Опираясь на идеологию современной системы образования, которая включает в себя такие позиции, как воспитание, обучение, формирование жизненной позиции личности, можно утверждать, что она обусловливает взгляд на пути и способы освоения образовательных программ как на процесс, не ограниченный ни временем, ни формой образования.
Экономические и социокультурные реформы реализуются в России в контексте ориентации на глобальные мировыее тенденции. Соответственно межкультурная интеграция требует развитой сети образовательных учреждений, которые доступны и приближены к различным профессиональным, социальным и возрастным группам населения. Требуемые характеристики современного образования – непрерывность, фундаментальность, целостность.
В настоящее время наблюдается значительный дефицит эффективных, системных и стабильных взаимосвязей педагогической науки и практики с обществом в силу кардинальных изменений социально-экономического и социокультурного характера, а также в силу незрелости гражданского общества и рыночных отношений в России. К примеру, это подтверждается недостаточной востребованностью выпускников образовательных учреждений на рынке труда, одна из причин которой может заключаться в недоверии рынка к качеству подготовки специалистов.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ [1], говорится о необходимости создания такой образовательной инфраструктуры, которая могла бы для современной экономики обеспечить подготовку кадров, умеющих результативно взаимодействовать с разными работодателями и удовлетворяющих их ожидания. С этих позиций особое значение приобретает корпоративная компетентность специалиста как способность и готовность осуществлять свою профессиональную деятельность успешно в условиях корпоративного производства и управления.
Следует отметить, что понятие «корпоративная компетентность» является относительно новым в педагогической науке, не в полной мере изученным.
По определению Ю.Г. Одегова, любой организации требуется реализовывать свои основные цели – экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные. Соответственно корпоративную компетентность автор определяет как компетентность персонала на уровне, который нужен конкретной организации для реализации ее основных целей, при этом корпоративная компетентность будет отражать специфику и ценности этой организации [2].
По мнению Н.В. Демьянченко, пространство корпоративной компетентности, которая может рассматриваться как совокупность индивидуальных компетенций, будет свидетельствовать о системных требованиях, которым должен соответствовать каждый вновь входящий в систему отношений, как и любой участник рабочего взаимодействия [3].
В то же время С.Г. Киров отмечает важность непрерывного профессионального саморазвития, в том числе корпоративной компетентности, в тесной взаимосвязи с развитием конкурентоспособности организации. Именно корпоративная компетентность является качеством специалиста, позволяющим ему перспективно проектировать свою профессиональную карьеру с ориентацией на стратегию развития той организации, в которой он работает, на поддержку ее конкурентоспособности [4].
Результатом теоретического исследования стало понимание, что в постиндустриальном обществе формируется новый тип человека-работника («ассоциативный человек»), от которого корпорация требует обладать ассоциативностью, т.е. способностьюью к групповой ассоциации и кооперации. Понятие «корпоративный сотрудник», кроме качеств квалифицированного специалиста, предполагает наличие корпоративных качеств, необходимых для работы в команде, готовность ответственно принимать самостоятельные решения, инициативность, коммуникативность, способность к творчеству и инновациям.
Таким образом, корпоративная компетентность приобретает статус номинальных требований работодателей для любой специальности и профессии.
Становление корпоративной компетентности начинающего специалиста обеспечивается условиями корпоративного управления, под влиянием ряда факторов при доминировании в профессиональной организации корпоративной философии и корпоративной культуры в восприятии, представлениях и поведенческих реакциях отдельных групп профессионального социума, в процессе корпоративной коммуникации, под влиянием корпоративного имиджа и даже корпоративного дизайна.
Однако представляется значимой и востребованной разработка механизма формирования корпоративной компетентности на этапе профессионального обучения в техническом вузе.
Актуальность изучения процесса формирования корпоративной компетентности будущих специалистов в вузе указывает на объективную потребность в разработке соответствующего направления прикладных междисциплинарных исследований на основе реализации компетентностного подхода [4, 5].
Цель эмпирического исследования заключалась в проверке эффективности предлагаемой методики и технологии формирования корпоративной компетентности студентов технического вуза при освоении интегративного курса «Основы корпоративной компетентности». Проведение педагогического эксперимента предусматривало решение следующих основных задач: 1) определение уровней сформированности корпоративной компетентности студентов; 2) выявление уровней учебных достижений студентов при освоении обеспечивающих учебных дисциплин в соответствии с уровнями сформированности их корпоративной компетентности; 3) оценка адекватности сформированной корпоративной компетентности выпускников технического вуза ожиданиям корпоративных работодателей.
Гипотезой настоящего исследования выступило предположение о том, что формирование корпоративной компетентности студентов технического вуза будет эффективным при выявлении содержания, структуры и основных компонентов корпоративной компетентности, а также при условии, если содержание и технология реализации предлагаемого интегративного курса будут отражать взаимосвязь образовательной среды технического вуза и корпоративной среды будущей профессиональной деятельности.
