Одной из актуальных задач системы высшего образования является ориентированность на подготовку выпускника, не только владеющего системой специальных знаний по учебным дисциплинам, но и способного творить и преобразовывать окружающую действительность, ведь обладание некой суммой знаний оказывается недостаточным фактором ориентации в быстро меняющемся мире и успешности в профессиональном сообществе. В связи с этим мы можем говорить о своего рода переориентации процесса обучения и воспитания «от человека образованного – к человеку творческому» [1].
Целями исследования являются характеристика креативности как свойства личности, описание составляющих вербальной креативности, создание и апробация комплекта заданий, служащих повышению уровня вербальной креативности студентов педагогического вуза при изучении дисциплин лингвистического цикла.
Материал и методы исследования
В работе использовались несколько групп методов:
1) методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; его применение позволило определить понятие «вербальная креативность», выявить его составляющие и критерии оценивания уровня сформированности вербальной креативности;
2) методы изучения педагогического опыта: наблюдение, изучение продуктов учебной деятельности обучающихся.
В учебном процессе применялись как включенное, так и невключенное скрытое наблюдение. Целью использования этого метода явилась необходимость получения данных о способности обучающихся к выдвижению и словесному формулированию разнообразных идей, их стремлении к оригинальности мышления, созданию яркого речевого продукта. По итогам наблюдений составлялся протокол, в котором фиксировались данные оценки вербальной креативности по основным критериям: «беглость», «гибкость» и «оригинальность». Работа проводилась со студентами 1–3-го курсов Лесосибирского педагогического института, обучающимися по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили подготовки «Русский язык и литература», «Начальное образование и дополнительное образование». Всего в исследовании приняли участие 72 студента.
Результаты исследования и их обсуждение
Креативность как свойство личности носит комплексный характер и представляет собой процесс и результат развития человеком своей индивидуальности и, по нашему мнению, может рассматриваться в качестве универсальной способности человека, позволяющей ему успешно ориентироваться в изменяющихся условиях жизни, продуктивно и творчески преображать ее [2]. Несмотря на то что проблема креативности в современной педагогике и психологии является одной из центральных, в арсенале этих наук отсутствует единое определение этого понятия. Считается, что сам термин был введен в научный обиход в 1959 г. американским психологом Дж. Гилфордом, который под креативностью подразумевал особую разновидность мышления – так называемое дивергентное («расходящееся, идущее в разных направлениях») мышление, которое предполагает множественные пути решения той или иной проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такой тип мышления противопоставляется конвергентному («сходящемуся»), нацеленному на поиск единственно верного решения [3]. Напротив, С. Медник в своих работах полагает, что в творческом процессе обязательно есть место и дивергентному, и конвергентному мышлению, ведь в процессе решения задач человек изначально опирается на конвергентный тип, а уже позже с помощью дивергентного мышления распространяет ранее полученные знания, заключения и выводы на поиск нового их применения [4].
А. Маслоу понимает креативность как качество, которое может быть применено для решения любой задачи в жизни. Согласно ему креативность – качество, которое присуще каждому с рождения, но теряемое большинством под воздействием среды. А. Маслоу считает, что интеллектуальная одаренность является одним из необходимых, но не единственным условием для проявления креативности. Главную роль в актуализации креативности согласно А. Маслоу играют мотивации, ценности, личностные черты. Творческую личность характеризуют такие черты, как когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений [5].
В области педагогики креативность чаще рассматривается с позиции проблемных ситуаций и в обобщенном виде представляет собой совокупность следующих способностей и умений:
- способность решать множество задач в постоянно изменяющихся обстоятельствах;
- умение принимать решение в различных ситуациях;
- умение заявлять о своих потребностях и интересах;
- умение находить другие источники информации;
- умение принимать решения в различных педагогических ситуациях;
- способность генерировать оригинальные способы решения проблемы [6].
А.В. Шубин рассматривает вербальную креативность как форму речемыслительной деятельности человека и как индивидуальные особенности речи, а также как выражение творческих способностей человека посредством языка и индивидуально-логического мышления [7].
По мнению С. Медника, необходимо различать креативность двух типов: вербальную и невербальную. Вербальная креативность выражается словом: предложение оригинальной идеи, способность преодоления словесных стереотипов, возможность создания отдаленных словесных ассоциаций и иное, в то время как невербальная – это проявление творческих способностей в виде различных художественных образов: картин, рисунков и т.д. [4]. В обобщенном виде можно заключить, что под вербальной креативностью понимается способность личности к творческому мышлению, проявляющаяся в создании нового оригинального речевого (словесного) продукта в любой его вербальной форме (устной, письменной, прозаической, поэтической, монологической, диалогической и т.д.).
