Современная система высшего российского образования претерпевает существенные изменения, связанные с предъявлением новых требований к результатам образования. Акцент смещен на подготовку личности, имеющей свою точку зрения и способной ее аргументированно и убедительно обосновать, способной отличить факт от предположения, основываясь на истинных суждениях и собственном опыте, подвергнуть сомнению устоявшиеся мнения и суждения, видеть проблему и уметь предложить возможные пути ее решения и т.д. Следовательно, востребована подготовка выпускника вуза с развитым на достаточном уровне критическим и творческим мышлением. В связи с этим, преподавателю приходится искать новые средства воздействия на студента, целенаправленно использовать специальные приемы и технологии обучения, позволяющие в образовательном процессе предоставить студенту возможность размышлять, анализировать информацию, строить логические умозаключения, создавать согласованные между собой логические модели, принимать обоснованные решения и т.д.
Следует отметить, что большое внимание проблеме формирования критического мышления обучающихся в педагогической науке уделяется с начала ХХ века. В современной психолого-педагогической литературе представлены исследования, обосновывающие значимость, суть и пути формирования критического мышления как актуальной образовательной проблемы (Д. Клустер [1], Д. Халперн [2], И.В. Муштавинская [3] и др.). В качестве одного из возможных путей решения проблемы нами предложено рассмотреть использование в образовательном процессе ментальных карт, как средства развития критического мышления студентов.
Цель исследования – теоретически обосновать дидактические условия использования ментальных карт в образовательном процессе высшей школы как средства развития критического мышления студентов и исследование эффективности их реализации.
Материал и методы исследования
В рамках нашего исследования мы придерживаемся точки зрения С.И. Заир-Бека [4], понимая под критическим мышлением оценочное, рефлексивное, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Подчеркивая, что знание и информация при этом является не конечной, а отправной точкой.
На основе анализа современной психолого-педагогической литературы нами выделены некоторые сущностные характеристики критического мышления студента:
- самостоятельность и независимость (идеи, оценочные суждения и убеждения формируются обучающимся самостоятельно, независимо от других, в результате поиска и анализа; но при этом критическое мышление допускает принятие идей и убеждений другого человека);
- аргументированность (рациональность собственного суждения подкрепляется логичными, обоснованными доводами);
- коммуникативность (в процессе обсуждения, дискуссии, обмена мнениями и т.п. уточняется и корректируется индивидуальная позиция студента; в коммуникации формируется умение слушать и слышать собеседника, чувство ответственности за правильность своей точки зрения, терпимость и т.д.).
Отсюда следует вывод, что ценность критического мышления заключается в подготовке студента к решению следующих задач:
- развитие познавательных мотивов – увеличение интереса к процессу учения, познания, активизация мыслительной деятельности, интенсивное усвоение материала;
- формирование информационной культуры – развитие навыков результативной самостоятельной работы с информацией (поиск, отбор, обработка, сохранение, интерпретация, передача) с использованием новых информационных технологий;
- развитие коммуникативной компетенции – совершенствование умений строить эффективную коммуникацию адекватно целям, принятие на себя ответственности за правильность своей точки зрения,
В целом, критическое мышление студента основывается на мыслительных операциях (сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, конкретизация), определяющих умение ставить цель, видеть и решать проблему, выдвинуть гипотезу, аргументировать свою точку зрения, анализировать альтернативные точки зрения и высказывать свое суждение о них.
Большие возможности, по нашему мнению, в решении проблемы развития критического мышления студентов имеет одна из современных методик структуризации информации – использование ментальных карт в образовательном процессе. Автор данного метода – британский писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен (ему так же принадлежит программное обеспечение для поддержки создания ментальных карт iMindMap). Изначально используемые преимущественно в бизнес-школах, сегодня внедрение ментальных карт становится широко распространенным во многих сферах деятельности человека. Нами исследован процесс целесообразности использования ментальных карт в образовательном процессе высшей школы с целью развития критического мышления студентов.
