По некоторым оценкам, Россия находится в предпоследней стадии потерь духовных традиций, одна из причин которой в том, что проблема нравственности – «смысловой вертикали» – стала второстепенной [1, с. 65; 2]. На недостаточное внимание к вопросам воспитания как в образовательной среде школы, так и вуза указывают многие авторы [3; 4]. В декабре 2016 г. президент России В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному собранию отметил важное значение воспитания молодежи и особо подчеркнул неразрывность образовательной и воспитательной сфер [5].
Категория «воспитание» имеет неоднозначную трактовку [6]. Закон об образовании [7] определяет воспитание как деятельность по развитию личности, ее социализации и самоопределения на основе духовно-нравственных ценностей.
В контексте высшего медицинского образования задача воспитания, на наш взгляд, заключается в организации учебной деятельности студентов, итогом которой явилось бы формирование гуманистической, духовно-нравственной компетенции в виде способности и готовности реализовывать в медицинской деятельности приоритет жизни, здоровья, прав и свобод личности.
Следует отметить, что воспитательная работа со студентами является составной частью образовательного процесса, осуществляемого в КубГМУ [8]. Вместе с тем в научной литературе последних лет появились работы по воспитанию гуманного отношения к человеку у будущих врачей [9]. Это может свидетельствовать о вопиющем противоречии между традиционными ценностями медицины и рыночными отношениями, результатом которого можно считать рост правонарушений в сфере здравоохранения [10].
Приобретаемые студентами в процессе обучения компетенции имеют, кроме всего прочего, мировоззренческий характер [11] и должны стать руководством к профессиональным действиям, то есть стать убеждениями [12].
Механизм перехода знаний в убеждения и действия имеет несколько уровней [13]. Первый уровень – «Знание – узнавание». Знания отличаются неполнотой, нечеткостью, неуверенностью. «Знание – воспроизведение» – второй уровень. Чисто механическое запоминание без проникновения в сущность. Третий уровень – «Знание – понимание». Этот уровень характеризуется тем, что студент не только воспроизводит по памяти, но и объясняет, раскрывает суть и природу явлений. Четвертый уровень – «Знание – умение». Знания носят обобщенный характер, не привязаны к конкретному источнику и могут быть перенесены на реальные жизненные ситуации. Пятый уровень – «Знание – отношение». Профессионал на этом уровне демонстрирует единство слова и дела, успехи в практической работе, рост профессионализма. Шестой уровень – «Знание – потребность». Пятый и шестой уровни в совокупности представляют мировоззрение личности и гарантию профессионального роста.
Нравственные убеждения формируются по такому же сценарию.
Цель данной работы: выбрать эмоционально значимую ситуацию в медицине и подходы к ее решению с позиций формально-правового и морально-нравственного критериев, провести опрос для выявления преобладающих мнений по поводу тактики врача при отказе пациента от медицинского вмешательства, разработать методику и провести цикл занятий в форме круглого стола, способствующих осмыслению собственных позиций и формированию нравственных убеждений обучаемых.
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 2233 студента КубГМУ, обучавшихся на младших и старших курсах в осеннем семестре 2017-2018 гг.
Применялся метод опроса. Студентам предлагалась для анализа ситуационная задача: «Пациента с гангреной стопы доставили в приемное отделение больницы. После осмотра хирург сообщил, что необходима ампутация. Больной был напуган, не хотел лишаться ноги, просил полечить его. Врач категорически отказал: «Или оперировать, или идите домой! Если решите уходить, подпишите отказ от лечения!». После некоторых раздумий пациент подписал отказ и покинул приемное отделение. Через две недели мужчина умер» [14]. Необходимо было выбрать один из двух вариантов оценки ситуации:
1. Врач абсолютно прав: поставил больному правильный диагноз, наметил правильный план лечения, определив необходимость ампутации и предоставил больному полную свободу. А отказ - это выражение воли больного. Вины врача нет, если он правильно оформил «информированный отказ» пациента от госпитализации, и, следовательно, нет и юридической ответственности за смерть пациента.
