Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО ГОРОДА ПРОФЕССИЙ «КИДБУРГ»)

Мосунова И.М. 1 Маскаева Т.А. 1 Лабутина М.В. 1 Чегодаева Н.Д. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
Современный мир и общество требуют высококвалифицированных кадров, которые умели бы применять теоретические знания на практике; профессионалов, которые действительно горели бы своей профессией. К большому сожалению, рынок труда России и мира испытывает «голод» «светлых» умов. Связано это с неосознанностью выбора профессии подростками. Для помощи трудовому сектору государство активно развивает учреждения дополнительного образования детей (УДОД). Воспитаннику УДОД дается шанс воспользоваться ресурсами и возможностями образовательной среды для того, чтобы он мог раскрыть свой «образ Я», взращивал дарование к поиску собственного профессионального и социального самоопределения. Одним из таких учреждений является коммерческий проект компании ООО «КидБург» – детский город профессий «КидБург». Задача проекта – это ранняя профессиональная ориентация детей и подростков в формате «eduteiment» – обучение через игру. В статье представлены данные изучения значения эколого-биологической среды в ранней профессиональной ориентации подростков на примере детского города профессий «КидБург». Выявили, что современный подросток активно откликается на интерактивное обучение. Во время эксперимента большая заинтересованность в обучении была модулями, где присутствовали электронные устройства. Лидировали сценарии, где подростку давали роли управленцев с высокой ответственностью. Результатами эксперимента стали высокий уровень подготовки подростков в рамках изучаемых профессий; повышение уровня в градации 6С; профессиональная определенность подростков в профессии.
учреждения дополнительного образования детей
ранняя профессиональная ориентация подростков
эколого-биологическая среда
игротека
карта мастера
навыки 6с.
1. Гайфулина Н.Г. Системный анализ профессионального самоопределения работника в зрелом возрасте // Концепт. 2013. № 1. С. 1-10.
2. Згтерева Н.А. Образовательная среда учреждения дополнительного образования как фактор их профессионального самоопределения // Педагогика и психология, теория и методика обучения. 2014. С. 88-92.
3. Основные направления развития естественнонаучной направленности дополнительного образования детей в Российской Федерации. М.: ФГБОУ ДОД Федеральный детский эколого-биологический центр (федеральный ресурсный центр), 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://new.ecobiocentre.ru/ (дата обращения: 20.03.2019).
4. Зимарева Н.А. Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей как фактор их профессионального самоопределения: дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2008. 231 с.
5. Мосунова И.М., Маскаева Т.А. Значение эколого-биологической среды в ранней профессиональной ориентации подростков (на примере детского города профессий «КидБург») // 52-е Евсевьевские чтения: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Саранск, 2-3 июня 2016 г.). Сер.: «Актуальные проблемы естественно-технологического образования» / редкол.: М.В. Лабутина, Е.А. Алямкина. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2017. С. 90-93.
6. Кондракова С.О. Опорные сигналы В.Ф. Шаталова – средство активизации творческого подхода к учебному процессу // Педагогика и психология, теория и методика обучения. Киев, 2014. С. 404-408.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Эксмо, 2017. 576 с.
8. Голинкофф Р., Хирш-Пасек К. Знать или уметь? 6 ключевых навыков современного ребенка / пер. с англ. И. Матвеевой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 368 с.

Профориентационная деятельность сегодня создается при помощи новых эффективных инструментов. Образовательные события в этом направлении охватывают детей с дошкольного возраста и открывают перспективу дальнейшего непрерывного профессионального образования личности.

В школьном возрасте основными формами профессиональной ориентации становятся профориентационное тестирование, тематические уроки и экскурсии, тренинги, стажировки [1]. Однако школа не имеет возможности подробно рассказать подросткам и старшим школьникам обо всех профессиях, погрузиться в профессионально-образовательную среду для знакомства с трудовыми действиями и выполнения исследовательских проектов. Продолжительность присутствия детей в школе и специфика образования профессиональных интересов требуют целой организации их жизнедеятельности и представления о специальностях, которая делает возможным создание условий для их многостороннего развития и самоопределения.

