Укрепление научно-технического характера социума, сопровождающееся его значительными глобальными и локальными трансформациями, начиная в последней четверти ХХ в., возлагает особую нагрузку на науку как на производительную силу общества. Научная рефлексия этих явлений привела к методологическому развитию науки, что в гуманитарной области выразилось в усилении рефлексирующей и обращению к прогностической функциям. Сочетание таких исследовательских инструментов открывает для ученых возможность осмысления проектов будущего общества начиная с осмысления и проектирования системы образования.
Цель исследования. В поиске современного направления в образовании, решающего его основные актуальные задачи, предлагается обсуждение формирования современного стратегического подхода в теории и философии образования. Активные исследования проблем образования, основанные на личностно-ориентированном подходе, становятся источниками новых идей, новых концептуальных подходов и новых научных направлений. Появление инноваций в теории образования – создание новых моделей, разработка новых концепций и подходов в образовании – сопряжено с совершенствованием методологического аппарата, включая цели, гипотезы, категории и др. Концептуальный подход – одна из методологических категорий. Он задает направление и определяет цель научных исследований. Теоретическая значимость проводимого нами исследования состоит в обсуждении одного из таких (активно заявляющих о себе) подходов в теории образования. Методологической основой, объединяющей новые научные движения, становится категория цели. Разработка содержания новой методологической концепции, предназначенной для создания социально значимых стратегических проектов образования, значима как для концептуального оформления стратегического подхода в теории образования, так и для согласования множества существующих в настоящее время перспективных, но пока разрозненных стратегий образования.
Материал и методы исследования. Новые методологические решения стали возможны в результате востребованности преобразований в науке. К началу ХХ в. естествознание в своем развитии освоило классическую и неклассическую методологии и приступило к разработке постнеклассических оснований науки. Фундаментальные исследования теории личности второй половины ХХ в. обогатили науку новым гуманитарным знанием, что потребовало совершенствования научных принципов. В области познания многомерных и многофакторных объектов, какими являются человек и общество, необходимо было переходить от принципов классической науки к использованию постнеклассической методологии. Целостность науки проявилась в том, что оснащение гуманитарной науки современным методологическим аппаратом обязано развитию науки в контексте становления всей техногенной цивилизации. В современной теории образования России признано и во многом практически актуализируется личностно-ориентированное образование, наличие которого обнаруживается по центрированию внимания на индивиде, его личностном развитии. Дальнейшее развитие теории образования проявляется в смещении вектора методологической рефлексии. Если в ХХ в. целью педагогической мысли был культ ценности индивида, то в ХХI в. все чаще ставится вопрос о важности осмысления стратегии интегрального развития общества и индивида. Постановка таких проблем содержит признаки стратегического подхода в современном отечественном образовании, требующего постановки больших и значительных целей перед системой образования, достижение которых потребует достаточно длительного времени.
При этом совершается переход от личностно-ориентированного подхода и на его основе к стратегическому, что требует объединения образовательных целей индивида с целями социума. Функционально на практике такое объединение частично осуществляется в системах коллективного воспитания. Методологическая работа, соответствующая такому переходу, направлена на исследование перспектив образования, постановку долгосрочных целей, их концептуальное обоснование, на формирование новой общей парадигмы образования. Продолжающееся в течение ХХ в. развитие общества сопровождалось интеллектуальным личностным развитием индивидов, что вело к непрерывному формированию их самосознания. Уже с начала ХХ в. деятели образования России ставили задачу воспитать человека с активной жизненной позицией, формирующегося как личность с активной гражданской позицией. В это же время активизировалось осмысление проблем гуманизации образования, включающих в себя раскрытие природного потенциала индивида, адаптацию его в современном обществе на современном уровне познания.
В начале ХХ в. в педагогических исследованиях в России усиливается внимание к индивиду как субъекту образования. Родоначальник отечественной антропологии К.Д. Ушинский считал, что подготовка педагога должна быть направлена на изучение человека. К этому времени в России начала ХХ в. в рамках классической науки получило развитие учение о физическом и нравственном развитии ребенка, основанное на педагогической антропологии. Это учение исключало отклонения от образа красивого, органично развитого человека (П.Ф. Лесгафт). Активно формировались взгляды о необходимости в воспитании природосообразности, о подготовке воспитанника к саморазвитию и самовоспитанию (П.Ф. Каптерев), о необходимости внимания к «внутреннему» человеку, о необходимости культа ребенка (К.Н. Вентцель). В этих же работах наряду с пониманием индивидуализации как первенства индивидуальных задач перед социальными (Н.И. Кареев) изучались возможности социализации, необходимости самопознания и саморазвития посредством создания соответствующей культурной среды (С.Т. Щацкий).
