Кадетское образование в России в настоящее время является очень значимым и престижным. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин возлагает на воспитанников кадетских корпусов большие надежды, говоря о том, что необходимо воспитывать ответственных, целеустремленных выпускников кадетских учреждений, которым присущи способности успешного существования в многозначном и быстроменяющемся мире, имеющих чувство патриотизма и готовых служить Отечеству. В этом контексте развитие социальных компетенций кадет на территории кадетского учреждения является одним из приоритетных направлений, которое должно реализовываться в воспитательно-образовательном процессе.
По традиции, начиная с периода царствования Екатерины II, кадетские корпуса являются учреждениями постоянного пребывания в них воспитанников. Поэтому практически все кадетские учреждения - интернатного типа, то есть относятся к виду общеобразовательного учреждения с круглосуточным пребыванием учащихся, созданного в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты. Следовательно, система обучения в кадетских учреждениях имеет определенные отличия от общеобразовательных школ. В первую очередь, данные отличия связаны с той микросредой, в которую попадают подростки при поступлении в кадетский корпус, учитывая специфику учреждения и ее военную направленность.
Цель исследования: выявить особенности микросреды и теоретически обосновать влияние микросреды кадетского учреждения на развитие социальных компетенций кадет в воспитательно-образовательном процессе.
В каждой образовательной организации создается определенная среда, которая отражает цель образовательной организации и современные направления развития системы образования. Основа определения понятия «среда» в педагогику пришла из биологической науки, где она понимается как некое окружение, система природных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека. В зависимости от созданных условий в среде обитания она определенным образом влияет на человека. Это значит, что среда может поддерживать жизнедеятельность человека, а может и негативно сказываться на развитии человека в данной среде.
Исследователи считают, что микросреда, окружающая человека, является внешним фактором его развития. В процессе социализации личности происходит превращение биологического индивида в социальный субъект. Это непрерывный, многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.
Мы согласны с точкой зрения Н.Н. Захарова, который в своих исследованиях отмечает, что среда формирует и развивает у человека функциональные системы, направленные на получение отдельными индивидами и популяциями людей социально значимых результатов. Они определяют учебную, производственную, бытовую деятельность, деятельность по защите общества, духовное развитие, жизненное и профессиональное самоопределение с учетом показателей социального и психосоматического здоровья [1].
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, то есть усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также самоизменения и самореализации в том обществе, в котором он живет [2].
Микросреда нашего исследования - это кадетские корпуса, в которых кадеты проживают, обучаются, воспитываются. Здесь происходит взаимодействие с офицерами, воспитателями и педагогами и постоянное общение с группой лиц, которые объединены во взводы и роты (сокурсники).
Рассмотрим особенности микросреды, влияющие на развитие социальных компетенций кадет в воспитательно-образовательном процессе.
Поступление в кадетское учреждение для юноши является, в первую очередь, неким самоопределением в профессиональной деятельности. Ведь ясно, что, поступая в определенный кадетский корпус, старшеклассник делает свой возможный выбор в профессии и желает самоутвердиться, попробовать свои силы в направлении военного дела.
Как правило, в кадетских учреждениях обучаются 2 года (10 и 11 класс), это обучение является базовой подготовкой с определенным профилем обучения (МЧС, МВД, ВМФ) для дальнейшего поступления в высшие военные учреждения того же профиля.
Следовательно, в приоритете обучения в кадетских учреждениях стоят дисциплины военного дела и систематические физические нагрузки, а образовательный процесс по основным дисциплинам проходит на базовом уровне.
Поэтому при поступлении в кадетские учреждения в обязательном порядке проводится проверка физического и психологического здоровья старшеклассника. Юноша должен быть вынослив, физически хорошо развит, любить спорт или заниматься системно определенным видом спорта до поступления в кадетский корпус, а также не иметь хронических заболеваний. Сдать нормативы по физической подготовке. В том числе при поступлении юноша проходит психологические тесты, которые проверяют норму психологического здоровья поступающего, его склонность к суициду, психическую стабильность, устойчивость к стрессам и различного вида нагрузкам.
Во время вступительных испытаний (которые включают не только экзамены по предметам и прохождение психологических тестов, а также проживание на территории с соблюдением военного устава) некоторые юноши отказываются поступать в кадетский корпус и забирают документы, возвращаясь в общеобразовательную организацию. Таким образом, первичная адаптация старшеклассника в учреждение с военным профилем дает возможность проверить свою физическую и психологическую готовность в реальности.
Следовательно, 2 года обучения в кадетском корпусе являются первичной адаптацией для поступления в высшее учебное заведение. И стоит отметить, что после окончания кадетских учреждений не все воспитанники решают связать свою профессиональную деятельность с военным делом. Такие юноши поступают в гражданские высшие учебные заведения. В процентном соотношении их немного. Основной поток кадет продолжает обучаться по профилю или меняет один профиль военного направления на другой (например, учился в кадетском корпусе МЧС, а после его окончания поступил в высшее летное военное училище).
