Высказанное в прошлом веке А. Туреном мнение о том, что «открытость сегодня актуальна», можно уточнить с учетом XXI века. Открытость сегодня – новый феномен бытия в целом, важный дискурс для исследований. В любой исторической эпохе формируются особая культура, особенный разум и понимание мира. Наша эпоха, где интенсивно циркулируют люди, идеи, информация, ценности и иное, постепенно становится временем прямого общения культур, способствуя возникновению общества коммуникации. Судя по всему, мы стоим уже внутри самой открытой эпохи за весь период развития человечества.
Целью данного исследования является анализ концепта «открытость» в контексте современного профессионального образования.
Материал и методы исследования. Материалом для анализа стали современные работы экспертов в сфере образования, посвященные выработке новых стратегий развития и контента образовательных веб-сайтов. Для достижения цели мы применяли феноменологический, герменевтический и компаративный методы. В связи с тем, что изучаемый объект характеризуется сложной организацией, продуктивна методология комплексного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Проблемная ситуация, актуализирующая философский, культурологический, социальный анализ феномена открытости культуры в целом (а вместе с ней и образования), в современном мире определена специфичностью их состояния в начале XXI века. Рассматривая открытость как «сущностное имманентное свойство культуры» и подходя к анализу культуры с такой позиции, можно утверждать, что открытой является любая культура. Это именно открытая, сложноорганизованная, саморазвивающаяся система. В то же время проблема открытости изначально сопряжена с вопросами идентичности, новаций и традиций, толерантности и диалогичности. Находясь в определенном пространстве и времени, каждая культура имеет свои специфические региональные, этнические, цивилизационные, исторические и другие характеристики. В этом смысле можно заявить, что культуры открыты неравномерно; у них – разная степень открытости, и они намеренно избирают тот ее объем, который позволит им оптимально функционировать в современности [1, с. 7].
Культура и образование – тесно связанные понятия. С помощью образования человек оптимально и интенсивно входит в мир культуры и науки, осваивает ценности. «Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека … дидактическое понятие культуры – обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры» [2, с. 62].
Каким должен быть образованный человек современной исторической эпохи? Сделать прогноз по поводу тех его качеств, которые будут востребованы в ближайшем будущем, возможно только через раскрытие специфики культурно-образовательной среды современного молодого человека. А она такова, что глобализация еще сильнее набирает обороты, в том числе и в области образования. В данной работе основной интерес мы направляем на рассмотрение того, как ведет и чувствует себя образование в современную эпоху, какие проблемы влечет за собой глобализация в сфере образования и что этому способствует. Под глобализацией мы понимаем объективный процесс возрастания взаимосвязанности и взаимозависимости всех культур, происходящий в силу открытости современного мира и культуры. Актуальность обращения к этим вопросам обусловлена следующими причинами.
Во-первых, глобализация и открытость – очевидно соотносимые понятия, так как в определенном смысле глобализация означает процесс интеграции на фоне тесного взаимодействия и невозможна без режима открытости, ее постулирования.
Во-вторых, проблема открытости обостряется в эпоху глобализации в связи с тем, что она затрагивает сущностные для каждой локальной культуры вопросы сохранения традиций, транспарентности, готовности к всесторонней и интенсивной коммуникации и др.
Мы наблюдаем, как уже трансформированная культура заявляет о своих новых нуждах, требующих новых технологий, поскольку «каждый век находит свои технологии» (Дж. Поллок). Современный «век доступа» (Дж. Рифкин) использует преимущества Интернета, который стал открытым пространством для обмена знаниями, информацией и опытом разного рода, инновациями, выяснения областей общего интереса и дальнейшего сотрудничества между регионами в разных сферах. И, на наш взгляд, ключевым постулатом становится идея о том, что вся культура есть открытая платформа. То же самое можно сказать сегодня и об образовании.
Атрибут «открытый» стал одним из самых востребованных. В разных уголках мира проходят форумы и конкурсы чего-нибудь непременно «открытого»: фокус – на центральном нарративе открытости – открытой музыки, образования и т.д. Их цель – дать возможность идеям и проектам показать пути, способы, какими наука, образование, творчество и иное оперируют в современных опытах и взаимодействиях людей, предъявить все разнообразие культурных и образовательных практик. Впервые возникло по-настоящему глобальное, общественное, интерактивное, коммуникационное пространство, доступное для большей части населения мира. Интернет открыл неисчерпаемый источник различных материалов, ресурсов и возможностей для изучения и обучения. Такого беспрепятственного доступа к информации разного рода прежде не было никогда. И скорость ее распространения только возрастает.