Законодательно определено, что дополнительная профессиональная подготовка школьников может проводиться различными путями, в том числе через систему дополнительного образования детей, которая рассматривается как паритетная сфера общего образования, обеспечивающая его целостность [2, 3].

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей (далее УДОД) как нельзя лучше соответствует данным требованиям [4]. Воспитаннику УДОД дается шанс воспользоваться ресурсами и возможностями образовательной среды для того, чтобы он мог раскрыть свой «образ Я», взращивал дарование к поиску собственного профессионального и социального самоопределения.

Дополнительное образование открывает обширное пространство самореализации личности, развивает ее когнитивный интерес в самых различных областях, помогает изучать новыми и старыми способами деятельности, предоставляет в процессе занятий возможность самоопределиться, познакомиться с рядом специальностей, профессий и областей деятельности, обрести опыт социализации, проектной, исследовательской и трудовой деятельности.

Недавно в России появилась быстро развивающая сеть детских городов профессий «КидБург». Основные задачи, которые ставит перед собой руководство, – это помочь детям в ранней профессиональной ориентации, научить детей самостоятельно делать выбор, обучить их распоряжаться финансами [5]. Помимо всего прочего, данный детский центр помогает детям понять значимость таких непопулярных в России профессий, как дворники, фермеры, шахтеры, сортировщики мусора, агрономы, а также профессий, связанных со сферой ЖКХ и т. д. В игровой форме до детей доносят такую важную истину, что плохих профессий не бывает, что каждая профессия очень важна для нашего современного мира.

Целью настоящей работы является изучение значения эколого-биологической среды в ранней профессиональной ориентации подростков (на примере детского города профессий «КидБург»).

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) разработать комплекс многоуровневых, модульных образовательных программ, направленных на расширение возможностей выбора образовательных маршрутов и становление профессионального самоопределения воспитанников;

2) экспериментально подтвердить эффективность разработанной модели в учреждении дополнительного образования.

Материалы и методы исследования

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретическое исследование философской, социологической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта: социологическое исследование, констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование детей; методы количественного и статистического анализа, обобщения и систематизации данных эксперимента: метод математической обработки данных и др.

Опытно-экспериментальной базой исследования стал детский город профессий КидБург, город Нижний Новгород. В эксперименте были задействованы 30 подростков, посещавших проект в период апробации.

Эксперимент состоял из трех основных этапов.

Первый этап заключался в выборе игротеки. Игротека – это чаще всего изолированное декорированное помещение, в котором ребята обучаются азам профессий. В нашем случае это игротеки «Ферма» и «Экостанция», где четко прослеживается эколого-биологическое направление. В игротеке «Ферма» реализовывались сценарии «Агроном», «Фермер», «Технолог консервного производства». В «Экостанции» преподавались направления «Эколог-лаборант», «Служба клининга», «Сортировщик мусора». Также данные игротеки выгодно отличаются от других тем, что у них бесплатное обучение для сотрудников, что дополнительно мотивирует горожан к их посещению.

На втором этапе осуществляется разработка сценария. За основу при разработке сценариев были взяты шаблоны карт мастеров (КМ) ООО «КидБург». При обучении детей применяется личностный подход, то есть педагог старается помочь каждому, поучаствовать в работе. Также обучение построено на системе опорных сигналов, разработанной педагогом В.Ю. Шаталовым [6], для ее реализации в игротеках используются демо-альбомы, игровые карточки. Нами была разработана модульная программа «Найди свое призвание. Биология. Экология. Профессия», в состав которой входили подробно описанные карты мастера. При создании КМ учитывались возрастные особенности обучаемых, а именно постоянное стремление к самореализации, развитие критического мышления, желание работать в небольших группах [7]. Также были расставлены акценты на современности оборудования, внедрении в работу «мобильности», то есть использовании гаджетов, flash-программ, планшетов и т. д. Для наибольшего привлечения подростков к новым профессиям были подняты зарплаты, так как работа, которую будут выполнять подопечные, отличается серьезностью, значимостью, высокой ответственностью.

