Среди семи показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, мониторинг которых осуществляется ежегодно, выделены средний балл ЕГЭ поступивших в вуз абитуриентов и процент трудоустроенных выпускников вузов. Для подтверждения своей эффективности и повышения рейтинга вузу необходимо принимать во внимание эти показатели. Значительная работа в данном направлении реализуется в провинциальных вузах, так как им приходится привлекать к себе успешных выпускников школ, участвуя в соревновании с ведущими столичными и национально-исследовательскими вузами. Многолетнее наблюдение за учебными достижениями студентов и их дальнейшей профессиональной деятельностью позволило нам выдвинуть гипотезу, согласно которой успешность обучения студентов в вузе, качество подготовки выпускников вуза и их дальнейшее трудоустройство в соответствии с полученной профессией во многом зависят не только от успешности обучения абитуриентов в школе, но и от готовности выпускников школы к осознанному выбору профессии и заинтересованности абитуриентов выбранным вузом, направлением и профилем подготовки. Важным направлением деятельности вуза как заинтересованной структуры по привлечению абитуриентов с высокими учебными достижениями (баллами ЕГЭ) становится реализация профориентационной работы со школьниками.
Цель исследования: разработать и реализовать модель организации вузом профориентационной деятельности, экспериментальным путем подтвердить результативность предложенной модели.
Материал и методы исследования: изучение и анализ нормативных и законодательных документов, научно-методической, технической и педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование, проведение и статистическая обработка результатов педагогического исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Под профориентационной работой в рамках данного исследования будем понимать целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у выпускника школы готовности к осознанному и обоснованному выбору общественно необходимой профессии, не входящей в противоречие с индивидуальными возможностями, интересами, мотивами и потребностями личности выпускника, способность выпускника школы наметить реализуемые маршруты по получению выбранной профессии [1]. Работа в области профессионального самоопределения учащихся традиционно осуществляется в рамках школы и является обязательным условием подготовки выпускников согласно требованиям Федерального образовательного стандарта среднего общего образования [2]. Показателями результативной профориентационной работы школы являются сформированные умения у выпускников школы делать самостоятельный осознанный выбор профессии. Педагогический коллектив школы должен помочь выпускнику выявить и проанализировать мотивы выбора им профессии; условия и перспективы востребованности данной профессии на рынке труда; спрогнозировать и оценивать возможность получения им данной профессии [3].
Управление профориентационной работой носит, с одной стороны, психолого-педагогический характер (учет индивидуальных особенностей, потребностей и приоритетов личности выпускника), а с другой – социально-экономический характер (сбалансированность молодых кадров на рынке труда, социальная удовлетворенность молодежи, плановое и эффективное вложение средств в подготовку молодых кадров). Недостаточная информированность выпускников школы о предстоящей профессиональной деятельности, ее особенностях, негативных издержках и профессиональных требованиях к исполнителю часто приводит к выбору выпускником не направления подготовки и образовательной программы (как основы будущей профессии), а предпочитаемого учебного заведения либо образа жизни. Иногда место учебы для выпускников воспринимается как средство достижения материальных благ, а на практике приобретенное образование не оправдывает ожиданий молодых специалистов [4].
Если недавно вузы не задумывались об организации планомерной профориентационной работы с потенциальными абитуриентами, то возникший в провинциальных вузах недостаток абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ и низкий конкурс на бюджетные места заставили вузы искать пути своего позиционирования на рынке образовательных услуг [5]. При этом задача вуза заключается не только в том, чтобы просто агитировать, организовывать дни открытых дверей, но и привлекать косвенно, через участие школьников в вузовской жизни (конкурсы, научные конференции, дополнительное образование и т.д.), студентов и преподавателей вуза – в проведении школьных мероприятий (студенческая практика, школьные научные мероприятия, мастер-классы и др.) [6]. Целью данных мероприятий являются вовлечение школьников в студенческую жизнь, установление эмоциональной связи между студентами вуза и потенциальными абитуриентами, привлечение внимания целевой аудитории к определенным направлениям подготовки вуза [7].
Показателями качества профориентационной работы с точки зрения внешнего к школе эксперта нами выбраны достигнутые и специальным образом измеренные результаты выпускников школ:
1) на этапе окончания школы (степень готовности обучающегося к профессиональному самоопределению): информированность о разнообразии профессией, их востребованности, перспективности и профессиональных требованиях к соискателям; способность к самооценке своих склонностей, возможностей в плане получения образования и работе по выбранной специальности; способность к построению реализуемого образовательного маршрута получения образования;
2) на этапе обучения в вузе (качество уже совершенного студентом выбора вуза, направления и профиля подготовки): самостоятельность выбора, удовлетворенность студента выбранной программой подготовки, вузом, видение им перспектив дальнейшего образования или трудоустройства по профессии и др.;
3) на этапе трудоустройства (приобретенная профессия и качество полученного образования): удовлетворенность молодого специалиста работой по полученной специальности; оценка своей готовности к выполнению профессиональных функций, наличие перспектив профессионально-карьерного роста и др.
Результаты каждого из этапов могут быть использованы для оценки результативности профессионального самоопределения школьника. При этом каждый из последующих этапов делает оценку профориентационной работы более объективной. В нашем исследовании качество профориентационной работы оценивалось на основании первых двух этапов.
Рассмотрим некоторые формы взаимодействия между школой и вузом на примере Шуйского филиала ИвГУ, представленные в модели на рисунке 1. Главной задачей такого взаимодействия в первую очередь является профориентация, направленная на выбор выпускниками школ будущей профессии. Сюда относятся различные мероприятия, проводимые вузом (дни отрытых дверей, конкурсы, олимпиады, квесты и др.).