Таким образом, можем говорить о том, что профиль кадетских учреждений помогает в самоопределение профессиональной направленности. Кадет четко знает, кем он хочет стать в будущем. У него есть первичные навыки военного дела, физическая и психологическая подготовленность, а также реальные представления о том, что предстоит в обучении на следующей образовательной ступени. Конечно, при обучении в кадетском корпусе юноши приобретают пример авторитета в лице офицеров. Воспитанники, в силу своих возрастных особенностей, стремятся быть похожими на офицеров, подражают им, мотивируя свой внутренний потенциал на поступление в военные учебные заведения.
Стоит отметить, что обучение военному делу сопутствует привитию кадетам социокультурных ценностей и норм поведения. Военная форма, устав военного учреждения, определенные нормы и правила поведения в кадетском учреждении - все это порождает в воспитанниках чувство патриотизма, ответственности за свои поступки, не допускает аморальное поведение. Такие мероприятия, как полевые сборы, присяга, прощание со знаменем и другие, которые традиционно присутствуют в кадетских корпусах, помогают кадетам прочувствовать всю ответственность военного дела, побуждают гордость и ответственность за ношение берета или других атрибутов военной направленности.
Постоянные физические нагрузки и занятия по технологии военного дела дают возможность взглянуть на свое тело с другой стороны. Парни становятся физически крепкими, выносливыми, рослыми. Все это побуждает их ориентироваться на здоровый образ жизни, бросить вредные привычки. Соответственно, профильность учреждения в данном направлении проявляется в самоорганизации личности, дает возможность самоутвердиться. Эмоционально-волевой компонент социальных компетенций закрепляется в проявлении выносливости, стрессоустойчивости, решительности, выдержки.
Исходя из вышесказанного, определим первую особенность влияния микросреды на развитие социальных компетенций кадет в кадетских учреждениях как явно выраженный профиль учебного процесса.
Данная особенность помогает развивать такие социальные компетенции, как:
- способность вести здоровый образ жизни;
- владение знаниями о социальных нормах и правилах поведения;
- способность в самоорганизации;
- умение быть стрессоустойчивым и другие.
Но данная особенность микросреды имеет недостаток, который заключается в том, что не все подростки/юноши могут обучаться в кадетских корпусах в силу своего физического и психологического развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
Особенность микросреды – явно выраженный профиль учебного процесса, также затрудняет развитие таких социальных компетенций кадет, как:
- умение быть социально активным;
- умение управлять собственным имиджем.
Но стоит отметить, что при создании на территории кадетского корпуса определенных педагогических условий этих недостатков можно избежать.
Как нам уже известно, все кадетские учреждения - закрытого типа, с постоянным пребыванием воспитанников на территории учреждения. Здесь кадеты обучаются и живут. Специфические особенности условий жизни детей в интернатных учреждениях описаны Г.В. Семьей, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульгой и др. [3].
Эти и другие исследователи едины во мнении, что социальная среда интернатного учреждения отличается спецификой, которая может накладывать как положительные, так и негативные отпечатки на формирование личности и социально-психологическое развитие юношей.
Стоит отметить тот факт, что в кадетские учреждения в приоритете принимают детей из неблагополучных семей, детей-сирот, а также подростков из многодетных семей, юношей, чьи отцы погибли на шахтах или при военных действиях. Юноши из благополучных и полноценных семей тоже обучаются в кадетских учреждениях, но в меньшем количестве. Следовательно, все воспитанники имеют при поступлении разный социальный статус, а значит, и разный уровень сформированности социальных компетенций.
Дети из благополучных семей обладают определенным набором социальных компетенций, то есть они знают социальные нормы, имеют определенные ценности и традиции, которые получили от своих родителей. Та среда, в которой ребенок рос, воспитывался и обучался, благотворно влияла на формирование и развитие его социальных компетенций.
Если же ребенок воспитывался вне семьи, то социальным нормам и правилам он не обучен, а значит, задача ввести его в мир взрослого общества, научить жить по общим законам, эта проблема решается в кадетском учреждении на протяжении периода обучения в нем.
Исходя из этого, можем сделать вывод о том, что, поступая в кадетский корпус, благополучный ребенок испытывает некий стресс, так как социально значимые личности в лице родителей теперь находятся по другую сторону учреждения. Юноши получают новый социальный статус и знакомятся с другими авторитетами социального развития их личности в лице педагогов и офицеров.