На третьем этапе осуществлялись апробация карт мастера и получение обратной связи у подростков. Также отслеживался профессиональный рост подопечных через мобильное приложение и трудовые книжки. Для апробации каждого модуля были выбраны 3 группы детей. В каждой группе было от 1 до 2 «активистов» – «Почетные граждане». «Почетные граждане» – это дети, которые достигли карьерного роста как минимум в одной игротеке, а также выиграли конкурс на данное звание. Такие дети являются лидерами, которые активно участвуют в обучении остальных горожан. У них уже сформирован свой вектор в выборе профессий.

Хотелось бы отметить, что, помимо вышеперечисленного, были подведены итоги по росту мягких навыков по методике Роберта Михник Голинкофф, Кэти Хирш – Пасек «Знать или уметь 6 ключевых навыков современного ребенка» – работа, которая раскрывает понятие «6С» – это набор ключевых навыков, помогающих становиться мыслящими и предприимчивыми людьми: общение (communication), сотрудничество (collaboration), критическое мышление (critical thinking), содержание (content), творчество (creativity), уверенность (confidence) [8].

Результаты исследований и их обсуждение

Данные, полученные при первых опросах, показали, что детям было не очень интересно изучать особенности строения животных и растений, так как это «скучные вещи». Профессии, связанные с экологией, для обучающихся были вообще непонятны до обучения. В последнем случае свою роль сыграли родители, которые находились рядом и убеждали детей в том, что «сотрудники клининга – это непрезентабельная профессия, ее изучают только неудачники». Предвзятость взрослых и зависимость детей от мнения родителей мешали качественно провести эксперимент. Ниже представлены рисунки 1, 2, 3, на которых отображены данные изменения предпочтений в выборе профессий, а также закрепляемость материала.

Рис. 1. Результаты эксперимента. Модуль 1

Рис. 2. Результаты эксперимента. Модуль 2

На рисунках 1, 2, 3 видно, как изменилось отношение подростов к изучению профессий с эколого-биологическим уклоном, а также показано, как усвоился полученный материал. В целом можно сказать, что эксперимент удался, так как группа обучающихся показала высокие результаты при повторном опросе, а также ребята выказывали свою заинтересованность в дальнейшем продолжении изучения данных профессий. Также хотелось бы отметить высокий результат при изучении второго модуля. Цифра 100% чаще встречается, чем в остальных. Также видна «приятная» тенденция в самом сложном модуле 3, педагогам удалось перенаправить негатив и отчужденность от профессий, связанных с экологией, и в среднем на 53%.

Рис. 3. Результаты эксперимента. Модуль 3

При снятии обратной связи (ОС) выяснилось, что для подростков более трудными оказались задания, которые подразумевали под собой взаимодействие с «клиентами». На вопрос «почему?» обучаемые отвечали, что стеснялись, боялись показаться глупыми, но помощь педагога при выполнении задания спасала ситуацию. Также обучающиеся отметили более интересные для них профессии, а именно «Ветеринар» – 60% опрошенных, «Эколог-лаборант» (сценарий определения pH растворов) – 50% опрошенных, «Агроном» – 60% прошенных, «Инженер по охране труда» – 70% опрошенных. Разберем ОС более подробно относительно каждой наиболее понравившейся профессии (табл. 1).

На основании таблицы 1 можно сделать вывод о том, что подростки отдали предпочтение профессиям прикладным, где основной труд – это применение своих знаний на практике. Также хотелось бы отметить факт того, что в стремлении к самоутверждению в обществе обучающиеся также выбрали профессию «инженер», представители которой обладают властью, престижностью, по мнению подростков. В целом модели поведения характерны для данного возраста.

