Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВРАЧА

Породенко В.А. 1 Ломакина Г.В. 1 Ильина А.В. 1 Травенко Е.Н. 1 Быстрова Е.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет»
Противоречие между традиционными ценностями медицины и рыночными отношениями, рост правонарушений в сфере здравоохранения и другие негативные явления во многом связаны с утратой воспитательной функции образования. Формирование нравственных убеждений признается одним из ведущих направлений вузовского образования, что определило цель данной работы: рассмотреть механизмы перехода знаний в убеждения, выделить эмоционально значимую ситуацию и подходы к ее решению с позиций формально-правового и морально-нравственного критериев, провести опрос для выявления преобладающих мнений студентов, разработать методику и провести цикл занятий в форме круглого стола, способствующих осмыслению собственных позиций и формированию нравственных убеждений обучаемых. Проведен опрос студентов младших и старших курсов, обучавшихся в осеннем семестре 2017-2018 гг. в количестве 2233 человек. Проведен анализ результатов опроса. Выявлено, что будущие врачи, независимо от гендерной принадлежности, выбирают преимущественно формальный подход, основываясь только на праве пациента на отказ от медицинского вмешательства, зафиксированном в Законе об охране здоровья. Эта позиция укрепляется от курса к курсу. При этом упускается проблема ответственности врача за неоказание помощи больному и требования профессиональных стандартов «соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами». Разработано методическое обеспечение практического занятия по проблеме отказа пациента от медицинского вмешательства с правовых и социально-нравственных позиций. Внедрена в учебный процесс инновационная технология, способствующая осмыслению студентами правовых последствий пренебрежения нравственными ценностями и экономическую выгодность стратегию им следования. Подтверждена необходимость поиска новых форм и методов воспитательной работы в условиях нестабильной современной социально-экономической ситуации, деформирующей морально-нравственные ценности врачевания.
воспитание
медицинское образование
переход знаний в убеждения
формирование нравственных убеждений.
1. Помпеев Ю.А., Качанова Е.А. Экономика и нравственность // Вестник СПбГУКИ. 2013. № 2 (15). С. 86-89.
2. Избранные труды по русской и мировой культуре. 2-е изд., перераб. и доп. / сост. и науч. ред. А.С. Запесоцкий. СПб: СПбГУП, 2015. 540 с.
3. Гущина Л.И., Епифанова Е.В., Павлисова Т.Е. Роль воспитания в высшей школе: современные проблемы // Концепт. 2012. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12077. (дата обращения: 19.06.2019).
4. Ендовицкий Д.А., Бубнов Ю.А., Гайдар К.М. Актуальные проблемы воспитания молодежи в современной России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 5-11.
5. Послание Президента Федеральному Собранию. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 3.07.2019).
6. Ромаева Н.Б., Ромаев А.П. Генезис категории «воспитание» в отечественной педагогике // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 6. C. 112-116.
7. Об образовании в Российской Федерации. Федер. закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 18.06.2019).
8. Ильина А.В., Ломакина Л.И., Породенко В.А., Травенко Е.Н., Быстрова Е.И. К вопросу формирования этико-правовой компетентности студентов медицинских ВУЗов // Международный журнал прикладных и экспериментальных исследований. 2016. № 4-1. С. 162-163.
9. Лямова О.О. Методологические подходы к воспитанию гуманного отношения к человеку у будущих врачей // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. Вып. № 2-1. С. 54-62.
10. Сенокосова Е.К. Противоречия в системе оказания медицинской помощи как детерминанты медицинской преступности // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 3 (48). С. 216-219.
11. Красноок З.П., Кабанова С.В. Нравственные ценности общества как фактор формирования мировоззренческих установок молодежи // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 221-223.
12. Смысл жизни и судьба Вилена Эммануиловича Чудновского. Коллективная монография / Ред. Н.Л. Карпова, Т.А. Попова, Г.А. Вайзер. М.: ПИ РАО, 2017. 145 с.
13. Рева Г.В. Условия и механизмы перевода знаний в личностные убеждения студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 2. С. 48-53.
14. Мыльникова И.С. Этико-правовые проблемы отказа пациента от медицинского вмешательства // Правовые вопросы в здравоохранении. 2016. № 9. С. 106-111.

По некоторым оценкам, Россия находится в предпоследней стадии потерь духовных традиций, одна из причин которой в том, что проблема нравственности – «смысловой вертикали» – стала второстепенной [1, с. 65; 2]. На недостаточное внимание к вопросам воспитания как в образовательной среде школы, так и вуза указывают многие авторы [3; 4]. В декабре 2016 г. президент России В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному собранию отметил важное значение воспитания молодежи и особо подчеркнул неразрывность образовательной и воспитательной сфер [5].

Категория «воспитание» имеет неоднозначную трактовку [6]. Закон об образовании [7] определяет воспитание как деятельность по развитию личности, ее социализации и самоопределения на основе духовно-нравственных ценностей.

 В контексте высшего медицинского образования задача воспитания, на наш взгляд, заключается в организации учебной деятельности студентов, итогом которой явилось бы формирование гуманистической, духовно-нравственной компетенции в виде способности и готовности реализовывать в медицинской деятельности приоритет жизни, здоровья, прав и свобод личности.