В эксперименте приняли участие 560 человек. Эксперимент проводился в течение четырех лет. Для проведения исследования ежегодно формировались четыре экспериментальные (всего 290 человек) и четыре контрольные группы (всего 270 человек). Подготовка студентов в контрольных группах осуществлялась традиционными методами. Подготовка студентов в экспериментальных группах включала в себя реализацию интегративного курса «Основы корпоративной компетентности».
Материал и методы исследования
Изучение теоретико-методологических основ проблемы [6], а также обращение в процессе проведенного опроса к мнению и опыту корпоративных работодателей позволили определить сущность корпоративной компетентности как готовность специалиста осуществлять корпоративное поведение, гарантированное единством нескольких компетенций [7]. Назовем их.
Кооперативные компетенции определяются как способность и готовность находить партнеров для делового взаимодействия и объединяться с ними в группы для решения общих задач; осуществлять коллективное целеполагание и планирование; распределять задачи и роли; в определенных условиях и при необходимости брать на себя роль постоянного или ситуативного лидера группы, при этом быть дисциплинированным исполнителем; при решении общей корпоративной проблемы соотносить свои действия с действиями других участников сообщества; работать в группе с целью нахождения общего, взаимосогласованного решения; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективной работе команды; выражать адекватную и конструктивную обратную связь и коллективно подводить итоги, обеспечивая качественную рефлексию совместной деятельности и ее результатов на основе учета вклада каждого участника; осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.
Коммуникативные компетенции – заключаются в способности и готовности устанавливать контакт и выстраивать коммуникацию с любым (по возрасту, полу, статусу, степени близости и знакомства и т.д.) типом собеседника, учитывая его особенности; обеспечивать конструктивное взаимодействие, соблюдая нормы и правила корпоративного общения в монологе и диалоге, а также при использовании средств невербального общения; убедительно и корректно аргументировать свою точку зрения, проявляя уважительное и терпимое отношение к чужому мнению; стимулировать собеседника к продолжению общения; корректно разрешать конфликтные ситуации в общении; в зависимости от ситуации и при необходимости изменять свое речевое поведение; адекватно оценивать результативность коммуникации; корректно завершать коммуникацию; применять в общении компьютерныее, программные и иные средства телекоммуникации с позиции целесообразности их использования; организовывать деловые переговоры.
Информационные компетенции – выражаются в способности и готовности использовать информационные технологии в образовательном взаимодействии; анализировать, адекватно трактовать, критически оценивать, структурировать и систематизировать полученную информацию в контексте решаемой проблемы; презентовать ее в различных формах и с помощью различных доступных информационных средств, ориентируясь на запросы конкретного потребителя; четко и аргументированно выражать свою позицию по поводу решаемых задач; применять полученную информацию при планировании и реализации коллективной деятельности в конкретных условиях корпоративной среды; презентовать результаты своей деятельности и деятельности корпорации.
В процессе исследования были сформулированы принципы становления корпоративной компетентности, позволяющие обеспечить ее целостное, системное формирование: принципы опережения, эффективности, целесообразности, региональности, историчности, научности.
Новые образовательные стандарты высшего образования предоставляют возможность разработки и применения каждым учреждением собственных образовательных программ, содержательно ориентированных на обеспечение комплексной компетентностно-квалификационной характеристики персонального образовательного результата будущего специалиста, т.е. на требуемый «портрет выпускника». Соответственно для реализации концепции формирования корпоративной компетентности специалиста при обучении в техническом вузе был применен специально разработанный интегративный курс «Основы корпоративной компетентности», предполагающий междисциплинарную интеграцию и определенную коррекцию содержания уже существующих дисциплин.
Отбор и конструирование модульного содержания интегративного курса «Основы корпоративной компетентности» направлены на освоение корпоративной философии и закономерностей корпоративного управления, основных стратегий корпоративного развития, корпоративных коммуникаций и поведения. Структурирование содержания курса ориентировало студентов на этические и психологические проблемы корпоративной идентичности, имиджа специалиста и организации.
В курс был включен тренинговый практикум с использованием современных форм и технологий активного обучения, что позволило создать необходимые психолого-дидактические условия для активизации образовательно-профессиональной деятельности студентов и усилить их мотивацию на достижение высокого уровня корпоративной компетентности.
Значимые качественные изменения в образовательной деятельности студентов достигались посредством организации перехода от ранее преобладавших и традиционных лекций и семинаров к интерактивным формам (деловые игры, разбор профессиональных кейсов) и далее к актуализации научно-исследовательской деятельности, разработке практико-ориентированных проектов и активной производственной практике. Трансформация образовательной деятельности студента в эффективную профессиональную деятельность будущего специалиста обеспечивалась созданием необходимых психолого-педагогических условий – максимальная ориентация на решение задач конкретной корпоративной среды, акцентирование внимания на выборе групповых вариантов взаимодействия, определение доли личной ответственности в принятии коллективных решений и создание ситуаций успеха.