2. Хирурга можно обвинить в неоказании помощи больному, так как он не использовал шанс спасти больному жизнь, лишил его помощи в облегчении страданий, не исполнил свой врачебный долг. В исходном тексте клятвы Гиппократа врач давал обещание не причинять вреда и воздерживаться от несправедливости, «направлять режим больных к их выгоде сообразно со своими силами и разумением».
Со студентами 2 курса педиатрического факультета при изучении дисциплины «Основы профессиональной деятельности врача» на кафедре судебной медицины, а также с аспирантами и слушателями факультета повышения квалификации врачей на кафедре психиатрии были организованы практические занятия, на которых в форме круглого стола обсуждались варианты поведения врача в данной ситуации.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования представлены в таблице.
Результаты оценки студентами КубГМУ формально-правового и морально-нравственного подходов к отказу пациента от медицинского вмешательства
Курс |
Факультеты |
|||||||||
лечебный |
педиатри-ческий |
медико- профилак- тический |
стоматоло-гический |
фармацевти-ческий |
||||||
Кол-во студ./% |
||||||||||
Подход |
Подход |
Подход |
Подход |
Подход |
||||||
ф-п |
м-н |
ф-п |
м-н |
ф-п |
м-н |
ф-п |
м-н |
ф-п |
м-н |
|
I |
176/ 40,9% |
254/ 59,1% |
19/ 30,2% |
44/ 69,8% |
15/ 67% |
10/ 33% |
- |
- |
24/ 61,5% |
15/ 38,5% |
II |
87/ 48,9% |
91/ 51,1% |
102/ 62,6% |
61/ 37,4% |
14/ 63,4% |
8/ 36,6% |
51/ 54,3% |
43/ 45,7% |
25/ 67,6% |
12/ 32,4% |
III |
136/ 56% |
107/44% |
- |
- |
20/ 69% |
9/ 31% |
30/ 41,7% |
42/ 58,3% |
31/ 63,3% |
18/ 36,7% |
IV |
157/ 63% |
92/ 37% |
59/ 64,8% |
32/ 35,2% |
9/ 56,2% |
7/ 43,8% |
69/ 55,6% |
55/ 44,4% |
18/ 58% |
13/ 42% |
V |
14/ 70% |
6/ 30% |
51/ 56% |
40/ 44% |
5/ 38,5% |
8/ 61,5% |
- |
- |
16/ 51,6% |
15/ 48,4% |
VI |
- |
- |
61/ 62,9% |
36/ 37,1% |
14/ 58,3% |
10/ 41,% |
- |
- |
|
|
Всего |
570 |
550 |
292 |
213 |
77 |
52 |
150 |
142 |
114 |
73 |
Итого |
1120 |
505 |
129 |
292 |
187 |
Примечание: ф-п – подход формально-правовой, м-н – подход морально-нравственный.
Анализ полученных результатов показал, что формально-правовой подход к решению ситуации выбрали более трети студентов 1 курса лечебного факультета, и от курса к курсу все больше студентов отдавали предпочтение этому подходу, составив к 5 курсу две трети опрошенных. Такая же картина отмечена и на педиатрическом факультете с той лишь разницей, что возрастание приверженцев формально-правового подхода увеличилось в два раза уже на втором курсе и осталось на таком уровне к шестому курсу. Две трети студентов медико-профилактического факультета с первого и по шестой курсы предпочитали формально-правовой способ решения конфликта. Только на 5 курсе количество избравших морально-нравственный подход было превалирующим. Студенты 2, 3 и 4 курса стоматологического факультета разделились между формальным и неформальным подходами примерно поровну. Студенты фармацевтического факультета с первого по пятый курс устойчиво показывали выбор формального подхода с незначительными колебаниями по курсам.
