативности проводится в виде поэтапной диагностики сформированности этнокультурных компетенций. В ходе диагностики корректируются пути и средства достижения целей формирования этнокультурных компетенций, методы и формы организации деятельности студентов.

Критерии уровней этнокультурной компетенции определены как базовый, повышенный и высокий по каждому компоненту.

Когнитивный (знаниевый) компонент этнокультурной компетенции предполагает:

-           базовый уровень как неполный объем этнокультурных знаний, знаний в области этнопсихологии и этнопедагогики;

- повышенный уровень: в целом хорошо сформированные этнокультурные знания, знания в области этнопсихологии и этнопедагогики;

- высокий уровень: качественное  владение этнокультурными знаниями, знаниями в области этнопсихологии и этнопедагогики.

Ценностно-мотивационный (личностный) компонент:

- базовый: недостаточное понимание ценности этнокультурного наследия; слабо развитая потребность в трансляции этнокультурных традиций;

- повышенный уровень: в целом осознанное понимание ценности этнокультурного наследия; достаточная потребность в трансляции этнокультурных традиций;

- высокий уровень: глубокое осознание и понимание ценности этнокультурного наследия; актуальная потребность в трансляции этнокультурных традиций.     

Деятельностный (операционный) компонент:

- базовый: слабое владение этнокультурными знаниями, знаниями, умениями и навыками в области этнопсихологии и этнопедагогики, обнаруживаются пробелы в умениях и навыках их применения;

- повышенный уровень: в целом достаточный уровень владения этнокультурными знаниями, знаниями, умениями и навыками в области этнопсихологии и этнопедагогики, частичное их применение;

- высокий уровень развития этнокультурных знаний, знаний в области этнопсихологии и этнопедагогики, умений и навыков их применения в различных областях жизнедеятельности.

Предполагая этнокультурную компетенцию личности как «набор поведенческих характеристик», обязательный для эффективной деятельности в той или иной сфере, определяем его как некую модель проявления поведения в определенной ситуации. Выявлено, что проявление данной компетенции обусловлено многими обстоятельствами: этнокультурными знаниями, знаниями, умениями и навыками в области этнопсихологии и этнопедагогики, внутренней установкой, сформированностью этнического самосознания, личностной мотивацией и готовностью применить их в различных областях жизнедеятельности. Таким образом, этнокультурная личность должна обладать компетенциями в области этнокультуры.

Выводы или заключение. Таким образом, подводя итог вышеизложенному, резюмируем следующее:

- разработанная структурно-функциональная модель формирования этнокультурных качеств личности студентов вуза – будущих учителей включает четыре блока: целевой, методологический, содержательно-организационный, оценочно-результативный, где педагогические условия обеспечивают их взаимодействие и результативность;

- в целом модель фиксирует внутреннюю организацию изучаемого процесса, конкретизирует цели, задачи, содержание и результаты исследования, раскрывает сущность функции важных компонентов модели;

- реализация модели предполагает системность и взаимосвязь компонентов, учебно-воспитательный процесс представляется как многоплановое взаимодействие субъектов, где формируются этнокультурные качества личности студента вуза – будущего учителя основной малокомплектной и кочевой школы Севера.

При этом педагогические условия обеспечивают взаимодействие компонентов и результативность реализации данной модели: фиксируется внутренняя организация изучаемого процесса, конкретизируются цели, задачи, содержание и результаты по этапам исследования, раскрываются функции компонентов. Реализация модели предполагает системность учебно-воспитательного процесса как многоплановое взаимодействие субъектов, где формируются этнокультурные качества личности студента вуза – будущего учителя основной малокомплектной и кочевой школы Севера.


Библиографическая ссылка

Сакердонова А.С. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ СЕВЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29047 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674