Следует отметить, что воспитательная работа со студентами является составной частью образовательного процесса, осуще­ствляемого в КубГМУ [8]. Вместе с тем в научной литературе последних лет появились работы по воспитанию гуманного отношения к человеку у будущих врачей [9]. Это может свидетельствовать о вопиющем противоречии между традиционными ценностями медицины и рыночными отношениями, результатом которого можно считать рост правонарушений в сфере здравоохранения [10].

Приобретаемые студентами в процессе обучения компетенции имеют, кроме всего прочего, мировоззренческий характер [11] и должны стать руководством к профессиональным действиям, то есть стать убеждениями [12].

Механизм перехода знаний в убеждения и действия имеет несколько уровней [13]. Первый уровень – «Знание – узнавание». Знания отличаются неполнотой, нечеткостью, неуверенностью. «Знание – воспроизведение» – второй уровень. Чисто механическое запоминание без проникновения в сущность. Третий уровень – «Знание – понимание». Этот уровень характеризуется тем, что студент не только воспроизводит по памяти, но и объясняет, раскрывает суть и природу явлений. Четвертый уровень – «Знание – умение». Знания носят обобщенный характер, не привязаны к конкретному источнику и могут быть перенесены на реальные жизненные ситуации. Пятый уровень – «Знание – отношение». Профессионал на этом уровне демонстрирует единство слова и дела, успехи в практической работе, рост профессионализма. Шестой уровень – «Знание – потребность». Пятый и шестой уровни в совокупности представляют мировоззрение личности и гарантию профессионального роста.

Нравственные убеждения формируются по такому же сценарию.

Цель данной работы: выбрать эмоционально значимую ситуацию в медицине и подходы к ее решению с позиций формально-правового и морально-нравственного критериев, провести опрос для выявления преобладающих мнений по поводу тактики врача при отказе пациента от медицинского вмешательства, разработать методику и провести цикл занятий в форме круглого стола, способствующих осмыслению собственных позиций и формированию нравственных убеждений обучаемых.

Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 2233 студента КубГМУ, обучавшихся на младших и старших курсах в осеннем семестре 2017-2018 гг.

Применялся метод опроса. Студентам предлагалась для анализа ситуационная задача: «Пациента с гангреной стопы доставили в приемное отделение больницы. После осмотра хирург сообщил, что необходима ампутация. Больной был напуган, не хотел лишаться ноги, просил полечить его. Врач категорически отказал: «Или оперировать, или идите домой! Если решите уходить, подпишите отказ от лечения!». После некоторых раздумий пациент подписал отказ и покинул приемное отделение. Через две недели мужчина умер» [14].  Необходимо было выбрать один из двух вариантов оценки ситуации:

1. Врач абсолютно прав: поставил больному правильный диагноз, наметил правильный план лечения, определив необходимость ампутации и предоставил больному полную свободу. А отказ - это выражение воли больного. Вины врача нет, если он правильно оформил «информированный отказ» пациента от госпитализации, и, следовательно, нет и юридической ответственности за смерть пациента.

2. Хирурга можно обвинить в неоказании помощи больному, так как он не использовал шанс спасти больному жизнь, лишил его помощи в облегчении страданий, не исполнил свой врачебный долг. В исходном тексте клятвы Гиппократа врач давал обещание не причинять вреда и воздерживаться от несправедливости, «направлять режим больных к их выгоде сообразно со своими силами и разумением».

Со студентами 2 курса педиатрического факультета при изучении дисциплины «Основы профессиональной деятельности врача» на кафедре судебной медицины, а также с аспирантами и слушателями факультета повышения квалификации врачей на кафедре психиатрии были организованы практические занятия, на которых в форме круглого стола обсуждались варианты поведения врача в данной ситуации.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования представлены в таблице.

Результаты оценки студентами КубГМУ формально-правового и морально-нравственного подходов к отказу пациента от медицинского вмешательства

Курс

Факультеты

лечебный

педиатри-ческий

медико-

профилак-

тический

стоматоло-гический

фармацевти-ческий

Кол-во студ./%

Подход

Подход

Подход

Подход

Подход

ф-п

м-н

ф-п

м-н

ф-п

м-н

ф-п

м-н

ф-п

м-н

I

176/

40,9%

254/

59,1%

19/

30,2%

44/

69,8%

15/

67%

10/

33%

-

-

24/

61,5%

15/

38,5%

II

87/

48,9%

91/

51,1%

102/

62,6%

61/

37,4%

14/

63,4%

8/

36,6%

51/

54,3%

43/

45,7%

25/

67,6%

12/

32,4%

III

136/

56%

107/44%

-

-

20/

69%

9/

31%

30/

41,7%

42/

58,3%

31/

63,3%

18/

36,7%

IV

157/

63%

92/

37%

59/

64,8%

32/

35,2%

9/

56,2%

7/

43,8%

69/

55,6%

55/

44,4%

18/

58%

13/

42%

V

14/

70%

6/

30%

51/

56%

40/

44%

5/

38,5%

8/

61,5%

-

-

16/

51,6%

15/

48,4%

VI

-

-

61/

62,9%

36/

37,1%

14/

58,3%

10/

41,%

-

-

 

 

Всего

570

550

292

213

77

52

150

142

114

73

Итого

1120

505

129

292

187

Примечание: ф-п – подход формально-правовой, м-н – подход морально-нравственный.

