К условиям, определяющим необходимость формирования компетенции по боевому слаживанию, можно отнести меры по обеспечению и укреплению безопасности страны.
Недавно наша Армия прошла через сложные испытания. Боевая подготовка была практически свернута. Но сегодня в общество вернулось понимание истины – Вооруженными Силами надо дорожить. Их надо укреплять, иначе «придется кормить чужую армию» или вовсе оказаться в рабстве у бандитов и международных террористов, как сказал Президент РФ В.В. Путин [1].
Одним из основных направлений дальнейшего строительства и развития Вооруженных Сил в России является совершенствование боевой подготовки войск в тесной увязке с оперативной подготовкой органов военного управления с учетом опыта современных войн и вооруженных конфликтов [2]. В этих условиях существенно возрастает уровень запросов общества к профессиональной компетентности будущих военных, особенно в области боевой подготовки и подготовки к боевому слаживанию, к организации и проведению занятий по предметам боевой подготовки, включая обучение боевому слаживанию на высоком уровне.
Боевая подготовка – это целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. А боевое слаживание – это один из важнейших элементов боевой подготовки, представляющий собой целенаправленное обучение военнослужащих согласованным действиям в составе подразделения, в ходе которого вырабатываются и совершенствуются умения и навыки, необходимые для четкого выполнения функциональных обязанностей, правильных действий, согласованного выполнения боевых задач с учетом конкретных особенностей местности, времени года, предстоящего театра боевых действий. Современный офицер должен обладать компетенцией по боевому слаживанию.
Компетенцию офицера по боевому слаживанию мы определим как компонент его военно-профессиональной компетентности по боевой подготовке, интегративную характеристику личности, обеспечивающую его способность и готовность эффективно осуществлять целенаправленное обучение военнослужащих согласованным действиям в составе подразделений с последующей подготовкой в составе воинской части и соединения для выполнения боевых (специальных) задач (задач по предназначению), представленную совокупностью мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного и обучающе-рефлексивного компонентов.
Цель проведенного исследования: выявить основные подходы целенаправленного формирования компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров в учебном процессе военного вуза, выстроить и реализовать на их основе модель формирования компетенции по боевому слаживанию, проверить эффективность модели.
На основе широкого анализа психолого-педагогической литературы, практики подготовки современных офицеров, выделенных требований к офицеру, осуществляющему боевое слаживание в современных условиях, дано определение компетенции по боевому слаживанию и определены ее компоненты.
Компетенция по боевому слаживанию – это компонент военно-профессиональной компетентности офицера по боевой подготовке, интегративная характеристика личности, обеспечивающая его способность и готовность эффективно осуществлять целенаправленное обучение военнослужащих согласованным действиям в составе подразделений с последующей подготовкой в составе воинской части и соединения для выполнения боевых (специальных) задач (задач по предназначению), представленная совокупностью мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного и обучающе-рефлексивного компонентов.
Мотивационно-ценностный компонент предполагает наличие у офицеров понимания тенденций развития ВС Российской Федерации, значимости мер по обеспечению безопасности страны, мотивов к профессиональному росту в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности; стремление к поиску путей и способов постоянного совершенствования боевого слаживания; осознание необходимости восхождения личности (своей и военнослужащего) к высокому уровню компетентности и другое.
Функциональный компонент состоит в знаниях офицера способов непрерывного, гибкого и оперативного руководства подразделениями, боевым слаживанием; умении четко выполнять свои функциональные обязанности по боевому слаживанию с учетом конкретных особенностей предстоящего театра войны, местности и времени года; наличии практических навыков умелого руководства подразделениями и другом.
Информационно-коммуникативный компонент – это знание документов, принятых к руководству, согласно которым происходит слаживание частей и подразделений; умение непрерывно добывать, собирать, анализировать и оценивать информацию; владение методами работы с высоконадежной и мобильной системой связи, средствами автоматизации, вычислительной техникой.
Обучающе-рефлексивный компонент состоит в умении строить процесс обучения на научной основе, последних достижениях науки и техники, военной теории, педагогики, опыте войн, военных конфликтов, передовом опыте проведения боевого слаживания, наглядности и максимальном приближении к обстановке реального боя; знании основ системного, деятельностного и компетентностного подходов, современных методов обучения и умении их использовать; умении целенаправленно обучать военнослужащих согласованным действиям и другом.