Под ментальной картой следует понимать графическое представление информации, отражающее связи между понятиями, частями и элементами рассматриваемой области (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.). Однако, ментальные карты имеют существенные отличия от обычной линейной формы представления информации [5]:
- радиальная запись: главная идея размещается в центре в виде какого-либо графического образа, акцентируя на себе внимание;
- древовидная форма предоставления информации с соблюдением иерархии: от главной идеи идут главные ветви (связи), от них – ветви (связи) второго порядка, далее – ветви (связи) третьего порядка и т.д.
- каждая ветвь (связь) оканчивается ключевым словом (слово-ассоциация), точно и лаконично отражающим суть обозначенной идеи (не словосочетанием, не предложением);
- концентрация на важности идей: чем ближе расположение идеи к центру – тем более важной она является, менее важные – на периферии;
- визуальное представление играет одну из ведущих ролей: ветви должны быть изогнутыми (не прямыми), рекомендуется использовать различные цвета для различных ветвей, приветствуется использование различных графических объектов, рисунков.
Основываясь на сущностных характеристиках процесса развития критического мышления и технологии ментальных карт, нами выделены и теоретически обоснованы дидактические условия использования в образовательном процессе высшей школы ментальных карт как средства развития критического мышления студентов:
- поэтапность внедрения в образовательный процесс технологии ментальных карт (обсуждение предложенных преподавателем ментальных карт; использование и дополнение готовых ментальных карт; групповое аудиторное составление ментальной карты; самостоятельное составление ментальной карты студентом с ее презентацией и коррекцией по заданию преподавателя; составление ментальных карт по инициативе и личной потребности студента);
- формирование индивидуального стиля создания ментальных карт у студента (демонстрация собственного способа восприятия, обработки и представления информации по проблеме или теме; ментальная карта адаптирует учебный материал с учётом индивидуальных особенностей мышления студента);
- продуктивное коллективное обсуждение промежуточного и(или) готового варианта ментальной карты с аргументацией автором и слушателями своей точки зрения (дискуссия, мозговой штурм, конкурс, презентация с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (последовательное «выпадение» ветвей и их содержания при наведении на них курсора и др.)), выявление и исправление ошибок и неточностей в рассуждениях, причинно-следственных и логических связях;
- создание функционального динамичного продукта (результата) учебно-познавательной деятельности – ментальной карты (структура ментальной карты позволяет ей расти и расширяться; ментальная карта дополняется студентом по мере изучения дисциплины или темы и активно востребована им в дальнейшем в учебном процессе);
- целенаправленное и систематическое использование ментальных карт в аудиторной и внеаудиторной работе на различных этапах освоения дисциплины (при введении нового материала, попытках решения новых проблем, для визуализации учебного материала по теме, для самостоятельного освоения темы, для обобщения материала при подготовке к экзамену, зачету, коллоквиуму и т.д.).
С целью выяснения эффективности внедрения в учебный процесс вуза выявленных дидактических условий использования ментальных карт, сконструирован диагностический инструментарий для определения уровня развития критического мышления студента. За основу были взяты критерии и диагностические методы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Диагностика уровня развития критического мышления студента
Критерии |
Диагностические методы |
Мотивационный: осознание студентом личностной и общественной значимости и перспективности развития критического мышления |
Анкетирование |
Когнитивный (знаниевый): знания о сущности процесса развития критического мышления, знание основных приемов развития критического мышления |
Тестирование |
Операционный (поведенческий): сформированность способностей и качеств личности, обеспечивающих развитие критического мышления; опыт решения проблем, оперируя критическим мышлением |
Оценка преподавателя |
С помощью указанных критериев и диагностических методов был определен уровень развития критического мышления студентов. На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта нами выделены и охарактеризованы следующие уровни развития критического мышления студентов: 1) эмпирический уровень; 2) творческий уровень; 3) креативный уровень (таблица 2).