Для информирования школьников о различных мероприятиях, об актуальной информации по направлениям подготовки, условиях приема в Шуйском филиале ИвГУ ежедневно обновляется официальный сайт вуза, созданы группы в социальных сетях. Школьники имеют возможность подписаться на новостную рассылку, на сайте вуза содержится форма обратной связи, где все желающие могут написать пожелания по работе и оптимизации сайта и групп в социальных сетях, а также предложить свои варианты информирования и взаимодействия.
Несколько раз в год проводятся дни открытых дверей, на которых, в том числе в интерактивной форме с использованием информационных технологий, будущим студентам демонстрируются возможности обучения в вузе, на встречах с представителями факультетов и актива студентов раскрываются особенности реализуемых направлений подготовки, перспективность дальнейшего трудоустройства. На ежегодные студенческие ярмарки вакансий в вузе мы приглашаем не только выпускников вузов, но и заинтересованных выпускников школ города. Для многих выпускников школ эти встречи являются решающими в выборе дальнейшей профессии и нашего вуза.
Рис. 1. Модель профориентационной деятельности вуза со школьниками
Ежегодными в стенах вуза стали предметные олимпиады, в организации которых принимают участие представители работодателя и студенты, а их результаты учитываются при поступлении в вуз. Это дает возможность школьникам – будущим абитуриентам проверить свой уровень подготовки, получить опыт олимпиадной деятельности, приобщиться к студенческой жизни на консультациях перед олимпиадой, на награждении и на встречах по разбору решений олимпиадных заданий.
В нашем вузе практикуются и приветствуются совместные трехсторонние проектные исследования: студент – учитель – учащиеся. Опыт совместной научной деятельности студентов и школьников позволяет студентам приобщиться к будущей педагогической деятельности, а учащимся – получить необходимую помощь от будущих педагогов и узнать о направлениях и особенностях студенческой научной деятельности. Такое взаимодействие стало более массовым и результативным с развитием информационных и коммуникационных технологий.
На базе кафедры информационных систем и технологий совместно с учителями города и района для школьников 5–9-х классов проводятся ежегодные образовательные тематические квесты, для учащихся 9–11-х классов – олимпиады по программированию. Организаторами обозначенных мероприятий являются преподаватели кафедры и учителя информатики, творческими исполнителями – студенты, а участниками – школьники. Аналогичные проекты реализуются и на других кафедрах вуза. Также на базе кафедры информационных систем и технологий проводятся курсы робототехники для школьников разных возрастов. Направление робототехники является в настоящее время одним из самых популярных и востребованных в системе дополнительного образования в вузе. Занятия для школьников проводят наряду с преподавателями и студенты. Это направление деятельности дает возможность и детям, и их родителям не только освоить основы робототехники, попробовать себя в качестве инженера, но и познакомиться с университетом, поработать на современном оборудовании, пообщаться с преподавателями, сотрудниками и студентами.
Все мероприятия происходят с активным использованием информационных технологий. Олимпиады, конкурсы, курсы и квесты имеют сайты, на которых можно получить информацию, зарегистрироваться и задать интересующие вопросы организаторам. Созданы группы и страницы в социальных сетях для быстрого взаимодействия между участниками. Также используются различные платформы дистанционного обучения и площадки для проведения вебинаров. Олимпиады и конкурсы проводятся с применением тестирующих систем, что позволяет быстро подводить итоги независимо от количества участников.
Рассмотрим результаты внедрения представленной модели профориентационной деятельности вуза со школьниками. В исследовании участвовали абитуриенты и студенты 2015–2018 гг. поступления в вуз, мы их условно разделили на экспериментальную и контрольную группы. В контрольную группу включили тех респондентов, которые поступили в вуз до того, как обозначенная модель профориентационной работы вуза со школьниками была реализована в полном объеме.
Оценка результативности реализация модели на практике осуществлялась на основе данных, полученных в результате тестирования и анкетирования абитуриентов и студентов.
Рис. 2. Результаты опроса абитуриентов и студентов экспериментальной и контрольной группы
Представленные на рисунке 2 результаты апробации модели профориентационной деятельности вуза со школьниками говорят о том, что вовлечение школьников в студенческую жизнь, появление взаимодействия между школьниками и студентами, а также включение в профориентационную деятельность вуза информационных технологий значительно повышает удовлетворенность студентов выбором вуза и образовательной программы и видение ими перспективы дальнейшего трудоустройства в соответствии с полученным образованием.
Выводы. Работа в области профессионального самоопределения учащихся традиционно осуществляется в рамках школы и является обязательным условием подготовки выпускников согласно требованиям Федерального образовательного стандарта среднего общего образования. Несмотря на это, вузы как заинтересованные структуры по привлечению абитуриентов с высокими учебными достижениями (баллами ЕГЭ) осуществляют рекламную, образовательную, научную, досуговую и другую работу с учащимися школ, тем самым реализуя профориентацию будущих абитуриентов.
Анализ полученных результатов педагогического исследования и статистическая обработка подтверждают целесообразность реализации предложенной модели организации вузом профориентационной работы. Реализация модели возможна только в случае активного включения в данное направление деятельности не только администрации вуза, но и преподавателей и студентов. Организация взаимодействия вуза с потенциальными абитуриентами не может быть успешной без активного использования современных возможностей информационных и коммуникационных технологий, таких как образовательный сайт, социальные группы, онлайн-олимпиады, виртуальные музеи и лаборатории, форумы, дистанционные курсы и др.
Библиографическая ссылка
Зайцева С.А., Киселев В.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВУЗА СО ШКОЛЬНИКАМИ // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28790 (дата обращения: 01.05.2025).