Таблица 1

Комментарии подростков по изученным профессиям, а также их профессиональная определенность в будущем

Профессия

Комментарии подростков, почему понравилось обучение

Свяжет ли свою жизнь с этим

Инженер по охране труда

Профессия звучит престижно; высокая значимость; уважение коллег; принимать серьезные решения; заполнение документов

60% опрошенных ответили – вероятнее всего «Да»

Агроном

Работа с настоящими растениями; можно увидеть, как развивается растение, которое посадил именно ты; мало кто умеет и знает, как сажать овощи и цветы

40% ответили четкое «Да», остальные 60% сказали, что прислушаются к мнению родителей

Эколог-лаборант

В школе еще не работали с пробирками; увлекательно и необычно; не знал(а), что при помощи лакмусовой бумаги можно определить кислотность любого раствора; узнал(а), что у каждого нашего органа свой определенный pH

70% опрошенных сказали четкое «Да»

Ветеринар

Большая ответственность за жизнь животных; любовь к животным; смог попробовать зашивать раны, оказалось – это сложно, но интересно; узнал новые породы собак и кошек

50% ответили «Да», другие 50% сомневались в ответе, так как сказали, что данная профессия очень ответственная, ведь от профессионала зависит жизнь животного

 

Если рассматривать проведенный эксперимент со стороны 6С, видно, что прогресс многих ребят закрепился на 3-м уровне (табл. 2).

Таблица 2

Уровни навыков 6С, полученные в результате эксперимента у подростков, %

Уровень

Навыки

Общение

Содержание

Критическое мышление

Творческие инновации

Сотрудничество

Уверенность

4

20

0

0

0

20

10

3

80

30

50

30

80

40

2

100

100

100

100

100

100

 

Практически все подростки к началу эксперимента находились на втором уровне в рамках данных сценариев. Из таблицы 2 видно, что благодаря правильной созданной обучающей среде, а также отличной работе команды педагогов был поднят уровень у части подростков до высочайшего. Также хотелось бы отметить, что внутри групп воспитывались свои лидеры. Об этом свидетельствовали полученные звания «почетных сотрудников» на различных игротеках, где отсутствует карьера. Также в течение года «карьеристами» из 30 стали 10 человек. В конце эксперимента все подопечные активно участвовали в обучении новых сотрудников, сами предлагали помощь малышам.

Можно ли отметить влияние эколого-биологической среды на раннюю профориентацию подростков? Бесспорно, да. Данные, полученные во время эксперимента, являются прекрасным тому доказательством. Печати в классификаторе профессий в направлении «человек – природа» также превалировали над другими профессиями у 30% участников эксперимента.

Заключение

При проведении эксперимента на территории проекта КидБург (г. Нижний Новгород) видно, что при правильной созданной среде, хорошей подготовке педагога можно раскрыть профессиональный потенциал подростка. Результатом стали качественные показатели в плане профориентационной осознанности подростков. Показателем являются ответы подростков при анкетировании, а именно процент заинтересованных подростков возрос до 84,1 ± 2%, в то время как начальное значение было на уровне 38,3 ± 2%. Данный результат был достигнут разработкой комплекса многоуровневых, модульных образовательных программ, направленных на расширение возможностей выбора образовательных маршрутов и становление профессионального самоопределения воспитанников. Наглядность материала, обустройства игротек, реквизита помогли углубить процесс изучения профессий.

Результатами эксперимента стали высокий уровень подготовки подростков в рамках изучаемых профессий; повышение уровня в градации 6С; профессиональная определенность подростков в профессии.


Библиографическая ссылка

Мосунова И.М., Маскаева Т.А., Лабутина М.В., Чегодаева Н.Д. ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО ГОРОДА ПРОФЕССИЙ «КИДБУРГ») // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28773 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674