Таблица 2
Уровни развития критического мышления студентов
Критерий |
Уровень I (эмпирический) |
Уровень II (творческий) |
Уровень III (креативный) |
Мотивационный |
Студент испытывает слабое желание к получению новой информации и ее критическому осмыслению; полученную информацию из любого источника считает достоверной, не вступает в дискуссии. |
При получении новой информации студент делает попытки анализировать ее, критически осмысливает; недостаточно аргументировано обосновывает свою точку зрения, неуверенно поддерживает дискуссию. |
Любую имеющуюся информацию студент по своей инициативе подвергает глубокому анализу и критическому осмыслению, осознает полезность коллективного обсуждения проблем, проявляет активность в дискуссии, стремится к развитию своего критического мышления, осознает его личностную и социальную значимость. |
Когнитивный
|
Студент имеет общее представление о теории развития критического мышлении, его приемах, не считает актуальным восполнение этого пробела в знаниях. |
Студент имеет достаточно полное представление о способах и приемах развития критического мышления, владеет знаниями об особенностях оценочного, рефлексивного, аргументированного и логичного мышления, владеет понятиями критичность ума, самокритичность ума, критика и самокритика. |
Студент имеет глубокие знания о способах и приемах развития критического мышления, полностью ориентируется в механизмах оценочного, рефлексивного, аргументированного и логичного мышления, владеет понятиями критичность ума, самокритичность ума, критика и самокритика постоянно стремится расширить свои знания в области теории развития критического мышления. |
Операционный |
Студент не способен продемонстрировать результаты своего оценочного, рефлексивного, аргументированного и логичного мышления, может планировать, но не может упорядочить и выстроить последовательность своих мыслей; готов воспринимать идеи других, но не может высказывать собственное мнение; не настойчив в достижении собственных целей.
|
Студент способен продемонстрировать результаты своего оценочного, рефлексивного, аргументированного и логичного мышления, способен планировать, упорядочить и выстроить последовательность своих мыслей; готов воспринимать идеи других, высказывать собственное мнение; не всегда видит свои и чужие ошибки, может выбрать наиболее рациональный способ решения проблемы, умеренно настойчив в достижении собственных целей. |
Студент способен продемонстрировать результаты своего оценочного, рефлексивного, аргументированного и логичного мышления, на базе личного опыта и проверенных фактах, адекватно и критично воспринимает идеи других, аргументировано и доказательно обосновывает свою точку зрения; на основе рефлексии способен исправить свои и чужие ошибки, имеет навыки объективной оценки и самооценки, настойчив, гибкость ума. |
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенная апробация выявленных дидактических условий в процессе обучения студентов первого курса института физико-математического образования и статистическая обработка результатов эксперимента позволила констатировать:
- повышение уровня развития критического мышления у большей доли (57%) студентов, формирование опыта критического мышления в учебном процессе;
- проявление мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности (72%), обоснованное преимуществом замены традиционного учебного процесса на динамичное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса;
- повышение качества усвоения учебного материала (28%) в связи с более успешным запоминанием больших массивов информации, прибегая к технике ассоциативного мышления; эффективная актуализация нужной информации с помощью визуализированного материала;
- интенсивность изучения учебного материала, экономичные временные затраты, связанные с возможностью анализировать, систематизировать, критически осмыслить, структурировать, представить емко и наглядно большой объем учебного материала.
Выводы
По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
- развитие критического мышления студентов обеспечивает активность студента в учебном процессе, сопровождается развитием его коммуникативных качеств, формированием информационной культуры, самостоятельности, способствует становлению устойчивых познавательных мотивов;
- систематическое и целенаправленное использование ментальных карт в образовательном процессе высшей школы позволяет сформировать целостное представление студента об определенной части учебного материала, индивидуализировав ассоциативные рассуждения, делая их понятными и близкими каждому студенту; оптимально увеличивает объем запоминаемого материала в силу особенностей техники построения ментальной карты; формирует оценочное и логичное мышление студента, основанное на достоверных фактах и личном опыте;
- внедрение выявленных дидактических условий использования ментальных карт в учебном процессе (поэтапность внедрения, формирование индивидуального стиля создания ментальных карт, продуктивное коллективное обсуждение, создание функционального динамичного продукта учебно-познавательной деятельности, целенаправленное и систематическое использование ментальных карт на различных этапах освоения дисциплины) способствует развитию критического мышления студентов и мотивирует их к активной учебно-познавательной деятельности.
Библиографическая ссылка
Бронникова Л.М. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28845 (дата обращения: 26.04.2025).