Последние десятилетия развития цивилизации характеризуются существенной трансформацией демографической структуры европейских государств. Тенденция роста продолжительности жизни населения и, как следствие, старения общества, приводит к увеличению в нем доли людей пожилого возраста. При этом наряду с некоторым снижением трудоспособности данной категории населения у них сохраняется потребность в самореализации, стремление и ресурсы быть социально полезными. «Пожилые люди, выйдя на пенсию, хотят быть востребованными и иметь возможность успешно реализовать себя в посттрудовой период. Проблема заключается в том, что поле для самореализации пожилого человека может быть ограничено реально существующими факторами современной действительности» [1].
Одним из способов решения данной проблемы нам видится обеспечение интеграции людей пожилого возраста в образовательное пространство, создание условий для осознанного и компетентного выбора ими области претворения в жизнь социального и профессионального опыта с целью расширения сферы взаимодействия и т.п. Ряд отечественных исследователей подтверждают наличие данного социального и личностного запроса.
Такие ученые, как М.В. Ермолаева, М.А. Зыскина, О.А. Кувшинова, Н.В. Курилович и др., активно поддерживают возможности вовлечения пожилых людей в образовательное пространство современного общества. В частности, М.Э. Елютина и Э.Е. Чеканова в своих исследованиях аргументированно возражают против рассмотрения пожилого возраста как периода эпилога жизни и считают, что процесс развития человека, как комбинационной системы, не может быть ограничен каким-либо «конечным состоянием» [2]. Кроме того, они определяют, что люди старших возрастов обладают хорошей организацией памяти, способностью к верным суждениям относительно неопределенных жизненных ситуаций, что детерминирует наличие возможности обучения в старшем возрасте.
Их исследования подтверждают, что обучение помогает человеку пенсионного возраста полноценно заполнить свой досуг и организовать свое свободное время, что в свою очередь является фактором повышения уровня и качества жизни пожилых людей, которое связано не только с материальным благополучием [2].
Отдельного внимания заслуживает точка зрения Н.С. Пряжникова по данному вопросу. Он рассматривает активность в пожилом возрасте и возможности ее реализации в инновационном ракурсе. Двигателем, ведущим пожилого человека вперед, ученый видит его желание «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» среди людей. Большое внимание исследователь уделяет устойчивым связям пожилого человека со сверстниками. «Если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь их, и тогда они стараются отдавать себя этой новой деятельности без остатка, особенно если такая деятельность представляется старикам общественно значимой» [3].
Целью представленного исследования является теоретическое обоснование технологии социально-педагогического сопровождения геронтообразования и модели ее реализации.
Задачи исследования:
- Раскрыть теоретическо-методологические основы технологии социально-педагогического сопровождения геронтообразования.
- Разработать модель реализации технологии социально-педагогического сопровождения геронтообразования.
Материал и методы исследования. В ходе проведенной работы осуществлялся анализ научной литературы, в ходе которого были аргументированы теоретические основания модели реализации социально-педагогического сопровождения геронтообразования, в том числе этапы ее реализации.
При организации и проведении исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ, индукция и дедукция, педагогическое моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Существующий зарубежный опыт образования людей пожилого возраста показывает, что его основной вектор опирается на положение о том, что оно должно стать условием как для адаптации, так и для компенсации специфических возрастных трансформаций.
Еще Т. Парсонс утверждал, что успешное функционирование общественной системы может обеспечить только социальная интеграция всех социальных групп, механизмом интеграции, среди прочих, обозначена сфера образования. В европейской науке основные технологии геронтообразования рассматриваются в рамках двух концепций геронтопсихологии: развития интеллекта, когнитивных способностей и степени обучаемости людей пожилого возраста (П.Б. Балтес, X. Гойсс и др.), обусловивших развитие таких технологий, как арт-терапия, технологии групповой работы и пр. А также формирование мотивации у людей третьего возраста к участию в процессе образования (Ф. Карл, Дж. Фишер и др.), детерминирующие технологии социального участия, индивидуального консультирования и др. [4].
Кроме того, на сферу образование возлагается функция формирования нового восприятия пожилого возраста как периода продуктивного и деятельностного (его целевые и содержательные ориентиры, механизмы реализации и т.д.).
Российские научно-теоретические и практические педагогические традиции в отношении образования людей пожилого возраста демонстрируют необходимость не столько вовлечения пожилых в образовательную деятельность, сколько удовлетворение их внутренних потребностей в получении новых знаний и навыков, что, в свою очередь, позволяет авторам данной работы заявить о значимости развития системы педагогического и социально-педагогического сопровождения образования людей старшего возраста. Следовательно, потребность в разработке новой технологии геронтообразования проявляется достаточно рельефно [5-7].
Такая технология должна решить ряд проблем, связанных со спецификой обучения людей пожилого возраста, а именно: формирование субъект-субъектных отношений внутри образовательного пространства, создание атмосферы доверия; оказание помощи в адаптации к образовательному процессу и пространству; реконструкция умений и навыков зоны ближайшего развития личности пожилого человека; активация процесса вторичной социализации за счет формирования навыков и умений, связанных с новыми видами деятельности; распространение знаний и практики здорового образа жизни; вовлечение в социально полезную деятельность и др. В контексте представленного исследования данную технологию возможно обозначить как технологию социально-педагогического сопровождения.
Исходя из теоретического анализа, ведущими ориентирами, на которых должно строиться сопровождение, являются: консультационный характер деятельности сопровождающего; приоритет потребностей сопровождаемого; непрерывность сопровождения и его координация; комплексность сопровождения; индивидуализация сопровождения; направленность на групповые интересы обучающихся.