Дж. Гилфорд указывает на 4 составляющие вербальной креативности:
- оригинальность и необычность высказываний, стремление к новизне;
- семантическая гибкость мышления (способность воспринимать объект под разными углами зрения);
- образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие объекта таким способом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны);
- способность продуцировать разнообразные идеи [3].
К основным критериям вербальной креативности относят беглость, гибкость, оригинальность. При этом беглость как количественный критерий свидетельствует о скорости протекания мыслительных процессов, что выражается в выдвижении и словесном формулировании большего или меньшего количества идей за определенную единицу времени; гибкость характеризует разнообразие этих идей, оригинальность предполагает их нестандартность. Оригинальность как наиболее очевидный показатель вербальной креативности проявляется в отказе от стандартных способов выражения мысли, даже в рамках предсказуемого сюжета, а также в неожиданном сближении разных семантических сфер, нахождении одновременно экономной и емкой формы слова [8].
На наш взгляд, работу по формированию вербальной креативности необходимо начинать в дошкольном возрасте и продолжать на всех этапах обучения, в том числе и в практике вузовского преподавания, соблюдая следующие общие педагогические условия.
- Поддержание доброжелательной атмосферы на занятии, создание ситуации доверия и уважения к студентам со стороны преподавателя. Указанный критерий является базовым, так как низкая степень психологического комфорта у обучающихся провоцирует состояние тревожности, которая в свою очередь состоит в обратной корреляции с креативностью. Экспериментальные исследования показывают, что на актуализацию творчества негативно влияет высокая степень тревожности [9].
- Предоставление обучающимся возможности выбора вида деятельности.
- Поощрение проявлений самостоятельности студентов в познавательной деятельности.
- Осуществление наводящей, а не подсказывающей помощи со стороны педагога.
- Внимание преподавателя к формированию мотивации учения, ориентирования на будущую педагогическую деятельность.
- Индивидуальный подход к обучающимся, учет их интересов, склонностей, способностей.
- Использование интерактивных методов и приемов обучения как необходимого условия поддержания и развития познавательной активности студентов.
Далее предлагаем задания, использование которых в образовательном процессе в вузе при изучении дисциплин лингвистического цикла, таких как: «Современный русский язык», «Педагогическая риторика», «Актуальные вопросы русского языка и речеведения», «Русский язык и культура речи», «Теория и практика эффективного речевого общения» и иных, на наш взгляд, будет способствовать повышению уровня вербальной креативности обучающихся.
- Игра «Третий лишний». Обучающимся предлагаются цепочки из 3 слов. По условиям задания нужно вычеркнуть «лишнее». Задание осложняется тем, что очевидного сходства между этими предметами нет, а значит, и лишним может быть любое слово, необходимо только дать последовательное объяснение своего выбора. Например: а) принтер, кисточка, чашка; б) линейка, навесной замок, огурец; в) мост, веревка, карандаш.
- Решение семантических пропорций. Даны первые члены семантических пропорций, в числителе и знаменателе которых находятся разные лексические единицы. Необходимо дополнить ряд, выбрав из списка слова, находящиеся в смысловых отношениях, подобных заданным. Например: убивать: умирать = поить: пить = Дополнительные слова: сидеть, кормить, тонуть, спать, думать, катить. Можно предложить обучающимся продолжить список семантических «дробей» самостоятельно или же придумать новые пропорции. Например: разбиться: хрупкий = пачкаться: ….
- Пополнение «Энтимологического словаря». Создание намеренно искаженного толкования слова путем его ложной семантизации. Например, стриж – парикмахер; бездарь – человек, который пришел на праздник без подарка; баранка – овца; добряк – мгновение перед падением; картофель – портфель для переноски карт. Перед предъявлением задания студентам можно рассказать историю появления этого шуточного издания, обратив внимание на то, что играют со словами даже ученые-лингвисты.
- «Придумай объяснение». Задание учит нестандартно мыслить, выделять причинно-следственные связи явлений, быть внимательными к семантике лексической единицы, подбирать точные вербальные формулировки. Например: «Вы приходите домой после института, а дома вас встречает розовый медведь». Обучающимся предлагается придумать как можно больше объяснений этой ситуации. Предложенные версии могут быть как реальными, так и фантастическими.
- Игра «Дальние родственники». Что общего между дорогой и гитарой? Между ложкой и краном?
- Игра «Все возможно». Обучающимся предлагается вообразить смешение различных видов восприятия, например ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Необходимо пофантазировать и представить свои размышления на одну из тем: «Чем пахнет суббота?», «Какого цвета радость?», «Какой вкус у диплома?» и т.п.
- «Речь адвоката». Обучающимся необходимо изучить предложенные сравнения и убедить всех, что они правомочны. Например: Спорт подобен заточке топора. Учеба подобна починке протекающего крана. Обучение подобно приготовлению торта.