 

Анализ полученных результатов показал, что формально-правовой подход к решению ситуации выбрали более трети студентов 1 курса лечебного факультета, и от курса к курсу все больше студентов отдавали предпочтение этому подходу, составив к 5 курсу две трети опрошенных. Такая же картина отмечена и на педиатрическом факультете с той лишь разницей, что возрастание приверженцев формально-правового подхода увеличилось в два раза уже на втором курсе и осталось на таком уровне к шестому курсу. Две трети студентов медико-профилактического факультета с первого и по шестой курсы предпочитали формально-правовой способ решения конфликта. Только на 5 курсе количество избравших морально-нравственный подход было превалирующим. Студенты 2, 3 и 4 курса стоматологического факультета разделились между формальным и неформальным подходами примерно поровну. Студенты фармацевтического факультета с первого по пятый курс устойчиво показывали выбор формального подхода с незначительными колебаниями по курсам.

Для уточнения показателей по гендерному признаку мы провели анализ выбора способа решения ситуации юношами и девушками лечебного и педиатрического факультетов. Результаты представлены на рисунках 1 и 2. Анализ результатов показал, что на первом курсе лечебного факультета (рисунок 1) формально-правовой вариант поведения врача выбрали более трети и юношей, и девушек. К четвертому курсу ситуация поменялась с точностью до наоборот – уже две трети и юношей, и девушек отдают предпочтение формально-правовому варианту решения проблемы.

Рис. 1. Результаты выбора способа поведения врача в ситуации отказа пациента от медицинского вмешательства юношами и девушками лечебного факультета

Рис. 2. Результаты выбора способа поведения врача в ситуации отказа пациента от медицинского вмешательства юношами и девушками педиатрического факультета

 

Причем изменение показателей от курса к курсу идет относительно плавно.

Подобное исследование на педиатрическом факультете (рисунок 2) показало, что на первом курсе более трети юношей и почти треть девушек отдают предпочтение формально-правовому подходу к ситуации. Далее формальный подход устойчиво возрастает как у юношей, так и у девушек и становится характерным для двух третей опрошенных к шестому курсу.

Преподаватели кафедр судебной медицины и психиатрии ФПК и ППС разработали и внедрили в учебный процесс сценарий деловой игры по проблеме отказа пациента от медицинского вмешательства в правовом и социально-нравственном аспектах. Сценарий подобной деловой игры включал обсуждение таких вопросов, как:

- Что показывает анализ данного казуса - следует ли рассматривать отказ от операции как отказ от медицинской помощи вообще?  О чем больной просил врача?

- Способен ли подписанный пациентом отказ от медицинской помощи помочь медицинской организации и конкретному врачу отстоять свою правоту в суде?

- При обращении в суд родственников данного пациента какое решение вынесет суд – осудит или оправдает врача?

- Какие обстоятельства следует установить, чтобы осудить врача за неоказание помощи больному и равнодушное отношение к его страданиям?

- Что может свидетельствовать о невиновности врача и следовании врачебному долгу?

- Если бы Вам или Вашим близким пришлось отказаться от медицинского вмешательства, Вы бы спокойно отправились умирать?

Мы предлагаем рассчитать моральные и материальные издержки поведения, формально правомерного, но фактически бездушного и в итоге наказуемого если не в уголовном, то в гражданско-правовом или дисциплинарном порядке. Обычно итогом напряженной дискуссии на занятии является формулирование общего вывода: врач обязан был госпитализировать пациента с гангреной стопы и лечить его, так как пациент отказывался от ампутации, а не от лечения.

Заключение

Проведенный анализ результатов опроса показал, что будущие врачи, независимо от гендерной принадлежности, на всех факультетах и на всех курсах обучения выбирают формальный подход, основываясь только на праве пациента на отказ от медицинского вмешательства, зафиксированном в Законе об охране здоровья. И эта позиция укрепляется от курса к курсу. При этом упускается проблема ответственности врача за неоказание помощи больному и требования профессиональных стандартов «соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами».

Целенаправленная работа по формированию нравственных убеждений помогает переориентировать будущих и практикующих врачей на традиционные гуманные ценности медицины, которые так же защищаются законом, как и право пациента на автономию. Самостоятельный вывод, сделанный после разбора ситуации о том, что следование морально-нравственным нормам защищает врача и медицинскую организацию при судебном разбирательстве и, кроме того, экономически выгодно, позволяет не только усваивать медицинское законодательство в аспекте гуманистических ценностей медицины, но и формировать нравственные убеждения, то есть решать воспитательные задачи.


Библиографическая ссылка

Породенко В.А., Ломакина Г.В., Ильина А.В., Травенко Е.Н., Быстрова Е.И. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВРАЧА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29026 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674