Вышесказанное санкционирует уточнение основных методов социально-педагогического сопровождения образования людей пожилого возраста: контрольно-диагностические, к которым относятся анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, дискурс-анализ, экспертная оценка; логического поиска: консультирование, беседа; развивающие: тренинг, ролевые игры, метод авизо.
Осмысление социально-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как технологию, которая обладает системной структурой, консолидирующей управленческий потенциал образовательной организации с сопровождаемой группой обучающихся людей пожилого возраста, осуществляемую в основном педагогическими методами и направленную на повышение результативности сферы образования людей пожилого возраста.
Базовыми целе-результативными позициями социально-педагогического сопровождения являются:
- Формирование нового образа старости – профилактика и преодоление негативных проявлений психофизиологического старения.
- Обеспечение роста социальной значимости людей пожилого возраста посредством активного использования их физической и интеллектуальной активности.
- Расширение образовательного пространства в соответствии с запросами стареющего населения.
- Вовлечение геронтов в общественно значимую деятельность – участие в группах взаимопомощи, общественных акциях и пр.
Говоря о значимости технологии социально-педагогического сопровождения геронтообразования, необходимо еще раз отметить, что актуальным является не формальное вовлечение пожилых в образовательную деятельность, а удовлетворение их внутренних потребностей в получении новых знаний или навыков, которые зачастую не связаны напрямую с получением образования, а, скорее, с досугом, расширением социальных контактов и пр.
Исходя из вышесказанного, разрабатывая модель реализации социально-педагогического сопровождения геронтообразования, мы базировались на том, что она предназначена для применения в высших учебных заведениях. Заметим, что данное положение обусловливает выделение двух групп субъектов: геронтов, чьи образовательные потребности и жизненные обстоятельства актуализировали создание рассматриваемого вида социально-педагогической деятельности, и представителей образовательной организации (педагогов, студентов), призванных реализовать эту деятельность, но нуждающихся в превентивной предметно-методической подготовке.
В соответствии с сущностью социально-педагогического сопровождения определена следующая цель моделируемой деятельности – научить человека, вступающего в поздний период жизни, преодолевать проблемы, которые приходят вместе с возрастом. В свою очередь, характер наиболее типичных проблем людей пожилого возраста, относящихся к предметной области образования людей пожилого возраста, определяет следующую совокупность задач, детализирующих цель социально-педагогического сопровождения: удовлетворение познавательных потребностей пожилых людей, организация досуга, совершенствование межличностного общения.
Решение поставленных задач и достижение сформулированной цели предполагает этапную дифференциацию деятельности, определение ее содержательных направлений, осуществление градации этапов деятельности с выбором средств и методов этапной деятельности и т.д.
Представляется логичным выделение трех содержательных направлений социально-педагогического сопровождения геронтообразования, соответствующих теоретически обоснованным задачам (рисунок). Этапы реализации технологии социально-педагогического сопровождения геронтообразования: просветительский; развивающий; завершающий.
На просветительском этапе определяются своеобразие, отличие обучающихся, устанавливаются личностные особенности, образовательные и познавательные потребности. Комплект разработанных и апробированных тестов может результативно способствовать поставленным задачам.
Модель реализации социально-педагогического сопровождения геронтообразования
Проводится подготовка педагогического коллектива вуза к проведению образовательных программ для людей пожилого возраста. На вводной лекции-презентации проходит информирование о содержании программы, ее обсуждение. Отдельно проводится информирование представителей обучающейся группы людей пожилого возраста о проводимой программе и ее актуальности.
Развивающий этап является основным этапом в реализации заявленной модели, направлен на создание ситуаций возможности принятия обучающимися новой образовательной среды, а также организацию образовательного взаимодействия между обучающим и обучающимися, а также между самими обучающимися. Этот этап требует наличия стратегического образовательного плана.
На данном этапе проводится:
- диагностика творческого потенциала обучающихся, их социального самочувствия, образовательных и познавательных потребностей, стремления к реализации социально значимой деятельности, склонности к содержательному проведению досуга;
- психолого-педагогическая адаптация к новым социально-возрастным условиям и потребностям; ведущим считаем биографический подход по факту совокупности методик, позволяющих в групповой работе постигать, осознавать прошедший жизненный путь конкретного человека;
- обучение, направленное на освоение новых видов деятельности, таких как основы компьютерной грамотности, основы ЗОЖ в пожилом возрасте и пр.;
- содержательное проведение досуга, организация мероприятий, посвященных государственным, местным и народным праздникам; проведение праздничных концертов и др.
Завершающий этап является контрольным, позволяющим отследить результаты реализации модели – включает диагностические срезы, а также рефлексию результатов деятельности обучающих и обучающихся. Данный этап предполагает вычленение наиболее характерных проблем, а также возможных путей их устранения, осмысление обучающимися и педагогами результатов самосовершенствования и саморазвития.
Проводится повторная диагностика таких показателей, как желание независимости, творческие способности, социальное самочувствие, образовательные и познавательные потребности, направленность к социальной деятельности, склонность к проведению содержательного досуга.
Заметим, что данный этап является условным, он может служить отправной точкой для нового «образовательного круга». Таким образом, социально-педагогическое сопровождение становится непрерывным процессом, в котором содержание основного этапа деятельности постоянно изменяется в соответствии с изменяющимися (в том числе развивающимися) потребностями и интересами людей пожилого возраста.
Выводы
Проведенное исследование позволило уточнить позицию автора относительно формирования инновационной технологии социально-педагогического сопровождения геронтообразования, а также проектирования модели его реализации, которая выстроена с учетом основных этапов исполнения.
Представленное исследование не претендует на законченность и окончательность сделанных выводов. Оно лишь намечает основные направления дальнейшего экспериментального исследования.
Библиографическая ссылка
Мосина О.А., Джабатырова Б.К. ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28825 (дата обращения: 01.06.2023).