Результаты исследования и их обсуждение
Опираясь на выделенные компоненты компетенции по боевому слаживанию (мотивационно-ценностный, функциональный, информационно-коммуникативный и обучающе-рефлексивный) и выявленное нами содержание компонентов, мы обосновали педагогические подходы к формированию компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров: системный, деятельностный и компетентностный.
Компетентностный подход направлен на формирование способности действовать профессионально в различных проблемных ситуациях. Данный подход является практико-ориентированным к приобретению способов деятельности, умений действовать и решать практические задачи в нестандартных ситуациях. Он усиливает практическую ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений для практического применения знаний [3]. Применение компетентностного подхода обеспечивает формирование у будущих офицеров мотивов, ценностного отношения к профессиональной деятельности, боевому слаживанию; знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач по управлению подразделениями, организации взаимодействиями с подразделениями [4].
Коммуникативно-деятельностный подход решает задачи выбора и организации деятельности обучающихся с позиции субъекта познания труда и общения, способствует целеполаганию, планированию учебной деятельности. Он предполагает организацию в учебном процессе сотрудничества, коллективной (командной) работы, поисковой деятельности, которые осуществляются в ситуации коммуникации. При реализации данного подхода применяются специальные формы, методы, средства обмена информацией, направленные на усиление информационной выразительности и уменьшение времени усвоения учебного материала.
Системный подход позволяет рассмотреть процесс формирования компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров как целостную педагогическую систему, в которой все элементы взаимосвязаны. А деятельность обучаемых (по Г.П. Щедровицкому) сама может быть рассмотрена как система «с многочисленными и весьма разнообразными функциональными и материальными компонентами и связями между ними» [5].
Обоснованные подходы и принципы (функционального взаимодействия, ценностного отношения к командной работе, профессиональной направленности) позволили построить модель формирования компетенции по слаживанию, включающую: социальный заказ, цели, задачи, содержательный и технологический блоки, критерии, результат, уровни сформированности компетенции по боевому слаживанию. Содержательный блок модели включает содержание обучения, используемые формы и методы, которые обеспечивают профессиональный рост, определяются на основе значимости рассматриваемых вопросов (предложения по корректировке программ по дисциплинам боевой подготовки; реализацию факультатива «Боевое слаживание в современных условиях. Основы проведения боевого слаживания»).
Обучение будущих офицеров на факультативных занятиях осуществляется в тесной взаимосвязи с военными дисциплинами, направлено на формирование системы теоретических знаний о боевом слаживании, выработку умений проведения боевого слаживания. Особое внимание уделяется формированию умений работать в команде с использованием современных информационных технологий и средств связи. Методика проведения занятий предполагает использование интерактивных и модульных технологий, обучение в группе; использование метода групповых проектов, таких средств обучения, как видеоматериалы, презентации, тесты, геоинформационные системы, макеты; документы, карты, кейсы и другое.
Технологический блок модели описывает процесс формирования готовности через конкретизацию задач реализации модели путем анализа выделенной цели, профессиональной деятельности офицера по боевому слаживанию; выполнение диагностического, мотивационного, обучающего, рефлексивного этапов; использование технологий (интерактивных, модульных, обучения в группе); использование средств обучения (компьютерных средств обучения (презентаций, тестов, ГИС и другого), наглядных материалов, макетов; документов, карт, кейсов и другого). В модели отражены три уровня сформированности компетенции по боевому слаживанию (низкий, средний, высокий).
Критерии оценки уровня сформированной компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров определялись на основе анализа практики боевого слаживания, обучения согласованным действиям, научно-педагогической литературы. В качестве критериев оценки сформированной компетенции по боевому слаживанию определили уровень сформированности ее компонентов: мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного и обучающе-рефлексивного. Критерии были выбраны с опорой на положение о том, что они позволяют сравнить результаты с планируемым (прогнозируемым) эталоном сформированности каких-либо умений, качеств, компетенций [6, 7]. В таблице отражены критерии и показатели уровня сформированности компонентов компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров.