Освоение интегративного курса «Основы корпоративной компетентности» осуществлялось студентами, обучающимися по направлениям 080000 «Экономика и управление», 080502 «Экономика и управление на предприятии в машиностроении», 080505 «Управление персоналом», 080507 «Менеджмент организаций» (уровень бакалавриата).
Уровни сформированности корпоративной компетентности студентов фиксировались преподавателями обеспечивающих дисциплин посредством текущего, рубежного и итогового контроля в специальных регистрационных картах. В конце семестра показатели сводились в итоговом компетентностном профиле студента.
На основе использования факторного анализа были выделены три уровня сформированности корпоративной компетентности: когнитивный (знаниевый), деятельностный и творческий (нестандартный).
На начальном этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент, результаты которого свидетельствовали о том, что:
1) уровень сформированности корпоративной компетентности студентов вуза при традиционных подходах к обучению имеет недостаточную степень выраженности;
2) потенциальные работодатели в подавляющем большинстве высказались за включение корпоративной составляющей в профессиональную компетентность выпускника вуза и обозначили ее основные, по их мнению, компоненты;
3) профессорско-преподавательский состав показал достаточный уровень готовности для выполнения обучающих (дидактических и методических) функций по формированию корпоративной компетентности студентов, но недостаточный уровень для выполнения воспитательных функций.
Результаты исследования и их обсуждение
До внедрения названного интегративного курса в образовательный процесс студенты контрольных (КГ) и экспериментальных групп (ЭГ) были протестированы по показателям корпоративной компетентности: кооперативные компетенции, корпоративные компетенции, коммуникативные компетенции и информационные компетенции. Достоверных различий в показателях между группами выявлено не было (табл. 1).
Таблица 1
Результаты диагностики сформированности корпоративной компетентности студентов до начала эксперимента
Уровни сформированности |
Экспериментальные группы |
Контрольные группы
|
||
Когнитивный (знаниевый) |
190 человек |
65,5% |
182 человека |
67,4% |
Деятельностный |
73 человека |
25,2% |
60 человек |
22,2% |
Творческий (нестандартный) |
27 человек |
9,3% |
28 человек |
10,4% |
При последующей оценке уровней сформированности корпоративной компетентности студентов контрольных и экспериментальных групп использовались те же показатели, и диагностировались они в течение всего периода освоения испытуемыми интегративного курса «Основы корпоративной компетентности» в определенных диапазонах времени (семестр, учебный год), а также в первые два-три года работы после вуза.
Результаты диагностики показали, что освоение студентами экспериментальных групп интегративного курса позволило им значительно «обогнать» своих сверстников по всем показателям сформированности корпоративной компетентности (табл. 2).
Таблица 2
Результаты диагностики сформированности корпоративной компетентности студентов по завершениии эксперимента
Уровни сформированности |
Экспериментальные группы |
Контрольные группы |
||
Когнитивный (знаниевый) |
18 человек |
6,2% |
155 человек |
57,4% |
Деятельностный |
197 человек |
67,9% |
78 человек |
28,9% |
Творческий (нестандартный) |
75 человек |
25,9% |
37 человек |
13,7% |
На заключительном (контрольном) этапе эксперимента был осуществлен мониторинг профессиональной деятельности выпускников после их трудоустройства, который резюмировался еженедельными аналитическими сводками, поступающими от работодателей.
Результаты мониторинга показывают, что 57% выпускников из контрольных групп остались работать на своих рабочих местах, а 43% выпускников были уволены практически сразу, в течение первых шести месяцев, т.е. по окончании испытательного срока, устанавливаемого корпоративным работодателем. При этом 4% выпускников уволились по собственному желанию, а 39% – по желанию работодателя.
В среде выпускников из экспериментальных групп ситуация сложилась следующим образом: 84% выпускников через год после выпуска и трудоустройства остались работать на своих рабочих местах, продвинулись по службе и получили повышение заработной платы. 16% выпускников из экспериментальных групп уволились из корпоративных предприятий, причем 11% – в связи с переходом на более перспективную работу, но уже на другое корпоративное предприятие. И только 5% выпускников из экспериментальных групп были уволены по причине несоответствия выдвигаемым корпоративным условиям.
Заключение
Результаты, полученные в ходе проведенного эксперимента по реализации интегративного курса «Основы корпоративной компетентности», подтвердили предположение о перспективе эффективного формирования корпоративной компетентности на этапе профессионального обучения у студентов технического вуза. При этом формирование корпоративной компетентности на основе использования современных технологий интерактивного обучения должно быть направлено на создание у обучающихся целостного представления о предмете изучения, что предполагает единство всех компонентов корпоративной компетентности (кооперативной, коммуникативной и информационной компетенций), обеспечение динамики ее развития в ходе корпоративного взаимодействия, обогащение и наращивание опыта коллективного решения профессиональных задач, принятие корпоративной философии и ценностей профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Зотов А.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28823 (дата обращения: 09.05.2025).