Для уточнения показателей по гендерному признаку мы провели анализ выбора способа решения ситуации юношами и девушками лечебного и педиатрического факультетов. Результаты представлены на рисунках 1 и 2. Анализ результатов показал, что на первом курсе лечебного факультета (рисунок 1) формально-правовой вариант поведения врача выбрали более трети и юношей, и девушек. К четвертому курсу ситуация поменялась с точностью до наоборот – уже две трети и юношей, и девушек отдают предпочтение формально-правовому варианту решения проблемы.
Рис. 1. Результаты выбора способа поведения врача в ситуации отказа пациента от медицинского вмешательства юношами и девушками лечебного факультета
Рис. 2. Результаты выбора способа поведения врача в ситуации отказа пациента от медицинского вмешательства юношами и девушками педиатрического факультета
Причем изменение показателей от курса к курсу идет относительно плавно.
Подобное исследование на педиатрическом факультете (рисунок 2) показало, что на первом курсе более трети юношей и почти треть девушек отдают предпочтение формально-правовому подходу к ситуации. Далее формальный подход устойчиво возрастает как у юношей, так и у девушек и становится характерным для двух третей опрошенных к шестому курсу.
Преподаватели кафедр судебной медицины и психиатрии ФПК и ППС разработали и внедрили в учебный процесс сценарий деловой игры по проблеме отказа пациента от медицинского вмешательства в правовом и социально-нравственном аспектах. Сценарий подобной деловой игры включал обсуждение таких вопросов, как:
- Что показывает анализ данного казуса - следует ли рассматривать отказ от операции как отказ от медицинской помощи вообще? О чем больной просил врача?
- Способен ли подписанный пациентом отказ от медицинской помощи помочь медицинской организации и конкретному врачу отстоять свою правоту в суде?
- При обращении в суд родственников данного пациента какое решение вынесет суд – осудит или оправдает врача?
- Какие обстоятельства следует установить, чтобы осудить врача за неоказание помощи больному и равнодушное отношение к его страданиям?
- Что может свидетельствовать о невиновности врача и следовании врачебному долгу?
- Если бы Вам или Вашим близким пришлось отказаться от медицинского вмешательства, Вы бы спокойно отправились умирать?
Мы предлагаем рассчитать моральные и материальные издержки поведения, формально правомерного, но фактически бездушного и в итоге наказуемого если не в уголовном, то в гражданско-правовом или дисциплинарном порядке. Обычно итогом напряженной дискуссии на занятии является формулирование общего вывода: врач обязан был госпитализировать пациента с гангреной стопы и лечить его, так как пациент отказывался от ампутации, а не от лечения.
Заключение
Проведенный анализ результатов опроса показал, что будущие врачи, независимо от гендерной принадлежности, на всех факультетах и на всех курсах обучения выбирают формальный подход, основываясь только на праве пациента на отказ от медицинского вмешательства, зафиксированном в Законе об охране здоровья. И эта позиция укрепляется от курса к курсу. При этом упускается проблема ответственности врача за неоказание помощи больному и требования профессиональных стандартов «соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами».
Целенаправленная работа по формированию нравственных убеждений помогает переориентировать будущих и практикующих врачей на традиционные гуманные ценности медицины, которые так же защищаются законом, как и право пациента на автономию. Самостоятельный вывод, сделанный после разбора ситуации о том, что следование морально-нравственным нормам защищает врача и медицинскую организацию при судебном разбирательстве и, кроме того, экономически выгодно, позволяет не только усваивать медицинское законодательство в аспекте гуманистических ценностей медицины, но и формировать нравственные убеждения, то есть решать воспитательные задачи.
Библиографическая ссылка
Породенко В.А., Ломакина Г.В., Ильина А.В., Травенко Е.Н., Быстрова Е.И. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВРАЧА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29026 (дата обращения: 11.09.2024).