- Игра «С миру по нитке». Проводящий упражнение задает тему размышлений. Далее обучающиеся предлагают по одной строке, располагая их в определенной последовательности: цвет, вкус, запах, образ (внешность), звук, переживания (эмоции). Например, по теме «Зима» в качестве реплик могут быть предложены: Зима – пора белого цвета в природе. Зима – вкус снежинок на губах. Зима пахнет морозной свежестью. Зима – это искрящийся снег под ногами и переливающиеся от инея деревья. Зима – это звуки вьюги и завывания пурги. Зима – это время радости и грусти.
- Изготовление «стишков-пирожков». «Стишки-пирожки» – своего рода игра по созданию четверостишия, написанного строчными буквами, без рифмы, оформленного без пунктуационных знаков, но со смыслом и юмором. Участникам предлагается «тесто» – 2 строчки, а им предстоит создать «начинку». Например, Без ложной скромности замечу / Я гениальный человек / А то, что ничего не создал / Так я был занят и болел.
- Игра «Брачные объявления». Каждый участник получает карточку с названием какого-либо предмета, обладающего характерными свойствами. Предмету нужен другой предмет, его дополняющий. Каждый участник игры произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления нужно представить свой предмет: описать его «внешность», характерные черты; вторая часть объявления – «заказ» на будущего «спутника жизни»: его внешние и функциональные особенности. Объявление считается правильным, если удалось найти главные черты предмета и его «половины».
- «…Из того, что было». Обучающимся предлагается наугад выбрать по паре слов из каждой колонки и использовать их в качестве «затравки» для создания рассказа.
Фиаско
Спираль
Суфле
Ножницы
Словарь
Технология
Абзац
Веревка
Дополнение
Харизма
Сайт
Бумажник
Наказание
Ноготь
Ямб
Хлеб
Стена
Пушкин
- «Тавтограмма». Обучающимся предлагается написать рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву. Например, «Боря был балованным бездельником: болтал, будто бесконечно болел…»
- «Акростих». Обучающимся предлагается создать стихотворную загадку, отгадкой которой будут начальные буквы каждой строки. Выполняя подобные задания, обучающиеся совершенствуют способность бегло и логически верно строить высказывание, грамотно вербально актуализировать важную информацию, создавать яркие словесные образы.
- Задания, основанные на соотнесении метафорических образов. Например: «Представьте рассуждения, заполнив пропуски подходящими по смыслу словами. Объясните свой выбор. ________ для _______ то же, что сессия для студента. Или __________ подобно изготовлению торта, потому что_________». Или Вода для корабля то же, что_____________ для студента.
- «Семантические загадки». Для отгадывания загадки обучающимся необходимо подставить предлагаемые в качестве решения слова в соответствующие контексты и убедиться, что такая сочетаемость является возможной. Например: Это можно разжечь, оно может разгореться, а может угаснуть. Может пылать. Что это: а) костер; б) дрова; в) спор; г) фонарь; д) страсть? Или: Это можно прочистить, но нельзя очистить. Это можно вправить, но нельзя исправить. Это можно пудрить, но нельзя румянить. Что это: а) кости; б) мозги; в) труба; г) ум; д) щеки?
Представленные задания можно органично вписать в структуру практических и лабораторных занятий по лингвистическим дисциплинам или предложить выполнение заданий в качестве разминки в начале лекционного занятия. Многие из рекомендованных заданий творческого характера могут быть заданы обучающимся в качестве упражнений для внеаудиторной самостоятельной работы.
Данные педагогических наблюдений за студентами в период апробации заданий, направленных на развитие вербальной креативности, позволяют заключить, что обучающиеся заинтересованно включаются в подобную работу, раскрепощены в продуцировании идей, предлагают по несколько способов решения какой-либо языковой ситуации, охотно создают образцы языковой игры, что в целом может свидетельствовать о повышении уровня гибкости и оригинальности мышления как основных критериях вербальной креативности.
Заключение
Таким образом, развитие вербальной креативности является важной составляющей организации образовательной деятельности при изучении лингвистических дисциплин в педагогическом вузе. Задания, ориентированные на создание словесных образцов, положительно воспринимаются обучающимися, создают атмосферу творчества, что способствует более легкому восприятию фактов научной информации. Включение обучающихся в подобную деятельность способствует повышению уровня развития у них креативных способностей, обогащению внутреннего мира и повышению самооценки, что в итоге формирует креативную личность будущего педагога, желающую и умеющую учиться в течение всей жизни.
Библиографическая ссылка
Славкина И.А., Шмульская Л.С., Кутугина В.И., Алиева М.Г., Славкина Я.С., Тарасюк Н.С., Малаева Ю.М. РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28856 (дата обращения: 20.04.2024).