В ситуации, когда в форме Интернета мы фактически переживаем массовую революцию в коммуникациях, необходимо вовремя корректировать стратегии во всех областях жизни (в частности, в сфере образования), чтобы не оказаться под «снежной лавиной», по меткому выражению М. Барбера («Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция»). Тесная всеобщая связанность в электронном формате как новое для мира явление поставила перед миром потенциальные проблемы совершенно нового типа и масштаба. Скорость изменения технологий настолько высока, что «сегодня мы готовим учеников к профессиям, которые пока не существуют, и к использованию технологий, которые еще не изобретены, чтобы решить проблемы, которые мы пока даже не считаем проблемами» [3, с. 43].
Мир прогнозируемого будущего специалисты описывают акронимом VUCA (в нем будет больше изменчивости-нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и двойственности-неоднозначности (ambiguity)). Мир действительно становится все сложнее прогнозировать и регулировать. Любые прогнозы, в нашем случае связанные с образованием, так или иначе будут не точными. Какими будут цели будущего образования, программы и методы, невозможно спрогнозировать, опираясь только на тенденции последних лет. Именно поэтому ведущие эксперты в области образования предлагают разработать такое гибкое руководство, которое поможет обучающимся стать разносторонними настолько, чтобы преуспеть вне зависимости от того, как быстро будет меняться наш непредсказуемый мир. Для такой разносторонности в IBM 8 придумали образ «Т-образного человека» – способного двигаться одновременно вглубь (глубина компетенций) и вширь (широта знаний) [3, с. 38–39].
Часто цитируемое в статьях мнение М. Ноулза о том, что главная задача образования – это «подготовка компетентных людей, таких, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни» [4, с. 43] – находит свой отзвук в современной идее всевозрастного образования («экономика пожилых», дискурс «LLL – life-long learning») в условиях вука-мира.
Новой моделью трансляции знания становятся форсайты. Для того чтобы сформулировать приоритеты в различных сферах жизни (общество, наука, экономика, образование, технологии и т.д.) и систематически оценивать перспективы их развития на долгосрочной основе, форсайт признан самым эффективным современным методом. Цель проектов – определить стратегическое направление относительно новых технологий, способных в будущем принести максимально возможные блага социально-экономического характера.
В контексте нашей дискуссии особый интерес представляет работа «Четырехмерное образование» – результат коллективного труда более 2000 педагогов со всего мира, участвовавших в форсайт-сессиях и конференциях, проводимых Центром перепроектирования учебных программ (Гарвард). Этот открытый, весьма убедительный и многоплановый разговор происходит по одной причине – исследовать одну из ключевых проблем современного общества: каким образом изменить систему образования, чтобы эффективно реагировать на глобальные потребности и вызовы XXI века. По сути, того мира, для которого была разработана система образования, больше нет; более того, новая система, которую разрабатывают сегодня, устареет еще быстрее с учетом скорости технологических изменений. Специалисты из Гарварда советуют перестраивать образовательную программу с мыслью о неизбежности перемен, растить учеников гибкими и разносторонними. Предложенная модель решения этого вопроса, позволяющая образовательной программе одновременно соответствовать реалиям современного мира и ориентироваться на изменчивое будущее, нацелена на знания (что ученики знают и понимают), навыки (как они используют эти знания), личность (как они ведут себя и чем занимаются) и мета-обучение (как они размышляют и адаптируются к миру, продолжая учиться и расти для достижения своих целей) [3, с. 24–25].
С. Винтер подчеркивает, что в эпоху роботов и искусственного интеллекта учить и учиться надо по-другому, «акселерация технологий и информационный взрыв породили срочную необходимость переосмыслить систему образования, традиционно основанную на учебном материале». Нужно начать с понимания того, как меняются потребности современного общества и работников, и сделать «большой скачок в области образования, чтобы развить глубокие компетенции, включающие актуальные современные знания». Директор центра открытых инноваций Cisco Systems К. Райт призывает насыщать образовательную программу «питательными веществами прогресса – теми, с которыми наши дети столкнутся в своей карьере и жизни», обогатить ее «точными междисциплинарными конструктами, которые научат их думать, учиться, синтезировать информацию и критически рассуждать» [3, с. 4–5].