Результаты исследования и их обсуждение. Появление нового методологического подхода – особенность теории образования начала XXI в., обусловленная массовым включением людей в интеллектуальную деятельность во второй половине XX в., что и нашло свое проявление в формировании личностного когнитивного самосознания. В приложении к образовательной системе смена методологических принципов науки означает переход от изучения единичного объекта – индивида – к изучению системы «индивид – общество». Для того чтобы стать субъектом образования, индивид должен стать личностью, овладеть способностью к личностному самоосознанию. Современное личностно-ориентированное воспитание содержит в себе и феномен среды воспитания, коллектива, что требует освоения новых методологических принципов. В новой постнеклассической методологии появляются эффекты нелинейности, что приближает ее к природе человека. Человеку в течение жизни приходится сталкиваться с задачей выбора, не имеющей линейного решения. Эта задача определяется на уровне тонкой психической организации человека, включающей его интеллект и интеллектуальную рефлексию. Классические линейные методы не подходят для решения задач взаимодействия индивида с коллективом в связи с многофакторностью такого взаимодействия. Нелинейность образования как объекта исследования усиливается его динамичностью. Для применения линейных методов необходимо обеспечить стабильность предмета исследования. Все это не означает, что надо отказаться от новой методологии. Поэтому решение проблем образования содержит как линейное, так и нелинейное прогнозирование, основанное на линейных и нелинейных стратегиях мышления. Линейные стратегии предлагают образцы оптимального упрощения задачи, при котором мы получаем также оптимальное решение. Нелинейные стратегии позволяют расширять границы предмета исследований и получать принципиально новые результаты. Заявка на создание и разработку проектов и моделей образования указывает на актуальность освоения стратегических методов мышления. В этих условиях в теории образования закономерно исследование стратегического подхода в образовании в качестве нового методологического инструмента. Для постановки такой задачи был осуществлен теоретический анализ современных научных публикаций по проблеме перспективных стратегий образования.
Предварительный анализ перспективных стратегических моделей образования позволяет разделить их по предмету исследования на две группы стратегий: общие и частные. Наиболее общая стратегия образования содержит в себе цель трансляции культуры от поколения к поколению наряду с накоплением человеческого капитала в условиях повышения уровня развития общества. Общая стратегия образования определяет долгосрочные направления развития образования, предназначенные для достижения многофакторных всеобъемлющих целей, какими являются и цели образования. Осмысление инновационных проектов образования, необходимых развивающемуся обществу, начинается с конкретизации анализа современного состояния проблем в теории и практике образования. Общие стратегические задачи образования исследуют В.П. Соломин, И.И. Соколова [1] и др. Стратегии этой первой группы сориентированы (цель) на осмысление целей и задач образования, согласованных с целями и задачами всего общества. В научных исследованиях актуальными становятся публикации, посвященные практике, теории и методологии исследования стратегических идей образования, в связи с чем на передний план выходят вопросы разработки моделей и стратегий управления образованием [2]; разработка инновационных подходов к модернизации системы управления образованием (О.Е. Зимовец, В.В. Баранов, С.А. Ильиных и др. [3]); исследование зависимости стратегии образования от: а) основных социально-образовательных проблем общества (Р.Н. Азарова и В.Л. Петров [4]); б) повседневных требований всех субъектов образовательной деятельности (Л.В. Бурая [5]).
В рамках второй группы нами выделены четыре основные подгруппы: стратегии управления образованием, формирования человеческого капитала, образования в течение жизни и профессиональной подготовки. Стратегии управления образованием содержат в себе концепцию того, как и на каких принципах преобразуется управление образованием. В этих стратегиях особое значение при постановке цели имеет учет требований государства и общества. Развитие социума на современном этапе оказывается в зависимости от стратегического характера личностного мышления, от его способности отрефлексировать многофакторность проблем развития общества. Массовое включение в осмысление проблем образования ведет к ускорению формирования стратегического взгляда на систему образования. В результате в предлагаемых стратегиях находят отражение и личностные, и социальные инициативы в сфере образования [6].
Целеполагание общих стратегий формирования человеческого капитала проектируется как синтез образовательной, интеллектуальной, физической, социальной и иных целей, составляющих формирование того уровня развития человека, при котором коллективное мышление, основанное на личностном развитии индивидов, становится фактором социального развития [6]. Стратегии образования по развитию человеческого капитала основываются на стратегических моделях развития интеллекта как индивида, так и всего общества. Индивидуальное развитие природного интеллекта становится источником и целью для накопления интеллектуального капитала. Стратегии образования включают в себя ряд стратегий по созданию всех элементов человеческого капитала. Они предполагают согласование проектов образования с проблемами общественного производства, роста производительности труда и других основ человеческого капитала [7].