Дети из неблагополучных семей, поступая в кадетский корпус, имеют, как правило, негативный опыт социального развития. На этой почве возникают трудности на первоначальном этапе обучения, к которым можно отнести нарушение дисциплины/распорядка дня, злоупотребление вредными привычками, отсутствие мотивации на учение и др.
Кроме того, закрытость учреждения помогает определить социальный статус профессиональной направленности, так как в основном общение воспитанников проходит с офицерами и воспитателями, которые находятся круглосуточно на территории корпуса, вместе с детьми.
Круглосуточное пребывание юношей на территории кадетского корпуса помогает детально изучить их индивидуальные особенности, раскрыть потенциал каждого ребенка, а также подобрать индивидуальный маршрут развития личности, направленный на развитие социальных компетенций, а в каких-то случаях и на их формирование.
Кадетские учреждения характеризуются жесткими режимными условиями, а также изоляцией воспитанников от широкого социального окружения, что существенно снижает вариативность социальной ситуации развития личности, обедняет и огрубляет систему значимых для нее межличностных связей, осложняет путь адекватной социализации личности.
Тотальность и дисциплинированная природа этого института с позиции ребенка может усматриваться в том, что почти все аспекты повседневной жизни (быт, досуг, учеба, реабилитация) происходят в одном или нескольких замкнутых пространствах в окружении одной и той же группы людей, а также постоянно контролируются со стороны педагогов и офицеров.
В закрытом пространстве учреждения следует учесть и такой факт, как иерархическое подчинение. Так, Г.А. Семья подчеркивает, что жизнь в интернатном учреждении строго иерархизирована. Попадая туда, ребенок вынужденно находится в условиях постоянного коллективного давления. Не имея возможность изменить ситуацию, он должен занять определенную нишу в группе, он вынужден «быть как все», мириться с ограничением потребности в жизненном пространстве и питании, деятельность ребенка регламентируется взрослыми [3].
Недостатком закрытого учреждения можно считать и отсутствие свободного помещения, где юноша мог бы побыть один. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный, социальный тип личности, создает эмоциональное напряжение, тревожность и может усиливать агрессию. В условиях закрытого пространства у старшеклассников может сложиться агрессивный, игнорирующий или пассивный тип поведения и эмоционального реагирования.
Исходя из вышесказанного, определим вторую особенность влияния микросреды на развитие социальных компетенций кадет в кадетских учреждениях - закрытое пространство (для обучения и проживания).
Данная особенность помогает развивать такие социальные компетенции, как:
- умение устанавливать долговременные отношения;
- умение быть стрессоустойчивым;
- способность выполнять поставленные задачи в соответствии с требованиями;
- способность в самоорганизации и другие.
Конечно, данная особенность противоречит понятию «социальная компетенция» в том контексте, что социальная изолированность может затруднять процесс в развитии и формировании социальных компетенций кадет. Здесь становится необходимым внедрение и реализация педагогических условий по устранению данного недостатка.
Особенность микросреды – закрытое пространство, также затрудняет развитие таких социальных компетенций кадет, как:
- способность ориентироваться в социально значимых проблемах социальной жизни;
- способность ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры;
- умение быть социально активным.
Отсутствие личного пространства сопровождается постоянным пребыванием юношей в определенной группе воспитанников. Еще на вступительных испытаниях всех поступающих делят на группы, в присутствии которой юноши находятся круглосуточно.
После зачисления в кадетское учреждение воспитанников разделяют повзводно, примерно по 20-25 человек, с учетом их физиологического развития, степени обученности, индивидуальных особенностей. В этой группе кадеты находятся с самого утра и до отбоя. Они вместе идут на зарядку, в столовую, посещают учебные занятия, выходят на уборку территории и др. В некоторых кадетских корпусах если проживание кадет реализуется в казармах, то и спят воспитанники в одном помещении. Если на территории кадетского учреждения корпуса разделены, то, как правило, проживают кадеты в комнатах по 4-6 спальных мест.
Таким образом, мы говорим о некой социальной группе, которая формируется на этапе поступления в кадетский корпус и существует на протяжении всего периода обучения.
Г.С. Антипова определяет социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности [4].
Социальные группы, созданные на территории кадетского учреждения, характеризуются:
- устойчивым взаимодействием;
- относительно высокой степенью сплоченности;
- отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
- вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований [5].
Следовательно, при поступлении в кадетское учреждение воспитанник меняет свое индивидуальное представление о нормах и правилах на новое – коллективное. В коллективе кадеты учатся делать все сообща, приобретают такие качества личности, как сострадание, сочувствие, доверие [6].
Следует отметить, что при переходе от личностного уровня к групповому уровню меняется и структура самопознания. Здесь объект самопознания - не сам индивид, а то целое, частью которого он является. Происходит переход от «Я» к «Мы».