Критерии и показатели уровня сформированности компонентов компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров
Компоненты компетенции по боевому слаживанию |
Уровни |
Критерии и показатели уровня сформированности компонентов компетенции по боевому слаживанию |
Мотивационно-ценностный |
Низкий |
Демонстрация знаний о тенденциях развития ВС РФ, отражение в поведении и высказываниях будущего офицера значимости мер по обеспечению безопасности страны, интереса к профессиональной деятельности; нацеленность на приобретение твердых практических навыков выполнения своих должностных обязанностей. |
Средний |
Нацеленность на развитие у личного состава владения вооружением и военной техникой, повышение уровня готовности личного состава; склонность к совершенствованию своих знаний и полевой выучки, поиску путей совершенствования проведения боевого слаживания. Наличие волевых качеств (таких как терпение, настойчивость, целеустремленность и другие). |
|
Высокий |
Склонность к саморазвитию, самоактуализации, самообучению; мотивация к сотрудничеству и профессиональному росту; отражение в поведении и высказываниях будущего офицера понимания необходимости восхождения личности (своей и военнослужащего) к высокому уровню компетентности. Отражение в поведении и высказываниях курсанта понимания ценностей конструктивного взаимодействия. |
|
Функциональный |
Низкий |
Проявление знаний способов непрерывного, гибкого и оперативного руководства подразделениями, боевым слаживанием; демонстрация умений по подбору количества и номеров нормативов, отрабатываемых для совершенствования индивидуальных и групповых навыков владения личным составом, вооружением и военной техникой. |
Средний |
Демонстрация умений по определению уровня подготовки личного состава и подразделения согласно разработанным критериям. Умение осуществлять контроль за выполнением военнослужащими их функциональных обязанностей, поставленных перед ними задач; способности к организации коллективной работы военнослужащих на штатной технике связи и вооружении и другое. Проявление умений и навыков, свидетельствующих о выполнении своих функциональных обязанностей по боевому слаживанию, с учетом конкретных особенностей предстоящего театра войны, местности и времени года. |
|
Высокий |
Проявление осознанного использования умений и навыков, свидетельствующих об умелом руководстве подразделениями, осуществлении координации действий, мероприятий по организации взаимодействия. |
|
Информационно-коммуникативный |
Низкий |
Проявление знаний о требованиях документов, принятых к руководству, согласно которым происходит слаживание действий частей и подразделений.
|
Средний |
Умение непрерывно добывать, собирать, анализировать и оценивать информацию, необходимую для всестороннего учета реальных условий проведения боевого слаживания, принятия решений по руководству подразделениями, эффективному слаживанию. Демонстрация умений ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, анализировать, передавать рациональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями других. |
|
Высокий |
Проявление осознанного использования умений и навыков, свидетельствующих о владении методами работы с высоконадежной и мобильной заблаговременно созданной системой связи, средствами автоматизации, вычислительной техникой. Умение обобщать и внедрять передовой опыт проведения боевого слаживания и своевременно доводить его до военнослужащих. |
|
Обучающе-рефлексивный |
Низкий |
Умение строить процесс обучения на научной основе, последних достижениях науки и техники, военной теории, педагогики, опыта войн, военных конфликтов, передового опыта проведения боевого слаживания, наглядности и максимального приближения к обстановке реального боя. Знание основ системного, деятельностного и компетентностного подходов, современных методов обучения и умение их использовать; демонстрация принятия корректирующего воздействия преподавателя. |
Средний |
Умение целенаправленно обучать военнослужащих согласованным действиям, проводить комплекс тренировочных мероприятий, соревнования, игры и другое. Демонстрация уместного использования средств, форм и методов обучения на основе использования рекомендаций военной педагогики и психологии. Проявляемые умения саморефлексии выражаются в отслеживании результатов своей деятельности, уровня собственного развития, личностных достижений и достижений подчиненных. |
|
Высокий |
Владение методами самопознания и определения личностных и профессиональных качеств подчиненных, демонстрация умений вступать в общение, устанавливая взаимодействие и контакт с собеседником. Проявляемые умения саморефлексии выражаются в отслеживании своего коммуникативного стиля и своевременного внесения коррективов в собственное поведение при общении. |
Выводы
Педагогический эксперимент, проведенный на базе Рязанского высшего воздушно-десантного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова по реализации разработанной модели, показал ее эффективность. Уровень сформированности компетенции по боевому слаживанию в экспериментальной группе существенно выше, чем в контрольной. На рисунке представлены уровни сформированности мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного, обучающе-рефлексивного компонентов после проведения обучающего эксперимента в контрольной (54 респондента) и экспериментальной (55 респондентов) группах.
Уровни сформированности мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного, обучающе-рефлексивного компонентов после проведения обучающего эксперимента
Анализ результатов эксперимента показал, что применение обоснованных подходов (системного, деятельностного и компетентностного) позволяет построить эффективную модель формирования компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров и успешно использовать ее в учебном процессе военного вуза.
Библиографическая ссылка
Богомолова Е.В., Киселёв С.В. ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ ПО БОЕВОМУ СЛАЖИВАНИЮ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29045 (дата обращения: 04.10.2024).