В проектах профессионального образования стратегические цели во многом направлены на социальные проблемы, включая экономическое обоснование проектов, их инновационность, профессиональную компетентность специалистов, возможности дополнительного профессионального образования. Многосторонняя рефлексивность в разработке стратегических моделей образования открывает возможность его непрерывного обновления. В проектировании профессионального образования необходимо выделить концептуально обоснованные подходы: гуманистический, личностно-ориентированный, аксиологический, системно-деятельностный, культурологический, технологический, синергетический.
В контексте формирования человеческого капитала разрабатываются модели частных стратегий, направленных на повышение качества образования: это стратегии непрерывного образования; образования в течение жизни, индивидуальной траектории образования человека [8]. Стратегии накопления человеческого капитала нацелены на личностное развитие индивидов, составляющее человеческий капитал, на суммарное накопление личностных качеств индивидов. Достижение таких целей требует наличия в обществе поликультурного пространства, которое насыщено образовательными функциями [9]. В таком многокультурном пространстве в процессе разрешения межкультурных проблем рождается задача формирования человеческого капитала. Все аспекты этой задачи также находят отражение в представленных в литературе частных моделях. Переход к частным моделям позволяет более детально прописать задачи личностного развития в образовании. Новые модели личности содержат цели формирования как интеллектуального, так и рефлексивного уровня полисубъектного индивида. Методологически такие построения становятся возможными при освоении новых научных инструментов в педагогике [10]. Наличие поликультурного пространства продуцирует также стратегическое проектирование мультикультурных компетенций [11].
В научных исследованиях внутри стратегического нарратива содержится множество частных проблем, решение которых требует достаточно долгосрочного планирования и результат решения которых существенно влияет на достижение общих глобальных целей образования. Разработка частных стратегий позволяет ставить конкретные частные задачи, такие как: эффективное развитие российского образования путем обеспечения его доступности и высокого уровня качества; реализация мер по совершенствованию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях; создание и распространение структурных и технологических инноваций в дошкольном, школьном, среднем профессиональном и высшем образовании; усиление роли современных технологий в общем образовании; контроль уровня достижения цели, формирование востребованной системы оценки качества образования на всех его уровнях; цель: создание общенациональной системы поддержки молодых талантов, направленной на реализацию интеллектуальных, творческих ресурсов общества. В русле общих образовательных стратегий решается массив тактических задач. Частные стратегии ориентированы на решение долговременных, но конкретизированных по проблематике планов действий, ведущих к достижению одной из конкретных целей образования. Конкретизация стратегических целей посредством рефлексивных методологических инструментов приводит к учету многочисленных аспектов развития образования, к многогранности проектирования. В результате на уровне тактики решаются задачи доступности знаний, самоуправления, динамичности процесса образования, практико-ориентированности содержания образования, его гибкости и мотивированности [12]. В современных исследованиях изучается проблема управления образованием. Централизация и децентрализация управления образованием также преследуют чисто тактические цели. Тактика полноценного участия государства и общества в решении стратегических задач образования предполагает усиление государственно-общественных отношений [13]. В современных исследованиях образования присутствуют стратегические разработки, направленные на усиление общественных отношений: проекты критического обучения; коммуникативные стратегии и стратегии обучения в партнерстве.
В современных исследованиях стратегические проблемы образования представлены как результат анализа практики образования и его актуальных проблем в историческом и социально-экономическом контекстах. Такая рефлексия позволяет выбирать главные цели образования, опираясь на знание реальностей социума, его противоречий и потребностей развития [14].
Выводы. Анализ современных публикаций показывает, что в теории образования активизируется осмысление стратегий образования. Появление широкого спектра стратегических проектов указывает на наличие в обществе и в системе образования социального заказа на разработку важных долговременных целей образования. Современные публикации подтверждают наличие методологического развития личностно-ориентированного подхода в образовании в условиях информационного научно-технического общества и зарождение на его основе новых концептуальных подходов. Представленный в печати широкий спектр разработок стратегических проектов образования подтверждает вывод о нацеленности педагогической мысли на разработку и оформление методологически нового стратегического подхода в теории образования.
Библиографическая ссылка
Кузнецова А.Я. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29004 (дата обращения: 14.10.2024).