Здесь присутствует негативный фактор утраты своего личного мнения, оценки какой-либо ситуации, происходит «обобщение самооценки». Деформируются составляющие «Я»-концепции.
Как правило, офицеры и воспитатели кадетских учреждений делают акцент в поведении, обучении и достижении различных целей не каждой личности в отдельности, а взвода или роты в целом, рассматривая кадет как единое целое. Например, средний балл одного кадета за месяц обучения может составлять 3,2 балла, а другого кадета – 5,0, а средний балл за месяц всего взвода – 4,1 балла. Получается, что весь взвод учится достаточно хорошо. Другими словами, происходит обобщение поступков группы в целом, а индивидуальное поведение воспитанников уходит на второй план. Наказание проступка одного кадета, как правило, влечет за собой наказание всего взвода, а не конкретного воспитанника. Так, например, дисциплинарное нарушение производилось группой кадет в составе трех воспитанников, а лишился увольнения весь взвод.
Исходя из вышесказанного, определим третью особенность социального развития кадет в кадетских учреждениях как устойчивый контингент обучающихся (сплоченность коллектива).
Данная особенность помогает развивать такие социальные компетенции, как:
- умение устанавливать долговременные отношения;
- способность выполнять поставленные задачи в соответствии с требованиями;
- способность проявлять сочувствие, сострадание, доверие и др.;
- взаимовыручка;
- способность принимать ответственные решения;
- способность повести за собой и другие.
Данная особенность микросреды затрудняет развитие таких социальных компетенций, как:
- способность к саморазвитию и самообразованию (за счет перехода от «Я» к «Мы»);
- способность отстаивать собственную позицию;
- умение быть социально активным.
Говоря об особенностях микросреды, необходимо охарактеризовать и стиль их жизни здесь. Определим эту особенность как определенность бытовой организации.
Обучение и проживание в кадетском корпусе происходит по определенному распорядку. Каждый час жизни на территории кадетского корпуса отведен на определенную деятельность. Режим дня прописан в уставе кадетского корпуса, школой составлена запланированная нагрузка на день. Питание, как правило, пятиразовое и тоже в определенное время. И каждый день заканчивается отбоем в определенный час.
Каждое утро начинается с гигиенических процедур и зарядки. После юноши идут в столовую на завтрак и в школу на занятия. Все передвижения кадет осуществляются строем, повзводно. После основных уроков – обед, и потом дополнительные занятия. Потом ребята выходят на уборку территории или отправляются на секции. После чего самоподготовка, ужин, личное время и отбой.
Определенность бытовой организации, в первую очередь, дисциплинирует воспитанников. Постоянный режим во всем учит кадет ценить личное время, они учатся самоконтролю, самоорганизации в делах. Со временем такой быт входит в привычку, и поэтому даже после выпуска из кадетского учреждения юноши продолжают вести режимный образ жизни.
Зарядка каждое утро и питание в определенное время благоприятно влияют на физическое развитие воспитанников. Повышают стрессоустойчивость и работоспособность.
Совместный быт знакомит юношей с понятием «дежурство», учит их тому, что многие не делали до поступления в кадетский корпус. Это и помощь в столовой – накрыть на столы, убрать со столов после приема пищи, также уборка жилых комнат, стирка личных вещей и многое другое. Такие мероприятия воспитывают в кадетах чистоплотность, порядочность, бережное отношение к вещам.
У данной особенности есть недостаток, который заключается в том, что из-за разной скорости в действии не все кадеты успевают соблюдать режим по времени. Это связано с индивидуальными особенностями воспитанников, которые учесть в полной мере, к сожалению, не получается.
Данная особенность помогает развивать такие социальные компетенции, как:
- умение быть стрессоустойчивым и работоспособным;
- способность вести здоровый образ жизни;
- владение знаниями о нормах и правилах поведения;
- способность в самоорганизации;
- способность к самообразованию, саморазвитию и самоконтролю и другие.
Но данная особенность затрудняет развитие таких социальных компетенций, как:
- умение отстаивать собственную точку зрения;
- способность управлять собственным имиджем.
Заключение
Таким образом, в своем исследовании мы выделили особенности микросреды, которые влияют на развитие социальных компетенций кадет на территории кадетских учреждений. Из нашего описания видно, что микросреда может сопутствовать в развитии социальных компетенций, а может и затруднять их развитие. Конечно, перечень социальных компетенций, которые благотворно развивать в данной микросреде, гораздо больше, чем те, которые развивать проблематично, по ряду причин. Здесь необходимым является детальное рассмотрение микросреды с целью определения педагогических условий, для более эффективного развития социальных компетенций кадет.
Библиографическая ссылка
Кошевая О.Г. ОСОБЕННОСТИ МИКРОСРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАДЕТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29035 (дата обращения: 19.09.2024).