Открытость нынешнего образовательного пространства, по нашему мнению, способствовала появлению нового тренда в образовании XXI века – «smart education», во многом объясняющего новую стратегию развития современного образования. Главная особенность этой стратегии – максимальная доступность знаний для большого количества людей. В открытых образовательных ресурсах размещаются материалы, и за счет их активного использования создается новая мотивация к получению знаний. «Smart education – это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе …. smart education создает условия для получения максимально высокого уровня образования, соответствующего возможностям и потребностям современного мира, помогает учащимся адаптироваться в условиях стремительно изменяющейся среды» [5, с. 10]. Подобная система обучения ориентирована на студентов XXI века и значительно увеличит их возможности, позволит перейти от унифицированного обучения к индивидуальному, что становится все более актуальным требованием при обучении студентов. Знания должны стать «диверсифицированными», обучение должно развивать творческое мышление. Такая модель образования позволит уйти «от пассивного контента к активному, интерактивному, онлайновому. Позволит создать условия синхронизированной доставки знаний, что обеспечит такое качество образования, которое будет удовлетворять студентов» [5, с. 10]. По прогнозам специалистов, смарт-образование будет развиваться высокими темпами. Обучение постепенно выходит за пределы класса, а если проходит в нем, то должно быть организовано с помощью действительно современных технологий и средств, с задействованием всей онлайн-среды, социальных сетей в том числе.
Министр образования, науки и технологии Кореи Д.Х. Ли объяснил выбор правительственной стратегии в масштабах всей страны поддержать рынок с открытым контентом разнообразного обучающего материала тем, что все пользователи получают доступ к образовательным ресурсам высокого качества по низкой цене [6]. Компании, специализирующиеся на смарт-технологиях в образовании, подобные UK Smart Education (г. Манчестер), прописывают в своих миссиях цель – сделать образование университетского уровня открытым и доступным для всех (для местных и зарубежных студентов). Главная идея – обеспечить обучающихся максимально лучшей онлайн образовательной средой с использованием умного образования с интерактивными технологиями [7].
Набирающие популярность курсы-онлайн Massive Open Online Courses (MOOCs) открывают всему миру сегодня открыты ведущие университеты мира в виде лекций опытных преподавателей. Из этих ресурсов любой может сделать выбор программ и курсов и сочетать их согласно своим потребностям, что, по мнению М. Барбера, позволяет гораздо быстрее достичь целей своего образования, чем с помощью традиционных университетов. Отсутствие возможности обучаться в элитном учебном заведении может обернуться освоением знаний с помощью открытых онлайн-ресурсов. Бесплатные, доступные и разработанные для обучения большого числа людей MOOC курсы – это то, что, по мнению Д. Гланса, куратора сотрудничества между Университетом Западной Австралии и Стэнфордом по разработке мобильной версии MOOCs, «происходит в нужное время, в нужном месте, и аудитория теперь готова к такому виду обучения» [8, с. 173].
Появляются Открытые университеты, онлайн-университеты и платформы. Конкуренция в образовательной среде ужесточается. Традиционные учебные заведения лишаются «монополии на выражение идей в виде учебных курсов …. выдачу дипломов и т.д. …. 68% руководящих чиновников в сфере образования за рубежом считают, что онлайн-обучение благодаря технологиям, дизайну, статусу преподавателей не уступает по эффективности традиционному обучению в классе или даже превосходит его по качеству» [8, с. 201].
Становится очевидным, что характер преподавания и обучения в высшем учебном заведении подлежит радикальному пересмотру. Рамки статьи не позволяют подробно обсудить разнообразие существующих точек зрения (подчас полярных) на то, что менять в образовании и как, предлагающихся траекторий обучения, методов и приемов, однако важно провести параллель между актуальными тенденциями в зарубежном и российском образовании.
Россия стремится стать открытым, инновационным, прогрессивным, транспарентным и толерантным государством. Это притом, что с открытостью, прозрачностью и толерантностью у нас исторически не всегда было все в порядке. Наша расположенность к состоянию закрытости часто брала верх над здравым смыслом. Мы «прорубали окно в Европу», снова ставили «железный занавес», потом его слегка приподнимали; теперь ситуация требует кардинально открыться миру. Сегодня мы часто слышим в речи слова «открытый», «транспарентный», что подтверждает, что страна меняет курс. Закрытое сегодня – несинергийно, механистично, некреативно; мир в его реальном бытии требует развития, синергии, общения, перехода формата диалога на глобальный уровень и креативности.
Согласимся, что «именно унаследованная от Советского Союза культурная закрытость вместе с очень неудачным размером национального рынка (он достаточно большой, чтобы на нем можно было долго расти, но слишком маленький для самодостаточности, позволяющей вырасти до конкурентоспособности с глобальными игроками) не позволила российским компаниям последних технологических волн стать глобальными лидерами и превратиться в транснациональные корпорации. И этим же объясняется то, что родиной основных транснациональных корпораций стали США, рынок которых составляет около 40% мирового (российский – меньше 2%)» [9, с. 12]. Каким образом составить реальную конкуренцию странам, которые на протяжении многих лет развивали свое открытое общество и культуру? И какая роль в достижении этой цели отводится образованию? Как регулировать национальный, а сегодня все в большей степени становящийся глобальным сектор образования?
В докладе «Развитие навыков для инновационного роста в России» анализируются проблемы дефицита навыков в российской экономике. Дефицит навыков и компетентностей ограничивает инновационный рост российской экономики; на каждом уровне системы образования разрыв между востребованными и имеющимися навыками увеличивается, а во время трудовой деятельности становится еще более существенным.
Вопрос становится ключевым в момент, когда нужно делать прорыв в экономике, и не только: «Каких навыков российским компаниям, особенно инновационным, сегодня не хватает?» По результатам проведенного экспертами ВШЭ исследования сделан вывод о том, что, «помимо адекватных профессиональных (технических) навыков, российским компаниям остро не хватает когнитивных навыков высокого порядка (например, навыков решения проблем, принятия нестандартных решений), а также социальных и поведенческих навыков (например, умения работать с людьми, способности сотрудничать с другими) …. Инновационные фирмы заинтересованы в комбинациях навыков («открытый креативный руководитель», «специалист-коммуникатор» и «инициативный и креативный рабочий» и т. д.), которых сейчас не хватает на рынке труда [10, с. 44]. Проблема усугубляется тем, что система образования в целом «не ориентирована на формирование когнитивных навыков высокого порядка и социальных навыков, необходимых компаниям … Обучение в вузах не позволяет в полной мере развить навыки, необходимые для трудовой деятельности» [10, с. 11–12].
Вывод – прививать навыки, которые пригодятся студентам вне зависимости от выбора профессии, потребуются в профессиях нового поколения: soft skills: решение проблем, коммуникация, лидерство, командная работа, креативность, открытость и ориентация на развитие, осознанность, жизнестойкость, решительность, эмпатия, готовность к сложному обществу стратегической неопределенности [11].
Некоторые сдвиги мы уже наблюдаем в нашей действительности. Новый проект Министерства образования и науки – проект Российской национальной платформы «Открытое образование». Современная образовательная платформа, учрежденная элитными университетами (среди которых – МГУ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ ВШЭ и др.), предлагает курсы онлайн по базовым дисциплинам, которые изучаются в университетах России. В миссии платформы прописано создание и продвижение «открытого образования как нового элемента системы высшего образования в России, который будет способствовать повышению доступности и качества образования» [12].
Глобальный проект развития российского образования образцово представлен в Программе развития Северо-Западного института управления РАНХиГС «Форсайт образования 2035. Стратегические ориентиры: взгляд в будущее образования в 2035 год» на веб-сайте вуза (дизайн сайта, контент, его логика и подача вызывают уважение) [13]. Созданный при поддержке правительства Фонд развития интернет-инициатив выполняет функцию оказания помощи в строительстве глобального быстрорастущего бизнеса [14]. Ключевые изменения в системе образования, элементы новой системы и отмирающие форматы, форсайты образования обсуждаются в Сколково, представлены в докладах Global Education Futures [11, 15].
Умение создавать отношения научного партнерства и сотрудничества с университетами и учреждениями как внутри своей страны, так и за рубежом становится все более важным. Только в этом случае «университеты могут быть влиятельны в мировом масштабе» [8, с. 189]. Режим открытости становится актуальным как никогда.
Заключение. Таким образом, со всей очевидностью открытость образования стала для кого-то новой, но для всех актуальной ценностью, смыслом, эпистемой современности, центральным нарративом. Закрытое – недиалогично, некреативно, не обладает жизнеспособностью. Самым существенным в развитии современного образования становится смещение в сторону все большей открытости, и концепт «открытость образования» актуализируется в значительной степени.
Открытость способствует возникновению множества альтернативных возможностей для современных обучающихся. Локальные учебные заведения, постепенно становясь частью глобальных структур, больше не смогут действовать только в рамках национальных систем образования. Они с необходимостью начнут сотрудничать, конкурировать, сопоставлять достижения своих научных сотрудников с мировыми достижениями. Встраиваться в этот новый открытый мир необходимо. Сомнительно, что какая-то одна модель развития станет успешной. Открытость уничтожает монотонные ритмы (они в современном контексте негуманны), а значит, ключевым принципом станет разнообразие.
Библиографическая ссылка
Кораблина М.В., Филяровская Н.И., Бабушкина О.Н. АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ОТКРЫТОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28760 (дата обращения: 02.11.2024).